РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Седов В.В. Церковь Воскресения на Стадище в Пскове // Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции. 1989. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: https://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2020 г.

 

 

В.В. Седов

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ НА СТАДИЩЕ В ПСКОВЕ

 


Расположенная в Запсковье церковь Воскресения на Стадище впервые упоминается в 1457 г. В 1532 г. строился каменный храм: «церковь каменная Воскресения Христова не доделана бысть».
Описанный А. С. Князевым колокол 1534 г. дает верхнюю дату строительства, таким образом суммарная дата—1532—1534 гг.
Церковь была единственным храмом небольшого женского монастыря и одновременно приходской (в 1662 г. — 32 двора). С XVIII в. (1777 г.) упоминается придел Введения во Храм. Монастырь в 1764 г. упразднен, в 1788 г. церковь приписана к храму Варлаама Хутынского.
Важные сведения о памятнике содержит книга А. Е. Лебедева «Историко-статистический очерк псковоградской Варлаамовской церкви» (Псков, 1895 г.). Автор считает, что вид храма не отличается от церквей XIV—XV вв. Н. Ф. Окулич-Казарин также отмечает «обычную кубическую форму». Ю. П. Спегальский относит все обстройки к концу XVII в., а в самом храме выделяет стены четверика, столпы и абсиды, относящиеся к XVI в., и своды и барабан, по его мнению, принадлежащие к концу или началу XVII в. Однако, на наш взгляд, нет оснований для поздней даты барабана и сводов.
Отдельной проблемой, здесь не рассматриваемой, является происхождение декора юго-западного притвора, на южном фасаде имеющего два прясла с висячими арками на кронштейнах. Притвор сложен из плиты и имеет шов с кладкой придела Введения, в которой встречается кирпич. Н. Ф. Окулич-Казарин считал этот мотив заимствованным из Москвы, а Гриневичюте-Янкевичене — сходным с, мотивами литовской готики. Однако можно указать и близкие аналогии в новгородском зодчестве.
В настоящее время памятник представляет собой четырехстолпный трехабсидный одноглавый храм средних для Пскова размеров. Ранее он имел пофронтонное покрытие, фасады расчленены на три прясла лопатками, стянутыми двухуступчатыми лопастными арками. Крупный барабан с восемью окнами имеет характерные бровки, пояс узорчатой кладки и ниши. Такой же пояс «бегунок-поребрик» украшает верхи абсид, центральная имеет валиковые разводы. В целом иконография фасадов ничем не выделяется в ряду псковских храмов конца XV—XVI вв.
Гораздо более интересно выглядит интерьер храма. Западные столбы круглые, на высоту человеческого роста, восточные скруглены на ту же высоту. Рукава креста перекрыты коробовыми cводами с невыраженными подпружными арками («слитые своды»). Невысокие арки ведут в темные угловые компартименты. Северо-западный угловой компартимент, в котором находился лестничный всход, имеет двухъярусную структуру. В юго-западном во втором ярусе помещается палатка, куда ведет арочный проем с хор; в палатке, видимо, не было придела, она перекрыта коробовым сводом по оси запад — восток; северо-западный во втором ярусе перекрыт сводом-оболочкой (сочетание коробового и распалубки) с основной осью север — юг. Необычно выглядят восточные угловые компартименты: лишь низкие арки сообщают их с рукавами креста. Гладкие нерасчлененные стены рукавов превращают восточные углы в темные вертикальные пеналы, перекрытые коробовыми сводами по оси запад — восток (сходно с церковью в Мелетово). Центральная абсида перекрыта конхой. Оригинально решены боковые абсиды: в плане они представляют собой четверть круга и перекрыты коробовыми сводами, лекально сочетающимися со скруглением абсид. Очертания сводов рукавов близки к овоидальным, выше арок — невысокий конус, восемь проемов низкого светового барабана щедро освещают подкупольное пространство.
В интерьере храма соединяются новое и старое в псковской архитектуре XVI в., причем превалирует старое. Новые черты — это, прежде всего, технические находки: перекрытия боковых абсид, предвосхищающих прямоугольные внутри боковые абсиды псковских храмов середины XVI в. (Старое Вознесение, Знахлицы), и один из первых сводов-оболочек в северо-западном компартименте.
Каков же источник форм интерьера и самого типа церкви Воскресения? Другие псковские храмы первой трети XVI в. относятся к иному типу с повышенными подпружными арками. «Слитые своды» в архитектуре XV в. представлены в двух типах: «типа Выбут» и «круга церкви Георгия». Источником типа церкви Воскресения, по нашему мнению, послужили трехабсидные храмы круга Церкви Георгия со Взвоза. Церковь Воскресения наиболее схожа с храмом Георгия со Взвоза 1494 г., совпадают их внешние размеры и размеры подкупольных пространств (соответственно: церкви Георгия—12X11,5 и 3,0X3,2 и церкви Воскресения—12X11,5 и 3,0X3,4), близки и их вертикальные размеры (подъем «слитых сводов»). Повторение не было полным, так у церкви Воскресения более низкий барабан, нет двухъярусности восточных углов, в палатке на хорах не было придела. Все же совпадение размеров и конструкций можно рассматривать как строительство по образцу, столь распространенное в Древней Руси. Интересно само следование не более распространенному типу Богоявления с Запсковья, а оригинальному, представленному всего четырьмя памятниками, типу Георгия со Взвоза. В этом, вероятно, отразились особые вкусы заказчиков. Объяснением может служить не монастырская принадлежность памятника, а его одновременный приходской характер. Вкусы прихожан могли вызвать приятие за образец редкого по типу посадского храма конца XI в. Естественно, что при общей типологии образы храмов несколько различны: церковь Воскресения грузнее и даже намеренно более архаична, чем церковь Георгия.
В заключение следует подчеркнуть продолжающий характер Псковской архитектуры первой трети XVI в., в которой церковь Воскресения на Стадище занимает особое место: она следует не принятым образцам, а воспроизводит редкий тип предшествующего времени. Вместе с тем, церковь Воскресения — последний, ^завершающий храм», перед переменой трактовки интерьера: с 1534 г. (церковь Дмитрия с Поля) в Пскове появляются храмы зальным пространством. «Слитые своды» в псковской архитектуре в дальнейшем встречаются лишь однажды: в Никольском соборе 1543 г. в Острове. Такая редкость типа подчеркивает оригинальность заказа в церкви Воскресения.

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский