РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Ракитин А.А. Храмы оборонного типа. В журн. Нескучный сад. 10.06.11. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.nsad.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2019 г.
А.А. Ракитин
ХРАМЫ ОБОРОННОГО ТИПА
Вильнюс. Панорама города с кафедральным собором
Шатер под запретом
В 1652 году патриарх Никон издал указ о запрете строительства шатровых храмов:
«По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав
церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые
церкви отнюдь не строить…» Специально в указе оговаривалась форма глав: они
должны быть «круглые, а не островерхие». Нужно отметить, что этот указ не
касался первых лиц московского государства — царя и патриарха. Так, известно,
что патриарх Никон нарушил собственную волю, возведя шатер над ротондой собора
Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре — самый большой в истории
русской архитектуры. Появление подобного патриаршего запрета на возведение
шатров связано с известным консерватизмом возведенного на первосвятительскую
кафедру в Москве новгородского владыки Никона. Все последующие церковные
реформы были направлены на восстановление и сохранение «древлеправославных
обычаев». Восстанавливать и сохранять православные традиции в храмовом
строительстве принялись, объявив шатры не соответствующими «церковному уставу».
Русские зодчие формально подчинились указу Святейшего, но шатер так и не стали
исключать из своей строительной практики: с середины XVII века шатрами стали
украшать столпообразные колокольни. Теперь и представить себе сложно
национальный русский храм без шатровой свечи-колокольни. А ведь до XVII
столетия шатровые колокольни почти не строили.
План и фасад Пречистенской церкви в Вильнюсе
По большому счету, никакого православного архитектурного канона до сих пор не
сформулировано, да и нужно ли это, ведь каждая эпоха в истории русского
государства рождала свои архитектурные образы и образцы? Любая попытка
определить идеальный стиль русского православного храма наткнется на исключительное
разнообразие национального храмового зодчества, от византийского Софийского
собора в Киеве до классицистического Исаакиевского собора в Петербурге.
С другой стороны, в современном обществе уже существует представление о том,
какой должна быть церковная архитектура. Это представление, как ни странно,
было сформировано еще в XIX веке. В правление российского императора Николая I
было решено строить храм Христа Спасителя на новом месте, в исторической части
города. Более того, новый храм Христа, в отличие от витберговского на
Воробьевых горах, должен был быть выполнен в «национальном духе». В результате
император выбрал проект архитектора Константина Тона: центричный,
четырехстолпный, пятиглавый, со шлемовидными куполами и закомарами в завершении
фасадов храм. Позже, уже в 1840 годы был издан альбом типовых проектов церквей
для городов и сел Российской империи. Все эти проекты были выполнены Тоном в
«русско-византийском духе» и растиражированы по всей необъятной русской земле.
Сколько было таких храмов построено, не сосчитать, они есть почти в каждом
регионе. Среди историков архитектуры даже закрепился такой термин — «тоновская
архитектура» или «тоновский стиль». В живописи образ русского храма наиболее
ярко продемонстрирован в знаменитой картине Саврасова «Грачи прилетели»:
среднерусский пейзаж с белым пятиглавым храмом и шатровой колокольней. Этот же
образ использовал в своих волжских пейзажах Исаак Левитан, он же запечатлен на
известной поленовской картине «Московский дворик». Позже уже утвердившийся
образ тиражировался билибинскими иллюстрациями и советскими мультиками.
Западный фасад кафедрального собора в Вильнюсе. Собор,
построенный «по подобию» Софии Киевской, имел пять престолов, все они были
посвящены Богородичным праздникам (центральный престол — Успенский), поэтому
собор стали называть Пречистенским. По преданию, в подклете собора были
погребены основатели святыни — княгиня Иулиания и ее супруг князь Ольгерд Гедыминович
Образ образом, однако очевидно, что образ не должен заменять реальной церковной
архитектуры, ее разнообразия и несоответствия нашим, зачастую очень абстрактным
стереотипам. В противном случае мы будем судить о церковном зодчестве, не
владея знаниями о его развитии, формах и стилях. Примеров таких суждений
предостаточно. В селе Городня Московской области (Ступинский район) находится
Воскресенский храм XVI века с уникальной для своего времени композицией. Это
восьмерик от основания, завершенный шатром, по сторонам восьмерика два
одноглавых придела. Уникальность этого незаурядного памятника русского
зодчества состояла в том, что у него не было алтарной апсиды, алтарь размещался
в восьмерике. Все бы ничего, храм передали епархии, началось возрождение поруганной
святыни. Вот только при восстановлении храма было решено прорубить «родную»
стену XVI века и пристроить полукруглую апсиду, лишив постройку не только
композиционной целостности, но и исторической ценности. Яркий пример небрежения
стариной!
В панораме Вильно
Великое княжество Литовское — уникальное государство. Русское по национальности
и говорящее на русском языке, оно являлось центром крупнейшей в Восточной
Европе православной митрополии (существовала с 1458 года и именовалась
Киевской, Галицкой и всея Руси). В состав княжества входила большая часть
земель бывшей Киевской Руси — это Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Подолье,
Владимир-Волынский, Галич, Туров, Калуга, Брянск, Торопец. Литовское
государство не было разорено татарами, а русские удельные княжества,
переходившие «к Литве», освобождались от тяжелой золотоордынской дани. Именно
столица Литвы — город Вильно становится главным соперником Москвы в объединении
раздробленных русских земель в XIV веке. Князья Литовские ведут активную
политику на восточном направлении, заключая союзы с Ордой, Тверским княжеством
и Великим Новгородом, против Москвы. Большая часть литовских подданных были
православными христианами, и лишь княжеская семья и аристократическая
«верхушка» (и то отчасти) тяготели к католичеству, это обстоятельство было
прямым препятствием для присоединения к княжеству новых русских земель,
например Пскова или Новгорода. По свидетельству современников, в Вильно в XVI
веке существовало в два раза больше православных церквей, чем католических
костелов, об «исконных» русских городах типа Полоцка или Чернигова и говорить
нечего, здесь католических приходов не было вообще. Неудивительно, что в
православном храмостроительстве Литвы в начале XVI века формируется своя
оригинальная архитектурная традиция.
Церковь Бориса и Глеба в Новогрудке. История православной
Борисоглебской церкви начинается в XII веке, а сохранившееся здание относится к
1519 году. К сожалению, ни Пречистенский собор, ни Борисоглебская церковь в
Новогрудке полностью не сохранили своей первоначальной архитектуры
История кафедрального собора Литовской митрополии богата и драматична. Собор
был основан великим князем литовским Ольгердом в 1346 году. Его сооружение
напрямую связано с деятельностью второй супруги князя — тверской княжны
Иулиании. По преданию, освящал собор в 1348 году епископ Владимирский Алексий
(Бяконт), нареченный митрополит Киевский. Мы знаем святителя как митрополита
Московского, одного из самых почитаемых в Москве святых. Собор был построен «по
подобию» Софии Киевской и имел пять престолов, все они были посвящены
Богородичным праздникам (центральный престол — Успенский), от этого собор стали
называть Пречистенским. По преданию, в подклете собора были погребены
основатели святыни — княгиня Иулиания и ее супруг князь Ольгерд Гедыминович.
Для нас важно, что в 1506 году от неизвестной причины упал центральный купол
Пречистенского храма и в 1511 году собор был заново выстроен русским князем Константином
Ивановичем Острожским. Эта постройка XVI века частично сохранилась до нашего
времени. После многих перестроек и запустения церковь «воссоздана» в 1860-е
годы стараниями начальника Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева
по проекту архитектора А. И. Рязанова.
Несмотря на все перестройки, первоначальная архитектура Пречистенского собора
отчетливо «читается». Это центрический четырехстолпный храм с крестовыми и
готическими звездчатыми сводами на нервюрах. Предполагают, что храм завершала
единственная глава. По углам его были расположены круглые в плане башни — в
случае опасности храм мог стать небольшой крепостью, башней-донжоном. Русская
часть Вильно располагалась в Заречье (за рекой Виленкой) — первоначально
незащищенной части города, поэтому постройка храма-крепости в этом месте более
чем логична. Интересно, что, стараясь остаться в православной строительной
традиции, литовские зодчие широко применяли знакомые им готические детали,
например, на восточном фасаде Пречистенского собора хорошо видны характерные
конусообразные окна, немногое, что осталось от первоначального «тела» храма. К
счастью, новый воссозданный облик кафедрального собора Литовской
митрополиии1860-х годов принципиально не нарушил композиции древнейшего
сооружения православной Литвы и ее важного места в панораме Вильно.
Церковь Михаила Архангела в Сынковичах датируется условно
концом XV — началом XVI века. Это настоящая церковь-крепость
Для пушечного боя
Новогрудок (в древности Новоградок), по мнению белорусских историков, первая
столица Великого княжества Литовского. Здесь, по преданию, принял православную
веру первый литовский князь Миндовг. В XV столетии Новогрудок становится
постоянным местом пребывания литовских митрополитов, их главной резиденцией.
История православной Борисоглебской церкви начинается в XII веке, а
сохранившееся здание относится к 1519 году. Это так же, как и Пречистенский
собор в Вильно, центрический четырехстолпный храм с готическими сводами и
уникальным для региона готическим орнаментом — декоративными поясками и
чередующимися стрельчатыми арочками. Храм неплохо сохранился, из важных утрат —
центральная глава, которая завершала храм, без нее православная церковь стала
походить на католический костел. В XVII веке с запада к первоначальному объему
XVI века была пристроена стена с двумя башнями. Скорее всего, церковь Бориса и
Глеба так же была небольшой крепостью, на это намекают башенки на углах
четверика и алтаря. Однако ни Пречистенский собор, ни Борисоглебская церковь в
Новогрудке полностью не сохранили своей первоначальной архитектуры.
Внутри храма Михаила Архангела в Сынковичах
Следующий пример храмовой архитектуры в Литовском княжестве — церковь Михаила
Архангела в небольшой деревне Сынковичи (в окрестностях города Слонима). По
преданию, в этой церкви прятался от своих врагов — сторонников князя Ягайло
будущий великий князь Литовский Витовт — победитель в Грюндвальской битве,
наиболее известный государственный деятель средневековой Литвы. Михайловский
храм в Сынковичах, в отличие от уже рассмотренных нами церквей, сохранился
хорошо, он датируется условно концом XV — началом XVI века. Это настоящая церковь-крепость:
по сторонам четверика стоят круглые башни, внутри них располагаются винтовые
лестницы, которые ведут на своды храма. Отсюда, под высокой двухскатной
кровлей, можно было вести серьезную оборону: в верхней части здания стены
наращены, и по их периметру проходит пояс окон-бойниц, типичных для
средневековых фортификаций (здесь чередуются большие окна с маленькими круглыми
для пушечного боя). Особый интерес в архитектуре Михайловского храма-крепости
представляют высокие треугольные фронтоны на западной и восточной стороне
постройки. Они украшены на готический манер полуциркульными нишами,
первоначально побеленными. Предположительно над центральной частью храма
возвышалась деревянная глава, ныне отсутствующая. Центральная глава вместе с
завершениями башен образовала пятиглавие, так любимое в русском
храмостроительстве XVI-XVII веков. Особенно выразительны пластичные апсиды,
объединенные единой деревянной кровлей. При первом взгляде на Михайловскую
церковь кажется, что она более похожа на костел. Действительно, высокая
двухскатная кровля и фронтоны свидетельствуют о сильном «католическом» влиянии,
но оно касается внешних элементов храма, а не его структуры. В плане храм
представляет собой крест, помещенный между четырех столпов. Это тот же, привычный
для нас центрический крестово-купольный храм, только без кирпичного купола.
Очевидно, что зодчие церкви в Сынковичах старались остаться в лоне сложившейся
на Руси православной строительной традиции, но при этом использовали
современные для Литовского государства архитектурные приемы.
Церковь Рождества Богородицы в Мурованке. Этой средневековой
постройке повезло: она была «отреставрирована» в 1871-1873 годах и «поновлена»:
появился новодельный западный притвор, надстроены дополнительным ярусом башни.
Но в целом древняя архитектура сохранена
Про историю храма Рождества Богородицы в деревне Мурованке мы знаем меньше
всего. Название места — Мурованка — свидетельствует, что для местных жителей
постройка каменной церкви была важным событием. Здесь все похоже на Сынковичи:
центричный четырехстолпный храм с отсутствующим куполом и двухскатной кровлей,
те же крепостные башни по сторонам четверика и «ярус боя». Но есть и отличия:
вычурный сложной формы фронтон и сложные готические своды. В центральном своде
сохранилось отверстие, через которое, возможно, проникал свет от окон
деревянной главы. Еще одна особенность именно Рождественского храма — это одна
полукруглая апсида, благодаря такой апсиде интерьер церкви приобретает зальный
характер. В западной части храма расположены хоры, их устройство связывает
архитектуру Рождественской церкви с древними домонгольскими храмами, в которых
зачастую хоры использовались как место моления князя и его семьи. В конкретном
случае они могли предназначаться для ктитора храма, предполагаемого заказчика
церкви в Мурованке. Этой средневековой постройке повезло: она была
«отреставрирована» в 1871-1873 годах и, как бывает в таких случаях,
«поновлена». У храма появился новодельный западный притвор, и были надстроены
дополнительным ярусом башни. В целом церковь сохранила свою древнюю
архитектуру.
Внутри церкви Рождества Богородицы в Мурованке: сложные
готические своды. Еще одна особенность Рождественского храма — это одна
полукруглая апсида, благодаря такой апсиде интерьер церкви приобретает зальный
характер
Оригинальный тип
К сожалению, архитектурная история храмов оборонного типа Великого княжества
Литовского невелика: есть еще собор Супрасльского монастыря в Польше —
остальное либо не сохранилось, либо было до неузнаваемости перестроено после
принятия Брестской церковной унии, когда многие православные храмы
перестраивались на католический манер. Но то, что сохранилось, действительно
удивляет. Литва, находясь на границе русского и европейского мира, стала местом
появления оригинального типа православного храма-крепости, который соединял в
себе принципы сложившегося на Руси православного храмостроения с элементами
готической архитектуры. Такие постройки возводились на средства богатых
литовских вельмож или православной митрополии в качестве церквей, но при
необходимости они могли стать настоящими феодальными замками, неприступными
крепостями, способными защитить от предполагаемого врага.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский