РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Рыбаков Б.А. Раскопки в
Звенигороде (1943-1945 гг.). В кн.: Материалы и исследования по археологии
СССР; Материалы и исследования по археологии Москвы, т. II, №
Сканирование материала и размещение
его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
Б.А. Рыбаков
Раскопки в Звенигороде (1943–1945 гг.)
стр.125
Старейший город Московского княжества,
упоминаемый в духовных грамотах на первом месте, столица княжения мятежного
Юрия Дмитриевича — Звенигород имеет все права на внимание археологов.
Сохранившийся посреди Звенигородского Городка белокаменный Успенский собор, с
его великолепным резным узорочьем и остатками росписи стен мастерами школы
Андрея Рублева, придает еще большее значение исследованию Городка. Раскопки в
Звенигороде производились в северной части городища в 1920-х годах, но ни
коллекций, ни отчетов не сохранилось; видны лишь остатки полузасыпанных
траншей. В
* * *
Звенигород впервые упоминается в
духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1330-ми годами. Судя по тому, что он
здесь и в дальнейшем всегда стоит в списках вслед за Москвой, можно думать, что
Звенигород уже был значительным, вполне сложившимся городом. Предстояло
археологически решить вопрос о времени возникновения города. Имя его,
воспроизводящее название киевского или галицкого Звенигорода, заставляет
вспомнить эпоху более раннюю, чем XIV в.,— время Мономаха и Юрия
Долгорукого, когда в Суздальской залесской стороне возникали Переяславли и
Вышгороды, а реки получали южные имена (Трубеж, Лыбедь и др.). Но молчание
письменных источников не давало права отнести время постройки Звенигорода к
эпохе Долгорукого. Есть некоторые основания говорить о Звенигороде как о
крайнем северо-восточном пункте Черниговского княжества. Вятичи, Воротынск,
Лопасна и Боровск принадлежали в свое время черниговским князьям. Известный
Любецкий синодик упоминает «князя Федора Звенигородского, княгиню его Софию и
сына их князя Александра». 2 Князь Федор был правнуком убитого в
Орде Михаила Черниговского, потомки которого сидели на следующих верховских
уделах Карачев, Мосальск, Хотетово, Козельск, Перемышль, Елец, Звенигород и
Волхов. Археологическим подтверждением этих черниговских связей может, отчасти,
служить гончарное клеймо, найденное при обследовании городища в
В XIV в. в потомстве Калиты Звенигород передавался сыновьям «со всеми волостьми и с мытом и с селы и с бортью и с оброчники и с пошлинами», т. е. выступал уже в качестве удельного центра.
Расцвет города относится к тому
времени, когда звенигородским князем стал сын Дмитрия Донского князь Юрий,
вступивший еще юношей в
стр.127
Удачливый полководец, честолюбивый политик, богатый звенигородский князь соперничал с московским князем не только в добывании власти, но и в строительстве храмов. Испытав на себе тяжесть интердикта, Юрий Дмитриевич постройкой храмов стремился расположить к себе церковь. С его именем связывают построение древнейших сохранившихся памятников белокаменного зодчества Москвы: соборов в Троице-Сергиевом монастыре (Сергий Радонежский был крестным отцом Юрия), в соседнем со Звенигородом Саввином-Сторожевском монастыре и в резиденции самого Юрия Дмитриевича — Успенского собора на Городке. Все эти здания вполне сознательно воскрешают спустя два века традиции белокаменной архитектуры Владимира XII в. К сожалению, точная дата постройки всех этих зданий не записана в летописях. Быть может, именно потому, что их постройка связана с неприятным для москвичей именем князя Юрия.
Во время осмотра собора мне удалось в
В
Местным учителем В. С. Морошкиным
был найден у подножья Звенигородской крепости стальной щит XVI в. с хорошим
восточным орнаментом и арабскими надписями.4 Щит принадлежал, по
всей вероятности, татарскому воину из состава войск Владислава польского, долго
стоявшего в Звенигороде в
В XVII в. город опустел, превратился в городище, посад передвинулся далее от реки, а историческое значение Звенигорода перешло к соседнему монастырю.
* * *
В окрестностях Звенигорода много разнообразных археологических памятников. Рядом с Городком (к западу от него) находится сильно разрушенное земляными работами городище дьяковской культуры, в верхних слоях которого есть славянская керамика XI— XII вв. Близ Звенигорода много курганных групп XII—XIV вв., часть которых исследовал А. В. Арциховский. Все курганы принадлежат вятичам.
Звенигородское городище (Городок)
расположено на высоком левом берегу Москвы-реки, на длинном мысу между ручьем
Жерновкой и безыменным ручьем. Оба ручья текут по дну глубоких крутобрегих
оврагов. Превышение площади городища над современным уровнем воды —
Городище обнесено валом и имеет
очертания, близкие к трапеции; одна из сторон трапеции обращена к реке и идет
параллельно ей строго с запада на восток, образуя южную стену города, длиной в
Почти в центре Городка на самой высокой точке его поставлен Успенский собор, ориентированный по западной (самой длинной)
стр.128
стороне города.Продольная ось собора сильно уклоняется от линии 3В и направлена с СЗ на ЮВ. Как оказалось в дальнейшем, все древние сооружения ориентированы так же. Въезд в Городок в настоящее время существует в сев.-вост. углу; возможно, что в древности он находился здесь же, был рассчитан на подъемный мост через ров и проходил сквозь угловую воротную башню.
Южная половина города слегка наклонна
к реке и сильно застроена за последние 30— 40 лет. Северная половина сплошь
разделана под огороды. В начале XIX в. здесь были значительных размеров
провиантские магазины, контуры которых обозначены и сейчас. В
Основные задачи археологического изучения Звенигорода сводятся к следующему: во-первых, определить время его основания как города; во-вторых, изучить удельный центр Московского княжества, т. е. время расцвета Звенигорода при Юрии Дмитриевиче (1389— 1434). Изучение Звенигорода этого времени косвенно может содействовать уяснению облика ранней Москвы, когда она была еще небольшим удельным центром. В самой Москве, по условиям ее современного заселения, поставить такие исследования ее древнего ядра невозможно.
Раскопки велись в следующих местах:
1) В северной части городища (1943) исследовалась подошва вала близ въезда и
раскопана мастерская медника (расположена на продольной оси города в
Основным датирующим материалом являлась керамика. В Звенигороде встречены три основные группы.
1. Керамика курганного типа с линейно-волнистым орнаментом. Обжиг посредственный, тесто с примесями. Круг — ручной с подсыпкой песка. Встречены гончарные клейма. Из клейм особенно интересно найденное в шурфе Н. Н. Ворониным и Л. А. Евтюховой (1942); оно в виде знака Рюриковичей: трезубец с крестом внизу и с раздвоенным средним зубом (рис. 3). По типу знака можно его отнести к середине XII в. Наличие керамики курганного типа XI—XII вв. является важным аргументом в пользу существования поселения уже в домонгольскую пору, а княжеский знак у гончара уточняет и характер поселения — княжеские гончары, метившие изделия знаком своего господина, встречаются только в княжеских городах или княжеских замках.
2. Керамика более тонкая, красного
обжига, иногда с лощением (см. рис. 3). По форме сосуды этой группы существенно
отличаются от домонгольских — это небольшие широкогорлые кувшины с одной
ручкой. Подобная керамика известна в золотоордынских слоях городов Поволжья
XIV—XV вв. В
Наши познания древнерусской керамики обрывались на XIII в. (когда кончался курганный обряд погребения), и вновь начинались только с XVI—XVII вв., когда появляются сосуды-кубышки, служившие вместилищем монетных кладов, точно датированные зарытыми вместе с ними монетами. Теперь, в результате раскопок в Звенигороде, удалось отчасти восполнить этот пробел.
Время постройки существующих звенигородских укреплений может определяться только эпохой Юрия Дмитриевича. Укрепления могли, разумеется, быть воздвигнуты и при Долгоруком, но они раскопками не обнаружены, а исследованный вал с красной керамикой в подошве и курганной керамикой в нижнем горизонте погребенного культурного слоя может относиться только к эпохе послемонгольской, когда на смену старым, хорошо известным керамическим типам появилась новая (красная) керамика неизвестного точно времени.
Относить создание мощных оборонительных валов Звенигорода к эпохе после смерти Юрия Дмитриевича, когда город перестал быть гнездом мятежных феодалов и находился в полной воле московского князя-победителя, мы не имеем оснований. Ни Василий Темный, ни, тем
стр.130
более, Иван III не позволили бы
никому из наследников Юрия создавать оплот против Москвы в Звенигороде. Укрепления,
как и собор, мы должны относить к единственной и кратковременной поре расцвета
города при Юрии Дмитриевиче — 1389 — 1434 гг., когда имя Звенигорода то и дело
мелькает на страницах летописей, а владелец его успешно соперничал в
строительной деятельности с самим московским князем. Поход на волжских болгар в
Следовательно, загадочная красная
керамика должна датироваться несколько ранее этого времени; примем для нее
более широкую дату — вторую половину XIV—XV вв. Эта датировка вполне
согласуется с датой однотипной золотоордынской керамики. Вторая половина XIV в.
вообще — время хозяйственного подъема Руси и введения ряда технических
новшеств: водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, появление бумаги,
введение артиллерии, разработка сложных ювелирных приемов и т. д. Наши
раскопки в Звенигороде добавляют еще одно новшество — тонкостенную керамику
хорошего горнового обжига. Гончарные горны и красная керамика были
обнаружены раскопками ГИМ в
3. Эта группа керамики связана с комплексами XVII в. Это обычная серебристо-лощеная керамика «томленого» горнового обжига, сделанная нередко на ножном кругу. Она хорошо известна как по сосудам поздних монетных кладов, так и по многочисленным находкам в Москве и в других городах. В XVI — XVII вв. она была распространена по всей Восточной и Юго-Восточной Европе. Наряду с темной посудой встречаются и сосуды из белой глины с толстыми стенками. Возможно, что эта группа керамики относится к XVII—XVIII вв.
* * *
В
В небольшом глинобитном горне были найдены 19 трубчатых замков (рис. 3) и детский бронзовый браслетик, витой из проволоки, сложенной втрое, датирующий горн и замки XIII в.
Замки относятся к обычному типу русских домонгольских висячих замков с цилиндрическим туловом и разъемной дужкой. Этнографический термин для них «сничные замки». Они были покрыты толстой пористой коркой железистой окиси и записаны в дневник как «железные» замки. Во всех археологических описях разных музеев СССР и в печатных изданиях подобные замки также называются железными.
Велико было удивление участников экспедиции, когда в лаборатории ГИМ ученый реставратор А. Д. Чиварзин очистил звенигородские замки от окиси —они оказались золотисто-бронзовыми. Опыты, произведенные над замками из Княжьей Горы и некоторых других мест, показали, что, внешне очень похожие на железные, замки по снятии железистой окиси оказались бронзовыми. Устройство их довольно сложно и свидетельствует о большой изобретательности русских мастеров.
Замок состоит из медного (или бронзового) литого цилиндра, к которому на ребро приделана планка, заканчивающаяся коническим приемником для дужки, по форме и размеру напоминающим наконечник для карандаша. Весь механизм замка помещен на дужке. Дужка согнута таким образом, что один конец ее должен входить в широкий цилиндр, а другой — в более узкий конический приемник. На дужке обычно имеются 2 — 4 стальные плоские пружины, один конец которых наглухо приклепан к дужке, а другой отходит под углом. Когда дужка вдвигается в замок, пружины сначала сжимаются, а потом автоматически защелкиваются в тулове замка, более широком, чем входное отверстие. Наличие стальных пружин и было причиной появления окиси. Чтобы отпереть замок, нужно прижать пружинки к стержню дужки, и обе части замка -дужка и тулово — легко разъединятся.
Сотни подобных ключей известны нам из разных русских городищ. Запирался замок без ключа, автоматически. Мастера предусмотрели и возможность подделки ключа, отгородив внутренность замка щитком, благодаря которому рассмотреть расположение пружин и подделать ключ невозможно. Подобные хитростные замки появились в XII — XIII вв. и расходились по всем русским землям. Одним из центров их изготовления был Киев, где при раскопках И. В. Бондаря на Киселевке была найдена мастерская с десятками стандартных медных замков.
Звенигородскую находку 19 замков нельзя считать открытием мастерской замочника по следующим причинам: 1) все замки очень различны по отделке, размеру и назначению (есть, например, замок от конских пут); 2) все они без дужек; 3) многие из них носят следы взлома и, наконец, 4) все медные части замков и медный браслет были положены в один горн, очевидно, для переплавки. Мне представляется, что мастер-медник XIII в., нуждаясь в сырье, сложил в горн старые сбитые с дверей (а не отпертые ключом) ломаные замки и
стр.131
решил переплавить их на металл как лом. Это могло произойти после какого-нибудь нападения врагов на город, когда открывали двери не ключами, а «рассекоша врата секирами и оскордами».
Очень близкий к звенигородским замок был найден на территории Московского кремля.7 Следует отметить, что в Западной Европе вплоть до XIV в. бытовали замки «в просторечии называемые русскими».8 Эти сведения нам сохранили инвентари чешских монастырей конца XIV в.
Русские замки, судя по звенигородским находкам, отличались простотой и изяществом изготовления, прочностью и удобством в обращении.
* * *
Оборонительные сооружения Звенигорода
представляют значительный интерес. Датируются они, как я пытался доказать выше,
в связи с анализом керамики, рубежом XIV— XV вв. Три стены города нависали над
крутыми скатами обрывов, и вал здесь был сравнительно невелик. Особенно мощен
тыльный вал со стороны поля. Его высота
Было произведено два разреза западного вала (наименее мощного).
В основании вала на слое XIV в. были поставлены деревянные бревенчатые срубы, заполненные плотной глиной, положенной, очевидно, в мокром, пластичном виде. С внутренней стороны в одном из разрезов оказалось мощное наслоение извести. Но это не было повсеместным; очевидно, сюда свезли остатки извести от постройки собора. Внешняя сторона вала, его гласис, везде была густо выложена глиной. Такую крутую наклонную плоскость достаточно было слегка полить водой сверху, чтобы создать сильное скольжение нападающих.
Кроме разрезов, горизонтальной
раскопкой была вскрыта поверхность вала. Как установлено, на верхней площадке
непосредственно ставились деревянные заборола из коротких дубовых бревен,
диаметр которых легко определяется по отпечаткам на глине (10—20 см). Бревна
укладывались горизонтальными рядами вдоль вала; через 150—160 см каждое прясло
стены перевязывалось короткой дубовой же перевязью, отходившей перпендикулярно
от стены внутрь города на
Вся верхняя площадка вала и
внутренний скат его, обращенный к городу, были тщательно вымощены мелким (5—15
см) булыжником, плотно пригнанным друг к другу. Колоссальная наклонная
мостовая, длиной в
Начиная свою мятежную деятельность, князь Юрий располагал отлично укрепленным гнездом.
стр.132
* * *
В
Раскопки велись широкой площадью с последующим расширением в стороны (рис. 5.)
Здесь выявился интересный жилой комплекс XII в.: небольшой дом из сосновых бревен с глинобитной печью; найдено много посуды XI - XII вв. (есть целый горшок), стеклянные браслеты, шиферное пряслице, ручные жернона, ножи и железный рожон копья. Дом XII в. был oриентирован по западному обрезу городища, как и собор XV в. Вероятно, конфигурация городища и в XII в. и в XV в. была одинакова.
Точно такую же ориентировку имеют и расположенные здесь жилые комплексы XV в. с красной керамикой и тоже с глинобитными печами. В инвентаре XV в. никаких признаков дворцового быта не обнаружено; жилища очень невелики и бедны. Быть может, эти маленькие домики принадлежали челяди, так как даже для обычных городских домов они слишком бедны и малы. Встречены здесь и остатки жилищ XVII в., но без всяких следов стен.
Самым интересным в этом раскопе был
обнаруженный уже на материке ряд вертикально врытых в землю столбов.
Каждый столб в 40 —
стр.133
между столбами
С внешней стороны (если считать от середины городища, от собора) за линией столбов был прослежен настил из плах, лежащий прямо на материке. Столбы, повидимому, являлись узлами какой-то массивной прочной ограды, более солидной, чем заборола на валу. Это могло быть или вторым, внутренним, кольцом городских укреплений или же (что, может быть, вернее) оградой какого-то особого комплекса внутри города. Быть может, это задворки княжеского двора, заселенные челядинцами?
Дальнейшие исследования Звенигорода должны решить вопрос о загадочном ограждении и полнее выявить характер застройки резиденции удельного князя XIV—XV вв.
Сноски
-------------------------
стр.125
1 Раскопки велись под руководством автора; в работах принимали
участие: Л. Л. Евтюхова, В. А. Мальм, А. В. Раева, М.
В. Фехнер, Г. Б. Федоров и др. Все коллекции хранятся в ГИМ.
2 Р. В. 3 о т о в. О черниговских князьях по Любецкому синодику.
Летопись занятий Археографической комиссии, т. IX, СПб., 1893, стр. 134—136.
3 Н. Н. Воронин. О Звенигородском городище. КСИИМК. вып. XIX,
М. —Л., 1948, стр. 66—67. рис. 25.
-------------------------
стр.127
4 Щит хранится у В. С. Морошкина.
-------------------------
стр.128
5 Б. А. Рыбаков. Ровесник Москвы. Московский большевик, 1943,
№ 258 (1423).
-------------------------
стр.130
6 ПСРЛ, т. XI, стр. 164
-------------------------
стр.131
7Коллекции ГИМ.
8 А. Ясинский. Чешское свидетельство о русском металлическом производстве.
Сб. Учено-лит. об-ва при Юрьевском ун-те, т. I. Юрьев, 1898, стр. 54—55.
Иллюстрации
Рис. 1. План звенигородского кремля
Рис. 2. Надписи-граффити XIV—XV вв. на стенах Успенского собора в Звенигороде
Рис. 3. Гончарное клеймо в виде княжеского знака, замки, фрагменты
красноглиняной посуды XIV - нач. XV в
Рис. 4. Реконструкция укреплений Звенигорода
Рис. 5. План раскопа 1944—1945 гг. 1 — культурный слой; 2 — дерево; 3 — глина;
4 — глина обожженная; 5 — песок; 6 — камни
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский