РусАрх
|
Электронная научная
библиотека
по истории древнерусской
архитектуры
|
О БИБЛИОТЕКЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
НА СТРАНИЦУ АВТОРА
Источник: Седов Вл.В. О дате церкви
Успения и соборной колокольни в Гдове // Археология и
история Пскова и Псковской Земли. Институт археологии Российской Академии Наук,
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр. Материалы
семинара. 1993 год. Псков, 1993. Все
права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе
произведено: arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2020 г.
Вл. В. Седов
О ДАТЕ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ
И СОБОРНОЙ КОЛОКОЛЬНИ В ГДОВЕ
Разрушенные во
время Великой Отечественной войны в Гдове церковь
Успения и примыкавшая к ней колокольня Дмитриевского собора (первоначально -
церковь Дмитрия) были опубликованы П.П.Покрышкиным в
статье «Церкви псковского типа XV-XVI стол., по восточному побережью Чудского
озера и на р. Нарове» (ИАК, 1907. Вып. 22).
Он датировал церковь Успения 1431
г., т.е. временем постройки каменной крепости в Гдове, а колокольню собора отнес ко времени Ивана Грозного
на основании дат на колоколах, висевших на ней (два колокола 1551 г. и один 1561 г.). Эти даты приняты в
научной литературе, хотя и не подвергались проверке. Нами уже пересмотрена дата
Дмитриевского собора в Гдове, постройку которого П.П.Покрышкин относил к 1540 г. на основании надписи
на иконе Троицы, сообщавшей, что последняя в этом году была перенесена в собор.
На барабане собора находилась керамическая надпись, ясно говорившая о том, что
он построен при великом князе Василии Ивановиче (1505-1533 гг.). Так как Псков
был присоединен к Москве только в 1510 г., значит, время строительства собора
приходится на промежуток между 1510 и 1533 гг. Следует проверить и датировки
Успенской церкви и колокольни в Гдове.
Наиболее раннее упоминание Успенской церкви и колокольни относится к 7093
(1584/1585) г. В писцовой книге И.В.Дровнина каменные
здания в гдовской крепости описываются так: «В городе
ж церковь каменна соборная великомученик Христов
Дмитрий Селунский, да церковь Успения Пречистые
Богородицы, да церковь архангела Михаила, обе каменны,
да колокольница каменна, а
поставлены те храмы Успения Пречистые и архангел Михаил и колокольница
после письма, а церковное строение и на колокольнице
колокола писаны в церковном строении». (Сборник МАМЮ.
Т.6. М., 1914). В тексте содержится и примерная дата
комплекса: церкви Успения и Михаила архангела, а также колокольня уже
существовали в 1584/1585 гг. и построены «после письма», т.е. после предыдущей
описи Гдова. Эта предыдущая опись Гдова и всей Псковской земли, так называемое «старое
письмо», была проведена в 1557
г. (установлено Н.Н.Масленниковой - «Присоединение
Пскова к Русскому централизованному государству». Л.,
1955). Об этой описи упоминает 3-я Псковская летопись под 1557 г. : "Почаша писцы писати город Псков и
пригороды (а значит, - и пригород Гдов) и земли мерити" (ПЛ 2. С. 235). Н.Н.Масленникова нашла и прямую ссылку на это
«письмо» при описании одной из губ Гдовского уезда:
«...и по Григорьеву письму Нагова с
товарищи лета 7065 (1557).» - ЦГАДА, фонд Поместного
приказа. Кн. 827. Л.
338.
Итак, комплекс церквей у колокольни и сама колокольня были
построены между 1557 и 1584/1585 гг. Важно отметить, что эти постройки
сооружены уже после 1555 г.,
когда крупная группа псковских каменщиков - 200 человек во главе с Ивашкой Ширяем и мастером Посником
Яковлевым - была вызвана Иваном Грозным для строительства в Казани и Свияжске
(ДАИ. Т. 1.СПб:, 1846. С. 136). Это значит, что
здания возведены какой-то другой артелью, остававшейся в Псковской земле и
строившей здесь.
Можно предположить, что строительство в Гдове
осуществлялось до осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г., когда Псковская
земля была разорена и ослаблена, и даже до 1570 г., когда Псков и земля
были разорены самим Иваном Грозным. Это предположение
подтверждает и то, что у нас нет сведений о каком-либо каменном строительстве в
Псковской земле в 1570-е годы, В относительное благополучное время с 1555 по
1570 гг. возводится несколько каменных зданий: под 1557 г. Псковская летопись
сообщает о «совершении» собора в Крыпецком монастыре,
в 1565 г.
в Псково-Печорском монастыре выстроена надвратная
церковь Николая, около 1566 г.
построен Успенский собор в Святогорском
монастыре под Вороначем. Эти сообщения
свидетельствуют о продолжающейся строительной деятельности псковских мастеров,
к приведенному перечню прибавляется и группа зданий в Гдове.
Примерному времени, окончания строительства в Гдове
соответствует колокол 1561 г.,
висевший на колокольне (колокола 1551
г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561
гг.
Мы уже приводили описание построек в Гдове в
1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата
под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная
казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою
колокольнею в полате в
каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315,
317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости эта «полата»
-помещение с зонтичным сводом в первом этаже
колокольни, изображенное на чертежах П.П.Покрышкина.
В 1698 г.
в Городовой смете сказано:
«Во Гдове же церквей Божиих:
соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения
Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т.
6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня
Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь
Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и
Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения.
Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до
разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема
колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая
еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения?
В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-
Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию,
начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь
Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости,
последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней
хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г. и была, как и
церковь Успения, придельной к церкви Преображения в колокольне.
В приведенных в том же издании записках крестьянина Ефима Андреева сказано, что
к колокольне с «правой стороны» (т.е. с юга) «примыкает небольшая церковь,
посвященная, в недавнее время, Успению Божией Матери.
Она построена в готическом вкусе...Очень сыра и
мрачна. Ее считают первоначальною. Но я сомневаюсь. До 1822 г. и с северной стороны
примыкала точно такая же церковь, во имя Архистратига Михаила, но, по ветхости,
или своеволию, сломана немцем Крейгером, и пережжена
на известь для постройки тюрьмы и присутственного дома». Оставим в стороне
домыслы Андреева о позднем посвящении церкви Успения и представление о ее непервоначальности.
Для нас оказывается необычайно важным известие о местоположении придельной
церкви Архангела Михаила: она располагалась с севера от колокольни симметрично
Успенской церкви. Два придельных храма были одинаковы по размерам и композиции
и располагались по сторонам столпообразной колокольни - храма Преображения «под
колоколы». Эта удивительная
композиция не имеет прямых аналогов ни в Псковской архитектуре, ни вообще в
русской архитектуре XVI в.
В псковской архитектуре XVI в. несколько раз встречаются двухпридельные
симметричные композиции (предположительно - церковь Николы со Усохи 1535
г.; приделы 1538 г. к церкви Богоявления с Запсковья XV в.; двухпредельная
церковь Троицы в Доможирке; а также
выстроенные псковичами приделы к церкви Преображения в Острове под Москвой). Во
всех случаях используются маленькие бесстолпные храмики со сложными сводами, такие, как церковь Успения и,
вероятно, церковь Михаила Архангела в Гдове. Однако
центральным объемом почти всегда был крупный четырехстолпный
храм, а не восьмигранный столп, как в Гдове.
Единственным исключением является церковь Преображения в Острове, не имеющая
точной даты. Здесь центральным объемом выступает крестообразное основание,
несущее восьмерик под высоким шатром. Вполне возможно, что храм в Гдове своеобразно перерабатывает основные особенности
композиции церкви в Острове: вертикаль центра и симметричные «собранные»
приделы. Если храм в Острове строился с вероятным участием не только псковских
мастеров, но и иностранного мастера, то композицию церкви Преображения «под колоколы» с двумя приделами в Гдове
можно с уверенностью считать прекрасным образцом творчества собственно
псковских мастеров XVI в.
Несколько слов следует сказать о стиле комплекса. Церковь Успения и, видимо,
церковь Михаила Архангела, являлась достаточно типичным псковским храмом с
характерной декорацией. Столп колокольни с церковью Преображения имеет редкую
для Пскова композицию в виде восьмигранного «стакана» и декорацию с огибающими
углы лопатками и килевидными профилированными
завершениями ниш на гранях. Если сама композиция может восходить к столпу
1520-х гг. в Снетогорском монастыре, то декорация гдовского столпа находит аналогии в современном ему
псковском зодчестве и в архитектуре Новгорода 1550-1560-х гг. Из псковских аналогов прежде всего можно указать на декор колокольни Елиазарова монастыря, имеющий сходное объемное построение,
и килевидные ниши трапезной Крыпецкого
монастыря. В колокольне Елиазарова монастыря и
столпообразной церкви при трапезной Крыпецкого
монастыря есть и зонтичные своды, отмеченные нами в гдовском
столпе. Декор этой небольшой группы псковских построек середины XVI в. со сложными композиционными
схемами, по всей видимости, восходит к декору ряда новгородских храмов
1550-1560-х гг.: Владимирского собора Сыркова
монастыря (1552-1554 гг.), церкви Никиты (1555-1557 гг.), церкви Троицы Духова
монастыря (1557 г.),
Троицкого собора Клопского монастыря (до 1569 г.). Среди аналогичных
по декору и типологии псковских построек гдовская
церковь «под колоколы» выделяется совершенством и
изяществом декорации, что, может быть, свидетельствует о том, что в Елизарове и
Крыпецах подобная декорация появилась немного раньше.
Во всяком случае, можно констатировать, что в середине XVI в.
в Псковской земле продолжается и активно развивается
процесс освоения местной школой общерусских идей и отдельных приемов. Были
восприняты сложные многопридельные композиции и
столпообразные объемы, а также новгородский декор. Группа зданий с церковью
Преображения «под колоколы» и двумя приделами в Гдове (1557-1561 гг.) была одним из самых ярких памятников
псковской архитектуры середины XVI в.
Все
материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной
собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной
информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов
библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии
художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский