РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Седов Вл. В. Черты архитектуры Северо-Западной Руси в церкви Рождества Богородицы в Городне. В кн.: Новгородские древности. Вып. IV. Сборник статей. М.: Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. 1993. С.62-69. Все права сохранены.
Сканирование печатного материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.
Вл. В. Седов Черты архитектуры Северо-Западной Руси в церкви Рождества Богородицы в Городне
|
Церковь Рождества Богородицы в
бывшем тверском городке Городне (Вертязине) была подробно опубликована
Н.Н.Ворониным(1). Исследователь датировал подклет с приделом Рождества Иоанна
Предтечи временем до пожара города в Г.В.Попов, посвятивший очерк церкви в Городне(4), в основном изучал декор храма и связал его с балканскими влияниями, причем выделенные балканские традиции оказываются даже большими, чем в московском искусстве. В данной памятнике нас прежде всего интересуют конструктивные формы, поэтому мы не вдаемся в рассмотрение деталей и рассматриваем основное составляющие храма, выясняя происхождение конструктивных узлов. Храм имеет подклет со сводами. Подклеты появляются в соседней московской школе еще во второй половине XIV в. и распространены в первой половине XV столетия(5). В Новгороде |
62
подклеты появляются несколько
позднее, подклет был, например, у Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе
Несомненно, северо-восточной чертой является трехапсидность храма. Трехапсидность характерна для всех без исключения храмов Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., в Новгороде в это время храмы в основном одноапсидные, лишь в "реставрированных" домонгольских церквах в 1440-1460-х гг. возобновляются три алтарных выступа.
Внутри пространство храма и его
основные массы имеют оригинальную организацию. Рукава креста довольно широки,
квадратные столбы раздвинуты к стенам. Конхи апсид выходят в четверик на
довольно большой высоте, арка средней апсиды — выше. В четверике сама ширина
рукавов креста создает крестообразность, эта крестовидность подчеркивается
решением угловых компартиментов. Западная пара столбов свободна на значительную
высоту, в верхней части столбы соединены со стенами арками, выше которых идут
отрезки стен, вычленяющие угловые палатки. Эти палатки не имели сводов под
полом, полы были устроены, видимо, на балках. С востока палатки внутри имеют арочные
ниши, что может говорить о расположении здесь приделов "на полатях".
Палатки выходили невысокими арочными проемами на хоры, располагавшиеся на
значительной высоте в западном рукаве креста. Вопреки мнению Н.Н.Воронина о
том, что "это не остатки хор и даже не приделы, а скорее всего помещения
для хранения ценностей", иконография указанных помещений, расположение
входов в них говорит о том, что хоры в церкви имелись, а в угловых частях,
правда необычно высоко поднятых, могли размещаться приделы. В соседней с
тверской московской школе зодчества XIV-XV вв. иконография хор значительно
отличается от той, что мы встречаем в Городне. В двух памятниках, сохранивших
хоры,— церкви Рождества Богородицы
63
щенные как в трансепт, так и в западный рукав креста. Такое построение было, видимо, характерно для многих памятников, позднее встречаем его в хорах Благовещенского собора 1484-1489 гг. в Московском Кремле. При широких-арках в угловых компартиментах во втором ярусе нельзя было сделать палатки для приделов, хоры, таким образом, предназначались не для выделенного богослужения отдельных семей или кланов, а были местопребыванием князя и его окружения во время общей службы. Заметим, что палатки и узкие хоры Городни далеки от описанных образцов и связываются, скорее, с теми угловыми приделами на хорах псковских и новгородских храмов, близость с которыми хор Городни Н.Н.Воронин отрицал.
Особый характер новгородских и псковских хор отметил еще Н.И.Брунов(8). Действительно, хоры с одной или двумя палатками на хорах в западных углах характерны для почти всех памятников Новгорода(9) и Пскова XIV — первой половины XV в. В Новгороде хоры исчезают в части памятников с середины XV в. включительно. В памятниках Северо-Запада с хорами вход на них устраивается или по каменной лестнице в стене, или по каменной или деревянной лестнице в северо-западном компартименте. Значительно реже встречаются хоры с двумя палатками, но без постоянной лестницы, вход на них осуществляется по приставной лестнице (так, как в Городне); такие хоры известны нам в церкви Козьмы и Дамиана с Примостья 1462-1463 гг. в Пскове, церкви Дмитрия Солунского 1461-1462 гг. в Новгороде, церкви Богоявления с Запсковья 1496 т. в Пскове. По времени указанные храмы не намного позднее церкви в Городне 1440-х гг. и объясняют "отделенное" положение хор исследуемого памятника. По нашему мнению, в Новгороде и Пскове и ранее были церкви с хорами и двумя обособленными палатками, связь с которыми осуществлялась с помощью приставных лестниц (хотя можно предположить, что могла быть и деревянная лестница в северо-западном компартименте Городни, как в большинстве новгородских и псковских памятников X1V-XV вв.). Устройство палаток в церкви в Городне определенно связывает ее с северо-западной архитектурной традицией.
Наличие хор с палатками в углах включает церковь Рождества в Городне в новгородский вариант типа "вписанного креста" — с вычлененными угловыми компартиментами в верхнем ярусе. Однако палатки и хоры в Городне расположены необычно высоко, почти под сводами, высокие отрезки квадратных столбов видятся обособленно, высота первого яруса довольно значительна и заставляет отнести памятник к переходному типу, где хоры и палатки сохраняются, но высота первого яруса и его определен-
64
ная "прозрачность" создают пространство, близкое к интерьерам "храмов на четырех пилонах" — с высокими квадратными столбами(10). В архитектуре Москвы такая организация пространства (высокие квадратные столбы без хор) появляется в монастырских соборах начала XV в.(11), в Новгороде — с середины XV в. Описанная переходность типа церкви в Городне не исключает прямого сопоставления с памятниками Северо-запада. Сходство решения хор и палаток с трактовкой западных углов новгородских храмов дает представление о "двойной направленности" связей зодчего, строившего храм: с одной стороны, стремление создать свободное пространство с высокими столбами — по-московски. В результате — некоторая недоработанность смелого по очерку и массам внутреннего пространства.
Особо следует остановиться на решении
восточных углов церкви в Городне. Своды их гораздо ниже сводов западных углов,
в восточный рукав угловые компартименты выходят низкими арками, в поперечный
неф — высокими, щелыги которых лишь ненамного ниже щелыг коробовых сводов самих
углов. Такое решение восточных углов в архитектуре московской школы (а также во
Владимиро-Суздальских храмах XII-XIII вв.) восточные углы всегда открыты
высокими арками. Низкие арки, выводящие из угловых компартиментов — деталь
архаическая и восходящая несомненно к архитектуре Северо-Западной Руси
("новгородско-псковской"). Отметим, например, низкие арки в восточный
рукав из угловых компартиментов церкви Спаса на Нередице
65
ми в трансепт, является редкий вариант в Пскове, когда эти высокие арки сочетаются с двумя ярусами арок в восточный рукав: церкви Козьмы и Дамиана 1462-1463 гг. в Пскове и Николы в Устье 1470-1490-х гг.
Во всяком случае решение восточных углов
церкви в Городне сближает ее с архитектурой Северо-Запада. Восточные углы в
сочетании с хорами и угловыми палатками дает типологию и образ храма, близкого
к новгородским и псковским образцам. Это храм с так или иначе (палатками или
низкими арками) вычлененными углами, с подчеркнутой крестообразностью. При этом
многие детали делают храм оригинальным. Такими необычными чертами являются, как
уже было сказано, высокие столбы над полатками, широкая расстановка столбов. К
таким же оригинальным деталям следует отнести конус под барабаном, который
встречается не только в московских постройках (что отмечено Н.Н.Ворониным,
см.выше), но и в Новгороде (церковь Успения на Волотовом поле
Интересно решено в Городне перекрытие рукавов креста. Восточный и западный рукава сейчас имеют своды с невыявленными подпружными арками ("слитые своды"), в северном и южном рукавах (трансепте) над коробовыми сводами немного поднимаются повышенные подпружные арки. Такая разница в перекрытии рукавов почти уникальна, но, по сообщению Б.Л.Альтшуллера, исследовавшего храм, "слитость" сводов западного и восточного рукавов есть результат позднейшей докладки. Первоначально все подпружные арки храма в Городне были повышенными, что сближает храм с северо-восточной традицией. Обнаружение первоначальных повышенных подпружных арок в продольных рукавах креста снимает проблему объяснения "слитых сводов" в данном храме.
В целом архитектуру церкви Рождества в Городне можно разделить на две составляющие: северо-восточную (черты, наследующие Владимиро-Суздальскую архитектуру или аналогичные московской) и северо-западную (черты, близкие храмам Новгорода и Пскова). К первым относятся: подклет, характер плана, трехапсидность, фасадный декор, звезд чатость подкупольного пространства, повышенные арки, конус под барабаном (возможно), постамент под барабаном. К северо-западной традиции можно отнести:- решение хор, угловые западные палатки, решение восточных углов, вероятно — конус под барабаном (он отмечен и в Москве, и на Северо-Западе). Таким образом,
66
памятник занимает как бы промежуточное положение между архитектурой Северо-Востока и Северо-запада.
Культурные и художественные связи Твери
с Новгородом и Псковом уже были отмечены Г.В.Поповым(15). В живописи эти связи
были наиболее интенсивны в XIV в. Восприимчивость зодчих Городни в середине XV
в. к новгородским и псковским архитектурным формам заставляет по-новому
взглянуть на место тверской архитектурной традиции среди школ XIII-XV вв.,
прежде всего на вопрос о взаимоотношениях тверской и новгородской школ.
"Северо-западные" черты Городни могли быть обусловлены как
современным воздействием Новгорода (а через него, возможно, и Пскова), так и
уже имевшимися, воспринятыми ранее, чертами. В связи с этим интересен недавно
раскопанный Успенский собор Отроча монастыря в Твери, который исследователи
считают возможным датировать
Следует отметить, что А.М.Салимов
выдвигает версию о воздействии тверской архитектуры на новгородскую. Он предполагает,
что возобновление строительства в Новгороде в 1290-у гг. связано с приходом
тверской артели, "инородность конструктивных и декоративных частей" в
церкви Николы на Липне
67
цать зависимость новгородской
архитектуры от Твери. В другой работе А.М.Салимов предполагает воздействие
тверской архитектуры (представленной в работе собором Отроча монастыря) на
новгородскую архитектуру середина XIV в. Основанием для этого служит отсутствие
лопаток в соборе Отроча монастыря и подобное решение плана в церквях Успения на
Волотовом поле
Примечания:
1. Воронин Н.И. Зодчество Северо-восточной Руси XII-XV веков. Т. II. М., 1962. С. 339-414.
2. Альтшуллер Б.Л. Новые
исследования о Никольской церкви села Каменского // Архитектурное наследство. №
3. Воронин Н.Н. Указ.соч. С. 425. 4. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI веков. М., 1979. С. 98-111.
5. Выголов В.П. О первоначальной архитектуре собора Чудова монастыря // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М., 1978. С. 81.
6. Воронин Н.Н. Указ.соч. С. 253-263.
7. Там же. С. 290-298.
8. Брунов Н.И. О хорах в
древнерусском зодчестве // Труды секции теории и методологии РАНИОН. Вып.
9. Седов Вл.В. Об иконографии_внутреннего пространства новгородских храмов XIII — начала XVI вв. // Иконография архитектуры. М., 1990.
10. Седов Вл.В. Храм на четырех пилонах в новгородской и псковской архитектуре XV-XVI вв. // Земля Псковская, древняя и социалистическая. Псков, 1988. С. 48-50.
11. Воронин Н.Н. Указ.соч. С. 358.
12. Седов Вл.В. Никольский собор в Изборске и псковская архитектура середины XIV в. // Традиции и современность. Актуальные проблемы изобразительного искусства и архитектуры. М., 1989. С. 17-26.
13. Романов К.К. Мелетово как источник истории Псковской земли // Проблемы истории докапиталистических обществ. № 10. 1934. С. 142-196.
14. Седов Вл.В. Церковь Воскресения на Стадище в Пскове // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1990. С. 15-16.
15. Попов Г.В. Указ.соч. С. 32. 47-48. 54, 57, 69 и др.
16. Булкнн В.А., Иоаннисян О.М., Салимов А.М., Успенский собор тверского Отроча монастыря но археологическим данным (предварительные итоги) //
68
Памятники железного века и средневековья на Верхней Волге и Верхнем Подвинье. Калинин, 1989. С. 97-107.
17. Салимов А.М. К вопросу о строительстве в Твери, Ростове и Новгороде в последней четверти XIII и. // Памятники истории и культуры, Верхнего Поволжья. Горький, 1990. С. 171-174.
18. Штендер Г.М. О ранних Федоровских храмах древнего Новгорода // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977.
19. Салимов А.М. К проблеме архитектурных взаимосвязей Новгорода и Твери в XIV веке // Города Верхней Руси. Истоки и становление (материалы научной конференции). Торопец, 1990. С. 109-111, 119.
69
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский