РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
В.В. Седов
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ НА СТАДИЩЕ В ПСКОВЕ
Расположенная в Запсковье церковь Воскресения на Стадище впервые
упоминается в 1457 г. В 1532 г. строился каменный храм: «церковь каменная Воскресения
Христова не доделана бысть».
Описанный А. С. Князевым колокол 1534 г. дает верхнюю дату строительства, таким
образом суммарная дата—1532—1534 гг.
Церковь была единственным храмом небольшого женского монастыря и одновременно
приходской (в 1662 г. — 32 двора). С XVIII в. (1777 г.) упоминается придел
Введения во Храм. Монастырь в 1764 г. упразднен, в
1788 г. церковь приписана к храму Варлаама Хутынского.
Важные сведения о памятнике содержит книга А. Е. Лебедева
«Историко-статистический очерк псковоградской Варлаамовской церкви» (Псков,
1895 г.). Автор считает, что вид храма не отличается от церквей XIV—XV вв. Н.
Ф. Окулич-Казарин также отмечает «обычную кубическую форму». Ю. П. Спегальский
относит все обстройки к концу XVII в., а в самом храме выделяет стены
четверика, столпы и абсиды, относящиеся к XVI в., и своды и барабан, по его
мнению, принадлежащие к концу или началу XVII в.
Однако, на наш взгляд, нет оснований для поздней даты барабана и сводов.
Отдельной проблемой, здесь не рассматриваемой, является происхождение декора
юго-западного притвора, на южном фасаде имеющего два прясла с висячими арками
на кронштейнах. Притвор сложен из плиты и имеет шов с кладкой придела Введения,
в которой встречается кирпич. Н. Ф. Окулич-Казарин считал этот мотив заимствованным
из Москвы, а Гриневичюте-Янкевичене — сходным с, мотивами литовской готики.
Однако можно указать и близкие аналогии в новгородском зодчестве.
В настоящее время памятник представляет собой четырехстолпный трехабсидный
одноглавый храм средних для Пскова размеров. Ранее он имел пофронтонное
покрытие, фасады расчленены на три прясла лопатками, стянутыми двухуступчатыми
лопастными арками. Крупный барабан с восемью окнами имеет характерные бровки,
пояс узорчатой кладки и ниши. Такой же пояс «бегунок-поребрик» украшает верхи
абсид, центральная имеет валиковые разводы. В целом
иконография фасадов ничем не выделяется в ряду псковских храмов конца XV—XVI
вв.
Гораздо более интересно выглядит интерьер храма. Западные столбы круглые, на
высоту человеческого роста, восточные скруглены на ту же высоту. Рукава креста
перекрыты коробовыми cводами с невыраженными
подпружными арками («слитые своды»). Невысокие арки ведут в темные угловые
компартименты. Северо-западный угловой компартимент, в
котором находился лестничный всход, имеет двухъярусную структуру. В
юго-западном во втором ярусе помещается палатка, куда ведет арочный проем с
хор; в палатке, видимо, не было придела, она перекрыта коробовым сводом по оси
запад — восток; северо-западный во втором ярусе перекрыт сводом-оболочкой
(сочетание коробового и распалубки) с основной осью север — юг. Необычно
выглядят восточные угловые компартименты: лишь низкие арки сообщают их с
рукавами креста. Гладкие нерасчлененные стены рукавов превращают восточные углы
в темные вертикальные пеналы, перекрытые коробовыми сводами по оси запад —
восток (сходно с церковью в Мелетово). Центральная абсида перекрыта конхой.
Оригинально решены боковые абсиды: в плане они представляют собой четверть
круга и перекрыты коробовыми сводами, лекально сочетающимися со скруглением
абсид. Очертания сводов рукавов близки к овоидальным, выше арок — невысокий
конус, восемь проемов низкого светового барабана щедро освещают подкупольное
пространство.
В интерьере храма соединяются новое и старое в псковской архитектуре XVI в.,
причем превалирует старое. Новые черты — это, прежде всего, технические
находки: перекрытия боковых абсид, предвосхищающих прямоугольные внутри боковые
абсиды псковских храмов середины XVI в. (Старое Вознесение, Знахлицы), и один
из первых сводов-оболочек в северо-западном
компартименте.
Каков же источник форм интерьера и самого типа церкви Воскресения? Другие
псковские храмы первой трети XVI в. относятся к иному
типу с повышенными подпружными арками. «Слитые своды» в архитектуре XV в.
представлены в двух типах: «типа Выбут» и «круга
церкви Георгия». Источником типа церкви Воскресения, по нашему мнению,
послужили трехабсидные храмы круга Церкви Георгия со
Взвоза. Церковь Воскресения наиболее схожа с храмом Георгия со
Взвоза 1494 г., совпадают их внешние размеры и размеры подкупольных пространств
(соответственно: церкви Георгия—12X11,5 и 3,0X3,2 и церкви Воскресения—12X11,5
и 3,0X3,4), близки и их вертикальные размеры (подъем «слитых сводов»).
Повторение не было полным, так у церкви Воскресения более низкий барабан, нет
двухъярусности восточных углов, в палатке на хорах не было придела. Все же
совпадение размеров и конструкций можно рассматривать как строительство по
образцу, столь распространенное в Древней Руси. Интересно само следование не
более распространенному типу Богоявления с Запсковья, а оригинальному,
представленному всего четырьмя памятниками, типу Георгия со
Взвоза. В этом, вероятно, отразились особые вкусы заказчиков. Объяснением может
служить не монастырская принадлежность памятника, а его одновременный приходской характер. Вкусы прихожан могли вызвать приятие за
образец редкого по типу посадского храма конца XI в. Естественно, что при общей
типологии образы храмов несколько различны: церковь Воскресения грузнее и даже
намеренно более архаична, чем церковь Георгия.
В заключение следует подчеркнуть продолжающий характер Псковской архитектуры
первой трети XVI в., в
которой церковь Воскресения на Стадище занимает особое место: она следует не
принятым образцам, а воспроизводит редкий тип предшествующего времени. Вместе с
тем, церковь Воскресения — последний, ^завершающий храм», перед переменой
трактовки интерьера: с 1534 г. (церковь Дмитрия с Поля) в Пскове появляются
храмы зальным пространством. «Слитые своды» в псковской архитектуре в
дальнейшем встречаются лишь однажды: в Никольском соборе 1543 г. в Острове.
Такая редкость типа подчеркивает оригинальность заказа в церкви Воскресения.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский