РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Седов Вл.В. Стиль великого посольства. В журн.: Проект Классика. I-MMI - 29.10.2001. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: www.projectclassica.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

 

 Вл. В. Седов

Стиль великого посольства



Археологи, которые ведут раскопки древнерусских городов, наталкиваются на слой, переполненный обломками глиняных голландских курительных трубок. Этот слой, датируемый временем около 1700 года, изумляет: кажется, что горожане все скопом предались пороку табакокурения и при этом безоглядно колотили трубками по столам. Это период необычной связи с Голландией. Ни до, ни после "слоя голландских трубок" ничего подобного мы не встретим.

Архитектура классических европейских стилей началась в России со времени Петра I. Говоря об этом, обычно вспоминают Летний дворец, Кунсткамеру, здание Двенадцати коллегий - Петербург. Между тем, в Москве еще до основания Санкт-Петербурга сложился первый в России ордерный, классический стиль, основанный на прямых контактах с Голландией. Этот стиль еще ни разу не был описан, он столь же загадочен и насыщен заимствованиями, как "слой голландских трубок". И археологический слой и московские постройки, в сущности, говорят об одном и том же: об увлеченности чужой культурой и немного наивном пафосе ее открытия.

В конце XVII в. изменения в архитектуре России происходили с удивительной быстротой. Поздняя версия стиля "узорочья" времени царя Федора Алексеевича (1676-1682) сменилась архитектурой нарышкинского стиля, развивавшейся в 1680-1690-е гг. Ничто, кажется, не предвещало начала нового стиля, но длительная поездка царя Петра I в Европу вместе с Великим посольством (1697-1698) резко изменила все направление русской архитектуры.

Кажется, что, возвращаясь, Великое посольство везло с собой несколько возов немного устаревших архитектурных книг, которые могли послужить учебниками для имевших силы изменить своему стилю мастеров "нарышкинского барокко". Но что они привезли - история темная, происхождение нового стиля окутано тайной.


1. Александр Паскуалини (Pasqualini). Башня церкви в Айзелстейне. 1532. Самый ранний пример голландского маньеризма, в котором впервые применено сочетание кирпичной кладки и деталей из светлого камня
2. Юст Янц (Joost Jansz). Восточная церковь в Амстердаме. 1565-1566. Балюстрады, обелиски и люкарны станут приметными формами стиля Великого посольства
3. Церковь Николая в Троекурове. 1699-1706. Центрический план, крупные пилястры и овальные окна - все из Голландии

 

Еще таинственнее то, что новый стиль, который мы предлагаем назвать стилем Великого посольства, развивался не в постройках самого царя и его правительства, а появился сразу в законченных формах в подмосковных усадьбах московской аристократии. Ближайшие сподвижники Петра и более далекие от трона бояре и дворяне были более чувствительны к "ветру перемен", а государственная администрация дольше действовала по инерции и оставалась с прежним стилем (пример чему - Сухарева башня, еще совсем нарышкинская). Так или иначе, в центре, в подмосковных усадьбах, а чуть позже - в самой столице ненадолго устанавливается голландский архитектурный вкус.

Первой появилась церковь Николая в усадьбе Троекурово, сооруженная в 1699-1706 гг. по заказу князя И.Б.Троекурова. За ней в подмосковных усадьбах последовали: церковь Рождества Богородицы (1701-1707) в усадьбе Марфино, принадлежавшей воспитателю Петра, князю Б.А.Голицыну, и церковь Николая (1706-1707) в усадьбе Полтево, которой владел адмирал Ф.М.Апраксин. В своей ярославской вотчине - Красном - будущий сенатор Г.А.Племянников строит еще очень нарышкинскую церковь Воскресения (1707), но ее порталы оказываются голландскими. В 1709 г. в усадьбе Ф.М.Ртищева Старо-Никольское возводится церковь Святого Духа. Тот же Ф.М.Апраксин, что строил церковь в Полтеве, возвел в Златоустовском монастыре над гробами предков церковь Благовещения (1710). Несколько позже усадебных храмов строятся церкви в Москве: Ивана Воина на Якиманке (1708-1713), соборы Заиконоспасского (1703-1709) и Варсонофьевского монастырей (1709-1730). Заказчики этих храмов неизвестны, хотя относительно церкви Иоанна Воина существует легенда о царском участии в постройке. Царю приписывают и чертеж церкви Петра и Павла на Новой Басманной (1705-1717), что очень сомнительно.

Царская семья также представлена среди московских заказчиков. Царевич Алексей строит в голландском духе (в угоду отцу?) величественный храм Вознесения за Серпуховскими воротами (1709-1718), а вдова соправителя молодого Петра, царя Ивана Алексеевича, царица Прасковья Федоровна возводит надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря (1713-1714). Некоторые постройки не имеют точной даты: где-то на рубеже XVII-XVIII вв. сооружены верхушка Утичьей башни в Троице-Сергиевом монастыре (вероятно, по заказу самого Петра), новый фасад палат Кирилловых на Берсеневке в Москве и очень близкий к палатам Кирилловых Суконный двор.

Памятников данного стиля немного, всего около двух десятков построек. Но в них русская архитектура впервые пытается освоить ордерные формы комплексно, а не отрывочно, как это было в нарышкинском стиле, еще очень наивном и "самодельном". Это освоение в архитектуре Великого посольства перешло в усвоение, что явствует из наблюдаемого в храмах и палатах этого времени стилистического единства. Впрочем, это единство не абсолютно: внутри очерченной группы можно выделить два способа воспроизведения голландской и, шире, северноевропейской архитектуры.  

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский