РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Седов Вл. В. Архитектурные центры Северо-Западной Руси в XVI веке: между местной традицией и московским влиянием. Тезисы доклада на конференции "Русское искусство позднего средневековья - XVI  век" (М., 12 - 14 января 2000). Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 


Вл. В. Седов

Архитектурные центры Северо-Западной Руси в XVI веке:

между местной традицией и московским влиянием

 

Захваченный Московским государством в 1478 г. Новгород и присоединенный мирно в 1510 г. Псков были крупными художественными центрами со своей архитектурной традицией. Архитектурные школы обоих городов были связаны общим происхождением и определенным сходством политических, экономических и художественных процессов в Северо-Западной Руси, но ко второй половине XV в. они довольно сильно обособились друг от друга и имели свои отличительные конструктивные и художественные приемы.

После присоединения к Москве и частичной замены населения (феодалы и купцы были выселены в города Северо-Восточной Руси, а на их место были поселены помещики и гости из Москвы и подмосковных городов) Новгород и Псков столкнулись с "кризисом заказчиков": оставшееся местное население было не слишком обеспеченным и имело мало возможностей продолжать дорогостоящее каменное строительство. И все же, в первые десятилетия после присоединения именно местное население поддерживает региональные архитектурные традиции: в Новгородской земле этот процесс может иллюстрировать собор Николо-Медведицкого монастыря начала XVI в., продолжающий с некоторыми изменениями традиции зодчества эпохи политической "самобытности", а во Пскове и Псковской земле можно указать на памятники 1520-х гг.: церковь Успения с Пароменья и Дмитриевский собор Гдова.

Вместе с тем, в архитектуре обоих центров в первой трети XVI в. заметно влияние великокняжеского заказа, который определял новое идеологическое наполнение и саму образность зданий. Этот заказ часто сопровождался привлечением итальянских мастеров, которые работали в Новгородской земле на строительстве Новгородского кремля и многих крепостей (Ивангород, Копорье, Ям, может быть, - Орешек), а также руководили строительством крупных соборов в Тихвине и Хутынском монастыре. Во Пскове мы тоже видим итальянского архитектора Ивана Фрязина, руководящего фортификационными работами и, вероятно, участвующего в сооружении нескольких других зданий новых типов (трапезная с церковью, столпообразный храм "под колоколы").

Влияние архитектуры итальянцев вызвало "кризис формы", поскольку местные архитектурные школы оказались в состоянии только подражать отдельным декоративным и конструктивным формам величественных построек "фряжских" зодчих, но не были способны принять их в целом. Определенные попытки преодолеть этот кризис и синтезировать старые и новые формы заметны в идейно и формально противоречивом строительстве "переведенцев" из Москвы и Средней России: в Новгороде Сырковы,Таракановы и Корюковы, а в Пскове представители менее известных фамилий создают церковную архитектуру, в которой ощутимо желание встроиться в местный культурный контекст и, одновременно с этим, заявить о связи с Москвой. Это двойственное стремление "переведенцев" вызвало к жизни такие памятники. как новгородские церкви Климента на Иворове улице (1519), где только немногие детали выдают принадлежность храма новой эпохе, и Прокопия на Ярославовом Дворище (1529), где московские килевидные арки и трехчастный алтарь сочетаются с очевидным стремлением воспроизвести тип новгородского храма эпохи независимости. То же видим в псковских церквах Василия на Горке (вторая четверть XVI в.) и Жен Мироносиц (1546).

Постепенно влияние типов и отдельных форм архитектуры Москвы усиливается, что приводит в Новгороде к отказу от традиционного одноабсидного решения алтарной части и замене его на трехабсидное, а также к появлению в Новгороде и Пскове пятиглавых храмов (а в Новгороде - и трехглавых). Большое значение имело появление трапезных с церквами в новгородских и псковских монастырях: их тип и декорация были попросту перенесены из архитектурной практики Северо-Восточной Руси. Следует отметить, что в 1530-1540-е гг. московское влияние шло часто не напрямую из Москвы, а транслировалось через зодчество Ростовской епархии, развивавшееся в близком к Новгороду Белозерском крае.

Развитие архитектурного стиля Новгорода и Пскова в эпоху Ивана Грозного вело эти центры к созданию местных вариантов московского стиля. В Новгороде это произошло на рубеже 1540-1550-х гг., но здесь в создании регионального стиля, по всей видимости, участвовал мастер ростовской школы, синтезировавший общий тип среднерусской архитектуры эпохи Грозного, итальянские формы ставшего уже "местным" собора Хутынского монастыря и декоративные мотивы ростово-белозерского зодчества. Собор Сыркова монастыря, церковь Никиты и трапезная Духова монастыря явились исходными памятниками для создания новгородскими зодчими своей версии стиля Ивана Грозного. Во Пскове тоже был создан свой вариант, но здесь сильнее звучат собственные мотивы, а "московское" передается в новгородской транскрипции. Во Пскове следует отметить и наличие значительного количества архаических памятников, без заметного влияния новгородско-московских форм.

После разгрома Новгорода в 1569 г. и серьезного ослабления обоих центров в конце Ливонской войны пути новгородской и псковской архитектурных школ разошлись: в Новгородской земле мастера в монастырских постройках конца XVI в. продолжали традицию местного варианта "грозненского стиля", но архитектурное качество форм было уже во многом утрачено, а во Пскове произошло возвращение к чистой местной традиции, что привело к появлению ряда архаичных памятников. К рубежу XVI-XVII вв. и Новгород и Псков хотя и сохраняют "особность" своего зодчества, но превращаются по сути в провинциальные архитектурные центры Московского государства.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский