РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Пуцко В.Г. Черниговский Спас: результаты и перспективы изучения. Все права сохранены.
Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: http://my.chernigov.net. Все права сохранены.
В.Г. Пуцко
ЧЕРНИГОВСКИЙ СПАС: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
начали изучать как исторический памятник с 1920-х гг. За истекшие десятилетия
прояснились многие страницы его прошлого, но существуют также и вопросы, не
получившие удовлетворительного решения в специальной литературе. Настало время
для оценки сделанного и для конкретизации дальнейших изысканий.
В статье И. В. Моргилевского
"Спасо-Преображенский собор в Чернигове по новым исследованиям"
(1928) было отмечено, что северная башня не связана с корпусом храма, а также
аргументирован вывод о функциональном назначении трех-апсидной пристройки; по
заключению исследователя, своды храма конхи апсид надстроены во второй половине
XVIII в., но в прежних формах, конструкция же межзтажных перекрытий боковых
нефов представляла деревянный настил на четырех балках прямоугольного сечения,
положенных поперек, немного выше перемычек окон нижнего ряда.
Одновременно с указанной статьей был напечатан
отчет Н. Е. Макаренко "Возле Черниговского Спаса (Археологические
исследования 1923 г.)", содержащий сообщение об обнаруженных, примыкавших
некогда к собору крещальне и двух одноапсидных часовнях-приделах, служивших
усыпальницами, сооруженных, по" заключению ученого, во время строительства
храма или вскоре после его возведения. Более обстоятельно итоги работ, проведенных
в 1923 г., изложены Н. Е. Макаренко в его книге "Черниговский Спас
(Археологические исследования 1923 г.)"- (Киев, 1929). Здесь, в частности,
опубликованы все вещевые находки и приведены наблюдения над остатками древней
росписи. Обстоятельность изложения и тщательность документации (включающая
фотосъемку) делают это издание незаменимым пособием при изучении одного из
лучших памятников византийско-русского церковного зодчества первой половины XI
в. Заслугой Н. Е. Макаренко является и воссоздание истории Черниговского Спаса,
позволившее ему утверждать, что разрушение собора (незначительное) имело место
не в XIII в., а в результате пожара 1750 г. Специальная статья Н. Е. Макаренко
посвящена фреске с изображением св. Феклы: "Древнейшая стенопись княжеской
Украины" ("Україна", 1927, Кн. 1-2).
Работы по исследованию Черниговского Спаса были
продолжены только в послевоенный период. В книге К. Н. Афанасьева
"Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими" (М., 1961)
приведены соразмерности в плане и в разрезе сооружения и указано на известную
внутреннюю противоречивость его типологической схемы. Суммарные характеристики
Спасо-Преображенского собора содержатся в очерках Ю. С. Асеева и в статье Г. Н.
Логвина.
Н. В. Холостенко, посвятивший много лет изучению
черниговских памятников архитектуры, успел опубликовать по материалам
Спасо-Преображенского собора статьи, посвященные беломраморной капители,
оформлению стен декоративно-орнаментальными выкладами и серебряному ковчежцу с
мощами, обнаруженному под древним престолом. С именами Н. В. Холостенко и М. М.
Говденко связаны исследовательские и ремонтно-восстановительные работы,
сопровождавшиеся закладкой шурфов. Результаты изысканий вошли в литературу
далеко не в полном своем объеме. Заслугой этих исследователей является
освобождение от кладки, закрывавшей наполовину шиферные рельефы парапетов хор,
начало чему было положено Н. Е. Макаренко в 1923 г.
В контексте начального периода развития
древнерусского зодчества Спасо-Преображенский собор в Чернигове был осмыслен в
работах А. И. Комеча и П. А. Раппопорта. Последнему принадлежит и сводка
документальных данных о сооружении, отражающая состояние его изученности
(Русская архитектура X-XIII вв./Каталог памятников.- Л., 1982, № 55). Таковы
результаты изучения памятника, первое исследование которого начато А. М.
Павлиновым в 1882 г., продолжено Н. Е. Макаренко в 1923 г., а позже - Н. В.
Холостенко и М. М. Говденко (1966-1969 гг.). В 1972 г. охранные
архитектурно-археологические исследования вел А. А. Карнабед. Но изучение в
целом остается не законченным.
По заключению Н. Е. Макаренко, как было сказано,
открытые им часовни-приделы возведены в эпоху сооружения собора, причем
северная даже одновременно с ним, а южная - несколько позже. Известно, что первая
была посвящена Покрову Богородицы, а вторая - Трем Святителям. Если посвящение
первоначальное, то северный придел вряд ли мог возникнуть ранее 1160-х гг.,
когда на Руси установлен сам праздник Покрова. Случаи пристройки
часовен-приделов к алтарным апсидам (но с примыкающими к ним галереями) в
древнерусской практике относятся именно к XII в. Размер кирпича,
использованного при строительстве приделов (29,5X19,5X6 см и 30X20X6- 5 см),
отличается от применявшегося при сооружении Спасо-Преображенского собора в XI
в. (от 38X28X2,5 см до ЗЗХ Х22-21X3,5 см). Вследствие этого вопрос о времени
пристройки приделов остается открытым и требует для своего решения
дополнительных данных.
Остатки пяти разновременных полов в соборе были
обнаружены уже в 1923 г. Первоначальный пол состоял из шиферных плит с
врезанным в них рисунком, заполненным мозаикой. Реконструировать его общую
композиционную схему - дело будущего. Один из ее элементов - концентрические
круги, образованные переплетающимися широкими полосами. Как установил Н. В.
Холостенко, в алтарной апсиде первоначально пол был из поливных керамических
плиток; в XII в. был заменен гладкими шиферными плитами.
Продолжает оставаться открытым вопрос о системе
первоначальных росписей: пока известны лишь преимущественно небольшие фрагменты
фресок, главным образом с орнаментальными мотивами (исключение - фигура св.
Феклы). Н. Е. Макаренко допускал, что стены собора или его часовни-приделы
могли быть украшены мозаиками. Эта гипотеза в отношении приделов кажется сомнительной,
но применительно к алтарной апсиде собора нуждается в проверке. Конечко, если
мозаика занимала лишь конху апсиды (как в Гелати), то поиски ее следов окажутся
безрезультатными. Итоги же обследования стен пока не освещены в печати.
Не имеют качественной фотофиксации на сегодняшний
день и шиферные рельефы парапетов хор, несмотря на то, что это древнейшие
образцы византийско-русской художественной каменной резьбы.
Необходимо и исследование о стоящем на месте
древней деревянной алтарной преграды позднем резном иконостасе с его весьма
оригинальной иконографической программой и об ее истоках. Вместе с росписями
рубежа XVIII-XIX вв. он представляет одну из страниц истории
Спасо-Преображенского собора, равно как и сохранившиеся инвентари и предметы из
соборной ризницы. В будущей монографии о Черниговском Спасе все эти материалы
должны быть представлены исчерпывающе.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский