РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Сапожников Н.В. Новые данные о церкви Иоанна Богослова XII в. в г. Смоленске. В кн.: Историческая археология. Традиции и перспективы (к 80-летию со дня рождения Даниила Антоновича Авдусина). М., 1998. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение
его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
Н.В. Сапожников
Новые данные о церкви Иоанна Богослова XII в. в г. Смоленске
стр.217
Церковь Иоанна Богослова, один из трех сохранившихся до настоящего времени памятников древнесмоленского зодчества, стоит к западу от места укреплений "Старого деревянного города", на дороге, ведущей в Смядынское предместье Смоленска (рис. 1). Считается, что она входила в состав дворцового комплекса загородного двора князя Романа Ростиславича, который "созда церковь камену святаго Иоанна, и украсив ю всяким строеньем церковным, и иконы златом и хиниптом украшены... " [6, с. 617]. Это одноглавый, крестовокупольный, трехапсидный храм, к которому с севера и юга были пристроены небольшие приделы и галерея, опоясывавшая здание с трех сторон.
В неизменном состоянии церковь просуществовала до начала XVII в., когда в результате военных действий, связанных с борьбой за Смоленск, она приходит в запустение, а во второй половине XVII в. происходит ее практически полное разрушение - утрачиваются глава и своды, столбы и часть западной стены (см. Приложение 1). В 1763 и 1786 годах проводятся работы по восстановлению здания церкви, в результате чего храм утрачивает свой первоначальный облик [18, с. 261; 9, с. 504; 12, с. 117].
Начало изучения памятника относится к
концу XIX в. (см. Приложение 2). Было установлено, что изнутри храм имел
засыпку, примерно на 2,
стр.218
бов, что позволило зафиксировать их
первоначальное местонахождение [3]. В
В 1981-1991 гг. в процессе ведения реставрационных работ были предприняты раскопки, которыми вскрыто около трети площади внутреннего пространст-
стр.219
ва храма [14, с. 85, 86; 15, с. 80, 81], значительно дополнившие имеющиеся сведения о первоначальном облике памятника (рис. 2).
Установлено, что нижняя часть храма была засыпана в XVII в., когда произошло основное обрушение верхней части здания. При работах XVIII в. завал был только снивелирован и на нем возведены новые столбы и настлан деревянный пол, который в наше столетие сменился существующим до настоящего времени бетонным покрытием (в 1994—1995 г. поверх него был настлан деревянный пол).
Началу разрушения памятника
предшествовал сильный пожар, следы которого отмечены во всех частях здания,
после чего наступил период запустения и обветшания храма. Он представлен слоем
0, 23-0,
стр.220
носной земли. О времени его
возникновения свидетельствуют находки фрагментов чернолощенной и поливной
керамики, изразцов XVI-XVII в., свинцовой пули. Выше залегал слой окончательного
разрушения памятника мощностью 0, 72-1,
Во время раскопок было выявлено два
горизонта полов. Первый, наиболее древний, залегал на глубине 1, 99—2,
Второй горизонт полов залегал на
глубине 1, 85-2,
В подкупольном пространстве пол сделан из прямоугольных плотно подогнанных плит фиолетово-розового песчаника, уложенных на хорошо утрамбованную землю, содержавшую примесь плинфовой крошки. Подобные плиты использовались при устройстве погребений в приделах и галереях храма [5, с. 129; 16, с. 353; 17, с. 21].
В центральной апсиде пол выложен
фигурными поливными плитками двух типов: сердцевидных, с зеленой, желтой и
темно-коричневой поливой, и рогатых плиток-вставок с поливой белого перламутра.
Размеры плиток первого типа 16, 0-16, 3 x 11, 0-11, 2 x 1, 7-2,
стр.221
Уровень пола обоих горизонтов в
апсидах был выше на 0, 20-0,
Подобные плитки ранее не встречались
на памятниках древнерусской архитектуры. Ближайшей аналогией им могут служить
изображения сердцевидных фигур на несохранившемся фрагменте фресковой росписи,
обнаруженном на ступенях "горнего места" во время раскопок церкви
Василия Борисоглебского монастыря на Смядыни (рис. 4), сооружение которой
относится к годам правления князя Давида Ростиславича и связано с мероприятиями
по переносу в
Раскопками установлено, что во время
работ XVIII в. западная стена церкви была стесана на 0, 27-0,
стр.222
ствовании в храме хор, наличие
которых ставилось под сомнение из-за недостаточной толщины стены здания [5, с.
12; 13, с. 87]. Остатки входа на внутристенную лестницу, ведущую на хоры, были
раскрыты в западной стене северо-западного угла церкви на высоту 1,
Остатки внутренней части проема
западного портала, имеющего в плане простую прямоугольную конфигурацию без
каких-либо откосов или уступов, обнаружились в 1,
Межалтарные стенки также были
срублены на 0, 50-0,
В северной стене этой же апсиды в 0,
стр.223
сты на стенах располагались именно
над местами внутрихрамовых захоронений. Нахождение аркосолия в алтарной части церкви
свидетельствует о том, что он предназначался члену княжеской фамилии, возможно,
самому князю - ктитору. Основания древних престолов сохранились в северной
(жертвенник) и южной (дьяконник) апсидах. В центральной место престола было
перекрыто мощным блоком рухнувшего столба и о его нахождении можно судить по
остаткам престола XVIII в. Здесь же на уровне плиточного пола обнаружили два
целых бронзовых креста и один фрагмент, которые, по определению В. П.
Даркевича, датируются второй половиной XIV - XV в. (рис. 5). В жертвеннике
была выявлена только восточная часть основания престола длиной 0, 89-0,
стр.224
четырех рядов кладки. Размер плинфы
28, 0-29, 0 x 19, 0 x 3, 0-4,
Примечательно, что престолы в северной и южной апсидах появляются только с момента устройства в храме второго горизонта полов.
В центральной апсиде уцелело
основание "горнего места" - синтрона - шириной 0, 82-0,
Храм был расписан. Помимо многочисленных фрагментов фресок в большом количестве обнаружены специальные гвозди с широкой шляпкой, с помощью ко-
стр.225
торых фрески крепились к стенам здания. Цветовая гамма обломков разнообразна. В центральной части храма на двух блоках кладки живопись была представлена кругами с вписанными в них четырехлистниками (рис. 6). Остатки полихромной росписи в виде кругов красного цвета с неясными фигурами внутри них раскрыты на внутренней поверхности полукружия северной апсиды (рис. 7). Фреска частично уходила под плинфовый пол второго горизонта. Еще один фрагмент росписи - "полития", который залегал ниже уровня плиточного пола, выявлен на внутренней поверхности "горнего места".
Исследователи неоднократно отмечали
близость архитектурного облика церквей Петра и Павла и Иоанна Богослова. Было
даже высказано предположение, что в их строительстве принимали участие одни и
те же мастера [5, с. 135]. Новые данные, полученные во время раскопок, внесли
существенные изменения в реконструкцию первоначального плана церкви, но тем не
менее еще больше сблизили эти два памятника, которые, по существу, являются
двойниками (рис. 8). Одновременно стали более четко прослеживаться параллели
церкви Иоанна Богослова с архитектурой памятников смоленского зодчества
предшествующего (собор Борисоглебского монастыря
стр.226
В литературе принято датировать храм 1160-1180 гг., что определялось временем правления Романа Ростиславича в Смоленске [11, с. 15; 12, с. 116, 117; 7, с. 49, 76; 5, с. 135; 13, с. 87]. Как показали раскопки, интерьер храма через некоторое время после окончания строительства подвергся переустройству. Были настланы новые полы, причем пол в центральной апсиде отличался своей красотой и богатством. В это же время в северной и южной апсидах устраиваются престолы, что, видимо, связано с возникновением здесь приделов во имя каких-то других святых. Плинфа, из которой они были сложены, по размерам близка к кирпичам другого памятника древнесмоленской архитектуры - ротонде, входившей вместе с церковью в состав дворцового комплекса князя Романа. Время ее строительства предположительно падает на конец 70-х годов XII в. [5, с. 378, 381; 13, с. 87]. Видимо, тогда же меняется и внешний облик храма. Несмотря на то, что считалось, что окружающие здание церкви пристройки были синхронны ей, тем не менее, вероятность существования какого-то промежутка времени между началом их строительства полностью не отвергалось. На это указывало, во-первых, отсутствие перевязки кладок основного здания церкви и пристроек; во-вторых, различие строительных растворов. При раскопках внутри здания церкви найдено большое количество плинф, содержащих клейма и знаки; при исследовании пристроек, напротив, отмечалось практически полное их отсутствие.
Несомненно, что окончание этих работ должно
было сопровождаться переосвящением храма. Следовательно, в истории Смоленска
данного периода необходимо искать событие, с которым можно было бы увязать
проведение этого мероприятия. Таким событием было повторное вокняжение Романа
Ростиславича в городе в
стр.227
рая создавалась в годы правления Ростислава
Мстиславича, занимавшего смоленский стол до
В
Приложение 1
В
Сделаны два заключения о ее датировке. Первое подписано научными сотрудниками Института русского языка АН СССР, кандидатами филологических наук Р. Бахрушиной и Г. Барановой; второе - профессором Московского историко-архивного института Е. Каменцевой.
Оба заключения едины в том, что надпись не может быть отнесена к XII в., то есть времени строительства храма. Согласно первому заключению, она возникла не позднее конца XV в. - начала XVI в.; второго - в XVI-XVII вв. Таким образом, надпись является свидетельством того, что какие-то строительно-ремонтные работы происходили на памятнике в позднее время.
Считается, что после захвата Смоленска поляками церковь Иоанна Богослова была обращена ими в костел, а по возвращении города в состав Русского госу-
стр.228
дарства в
Существование храма и его нормальное
функционирование с XII в. по начало XVII в. без каких-либо ремонтных работ,
конечно, было невозможным, тем более, что Смоленск практически все время
находился в центре различных военных действий Видимо, один из таких ремонтов
мог произойти в начале XVI в., когда в результате третьего заключительного
похода Василия III на Смоленск в
Таким образом, вариант датировки надписи временем не позднее конца XV -начала XVI в следует признать наиболее вероятным.
Приложение 2
В
Ниже приводится текст документа с сохранением орфографии и пунктуации подлинника.
"Некоторые соображения При
перемещении полов в
стр.229
подполье храма засыпано щебнем
перемешанным с большими глыбами свода из плиты, которые и были принимаемы за,
надо думать, самостоятельные гробницы. Трудность очистки и вообще раскопок в
компактной массе обвалившегося свода дает возможность предполагать, что под
обломками погребено немало интересных, в смысле историко-археологическом,
вещей: полы, мозаика, фрески и т. д. По краям засыпанного места у стен,
где поиски можно было производить с меньшими затруднениями, ибо главный массив
загружения централен, видимо производились неумелыми руками поиски чего-либо
ценного в обыкновенном смысле: к такому заключению можно придти, потому что
сохранились хорошо признаки ковыряния мусора и как результат его -
перемешивание костей скелетов и слоев обвала. Лет девять тому назад в алтарной
части храма была проведена [об. ] проба углубиться в засыпанную часть подполья
и на небольшой сравнительно глубине открылась какая-то ниша [здесь над строкой
тем же почерком сделана карандашная приписка: "ниша широкая найдена и в
текущем
Глубина засорения доходит до 6 аршин; при величине квадратной площади занимаемым храмом в 45 к. с. кубическое засорение исчисляется в 90 кубов. Очистка этого засорения по мнению людей компетентных будет стоить до 1000 р. Принимая во внимание, что на перестилку полов в храме уже истрачено до 400 р. и необходимость возместить этот расход церки [так в тексте - Н. С. ], стоимость производства основательных раскопок в подполье одного только храма надо считать - 1500 р. При некотором увеличении суммы расходов можно произвести поиски у храма, ибо при рытье могил часто натыкаются на какие-то остатки стен из плиты, стоящих отдельно параллельно стенам храма или какими-то коридорами; без систематической разкопки и разчистки ровно ничего нельзя сказать об этих загадочных остатках построек вблизи храма и построек, судя по материалу, современных самому храму. Надо допустить, что в обломках подполья сохраняется несовершенно уничтоженный нижний древний храм.
Литература
1. АИ. Т. 2. СПб., 1841.
2. Алепский Павел. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алепским. М., 1870-1900. Вып. 2.
3. Алешковский
М. Х. Отчет об археологических разведках
4. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.
5. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска ХII-ХIII вв. Л., 1979.
6. Ипатьевская летопись //. ПСРЛ. М., 1962. Т. II.
7. Картер М. К. Зодчество древнего Смоленска ХII-ХIII вв. Л., 1964.
8. Клетнова
К. Н. Доклад Московскому обществу о раскопках на Смядыни, проведенных
Смоленской ученой архивной комиссией в
стр.230
9. Мурзакевич Н. Н. Достопамятности города Смоленска // ЖМНП. 1835. № 12.
10. Орловский И. И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905.
11. Писарев С. П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске. Смоленск, 1894.
12. Писарев С. П. Памятная книга г. Смоленска. Смоленск, 1898.
13. Раппопорт П. А. Русская архитектура Х-ХIII вв. Л., 1982.
14. Сапожников
Н. В. О раскопках в г. Смоленске. АО за
15. Сапожников
Н. В. О раскопках церкви Иоанна Богослова в Смоленске // АО за
16. Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1.
17. Указатель церковных древностей гор. Смоленска. Смоленск, 1912.
18. Хозеров И. М. Новые данные о памятниках древнего зодчества города Смоленска // Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Семинарием имени И. М. Кондакова. Прага, 1928. Т. 2.
19. Хозеров
И. М. Археологическое изучение памятников зодчества древнего Смоленска //
КСИИМК. Вып.
20. Щукинский
И. Историческое и географическое описание города Смоленска // Справочная
книжка Смоленской губернии на
21. Щапов Я.
Н. Освящение смоленской церкви Богородицы в
22. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1.
стр.393
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АИ Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией
АО Археологические открытия
АС Археологический съезд
АСГЭ Археологический сборник Государственного Эрмитажа
ВАН Вестник Академии наук СССР
ВДИ Вестник древней истории
ВИ Вопросы истории
ВМГУ Вестник Московского Государственного Университета
ВМУ Вестник Московского Университета
ГИМ Государственный Исторический музей
ГРМ Государственный Русский музей
ГЭ Государственный Эрмитаж
ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения
ЗОРСА Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества
ЗРАО Записки Русского археологического общества
ИАК Известия Археологической комиссии
ИА НАНУ Институт археологии Национальной Академии наук Украины
ИРАО Известия Русского археологического общества
ИТОИАЭ Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии
КМИДР Киевский музей исторических драгоценностей
КСИА Краткие сообщения Института археологии
КСИИМК Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры
КОКМ Курский областной краеведческий музей
МАО Московское Археологическое общество
MAP Материалы по археологии России
МИА Материалы и исследования по археологии СССР
МИСО Материалы по изучению Смоленской области
МНИИЯЛИ Мордовский научно-исследовательский Институт языка, литературы, истории и экономики при Совете министров Мордовской АССР
НАЭ Новгородская археологическая экспедиция
НГБ Новгородские грамоты на бересте
стр.394
НИМУ Национальный исторический музей Украины
OAK Отчет Археологической комиссии
ОГУАК Орловская губернская архивная комиссия
ОИПК Отдел истории первобытной культуры
ПВЛ Повесть временных лет
ПИШ Преподавание истории в школе
ПСРЛ Полное собрание русских летописей
РА Российская археология
РАИМК Российская Академия истории материальной культуры
РАН Российская Академия наук
РГИА Российский Государственный исторический архив
СА Советская археология
САИ Свод археологических источников
СЭ Советская этнография
ТАС Тверской археологический сборник
ТОДРЛ Труды отделения древнерусской литературы Института русской литературы РАН
ТСУАК Труды Саратовской ученой архивной комиссии
ЭССЯ Этимологический словарь славянских языков
Сноски
1. АИ. Т. 2. СПб., 1841.
2. Алепский Павел. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию
в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алепским. М.,
1870-1900. Вып. 2.
3. Алешковский М. Х. Отчет об археологических разведках
4. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.
5. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска ХII-ХIII
вв. Л., 1979.
6. Ипатьевская летопись //. ПСРЛ. М., 1962. Т. II.
7. Картер М. К. Зодчество древнего Смоленска ХII-ХIII вв. Л.,
1964.
8. Клетнова К. Н. Доклад Московскому обществу о раскопках на
Смядыни, проведенных Смоленской ученой архивной комиссией в
9. Мурзакевич Н. Н. Достопамятности города Смоленска // ЖМНП.
1835. № 12.
10. Орловский И. И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905.
11. Писарев С. П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске.
Смоленск, 1894.
12. Писарев С. П. Памятная книга г. Смоленска. Смоленск, 1898.
13. Раппопорт П. А. Русская архитектура Х-ХIII вв. Л., 1982.
14. Сапожников Н. В. О раскопках в г. Смоленске. АО за
15. Сапожников Н. В. О раскопках церкви Иоанна Богослова в
Смоленске // АО за
16. Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск,
1898. Вып. 1.
17. Указатель церковных древностей гор. Смоленска. Смоленск, 1912.
18. Хозеров И. М. Новые данные о памятниках древнего зодчества
города Смоленска // Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый
Семинарием имени И. М. Кондакова. Прага, 1928. Т. 2.
19. Хозеров И. М. Археологическое изучение памятников зодчества
древнего Смоленска // КСИИМК. Вып.
20. Щукинский И. Историческое и географическое описание города Смоленска
// Справочная книжка Смоленской губернии на
21. Щапов Я. Н. Освящение смоленской церкви Богородицы в
22. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т.
1.
Иллюстрации
Рис. 1. Церковь Иоанна Богослова. Вид с юго-запада
Рис. 2. План расположения шурфов: III, IV - раскопки М. Х. Алешковского
Рис. 3. Плиточный пол в центральной апсиде: 1 - полива белого перламутра; 2 - зеленая; 3 - темно-коричневая; 4 - желтая; 5 — полива не сохранилась; 6 - отпечатки плиток на цемяночной подготовке
Рис. 4. Фрагмент фресковой росписи из ц. Василия
Рис. 5. Бронзовые кресты 2-й половины XIV - XV в. из алтарной части храма
Рис. 6. Фрагмент фресковой росписи на блоке кладки из подкупольного
пространства церкви
Рис. 7. Фрагмент фресковой росписи на внутренней поверхности стены северной
апсиды
Рис. 8. Планы церквей Иоанна Богослова и Петра и Павла: 1а — реконструкция
плана церкви по Н. Н. Воронину и П. А. Раппопорту; 1б -
реконструкция по Н. В. Сапожникову; 2 - план церкви Петра и Павла
Рис. 9. Прорись надписи из южного окна второго яруса западного фасада церкви
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский