РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Потапенко Л.М. Ильинская церковь Чернигова – уникальная достопримечательность домонгольского периода древней Руси. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://risu.org.ua. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2011 г.

 

 

Л.М. Потапенко

Ильинская церковь Чернигова –

уникальная достопримечательность домонгольского периода древней Руси

 

Она положила начало развитию тридильного типа храмов в украинской каменной архитектуре ХІІІ–ХVІІІ веков. Но летописные источники не упоминают времени возведения церкви, потому среди исследователей нет единого мнения о времени ее основания. Критерием датирования достопримечательности является анализ ее архитектуры, строительной техники и материала. И все же большинство исследователей относят строительство Ильинской церкви к концу ХІ века. На сегодняшний день она является единственным уцелевшим строением такого типа из архитектуры древней Руси, рассказывает наш черниговский корреспондент Любовь ПОТАПЕНКО.

 

… Когда преподобный Антоний из Любеча (недалеко от Чернигова), основатель монашества на Руси, в 1069 году прибыл из Киева в Чернигов, то полюбил себе Болдину гору и там поселился («возлюби Болдиню гору, ископав пещеру, ту сия всели»). В том же году черниговский князь Святослав Ярославович построил над пещерой Антония деревянный храм в честь святого пророка Ильи. Так возник Ильинский монастырь. Через три года Антоний вернулся в Киев, а монастырь продолжал жить и развиваться. И где-то в середине XII века черниговские зодчие возвели вместо деревянной небольшую каменную тридильную однобанную церковь, которая сохранилась доныне.

Во время монголо-татарського погрома Чернигова в 1239 году нападающие разрушили наземные монастырские сооружения и поубивали монахов, которые спрятались в пещерах. Монастырь пустовал вплоть до середины XVII века. В 1649 году монастырь восстановлен средствами черниговского полковника Степана Пободайла, героя Хмельнитчины. Убитый в бое под Старым Быховом в 1654 году полковник был похоронен в восстановленной им Ильинский церкви.

Уже тогда монастырь был выдающимся центром церковного занятия живописью. Ведущим художником здесь считался выходец из Волыни Григорий Лубенский, в монашестве Геннадий. В 1654 году он написал одно из самых выдающихся произведений украинской иконописи XVII века – икону Божьей Матери для Ильинского монастыря, которая впоследствии прославилась чудом в 1662 году. Чудотворная икона в эпоху Руины вызывала большой наплыв паломников, потому архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) решил значительно расширить монастырь, перенеся его на вершину соседней горы. По проекту архитектора из Вильно Й.-Б.Зауера был построен монументальный тринавовый семиверхий Троицкий собор. В его главной бане до 1805 года была надпись: «В рок 1679 апріля в послідний день Храм сей свят зачатий, 17 літ здася. Совершися року 1695 коштом ясневельможного его милости пана Іоанна Мазепи гетмана войска запорожского». В 1677-79 годах рядом была построена Введенская церковь с трапезной и корпусы келий. Тогда же был оформлен и упорядочен пещерный комплекс уже Троицко-Ильинского монастыря, который состоял, кроме названных наземных храмов, из нескольких ярусов подземных галерей, часовни, келий и трех подземных тридильных церквей: преподобного Антония, преподобного Феодосия и святого Николая, князя черниговского (Николая Святоши). Здесь же обустроен открытый склеп с костями монахов, убитых татарами в 1239 году.

Итак на сегодняшний день на западной части Болдиной горы в Чернигове, над заводью левого притока Днепра – Десны, в окружении древнерусских курганов возвышается величественный ансамбль Троицко-Ильинского монастыря, а у подножия горы размещается маленькая Ильинская церковь, которая является самой древней достопримечательностью этого монастырского ансамбля. Сначала она выполняла функции крестильни и была тридильной, однобанной, миниатюрных размеров, состояла из прямоугольных бабинца, нефа и полукруглой апсиды. С запада к бабинцу прилегал небольшой притвор.

Современный вид Ильинской церкви – результат перестроек ХVІІ – ХVІІІ веков. Во время монголо-татарського нашествия (в 1239 г.) церковь испытала разрушения. В конце ХVІ века ее стены были увенчаны карнизом. Над апсидой и бабинцем построили небольшие бани, и церковь превратилась в трехбанную. С юга до апсиды пристроили ризницу. Существенные перестройки достопримечательность испытала и в середине ХVІІ века: вместо разобранного притвора возведен большой граненый объем, который значительно увеличил площадь храма. Построен многоярусный верх над центральной баней. Разобрана баня над старым бабинцем и возведена новая над пристройкой. И в результате этих перестроек достопримечательность приобрела черты стиля украинского барокко. Внешне и внутри храм поштукатурен и побелен.

В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего пространства. Главной особенностью архитектуры интерьера является использование элементов византийской крестово-купольной системы с бесстолпной композицией храма, что характерно для деревянного зодчества. К сожалению, древний декор интерьера потерян. Не сохранились ни фрески, ни пол из керамических плиток. Сохранился лишь иконостас 1774 года в стиле рококо, в котором интерпретирован коринфский ордер.

Отреставрирована Ильинская церковь по проекту архитектора М.М. Говденко в 70-е годы ХХ века. К северо-западу от достопримечательности в 1908 – 1910 годах построили трехъярусную колокольню типа “восьмерик на четверне”. Нижняя двухъярусная четверня каменная, верхний восьмерик – деревянный. Венчает колокольню двухъярусная баня барокових абрисов. С 1967 года доныне Ильинская церковь входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника “Чернигов древний” и является его музеем.

Тяжелой и трагической является судьба пещерного комплекса Троицко-Ильинского монастыря, который и до сих пор полностью не исследован. Не обходили его в течение веков не только войны, но и коммунистические новостройки. В частности, когда в 1984-85 годах при строительстве помпезного монумента в честь советской победы во Второй мировой войне на Болдиной горе в почву забивали железобетонные сваи, в результате чего в сводах пещерных ходов и церквей появились опасные трещины. Ситуацию ухудшил и намыв песку в заводи Десны (район Лисковици), и создание неподалеку искусственного озера, и строительство коттеджей почти у подножия Ильинской церкви и пещерного комплекса. По мнению специалистов, неразумное изменение инженерно-геологической ситуации, в конечном итоге, может привести и к катастрофе.

В спасении нуждается и трехсотлетний дуб, который своим корнем держит купол наивысшей в Европе подземной церкви святого Феодосия. Срубать дерево нельзя: Черниговские пещеры святого Антония без него могут обвалиться. А это четыре каменных подземных храма. Подземная церковь Феодосия – достопримечательность не только архитектуры, но и акустического искусства. Она наивысшая из всех подземных церквей Европы – почти 9 метров. Это классический храм украинского барокко, опущенный под землю неизвестным архитектором. Посадили над ней дуб умышленно или он там рос на период начала строительства – неизвестно. Но за триста лет церковь и дуб крепко срослись. Когда же дерево начало стареть и трухлеть – треснул ствол, ветер свалил половину ветвей. Однако срубать дуб нельзя – тысячи мелких корешков сразу приведут к пещерам воду, и пещеры начнут замокать. Суглинки, в которых они выкопаны, очень плохо выдерживают влагу. Эти почвы превращаются в настоящий кисель, и своды пещер могут обвалиться.

Кроме корней пещеры и дубы связывает древняя легенда. На одном из них «работал» прототип Соловья-разбойника – вор Малей. Правда, угомонил его не черниговский богатырь Илья Муромец. По преданию, страшного разбойника из черниговской околицы, которого никто не мог одолеть, укротил святой Антоний. Отец русского монашества, который пришел в эти леса, обратил разбойника в христианство: тот принял постриг и стал монахом.

Когда-то на Болдиных горах росло больше сотни дубов. В настоящий момент не насчитаешь и десятка. Маленькие саженцы уничтожают домашние козы, а старые деревья – время я и местные вандалы. Чтобы подземная церковь не обвалилась, дуб над ней стянут металлическим прутом, а дупла зальют бетоном, однако такого «лечения» не хватит надолго. Поэтому руководство музея заботится о том, как продлить жизнь дереву и надеется на совет ученых.

 

  

 

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский