РусАрх
|
Электронная научная
библиотека
по истории древнерусской
архитектуры
|
О БИБЛИОТЕКЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
НА СТРАНИЦУ АВТОРА
Источник: Седов Вл. В. Стена Борисоглебского
монастыря в Торжке. В журн.: Проект-Классика. № XV/XVI-MMV. Все права сохранены.
Размещение электронной версии
материала в открытом доступе произведено: http://projectclassica.ru. Все права
сохранены.
Размещение в библиотеке
«РусАрх»: 2006 г.
Вл. В. Седов
Стена
Борисоглебского монастыря в Торжке
Вид изнутри
Эта
невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является ярким
примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем примером
чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации
монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими
богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть
превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей
играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился
монастырь, тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и
забрасывалось (так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в.
фортификации стали бастионными, и нужда в каменных монастырских кремлях отпала.
Однако вокруг монастырей продолжали строить стены и башни, которые при меньших,
почти игрушечных размерах сохраняли все видимые признаки фортификаций: бойницы
подошвенного и среднего боя, навесной бой и венчающие зубцы, аркаду с
внутренней стороны стены.
Вид снаружи
Эти
почти игрушечные ограды монастырей были одним из проявлений
позднесредневекового исторического и композиционного сознания: образ монастыря
как крепости уже сложился, и этот образ стремились воспроизвести в новом
строительстве – декоративно, в меньшем масштабе и без военной серьезности, но с
сохранением не только иконографии, но и инженерных решений. Этот
позднесредневековый «театр» происходил в провинциальных монастырях в первой
половине XVIII в., тогда как в Петербурге развивалась уже барочная архитектура
Нового Времени. Стены-декорации были в это время возведены во многих обителях
Замосковного края: в Рождественском во Владимире, Покровском в Суздале,
Лукиановой пустыни и других. Севернее, за Волгой, мы можем указать только на
великолепную ограду Антониево-Краснохолмского монастыря.
Фрагмент с датой
Стены
Борисоглебского монастыря в Торжке начали сооружать в 1730-е гг., а закончены
они были в 1741 г., о чем сообщает дата, выложенная из кирпича и помещенная на
западном фронте. Своей видимой серьезностью, небольшими физическими размерами и
ощутимой декоративностью стены монастыря вписываются в ряд позднесредневековых
оград: здесь есть и аркада изнутри, и боевой ход, и зубцы, и членящие стену на
прясла лопатки, на которых помещены интересные барочные «фартуки». Самой
интересной деталью является упомянутая дата – «1741». Это уникальное
свидетельство европеизации русской архитектуры: в этот период, да и вообще на
протяжении XVIII века дату на фасаде мы увидим лишь на немногих петербургских
зданиях (укажем на ворота Иоанновского равелина Петропавловской крепости) и
редких зданиях в провинции.
Позднее
ограда получила множество дополнений: все башни относятся уже к более позднему
времени, включенную в ограду надвратную церковь сменила существующая ныне
колокольня, а в 1941 г. в зубцах пробили амбразуры для стрельбы из винтовок. Но
и в нынешнем, жалостном виде стена сохраняет ценность архитектурного раритета.
Библиография:
Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. Тверь, 1860. С. 79;
Димитрий (Самбикин). Монастыри и приходские церкви г.Торжка и их
достопримечательности. Тверь, 1903. С. 16
НА
СТРАНИЦУ АВТОРА
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Все
материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной
собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо
иной форме.
Любое использование материалов
библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки
«РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей
Вольфгангович Заграевский