РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Рогозина М.Г. Ремонтно-реставрационные работы 1905 года в Архангельском соборе в фотографиях К. Фишера (из коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева). В сб.: Тезисы докладов юбилейной научной конференции "К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля" 28–30 окт. 2008 г. М., 2008. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.kreml.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2011 г.

 

 

М.Г. Рогозина

Ремонтно-реставрационные работы 1905 года в Архангельском соборе

в фотографиях К. Фишера

(из коллекции Государственного научно-исследовательского музея

архитектуры им. А.В. Щусева)

 

В ансамбле Московского Кремля Архангельский собор имеет особый статус как место захоронения правителей Московской Руси. В 1903-1906 гг. в этом соборе проводились ремонтно-реставрационные работы, вероятнее всего, приуроченные к грядущему юбилею - 300-летию дома Романовых. В 1901 г. в Санкт-Петербурге была "образована комиссия по вопросу об устройстве над княжескими и царскими гробницами в соборе вместо деревянных обветшалых надгробий, новых металлических" (Изветов Н.Д., протоиерей. Московский придворный Архангельский собор. Сергиев Посад, 1916. С. 64). В протоколе Императорского Московского археологического общества (ИМАО) о деятельности общества за 1903 г. сказано о начале работы по реставрации Архангельского собора Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО. Тогда для проведения этих работ были назначены в должности шталмейстера двора П.В. Жуковский и архитектор Московского дворцового ведомства В.П. Загорский. В 1903 г. приступили только к собиранию необходимых материалов и осмотру собора (Древности. Труды ИМАО. 1906. Т. 21, вып. 1. С. 10).

Только летом 1905 г. начались работы в интерьере собора. Первым этапом была замена чугунных полов на новые, из донского серого гранита. При вскрытии старых полов были обнаружены остатки более старого пола из известняковых плит, а на открывшихся кусках стен в дьяконике собора найдены небольшие части старинных росписей. Тогда же под надгробиями обнаружили несколько склепов, перекрывавшие их плиты нуждались в починке. Нуждались в реставрации также некоторые из кирпичных надгробий, от которых отошли белокаменные плиты. Об этих работах сделал сообщение член ИМАО, архитектор З.И. Иванов на заседании Комиссии по сохранению древних памятников 6 июля 1905 г. (Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников ИМАО. 1907. Т. 1. С. 30-31).

Несколько ранее, в мае 1905 г. Комиссией по сохранению древних памятников обсуждался вопрос об обследовании иконописцем Сафоновым росписей Архангельского собора. Тогда же решалось, «согласится ли фотограф Фишер с предложенной ему за предлагаемые снимки ценой и не находит ли общество целесообразным уже теперь произвести некоторые снимки» (Там же. С. 11).

Среди обширного фонда фотографий ГНИМА имеется серия из тридцати одного уникального снимка, посвященная работам в интерьере Архангельского собора Московского Кремля, все они сделанны фотографом К. Фишером. Изображений настенных росписей среди этих снимков не имеется. Однако в коллекции уникальных фотографий представлены его работы, фиксирующие состояние надгробий после снятия пола, плиты обнаруженных склепов и фрагменты живописи. Фотографии сделаны на высоком профессиональном и художественном уровне, хотя и считаются простой фиксацией реставрационных работ. Каждый снимок размером 18х24 см наклеен на серый картон и имеет тисненый штамп: "К. Фишер. Москва".

Карл Андреевич Фишер (1859-1920-е гг.) приехал в Москву в 1889 г. уже известным фотографом, призером нескольких фотовыставок. Он купил фотомастерскую у вдовы фотографа Дьяговченко на Кузнецком мосту. К. Фишер стал фотографом Императорских университета и театров. В его мастерской имелся штат фотографов, которые могли выполнять работы наравне с ним, но под его фирменным знаком. Члены ИМАО неоднократно обращались к Фишеру с просьбами о выполнении необходимых фоторабот. Несмотря на частое сотрудничество, Карл Фишер не получил звания фотографа ИМАО, которое имел только И.Ф. Барщевский.

Имеющаяся в собрании ГНИМА фотофиксация реставрационных работ представляет значительную ценность как истории в целом, так и для современных реставрационных исследований.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский