РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Седов Вл.В. Псковская архитектура первой половины XIV в. Краткие тезисы доклада на научно-практической конференции «Археология и история Пскова и Псковской земли», 1985. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.
Псковская архитектура первой половины XIV в.
После монгольского нашествия в Пскове, как и в Новгороде, прекращается каменное строительство. Лишь в 60-70-х годах XIII в. возводятся каменные храмы, связанные со строительной деятельностью князя Довмонта (ц. Тимофея Газского, 1268 г.; Георгия, 1269 г.; Федора Стратилата, 1272 г.).
Ц. Федора Стратилата раскрыта экспедицией Гос. Эрмитажа. Это небольшой 11x8 м) бесстолпный храм, близкий по плану к перекрывшей его постройке 1385 г. Новым в храме было отсутствие кирпича — весь храм был построен в камне. Такими же, вероятно, были и остальные постройки Довмонта.
Сооруженный в 1310-1311 гг. собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря по своему плановому решению и оформлению фасадов является повторением Спасского собора Мирожского монастыря XII в. Видимо, к началу XIV в. постройки XII в. воспринимались как традиционно псковские и повторение форм Спасского собора свидетельствует о стремлении к оформлению собственной псковской традиции каменного зодчества. Собор полностью выстроен из плитняка и имеет чуть вытянутые пропорции по сравнению с прототипом XII в. Новым в декоративном оформлении собора был стрельчатый аркатурный поясок на барабане.
В конце 30 — начале 40-х годов в Пскове появляются храмы, связанные с новгородской традицией. Это свидетельствует о том, что несмотря на оформление политической самостоятельности, главным источником художественных импульсов, по-видимому, остается Новгород. В 1339 году закладывается ц. Михаила и Гавриила Архангелов, которая, вероятно, была главенствующей в градостроительной системе посада за стеной 1309 г. По своим размерам (14,8x14,5 м) она приближается к так называемым «большим храмам» Новгорода более позднего времени (ц. Благовещения на Городище, 1342—1343 г.; ц. Федора Стратилата, 1360 г.) Одноглавый крестовокупольный храм с подковообразной абсидой и квадратными столбами близок к новгородским памятникам первой половины XIV в. Угловые компартименты ц. Михаила Архангела перекрыты коробовыми сводами. Фасады храма не имели членения лопатками на прясла; лопатки располагаются на углах четверика. Судя по сохранившимся деталям, церковь имела позакомарное покрытие со средними закомарами, выступающими из плоскости степы уступчатыми консолями, как в ц. Спаса на Ковалеве (1345 г.) и Мины на Торгу в Старой Руссе (середина - вторая половина XIV в.). Характерной деталью новгородской архитектуры является окно над абсидой. Отличительной чертой ц. Михаила Архангела является применение повышенных подпружных арок. Если прав Ю. П. Спегальский, который относит арки к 1339 г., а не ко времени перестройки сводов в 1698 г., то этот храм оказывается первым памятником с повышенными подпружными арками в русской архитектуре XIV в.
Такое же сочетание новгородского плана и необычных сводовых конструкций представляет собой Никольский собор в Изборске (между 1330 г. - строительством каменных укреплений - и 1341-1343 гг. - первые упоминания собора). Крестовокупольный, одноглавый храм с подковообразной абсидой имеет размеры, близкие к новгородским памятникам середины XIV в. (12x12 м). Угловые компартименты покрыты коробовыми сводами, а рукава креста перекрыты системой ступенчатых арок, причем, подпружные арки - пониженные. Ближайшую аналогию такой конструкции мы находим в ступенчатых арках ц. Благовещения па Городище (1342-1343 гг.).
Ц. Михаила Архангела и Никольский собор в Изборске были построены новгородскими зодчими, возможно из артели епископа Василия, что подтверждает перерыв в строительстве Новгорода с 1336 по 1341 г., а так же близость новгородских и псковских памятников того времени. Храмы Пскова и Изборска можно было бы назвать репликами на новгородское зодчество XIV в., если бы в них не было нехарактерного для Новгорода решения подкупольного квадрата. Повышенные подпружные арки ц. Михаила Архангела и ступенчатые своды в Никольском соборе делают эти храмы необычным явлением в архитектуре Северо - Западной Руси. В Новгороде ступенчатые своды появляются позже Никольского собора: ц. Благовещения на городище, которая, видимо, построена теми же мастерами и близка по архитектуре псковской группе храмов. Вероятно, источником нового решения подкупольного квадрата была Северо – Восточная Русь, в архитектуре которой могли появиться повышенные подпружные арки. Мы слишком мало знаем памятники Северо – Востока, чтобы сказать - Тверь (контакты с которой были особенно интенсивны в 1327-1337 гг.) или Москва были источником данного конструктивного приема.
Еще одним памятником первой половины XIV в. Является ц. Покрова в Довмонтовом городе, открытая экспедицией Гос. Эрмитажа в 1973-1978 гг. Это четырехстолпный храм небольших размеров (12x12 м) с одной абсидой. Сохраняется трехчастное членение стен лопатками, что предполагает пофронтонное покрытие, как и в Изборском соборе. Новогородскими чертами в этом здании являются арочные перемычки от восточных столбов на северную и южную стены, предполагающие настил в восточной части и крещатые столбы (как в ц. Знамения на Ильине улице, 1354 г.). Плановое решение и детали ц. Покрова позволяют поддержать датировку В.Д. Белецкого, относящего постройку к 1352 г.
Именно из этих памятников новгородского круга, во второй половине XIV в. выльется собственное направление. Пофронтонное покрытие при коробковых сводах в угловых компартиментах, трехчастное деление фасадов лопатками с лопастными арками, повышенные подпружные арки – будут составными частями псковского зодчества. В целом для псковской архитектуры первая половина XIV в. является временем накопления приемов, которые затем будут характерными для развития псковской школы.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский