РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
|
Разрушенный в середине XX
века Троицкий собор в Павло-Обнорском монастыре (Вологодская
обл., Грязовецкий р-н, дер. Юношеское) был сооружен,
по одним сведениям, в 1505-1516, а по другим – в
Сведений
об архитектуре Троицкого собора сохранилось немного: нет планов этого
значительного памятника, известно всего несколько фотографий в изданиях конца
XIX – начала XX в. с общими видами монастыря, а также необыкновенно отчетливая
фотография в фототеке Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
(коллекция II N 1894), показывающая собор с северо-западного угла. На фотографии
виден массив собора с обходящей его с запада и севера галереей, придельный храм
над гробом Павла Обнорского у юго-восточного угла собора и шатровый придел у
северо-восточного угла здания.
Шатровых храмов до нашего
времени дошло не так уж много, так что любые сведения о них, как существующих,
так и исчезнувших, важны для составления общей картины истории древнерусского
шатрового зодчества. Поэтому в данной работе мы попытались датировать
исчезнувший шатровый придел собора Павло-Обнорского
монастыря и поставить его формы в связь с формами других памятников шатровой
архитектуры.
Шатровый придел появился
у Троицкого собора не одновременно с его строительством, а более столетия спустя. В Писцовой книге 1628-1630 гг. придела еще нет:
«Монастырь Павлов на реке Нурме: в нем церковь Живоначалныя
Троицы с приделом Павла Обнорскаго; другая церковь
Успения Богородицы с трапезою; третья церковь преподобнаго
Сергия Радонежского; все три каменныя»2. Исследователи, опиравшиеся на
неизданные монастырские описи, отмечали, что придел с посвящением в честь
Рождества Иоанна Предтечи упоминается уже в монастырской описи
В описи монастыря,
составленной в
Итак, из сравнения
письменных источников становится ясно, что шатровый северный придел Рождества Иоанна Предтечи построен у Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря между 1630 и 1654 годами. В
последующее время придельный храм, как и сам собор, несколько раз
ремонтировался: в 1866-1877 гг. и в 1905-1912 гг., когда его «возобновили»
после пожара и заменили каменный пол асфальтовым6.
То, что видно на
упомянутой фотографии из ГНИМА, сделанной около
Четверик придела по краям
северного фасада обработан лопатками, которые под обрезом кровли соединены
уступчатой полоской кладки, превращающей весь фасад в филенку. Единственное
окно на видимом северном фасаде имеет лучковую перемычку, и приобрело свою
форму, как и схожие окна в галерее, уже в эпоху эклектики. Нижняя часть
восьмерика лишена каких-нибудь украшений, тогда как в верхней трети, отделенной
уступчатым карнизом, находятся килевидные, по форме
очень напоминающие стрельчатые, нишки – по две на
каждой грани. Ребра шатра имеют гурты, по всей видимости, первоначальные. Все
перечисленные детали в целом хорошо укладываются в образ шатрового храма второй
четверти XVII в., но прямых
аналогий мы назвать при этом не можем.
Такая ситуация связана,
прежде всего, с тем, что придел Рождества Иоанна
Предтечи имеет, помимо аналогий в зодчестве XVII в., еще и образец в зодчестве
предшествующего столетия. Дело в том, что постановка шатрового придела у
крупного четырехстолпного собора встречается очень
редко. В XVI в. нам известен
только один шатровый придел к храму соборного типа: придел Авраамия
Ростовского, примыкающий с юго-востока к Богоявленскому собору Авраамиева монастыря в Ростове. Этот придел над мощами
преподобного Авраамия был сооружен, как и сам собор, и его другие приделы,
в 1554/1555 г.7 Придел Авраамия, поставленный на подклете, как и собор, имеет невысокий восьмерик,
поставленный на четверик и завершенный шатром. Придел собора
ростовского монастыря так же примыкает к собору (правда, с другой стороны), как
и шатровый придел Павло-Обнорского монастыря, его
восьмерик (почти совсем глухой, так как в нем имеется всего одно окно) так же
прислонен к стене собора, а кроме того, в ростовском приделе мы находим и те же
пары килевидных нишек на
гранях восьмерика, которые видели и в приделе Рождества
Иоанна Предтечи. Не остается никакого сомнения в том, что придел
Авраамия Ростовского был избран в качестве образца для постройки шатрового
храма Павло-Обнорского монастыря.
Следует отметить, что
одинаковая постановка приделов у соборов (хотя, повторим, и с разных сторон) и
близкая декорировка глухих барабанов исчерпывают
формальное сходство ростовского шатрового памятника эпохи Ивана Грозного и
придельного – времени первых Романовых в одном из крупных северных монастырей,
находившегося до
Эту связь с Ростовом в
зодчестве севернорусских монастырей показывает не
только шатровый придел Павло-Обнорского монастыря, но
и придельный храм преподобного Мартиниана в
Ферапонтовом монастыре, сооруженный над гробом чтимого святого в 1640-
Церковь Мартиниана (1640-1641 гг.) в Ферапонтовом монастыре и
придел Рождества Иоанна Предтечи в Павло-Обнорском
монастыре (между 1630 и 1654 гг., как уже говорилось) близки и по времени
постройки, и по общему источнику форм, но при этом образы этих памятников
разные, как отличаются и сами типы, к которым их можно отнести.
Церковь Мартиниана почти прямо копирует образец середины XVI в.
(придел Авраамия Ростовского) и потому приобретает и всю тяжеловатую систему
пропорций, тогда как придел Рождества Предтечи намного более
строен и по общему строю намного ближе архитектуре своего времени. Если
предлагать деление на типы для шатровых храмов, то по характеру шатров можно
выделить три типа: храмы с конструктивными, псевдоконструктивными
и декоративными шатрами.
В храмах с
конструктивными шатрами шатер будет открыт внутрь пространства храма и его
«работа» как конструкции будет обусловлена именно тем, что над четвериком
находится сужающееся пространство, уводящее взгляд ввысь. Тип
конструктивных шатров, бывший единственным типом в шатровой архитектуре XVI в.,
в зодчестве XVII в. встречается не так уж часто, к нему принадлежат следующие
памятники: собор Михаила Архангела в Нижнем Новгороде (1628-1635 гг.), а среди
московских храмов можно назвать церковь Покрова в Медведкове
(1634-1635 гг.), Троицы в Троице-Голенищеве (1644-1647 гг.) и Успения в
Вишняках (1644-1646 гг.). К тому же типу относятся и упоминавшиеся
церкви Мартиниана в Ферапонтовом монастыре и Евфимия – в Кирилло-Белозерском. Нетрудно заметить, что
храмы с конструктивными шатрами строились в первой половине XVII в. и как бы продолжали
традиции предшествующего столетия.
Другой полюс шатрового
зодчества образуют храмы с декоративными шатрами: в этом случае один или даже
несколько глухих шатров на маленьких барабанчиках ставятся на сомкнутый или
лотковый свод и внешне воспринимаются как одна из форм декоративных главок.
Классическим образцами данного типа являются одношатровая
Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря в Муроме (
Между этими полюсами
находится промежуточный тип, псевдоконструктивный, в
котором барабан под шатром уже отсечен от нижестоящего четверика сомкнутым или
лотковым сводом, но внешне восьмерик и основание шатра имеют примерно те же размеры, что и четверик, так что храм кажется
относящимся к конструктивному типу. То, что это не так, можно понять не только
в интерьере, но и снаружи: восьмерики в таких храмах обычно глухие, а четверики
довольно маленькие и часто довольно высокие. Именно так
выглядит на старой фотографии и придельный храм Рождества Иоанна Предтечи, что
позволяет с большой долей уверенности отнести его к типу псевдоконструктивных
шатровых храмов, к которому принадлежат и такие памятники, как церковь Зосимы и
Савватия в Троице-Сергиевой Лавре (1635-1637 гг.) и
Успенская (Дивная) церковь в Угличе (1638-1639 гг., датировка И.Л. Бусевой-Давыдовой). То, что церкви
Мартиниана (1640-1641 гг.) и Евфимия
(
Чрезвычайно
сузив датировку исчезнувшего шатрового памятника и отнеся его к одному из типов
шатрового зодчества XVII в., мы можем попытаться найти и памятники, в которых в
пределах Ростовской епархии были развиты в дальнейшем тип и формы придела у
собора Павло-Обнорского монастыря, а именно: псевдоконструктивный тип, высокий и маленький четверик и
равный ему по ширине высокий глухой восьмерик под стройным шатром. Такие памятники действительно
имеются. Это придельные храмы трех ярославских церквей середины XVII в., в которых общие пропорции и сам
тип напоминают то, что мы видели на изображении придела Рождества Иоанна
Предтечи.
Речь идет о паре шатровых
приделов у церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654 гг.), паре очень
похожих приделов у церкви Николы Мокрого (1665-1672 гг.) и северном приделе
церкви Спаса на Городу (
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский