РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Она положила начало развитию тридильного типа храмов в украинской каменной архитектуре ХІІІ–ХVІІІ веков. Но летописные источники не упоминают времени возведения церкви, потому среди исследователей нет единого мнения о времени ее основания. Критерием датирования достопримечательности является анализ ее архитектуры, строительной техники и материала. И все же большинство исследователей относят строительство Ильинской церкви к концу ХІ века. На сегодняшний день она является единственным уцелевшим строением такого типа из архитектуры древней Руси, рассказывает наш черниговский корреспондент Любовь ПОТАПЕНКО.
… Когда преподобный Антоний из Любеча
(недалеко от Чернигова), основатель монашества на Руси, в 1069 году прибыл из
Киева в Чернигов, то полюбил себе Болдину гору и там поселился («возлюби
Болдиню гору, ископав пещеру, ту сия всели»). В том же году черниговский князь
Святослав Ярославович построил над пещерой Антония деревянный храм в честь
святого пророка Ильи. Так возник Ильинский монастырь. Через три года Антоний
вернулся в Киев, а монастырь продолжал жить и развиваться. И где-то в середине
XII века черниговские зодчие возвели вместо деревянной небольшую каменную
тридильную однобанную церковь, которая сохранилась доныне.
Во время монголо-татарського погрома Чернигова в 1239 году нападающие разрушили
наземные монастырские сооружения и поубивали монахов, которые спрятались в
пещерах. Монастырь пустовал вплоть до середины XVII века. В 1649 году монастырь
восстановлен средствами черниговского полковника Степана Пободайла, героя
Хмельнитчины. Убитый в бое под Старым Быховом в 1654 году полковник был
похоронен в восстановленной им Ильинский церкви.
Уже тогда монастырь был выдающимся центром церковного занятия живописью.
Ведущим художником здесь считался выходец из Волыни Григорий Лубенский, в
монашестве Геннадий. В 1654 году он написал одно из самых выдающихся
произведений украинской иконописи XVII века – икону Божьей Матери для
Ильинского монастыря, которая впоследствии прославилась чудом в 1662 году.
Чудотворная икона в эпоху Руины вызывала большой наплыв паломников, потому
архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) решил значительно расширить
монастырь, перенеся его на вершину соседней горы. По проекту архитектора из
Вильно Й.-Б.Зауера был построен монументальный тринавовый семиверхий Троицкий
собор. В его главной бане до 1805 года была надпись: «В рок 1679 апріля в
послідний день Храм сей свят зачатий, 17 літ здася. Совершися року 1695 коштом
ясневельможного его милости пана Іоанна Мазепи гетмана войска запорожского». В
1677-79 годах рядом была построена Введенская церковь с трапезной и корпусы
келий. Тогда же был оформлен и упорядочен пещерный комплекс уже
Троицко-Ильинского монастыря, который состоял, кроме названных наземных храмов,
из нескольких ярусов подземных галерей, часовни, келий и трех подземных
тридильных церквей: преподобного Антония, преподобного Феодосия и святого
Николая, князя черниговского (Николая Святоши). Здесь же обустроен открытый
склеп с костями монахов, убитых татарами в 1239 году.
Итак на сегодняшний день на западной части Болдиной горы в Чернигове, над
заводью левого притока Днепра – Десны, в окружении древнерусских курганов
возвышается величественный ансамбль Троицко-Ильинского монастыря, а у подножия
горы размещается маленькая Ильинская церковь, которая является самой древней
достопримечательностью этого монастырского ансамбля. Сначала она выполняла
функции крестильни и была тридильной, однобанной, миниатюрных размеров,
состояла из прямоугольных бабинца, нефа и полукруглой апсиды. С запада к
бабинцу прилегал небольшой притвор.
Современный
вид Ильинской церкви – результат перестроек ХVІІ – ХVІІІ веков. Во время
монголо-татарського нашествия (в 1239 г.) церковь испытала разрушения. В конце
ХVІ века ее стены были увенчаны карнизом. Над апсидой и бабинцем построили
небольшие бани, и церковь превратилась в трехбанную. С юга до апсиды пристроили
ризницу. Существенные перестройки достопримечательность испытала и в середине
ХVІІ века: вместо разобранного притвора возведен большой граненый объем,
который значительно увеличил площадь храма. Построен многоярусный верх над
центральной баней. Разобрана баня над старым бабинцем и возведена новая над
пристройкой. И в результате этих перестроек достопримечательность приобрела
черты стиля украинского барокко. Внешне и внутри храм поштукатурен и побелен.
В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего
пространства. Главной особенностью архитектуры интерьера является использование
элементов византийской крестово-купольной системы с бесстолпной композицией
храма, что характерно для деревянного зодчества. К сожалению, древний декор
интерьера потерян. Не сохранились ни фрески, ни пол из керамических плиток.
Сохранился лишь иконостас 1774 года в стиле рококо, в котором интерпретирован
коринфский ордер.
Отреставрирована Ильинская церковь по проекту архитектора М.М. Говденко в 70-е
годы ХХ века. К северо-западу от достопримечательности в 1908 – 1910 годах
построили трехъярусную колокольню типа “восьмерик на четверне”. Нижняя
двухъярусная четверня каменная, верхний восьмерик – деревянный. Венчает
колокольню двухъярусная баня барокових абрисов. С 1967 года доныне Ильинская
церковь входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника
“Чернигов древний” и является его музеем.
Тяжелой и трагической является судьба пещерного комплекса Троицко-Ильинского
монастыря, который и до сих пор полностью не исследован. Не обходили его в
течение веков не только войны, но и коммунистические новостройки. В частности,
когда в 1984-85 годах при строительстве помпезного монумента в честь советской
победы во Второй мировой войне на Болдиной горе в почву забивали железобетонные
сваи, в результате чего в сводах пещерных ходов и церквей появились опасные
трещины. Ситуацию ухудшил и намыв песку в заводи Десны (район Лисковици), и
создание неподалеку искусственного озера, и строительство коттеджей почти у
подножия Ильинской церкви и пещерного комплекса. По мнению специалистов,
неразумное изменение инженерно-геологической ситуации, в конечном итоге, может
привести и к катастрофе.
В спасении нуждается и трехсотлетний дуб, который своим корнем держит купол
наивысшей в Европе подземной церкви святого Феодосия. Срубать дерево нельзя:
Черниговские пещеры святого Антония без него могут обвалиться. А это четыре
каменных подземных храма. Подземная церковь Феодосия – достопримечательность не
только архитектуры, но и акустического искусства. Она наивысшая из всех
подземных церквей Европы – почти 9 метров. Это классический храм украинского
барокко, опущенный под землю неизвестным архитектором. Посадили над ней дуб
умышленно или он там рос на период начала строительства – неизвестно. Но за
триста лет церковь и дуб крепко срослись. Когда же дерево начало стареть и трухлеть
– треснул ствол, ветер свалил половину ветвей. Однако срубать дуб нельзя –
тысячи мелких корешков сразу приведут к пещерам воду, и пещеры начнут замокать.
Суглинки, в которых они выкопаны, очень плохо выдерживают влагу. Эти почвы
превращаются в настоящий кисель, и своды пещер могут обвалиться.
Кроме корней пещеры и дубы связывает древняя легенда. На одном из них «работал»
прототип Соловья-разбойника – вор Малей. Правда, угомонил его не черниговский
богатырь Илья Муромец. По преданию, страшного разбойника из черниговской
околицы, которого никто не мог одолеть, укротил святой Антоний. Отец русского
монашества, который пришел в эти леса, обратил разбойника в христианство: тот
принял постриг и стал монахом.
Когда-то на Болдиных горах росло больше сотни дубов. В настоящий момент не
насчитаешь и десятка. Маленькие саженцы уничтожают домашние козы, а старые
деревья – время я и местные вандалы. Чтобы подземная церковь не обвалилась, дуб
над ней стянут металлическим прутом, а дупла зальют бетоном, однако такого
«лечения» не хватит надолго. Поэтому руководство музея заботится о том, как
продлить жизнь дереву и надеется на совет ученых.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский