РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII–начала XVI веков. В кн.: Иконография архитектуры. М., 1990. С. 102 – 127. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов
XIII–начала XVI веков
Изучение внутреннего пространства древнерусских храмов не получило достаточного распространения. Фасады памятников и их объемная композиция до сих пор привлекают преимущественное внимание исследователей. В сложившейся ситуации изучение элементов интерьеров храмов и, в целом, типологии интерьера представляется важной задачей. При этом следует отметить, что исследованию подлежат не только вещественные элементы интерьера (столбы, членения стен, арки, своды), но и само пространство, активно воздействующее на зрителя; промежутки, переливы пространства, вопросы освещения, - все это должно входить в круг изучения развития стилей в древнерусской архитектуре.
В настоящей работе делается попытка выявить лишь основные типы организации внутреннего пространства в новгородских храмах со столбами (преимущественно четырехстолпных) XIII - нач. XVI вв., т.е. того периода, когда новгородское зодчество развивается в новый, отличный от домонгольского времени, стиль. Следует отметить, что отдельно вопросы иконографии интерьеров новгородской архитектуры этого времени почти не разрабатывались. При значительном числе публикаций отдельных памятников и многочисленных обзорах новгородской архитектуры, мы можем назвать лишь две работы, касающиеся проблем интерьера. Это работа Н.И. Брунова "О хорах в древнерусском зодчестве", где вычленяется новгородский тип хор ("двумя замкнутыми глухими приделами в угловых помещениях, соединенных друг с другом узким деревянным мостком"), их исчезновение Н.И. Брунов связывает с появлением "двухэтажности" (подцерковья)1. В небольшой работе автора данной статьи выделен тип "храма на четырех пилонах", появившийся в Новгороде в сер. XV в.2 При ви-
102
димой неисследованности проблем развития внутреннего пространства важно отметить, что их изучение затруднено неполной сохранностью ряда памятников, а также отсутствием в нашем распоряжении обмеров многих храмов. В связи с этим анализ в данной работе касается только хорошо сохранившихся памятников, храмы, сохранившиеся на уровне плана, привлекаются лишь в качестве аналогий. В работе не учитываются и некоторые второстепенные вопросы: характер сводов компартиментов, подробности устройства хор и приделов и пр.
С середины XII в. в новгородской архитектуре распространился тип трехабсидного четырехстолпного храма с двумя палатками во втором ярусе северо-западного и юго-западного углов. Такой тип исследователи связывают с привнесением провинциального византийского типа "вписанного креста" (по Мийе), первым образцом которого в Новгородской архитектуре был собор Спаса-Мирожского монастыря сер. XII в.3. Важно отметить, что в большинстве памятников на хоры, соединяющие палатки, вела внутристенная лестница (в западной стене). Достаточно часто двухъярусными (часто без настилов, лишь с двумя ярусами арок в стенах вычленяющих углы) были и восточные углы. Подпружные арки были пониженными. Абсиды, перекрытые конхами, отделялись от наоса пониженными триумфальными арками. Западный промежуток (между стеной и западной парой столбов) значительно больше восточного. В целом ряде памятников еще встречаются внутренние лопатки, отвечающие восточным столбам 4, которые затем становятся квадратными. Рукава креста и угловые компартименты перекрывались коробовыми сводами.
1
Значительные
изменения сложившегося типа связаны с построением в
103
столба, свободных на
значительную высоту, над столбами возвышались, видимо, квадратные пилоны -
импосты. Алтарная преграда, судя по всему, была прислонена к торцам межалтарных
стенок, за которыми были проходы. (Т.е. образуется подобие вимы). Такая
постановка круглых столбов более всего напоминает "полный" тип
византийского храма, характерный для Константинополя и Салоник и особенно близка
к типу "храма на четырех колонках" 6, где столбы заменены
тонкими мраморными колоннами, над которыми возвышаются отрезки квадратных
столбов - импостов. В храмах данного типа учитывается наличие алтарной
преграды, которая устраивается не у восточных столбов (колонн), а у торцов
добавочного членения - вимы, которая начинается от дополнительной пары пилонов.
Судя по всему, в церкви Пятницы
104
с угловыми компартиментами арками почти в уровне пят сводов рукавов (См. реконструкцию Г.М. Штендера 7). Пространство центральной полукруглой и прямоугольных боковых абсид, видимо, не играло значительной роли в интерьере.
Яркий образ интерьера церкви Пятницы
Раскопками А.Н. Кирпичникова в новгородской крепости Ям обнаружен одноабсидный каменный храм с четырьмя широко расставленными круглыми столбами. Консультировавший автора раскопок Г.М. Штендер датировал памятник второй половиной XIV в. и указал на сходство форм и расположения круглых столбов с церковью Пятницы, а также на возможное зальное пространство и трудности расположения алтарной преграды в данном храме (предполагается низкая алтарная преграда, что и обусловило раннюю датировку)8.
Еще один
зальный храм типа "на четырех колоннах", относящийся по характеру
декора к сер. XV в., находился до
105
ле Папоротском, - церковь Николая Папоротского монастыря9. Этот памятник уже имел деревянное подцерковье, в самом храме не было хор. Над круглыми столбами возвышались массивные импосты, высокие арки соединяли столбы со стенами. Создавалось зальное пространство с массивными включениями столбов.
Наконец, ныне сохранившиеся формы церкви Пятницы на Торгу демонстрируют обращение к той же традиции: в ярусе собственно храма (над подцерковьем) стоят четыре круглых колонны-столба с квадратными импостами. В создающемся образе интерьера ощущается несомненное влияние предшествующего храма начала XIII в. Зальность этого памятника сохранилась, как видим, и после падения верха первоначального храма в 1340, - в 1345 10 церковь восстанавливается, и во время работ 1524 11, когда, видимо, появилось подцерковье и столбы - колонны сделались значительно короче.
Как видим, появление "полного" храма на
четырех колоннах в церкви Пятницы
2
Некоторое влияние церковь Пятницы на Торгу оказала
на церковь Рождества в Перыни, сооруженную во второй четверти XIII
в. 12 Этот храм имел высокие квадратные западные столбы, нижняя
часть которых на высоту до
106
мены столбов-колонн квадратными столбами, снималось "намеком" на колонны: восьмигранной формой западных столбов внизу. Перебивать впечатление от свободно стоящих столбов должны были хоры, пересекавшие пространство примерно на трети высоты. В целом, создавался интерьер, по типу близкий к церкви Пятницы, но благодаря наличию округления (восьмигранности) только западных столбов и расположению хор, этот тип может быть отнесен к храмам типа вписанного креста с реминисценциями двухколонных храмов в нижнем ярусе. Под двухколонными здесь понимается тип византийского четырехстолпного храма, где восточные опоры являются столбами, а западные - колоннами. Именно этот тип с двумя западными колоннами в Перыни дополнен хорами в уровне квадратных импостов над низкими восьмигранными "колоннами". Вычленение же с востока западных угловых компартиментов стенами во втором ярусе и явственная массивность квадратных столбов и импостов позволяет относить храм и к типу вписанного креста.
В данном
памятнике впервые появляется очень важная форма, ставшая впоследствии, на
протяжении XIV и пер. пол. XV вв., характернейшей для
новгородского зодчества: восточное окно в тимпане закомары над абсидой.
Подобная форма, вероятно, существовала и в церкви Пятницы на Торгу
107
подающего
пучки света через высокие окна и дающего подчеркнутое освещение рукавов креста.
Стремление светом выделить рукава креста видно и в церкви Рождества в Перыни,
но здесь сами рукава уже начинают обосабливаться от угловых компартиментов,
начинает складываться вновь (как бы возвращаясь к XII
в.)
схема вписанного креста, где рукава в верхней зоне подчеркнуты светом окон в
тимпанах. Следует отметить, что "восточное окно" известно почти во
всех сохранившихся новгородских храмах XIV - пер. пол. XV
вв. (за исключением памятников сер. XIV в.: Никольского собора в
Изборске 1340-х гг., Спаса на Ковалеве
Церковь
Николы на Липне
108
мятники
имеют внизу не восьмигранные, а круглые отрезки столбов, что приближает их к
частичному "двустолпию"): церковь Благовещения на Городище 1342 -
1343 гг., церковь Успения на Волотове
Указанный тип не получил, как видим, широкого распространения. Перечисленные памятники остаются единичными среди массы памятников чистого типа вписанного креста. И все же показательным является само обращение к типу с круглой колонной (хотя и невысокой, под хорами). Использование круглой колонны-столба (и даже 'восьмигранника) создает большую интегрированность пространства в западной зоне храма, под зоной хор создается зона, обтекающая скругления столбов и переходящая в пространство высокого трансепта. Внимание к пространственным проблемам в данном типе проявляется достаточно ясно.
Данный тип новгородского храма оказал значительное влияние на псковские памятники второй половины XIV- XV вв., большинство из которых имеют низкие круглые столбы, хоры с выделенными палатками 17 .
3
Наиболее распространенным типом организации внутреннего пространства в XIV - начале XV вв. был тип вписанного креста. "Возвращение" к этому уже усвоенному и отработанному в XII в. типу произошло, видимо, на рубеже XIII - XIV вв. Уже в церкви Николы Белого 1312-1313 гг. все столбы квадратные, восточные углы "открыты" высокими арками, и в западных угловых компартиментах во вто-
109
ром
ярусе располагались палатки, соединенные хорами. Палатки были выделены
стенами, сливающимися с верхней частью столбов. Создается пространство
крестообразное, с вычлененными западными углами и открытыми восточными. Этот
тип "открытого" с востока вписанного креста (с "открытыми"
восточными компартиментами) встречается не так часто: свободные восточные
столбы при вычленных западных углах есть в церкви Спаса на Ковалеве
Чрезвычайно разнообразно решение западных углов как в этом типе, так и в близком, с круглыми низкими западными столбами. Наиболее распространенным является тот, где лестница на хоры распо-
110
лагалась
в одном из угловых компартиментов (чаще - в северо-западном), в другом же, во
втором ярусе располагалась палатка-придел. Лестница в стене для Новгорода XIV -
XV вв. - скорее исключение. Каменные лестницы в стене известны
в следующих памятниках: Благовещение на Городище 1342-1343 гг. (тип 2), Спаса
на Ковалеве 1345, Спаса на Ильине ул.
Два придела "на полатех" были в 10
новгородских храмах (Вознесение на Прусской улице, Рождества Богородицы
Десятинного монастыря, Иоанна на Опоках, Дмитрия на Славкове ул., Федора
Стратилата на Федорове улице, Знаменский собор, Спаса на Ильине ул., Павла на
Варяжской ул., Воскресения на Варяжской ул., Ильи на Славне) 19 , в
исключительных случаях известно 3 придела: Михаила Архангела на Прусской улице
20 . Чаще всего приделы располагались в палатках, но известен случай,
когда придел расположен на хорах и отделен от нефа высокой перегородкой 21
(Придел Покрова в церкви Федора Стратилата
Внутреннее пространство храмов типа вписанного
креста подвергалось различным трансформациям. Так, во второй половине XIV
в. - начале XV в. значительно увеличилась высотность
рукавов, что создало впечатление вертикальных крестов с четко выделенными
стенками. С появлением подцерковья высотность интерьеров снижается, более
ровное соотношение ширины рукавов и их высоты создает спокойное ощущение и
даже некоторую плавность (например, в церкви Дмитрия на Славкове 1461 - 1462
гг.). При этом жесткость отграничивающих поверхностей (столбов, стенок, арок)
сохраняется даже в храмах с хорами XVI столетия (Бориса и Глеба
в Плотниках
111
Протяженность западного нефа то увеличивается относительно восточного, то приближается к нему. Хотя во времени и наблюдается тенденция к увеличению западного нефа, но эта тенденция не сделалась устойчивой, и периодически величины нефов сравнимы.
Рассмотрение самого устойчивого и, видимо, самого распространенного в Новгороде типа вписанного креста позволяет сделать вы вод о нем как о каноничной форме храма, как об устойчивой традиции, меняющейся медленно и непоследовательно и наиболее "приемлемой" заказчиками. Он оказывает значительное влияние и на тип с круглыми низкими столбами (тип 2), который рассматривался перед типом вписанного креста лишь потому, что раньше появляется в указанном периоде. В действительности, тип вписанного креста XIV -XV вв. буквально наследует традиции интерьера XII в. и переносит эти традиции в XVI в. Его значительное влияние на храм с колоннами-столбами (или - с "идеей колонны") создает тип вписанного креста с реминисценциями двустолпия.
4
Рассмотренный
выше "самый новгородский" тип храма к середине XV в.
неожиданно сменяется новыми, тип вписанного креста становится скорее
исключением, намеренным "новгородизмом", возвратом к прошлому. В
промежутке между 1409 и 1442 гг. нам неизвестны памятники с сохранившимся
интерьером. Может быть поэтому изменения, видимые в Спасо-Преображенском соборе
в Старой Русе
112
кален. При этой вертикальности характерной деталью кажется отсутствие восточного окна: при сложившейся зальности, взаимопроникновении через высокие арки пространств рукавов и угловых компартиментов, отпадает надобность в подчеркивании светом крестообразности рукавов.
Подобный тип храма был назван нами "храмом на четырех пилонах", 24 что подчеркивало близкую к храму на четырех колоннах свободу интерьера, его зальность, ощутимость столбов как опор, вычлененных из пространства четверика и все же в верхней зоне сводящих и завершающих его. В Спасском соборе в Русе необычными для указанного типа являются восточные круглые столбы, являющиеся, несомненно, реминисценцией столбов-колонн храма на четырех колоннах (типа Параскевы Пятницы на Торгу - Папоротского). При этом ясно читаемые квадратные, "жесткие" западные столбы создают иное, четкое и строгое ощущение, свойственное именно храму на четырех пилонах.
К той же традиции храма на четырех пилонах можно
отнести, если не учитывать дополнительное западное членение, и храм Иоанна на
Опоках
Наиболее законченным, ясным представителем типа
храма на четырех пилонах, на наш взгляд, является церковь Двенадцати Апостолов
Во многом близка по типу церкви Двенадцати Апостолов церковь
113
Лазаря
По характеру плана и расстановке столбов очень близка к церкви Лазаря церковь Николая в Косино (сер. XV в.) под Старой Русой, относящаяся к тому же типу.
В какой-то мере к типу на четырех пилонах может
быть отнесена и церковь Воскресения на Мячине
В XVI в, тип храма на четырех пилонах получил некоторое продолжение 32 . Не касаясь больших пятиглавых и трехглавых храмов, в которых свободная постановка столбов имеет иной характер и иное, московское, происхождение, обратимся к памятникам первой половины XVI в., в которых остаются и новгородский стиль и новгородская типология. К 1520-м гг., по нашему мнению, относится Спасский собор в Ржеве, построенный новгородским мастерами 33, в котором "свободные" квадратные столбы сочетаются с узкими повышенными подпружными арками, характерными для некоторых новгородских памятников пер. пол. XVI в. Храм не имеет подцерковья, западный рукав значительно увеличен.
В
114
Кузьминой),
в которой западная пара квадратных столбов имеет высокие арки, соединяющие их
со стенами. В восточной части решение более архаическое: в трансепт выходят
высокие арки, в восточный рукав - низкие. Своды в храме слитые (без подпружных
арок), подцерковья нет. Свободные квадратные западные столбы позволяют отнести
памятник к данному типу. В какой-то мере к типу на четырех пилонах может быть
отнесена и перестроенная в
Тип храма на четырех пилонах в Новгороде получил наиболее интересное воплощение в таких храмах XV в., как церкви Двенадцати Апостолов и Лазаря, а в XVI в. - в соборе в Ржеве. При этом такие черты, как стремление к симметричной расстановке столбов (идущее несомненно от идеи храма на четырех колоннах, но в измененном виде - с квадратными столбами) и создание равномерной, центричной зальности в целом ряде памятников искажаются. Так в храмах с увеличенным западным нефом, или с низкими арками с востока эффект зримой принадлежности к типу значительно снижен (Воскресение на Мячине, Успения в Колмове). Сам тип храма на четырех колоннах в его лучших памятниках можно считать попыткой художественно осмыслить проблему центричности крестовокупольного храма, стремление к цельному зальному интерьеру привело в этих памятниках не только и отказу от традиционных новгородских хор и палаток, но и к редкой для Новгорода системе расстановки опор с тенденцией к симметричности.
5
Мы уже видели появление круглых колонн-столбов в храмах типа вписанного, креста, где "колонны" располагались с запада, под хо-
115
рами. "Избавление" от хор в храмах на четырех пилонах позволило по-новому использовать этот прием, связанный, как уже говорилось, с типом храма на четырех колоннах. Уже в византийской архитектуре в некоторых "простых" храмах (без вимы) вместо колонн в восточной паре опор - используются столбы. Западная же пара колонн имеет квадратные импосты. В некоторых случаях значительно увеличивается западный неф. В результате получается "двухколонный храм", где прозрачность, взаимопроникновение пространств ощущается только в западном нефе и трансепте. Столбы же с востока создают зримую преграду, которую подчеркивал и иконостас, прислоняемый к восточной паре опор.
Подражание подобному типу мы видели в новгородских храмах с хорами и круглыми столбами, причем в некоторых случаях в большой мере достигалась та дематериализация опор, которая характерна для византийских образцов с колоннами (например, в церкви Успения на Волотове поле). Отказ от хор в храмах на четырех пилонах уже к 1460-м гг. создал возможность воспроизвести двухколонный храм. Первым датированным памятником этого типа в Новгороде является церковь Симеона в Зверине монастыре 1467 - 1468 гг. План этого храма находится под влиянием планов лучших памятников типа на четырех пилонах: ясно видна тенденция к симметричной расстановке столбов. В храме имеется подцерковье, снижающее высоту интерьера самого храма. Восточные столбы храма скруглены к востоку на значительную высоту, а выше - квадратные, западные столбы круглые на ту же высоту, выше - небольшой отрезок квадратного импоста. Арки в угловых компартиментах везде высокие. Круглые в нижней части западные опоры дают эффект плавного соединения пространства в нижней зоне, квадратные импосты как бы продолжают тело колонны. В целом, создается изысканный интерьер, построенный на классическом противопоставлении слитых пространств (правда, с "выключенной" восточной зоной) и стремлении взгля-
116
да наблюдателя к подкуполъному пространству, и барабану.
Ту же линию продолжает церковь Николы (ок. 1475) Гостинопольского монастыря 34 . Здесь также есть подцерковье (в данном случае каменное), восточные столбы квадратные, западные - круглые с импостами. Значительно увеличен западный рукав креста, что приближает памятник к некоторым храмам Мистры XIV в. 35 и создает столь же элегантный интерьер с двумя тонкими колоннами, стоящими посреди видимого пространства храма и поддерживающими западный край подкупольного квадрата. Вероятно к двухколонным храмам относилась и церковь Иоанна Богослова в Велебицах (.третья четв. XV в., исследование Д.А. Петрова).
В конце XV - начале XVI в. тот же тип храма использован в Никольском соборе Медведицкого монастыря (в Новой Ладоге), где имеется каменное подцерковье. Восточные столбы храма имеют низкое скругление с востока, а западная пара столбов круглая на значительную высоту. Видимо, здесь впервые отразилась тенденция к увеличению высоты круглой части столба и уменьшению импоста. В силу некоторой грузноватости столбов интерьер Никольского собора менее изыскан, чем интерьеры памятников третьей четверти XV в.
Новый, найденный, видимо, в соборе Медведицкого
монастыря, прием с высокими круглыми столбами почти без импостов применен и в
церкви Жен Мироносиц 1508 - 1511 гг. в Новгороде на Ярославовом дворище 36
. Если не учитывать отделенные стеной западные помещения, где располагались
приделы, то этот храм (с двумя подцерковьями, что определило сравнительно
небольшую высоту самой церкви) с высокими круглыми западными опорами развивает
линию двухколонных храмов. Архаической чертой выглядят узкие и низкие арки
проходов между торцами абсид и восточными квадратными столбами. Подпружные
арки храма пониженные, традиционные. Схожие формы имеет интерьер церкви
Прокопия
117
ще
37. Оба храма возведены Сырковыми - богатыми "переведенными"
купцами, усвоившими новгородский образ жизни, и потому сходство ин терьеров и
обращение к образам рафинированной монастырской архитектурной традиции второй
половины XV в. вполне закономерно. В церкви Прокопия также
два подцерковья, но интерьер собственно храма собраннее, вертикальнее, чем в
церкви Жен Мироносиц. Здесь появляются вновь импосты над высокими круглыми
западными столба ми, восточный рукав соединен с угловыми компартиментами
низкими арками, как в церкви Жен Мироносиц. В церкви Прокопия использованы
узкие повышенные подпружные арки - новгородское новшество первой половины XVI
в. В целом, интерьер церкви Прокопия легче, изящнее интерьера более раннего
храма Сырковых, здесь чувствуется стремление близко воссоздать монастырские
образцы ХУ в. По мнению Д.А. Петрова, указанные храмы Сырковых повлияли на появление
круглых столбов (на постаментах) в Владимирском соборе Сыркова монастыря 1548
- 1554 гг. 38. Вероятнее всего в сер. XVI в. (после пожара
Рассмотренный тип двухколонного храма - не слишком распространенный в Новгороде - представляет пример высокохудожественного решения пространственных задач. Характерно возникновение и этого типа храма (как и храма на четырех пилонах) именно в монастырской среде, причем в монастырях, связанных с новгородским архиепископом. В некоторых случаях строительство проводилось непосредственно по заказу архиепископа (Гостинополье). Представляется возможным связать рафинированную архитектуру этих храмов (и их интерьеров в особенности) с интеллектуальной элитой Новгорода - окружением архиепископа. В это среде могло возникнуть и обращение (вряд ли прямое) к византийским образцам, что характерно для двухколонных храмов второй половины XV в. В первой половине
118
XVI в. двухколонные храмы сооружаются с идеологической целью: прямая ориентация на прошлое подчеркивает "новгородскость" заказчиков. То же, видимо, характерно и для других типов интерьера (вписанный крест, храм на четырех пилонах).
Новгородская архитектура XIII - первой половины XVI в., как видим, использует пять типов организации внутреннего пространства. Причем наиболее каноничным является тип вписанного креста, восходящий еще к XII в., и зависящий от него тип вписанного креста с низкими круглыми западными столбами. Три остальные типа: храм на четырех колонках, храм на четырех пилонах и двухколонные храмы используются реже и их появление можно связывать с особым заказом, ориентирующимся на решение интерьерных задач четырехстолпного храма. Отметим, что тип храма на четырех колонках и тип двухколонного храма не используются в других архитектурных школах Руси в XIII - XV вв. Это показывает оригинальность данных композиций, а также самостоятельность Новгорода в выборе и использовании редких (для Руси) приемов организации внутреннего пространства. Выделенное в настоящей работе разделение по типам может быть перенесено на интерьеры соседней псковской архитектурной школы. В целом же выделение именно типов внутреннего пространства, распространение подобного анализа на памятники других школ средневековой Руси позволит уточнить и дополнить наши представления об архитектурном процессе, создать метод изучения не только отдельных структурных частей здания и его декора, но и всего храма как "оболочки", включающей равнозначно фасады и интерьер.
Примечания:
1. Брунов Н.И. О хорах в древнерусском зодчестве // Труды секции теории и методологии (социологической) РАНИОН, - вып. 2. - М., 1928. -С. 96.
119
2. Седов Вл.В. Храм на четырех пилонах в новгородской и псковской архитектуре XV - XVI веков // Земля Псковская, древняя и социалистическая. - Псков, 1988. - С. 48 - 50 (Далее см.: Седов Вл.В. Указ. соч. 1988).
3. Брунов Н.И. О некоторых связях русской архитектуры с зодчеством южных славян // АН. - вып.12. - М., 1952. - С.27 - 28; Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря //АН. - Вып.10. - М., 1958.- С. 25; Штендер Г.М. Архитектура новгородской земли XI - XIII веков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Л., 1984. - С .11.
4. Булкин В.А. Архитектурно-строительная ситуация в новгородском зодчестве конца XII - начала XIII вв. // Генезис и развитие феодализма в России. - Л., 1987. - С. 221.
5. Гладенко Т.В., Красноречъев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города. - М., 1964. -С. 201 - 214; Штендер Г.М. Указ. соч. - С 14; Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. - Л., 1979. - С. 348 - 353.
6. Комеч А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. - М., 1973. - С. 64 - 77.
7. Гладенко Т.В., Красноречъев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Указ. соч. - С. 209.
8. Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. - Л., 1984. - С. 207 - 208.
9. Петров Д.А., Седов Вл.В. Забытый памятник новгородской архитектуры // Архитектура СССР. - 1987, - № 11-12. - С. 110 - 111.
10. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л., 1950. - С. 357.
11. Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. - т. IV - ч. I,-вып. 2, - Л., 1929. - С. 541.
120
12. Кацнельсон Р. Древняя церковь в Перынском скиту близ Новгорода // АН, - вып. 2. - М., 1952, - С. 69 - 85.
13. Там же. - С. 76.
14. Там же. - С. 77.
15. Там же. - С. 79.
16. Максимов П. Церковь Николы на Лионе близ Новгорода // АН, - вып. 2, - М., 1952. - С.86 - 104.
17. Седов Вл.В. Происхождение и становление псковской архитектурной традиции. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. искусствоведения. - М., 1989.
18. Петров Д.А. Церковь Андрея Юродивого в Новгороде // Археология и история Пскова и Псковской земли. - Псков, 1988. - С. 106.
19. Янин В.Л. Семисоборная роспись Новгорода // Средневековая Русь. - М., 1976. - С. 108 - 117; Андреев В.Ф. Новый список семисоборной росписи Новгорода // НИС, - вып.З (13) - Л., 1989. -С.219 - 223.
20. Янин В.Л. Указ. соч. - С. 111; Андреев В.Ф. Указ. соч. - С. 221.
21. Ковалева В.М. Росписи в новгородской церкви Федора Стратилата // Средневековое искусство. Русь. Грузия. - М., 1978. - С. 148.
22. Новгородские летописи. - СПб., 1879. - С. 233; ПСРЛ, - Т. IV, - часть I. -Вып. 3. - Л., 1925. - С 370.
23. Подъяпольский С.С. Успенская церковь в Белозерске // Культура Средневековой Руси.- Л., 1974. - С. 177 - 180.
24. Седов Вл. В. Указ. соч. 1988.- С.. 48 - 50.
25. Гладенко Т.В. Памятники архитектуры Новгорода. Церковь Иоанна на Опоках. - Новгород, 1959.
26. Красноречьев Л.Е. Памятники архитектуры Новгорода. Церковь Двенадцати апостолов. - Новгород, 1959; Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Указ. соч. - С. 243.
121
27. Полное собрание русских летописей. - Т. XVI - СПб., 1889 - С. 206.
28. Мясоедов В. Два погибших памятника новгородской старины // Записки русского археологического общества. - Т. X. - СПб., 1915. - С. 107 - 112.
29. Гусев П.Л. Три новгородские уничтоженные церкви // Вестник археологии и истории императорского археологического института. - XX. - СПб., 1914. - С. 85 - 87.
30. Стасов В.В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах. // Известия императорского археологического общества. - Т. III, - СПб., 1861. - Табл. 11.
31. Дмитриев Ю.Н. К истории новгородской архитектуры // Новгородский исторический сборник. - Вып. II. - Л., 1937. - С. 116 - 123.
32. Петров Д.А., Седов Вл.В. Конструктивная типология новгородских крестовокупольных храмов XVI века // Земля Псковская, древняя и социалистическая. - Псков, 1988. - С. 52.
33. Некрасов А.И. Отчет о комплексной Тверской экспедиции // Труды этнографо-археологического музея МГУ. - М., 1928. - С. 4 - 5; Седов Вл.В. Спасо-Преображенский собор в Ржеве - памятник новгородской архитектуры XVI в. // Археология и история Пскова и Псковской земли. - Псков, 1987. - С. 31 - 33.
34. Седов Вл.В. Церковь Николы в Гостинополье // Архитектурное наследие и реставрация. - Вып. 4 (в печати).
35. Медведев И.П. Мистра. - Л., 1973. - С. 128.
36. Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Указ. соч. - С.. 254 - 258.
37. Там же. - С. 258 - 261; Строков А., Богусевич В. Новгород Великий. - Л., 1939. - С. 188 - 190.
38. Петров Д.А.. О Владимирском соборе Сыркова монастыря в Новгороде // Археология и история Пскова и Псковской земли. - 1988. - Псков, 1989. - С. 67.
122
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский