РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Седов Вл.В. Псковская архитектура первой половины XIV в. Краткие тезисы доклада на научно-практической конференции «Археология и история Пскова и Псковской земли», 1985. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

 

 Вл. В. Седов

Псковская архитектура первой половины XIV в.

 

После монгольского нашествия в Пскове, как и в Новгороде, прекращается каменное строительство. Лишь в 60-70-х годах XIII в. возводятся каменные храмы, связанные со строительной деятельностью князя Довмонта (ц. Тимофея Газского, 1268 г.; Георгия, 1269 г.; Федора Стратилата, 1272 г.). 

Ц. Федора Стратилата раскрыта экспедицией Гос. Эрмитажа. Это небольшой 11x8 м) бесстолпный храм, близкий по плану к перекрывшей его постройке 1385 г. Новым в храме было отсутствие кирпича — весь храм был построен в камне. Такими же, вероятно, были и остальные постройки Довмонта.

Сооруженный в 1310-1311 гг. собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря по своему плановому решению и оформлению фасадов является повторением Спасского собора Мирожского монастыря XII в. Видимо, к началу XIV в. постройки XII в. воспринимались как традиционно псковские и повторение форм Спасского собора свидетельствует о стремлении к оформлению собственной псковской традиции каменного зодчества. Собор полностью выстроен из плитняка и имеет чуть вытянутые пропорции по сравнению с прототипом XII в. Новым в декоративном оформлении собора был стрельчатый аркатурный поясок на барабане.

В конце 30 — начале 40-х годов в Пскове появляются храмы, связанные с новгородской традицией. Это свидетельствует о том, что несмотря на оформление политической самостоятельности, главным источником художественных импульсов, по-видимому, остается Новгород. В 1339 году закладывается ц. Михаила и Гавриила Архангелов, которая, вероятно, была главенствующей в градостроительной системе посада за стеной 1309 г. По своим размерам (14,8x14,5 м) она приближается к так называемым «большим храмам» Новгорода более позднего времени (ц. Благовещения на Городище, 1342—1343 г.; ц. Федора Стратилата, 1360 г.) Одноглавый крестовокупольный храм с подковообразной абсидой и квадратными столбами близок к новгородским памятникам первой половины XIV в. Угловые компартименты ц. Михаила Архангела перекрыты коробовыми сводами. Фасады храма не имели членения лопатками на прясла; лопатки располагаются на углах четверика. Судя по сохранившимся деталям, церковь имела позакомарное покрытие со средними закомарами, выступающими из плоскости степы уступчатыми консолями, как в ц. Спаса на Ковалеве (1345 г.) и Мины на Торгу в Старой Руссе (середина - вторая половина XIV в.). Характерной деталью новгородской архитектуры является окно над абсидой. Отличительной чертой ц. Михаила Архангела является применение повышенных подпружных арок. Если прав Ю. П. Спегальский, который относит арки к 1339 г., а не ко времени перестройки сводов в 1698 г., то этот храм оказывается первым памятником с повышенными подпружными арками в русской архитектуре XIV в.

Такое же сочетание новгородского плана и необычных сводовых конструкций представляет собой Никольский собор в Изборске (между 1330 г. - строительством каменных укреплений - и 1341-1343 гг. - первые упоминания собора). Крестовокупольный, одноглавый храм с подковообразной абсидой имеет размеры, близкие к новгородским памятникам середины XIV в. (12x12 м). Угловые компартименты покрыты коробовыми сводами, а рукава креста перекрыты системой ступенчатых арок, причем, подпружные арки - пониженные. Ближайшую аналогию такой конструкции мы находим в ступенчатых арках ц. Благовещения па Городище (1342-1343 гг.).

Ц. Михаила Архангела и Никольский собор в Изборске были построены новгородскими зодчими, возможно из артели епископа Василия, что подтверждает перерыв в строительстве Новгорода с 1336 по 1341 г., а так же близость новгородских и псковских памятников того времени. Храмы Пскова и Изборска можно было бы назвать репликами на новгородское зодчество  XIV в., если бы в них не было нехарактерного для Новгорода решения подкупольного квадрата. Повышенные подпружные арки ц. Михаила Архангела и ступенчатые своды в Никольском соборе делают эти храмы необычным явлением в архитектуре Северо - Западной Руси. В Новгороде ступенчатые своды появляются позже Никольского собора: ц. Благовещения на городище, которая, видимо, построена теми же мастерами и близка по архитектуре псковской группе храмов. Вероятно, источником нового решения подкупольного квадрата была Северо – Восточная Русь, в архитектуре которой могли появиться повышенные подпружные арки. Мы слишком мало знаем памятники Северо – Востока, чтобы сказать - Тверь (контакты с которой были особенно интенсивны в 1327-1337 гг.) или Москва были источником данного конструктивного приема.

Еще одним памятником первой половины XIV в. Является ц. Покрова в Довмонтовом городе, открытая экспедицией Гос. Эрмитажа в 1973-1978 гг. Это четырехстолпный храм небольших размеров (12x12 м) с одной абсидой. Сохраняется трехчастное членение стен лопатками, что предполагает пофронтонное покрытие, как и в Изборском соборе. Новогородскими чертами в этом здании являются арочные перемычки от восточных столбов на северную и южную стены, предполагающие настил в восточной части и крещатые столбы (как в ц. Знамения на Ильине улице, 1354 г.). Плановое решение и детали ц. Покрова позволяют поддержать датировку В.Д. Белецкого, относящего постройку к 1352 г.

Именно из этих памятников новгородского круга, во второй половине XIV в. выльется собственное направление. Пофронтонное покрытие при коробковых сводах в угловых компартиментах, трехчастное деление фасадов лопатками с лопастными арками, повышенные подпружные арки – будут составными частями псковского зодчества. В целом для псковской архитектуры первая половина XIV в. является временем накопления приемов, которые затем будут характерными для развития псковской школы.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский