РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Пухначев Ю.В. Литье и акустика. В Интернет-журн.: Колокола.com. 21.11.2012. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: kolokola.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г.

 

 

Ю.В. Пухначев

ЛИТЬЕ И АКУСТИКА 

 

С 12-13 века сложилась классическая технология колокольного литья. Сначала делается болван из глины, который отражает внутреннюю стенку колокола. Есть такая идея использовать сплав алюминия и магния. И очень большую работу в этом отношении провели венгерские инженеры. Но вот эта легенда о том, что серебро и золото улучшают звучание колокола – она совершенно фальшива. Она, наверное, распространялась самими мастерами, чтобы прихожане бросали серебро куда-то. откуда его можно было извлечь и использовать по назначению. Конечно, были деревянные и стеклянные колокола. фарфоровые колокола. До сих пор в Лейпциге вы можете слышать звон фарфоровых колоколов – очень мелодично.

Но это все, пожалуй, игрушки по сравнению с этим классическим колокольным сплавом: 80 процентов меди, 20 процентов олова. Так называемый сплав юмарзери, образующий более четырехсот  кластеров из атомов меди и олова – интерметаллическое соединение, где электронная структура обуславливает эти свойства бронзы. Форма, которая придает колоколу такое звучание была найдена где-то в 12-13 веке. Акустический спектр колокола – это сложнейшая структура. Если взять обыкновенную струну – там, в ее звучании, будет основная частота и кратная. И у колокола есть тоже и такие ряды, и такие. Но есть один ряд, очень своеобразный, где кратных-то частот много, а основной нет. Это сложный спектр. Наше ухо, которое привыкло к наличию основной частоты, субъективно дополняет это и возникает эффект резкого всплеска, а потом уже слышится гул. Правда, эта гипотеза еще не признана всеми компанологами, так что остается поле для исследования. Это так называемый парадокс основного тона еще ждет своего  толкования. Совсем недавно очень, к сожалению, рано умерший исследователь Татьяна Шашкина обнаружила, что в основе профиля колокола лежит логарифмическая спираль. И это, наверное, облегчало расчеты древним мастерам. И они пользовались модульным методом, когда за основу расчетов бралась длина, а остальное было кратно.

Когда вы берете рукописи средневековых математиков, вам это кажется странным, ничем не похожим на нашу классическую математику. Но удивительно дело, когда мы смотрим на компьютерные расчеты, мы обнаруживаем, что у них методика очень близка к старинной. Старинный мастер резал колокол на горизонтальные кольца и утверждал, что каждое кольцо звучит по-своему, и все эти колебания сопряжены. Но ведь это и есть метод конечных элементов, на котором сейчас построено все вычислительное дело. И, возможно, как мы сейчас признаем Демокрита и Эпикура основателями атомной физики, мы когда-нибудь старинных литейщиков колоколов признаем родоначальниками нашей компьютерной математики. Вы восходите на ростовскую звонницу и слышите голос трех самых тяжелых колоколов  — Сысой, Полиелей, Лебедь. И вы видите, что они образуют до-мажорное трезвучие, что первый обертон Сысоя совпадает с основным тоном Полиелея. Это было достигнуто в 17ом веке.

В русской практике колокола механически не дорабатывались. Это было принято на Западе, где развилась очень своеобразная манера звона. Ведь на Западе колокола качаются. Историк Вольфганг Кавельмахер доказал в одном из своих исследований, что когда-то на Руси звонили так же, до Монгольского нашествия. Их тоже раскачивали с земли веревками. И только лишь в 17ом веке, когда они стали настолько тяжелы, что их невозможно было раскачивать, их стали закреплять. А Запад удивляется этому, и стали говорить: вот она, истинно русская манера звона, что все колокола на Руси были закрепленными. А на Западе получилось так, что там тоже обнаружили: лучше закрепить колокол. Более того, лучше подточкой довести звучание колокола до определённой ноты и согласовать их гармонично, по 40, по 50, по 60 колоколов. Они как огромные колокольные органы звучат, называются они карильонами. Если вы хотите сравнить три манеры, поезжайте в Санкт-Петербург, там на Петропавловском Соборе есть ярус истинно русского звона, есть курантовый ярус и есть кариольонный ярус, который совсем  недавно подарил городу директор Бельгийской школы звонарей Йо Хаазен.

Город, в котором находится Бельгийская школа звонарей – это действительно центр, колокольный центр всего мира, город Михеллен это по-фламандски, а по-французски Малин. Отсюда и пошло — малиновые звоны. Говорят, что Петр Великий был настолько восхищен этим звоном, что он как бы своим примером стал побуждать называть самые красивые звоны малиновыми. И это закрепилось. И сейчас звонари считают, что малиновый звон – это звон в отборные колокола. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона  о ростовских звонах было написано так, что  совершенно особняком от русского звона стоит ростовский звон. Уже как бы утверждает то, что русскому звону всегда присущи диссонансы.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский