РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Cелезнев Ф.А. Вопрос о времени основания Городца в российской дореволюционной историографии. В кн.: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1, 2012. С.182–189. Все права сохранены.
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
Ф.А. Селезнев
ВОПРОС О ВРЕМЕНИ ОСНОВАНИЯ ГОРОДЦА
В РОССИЙСКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
В статье анализируются мнения российских дореволюционных историков о времени основания Городца. Рассмотрено происхождение версии об основании Городца Юрием Долгоруким в 1152 году. Доказывается, что эта точка зрения среди нижегородских дореволюционных авторов была господствующей.
Городец – древнейший город Нижегородской
области. Есть мнение, что он был основан в
Насколько верны указанные
утверждения? Поиску ответа на этот
вопрос и посвящена данная статья. Иными словами, целью автора было выяснить:
действительно ли догадка об основании Городца в
Особо подчеркну: автор не
стремился выяснить время основания Городца. Поэтому в
статье не анализируются источники по данной проблеме (в частности летописи) и
точки зрения на неё современных историков. Наша работа посвящена исключительно
историографическим процессам XVIII – начала ХХ веков. Соответственно в ней
рассматриваются только исторические произведения этого периода.
Начнем мы с трудов
Татищева. Во-первых, этот историк первым затронул вопрос о времени
возникновения Городца. Во-вторых, по мнению А.А.
Кузнецова, 1152 год, как дата основания Городца
выведен именно из татищевской «Истории Российской».
Татищев, как пишет А.А. Кузнецов, указал в примечаниях к основному тексту
«Истории Российской», что Юрий Долгорукий, вытесненный из Южной Руси, в
Таким образом, у читателя
статьи А.А. Кузнецова, незнакомого с «Историей Российской», неминуемо должно
сложиться следующее представление: Татищев хотел доказать, что Городец заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. При этом историк XVIII в. опирался либо на непроверяемый ныне источник,
либо на собственные умозаключения. Между тем это существенное искажение
точки зрения великого русского ученого.
Обратимся к тем местам
Татищева, на которые ссылается Кузнецов. Это вторая редакция «Истории
Российской». Заканчивая повествование о событиях
Далее Татищев вводит
читателя в свою творческую лабораторию и начинает реконструировать список
«других градов». Метод его таков: историк берет названия городов «бывших тогда
около Киева» и смотрит, какие из городов с такими же именами существовали в
Северо-Восточной Руси. Получается такой список: Владимир, Вышград,
Галич, Городец, Добрянск, Дорогобуж, Звенигород, Перемышль,
Ростиславль, Стародуб,
Углич, Юрьев, Юрьевец, Ярославль. Приведя его,
Татищев предполагает, что многие из названных городов были построены именно
тогда, при Долгоруком. Но, не все: другие «после стали упоминаться» [7, с. 241].
А что же Городец? Мы можем совершенно определенно
утверждать, что Татищев не включал Городец Волжский в
число городов основанных Юрием Долгоруким. Более того, историк XVIII в. считал, что даже в
Итак, мы доказали, что
взять у Татищева в готовом виде версию об основании Городца
Юрием Долгоруким в
Рисуя облик Тихонравова,
Б.М. Пудалов делает акцент на том, что тот не был
профессиональным историком и «уровень его подготовки в вопросах истории Древней
Руси не выходил за пределы чтения книг В.Н. Татищева и Н.М. Карамзина» [4, с.17].
Действительно, И.С.
Тихонравов не имел ученых степеней. Согласимся мы и с тем, что его статья в
«Нижегородских епархиальных ведомостях» с современной точки зрения не может
быть признана научной. Хотя бы потому, что не имеет научно-справочного аппарата.
Но её текст показывает широкую историческую эрудицию автора, его знакомство с
летописями и трудами историков, а также умение выдвигать и обосновывать собственные
предположения.
Как же доказывает
Тихонравов, что Городец основан Георгием (Юрием) Долгоруким?
Вот ход размышлений нижегородского любителя истории. Сначала он вспоминает о южном Городце. «На возвышенном
месте левого берега р. Днепра, близь Киева, лежал древний город Городец». «Принадлежал он Юрию Долгорукому. Но, племянник
его, великий князь Киевский Изяслав, отнял и этот
последний приют его в южной России. Занявши город 1152 года, он предал его в
жертву пламени: сжег не только все обыкновенные здания, даже самые церкви, и,
разрушив крепость, сравнял её с землей». Разумеется «вероломный поступок Изяслава разогорчил Георгия до глубины души». Ведь «Городец оставался у него единственным достоянием в родной и
дорогой сердцу стороне». «А здесь, в восточном уделе своем, видел он небо
суровое, пустыни дикие, леса дремучие, народ грубый». «Как забыть край родной?
Как привязаться сердцем к чужому? Конечно же, не иначе, как перенесть
сюда подобие родного края: наполнить пустыни жильем, наделить её любимыми,
приветными слуху, именами; хоть из них создать себе здесь новую родину,
олицетворить её в воспоминаниях построением соименных городов, селений,
монастырей и св. храмов». Естественно «приветные слуху имена» давались новым
местам Северо-Восточной Руси не просто так, а в случае схожести их положения с
соответствующими объектами Южной Руси. Так было и с Городцом
Волжским. «Волга здесь, – писал Тихонравов, – такая же величественная река, как
и Днепр; левый берег под нашим Городцом
столь же высок и обрывист, как и под Киевским; такие же и здесь обширные виды
на окрестные места, как и там. Все эти черты разительного сходства очень легко
могли породить в Георгии мысль заложить тут город. Вздумано, сделано. Город был
заложен и назван Городцом». [9, с. 36 – 37].
Итак, перед нами стройная
и внутренне непротиворечивая гипотеза. Принадлежит ли она самому Тихонравову
или взята им из литературы? Сам Тихонравов утверждал последнее.
Он писал: временем построения Городца «историки
обыкновенно полагают 1152 год» [9, с. 36]. Обыкновенно полагают! Так
характеризуют устоявшуюся точку зрения. Но кто же эти историки? Мы уже показали,
что это не мог быть Татищев. Б.М. Пудалов называет
среди авторов, с трудами которых был
знаком Тихонравов Карамзина. Обратимся поэтому к «Истории государства
Российского». Там (глава XII) мы действительно увидим почти дословные совпадения с
текстом Тихонравова. Карамзин писал, что «Изяслав
отнял у Георгия и сие прибежище в южной России [Городец
– Ф.С.], сжег там все деревянные здания, самые церкви и сравнял крепость с
землею». «Князь суздальский ещё более возненавидел Мстиславичей
за разрушение Городца, который был единственным его
достоянием в полуденных, любезных ему странах государства». «Георгий в
наследственном восточном уделе своем видел небо суровое, дикие степи, дремучие
леса, народ грубый…» [10, с.246 – 247].
До момента о «дремучих
лесах» и «грубом народе» изложение Карамзина аналогично тому, что мы выше
видели у Тихонравова. Но далее в «Истории государства Российского» следует
совершенно другой логический поворот: Георгий, читаем мы, «считал себя как бы
изгнанником и, презирая святость клятв,
думал только о способах удовлетворить своему властолюбию». «Он призвал князей
рязанских и половцев, кочевавших между Волгой и Доном; занял область вятичей и
велел князю Новагорода Северского,
Святославу Ольговичу, также быть к нему в стан под Глухов» [10, с. 247]. О Городце Волжском нет даже упоминания. Ничего не говорит Карамзин о
нём и в том месте (глава XIV), где характеризует градостроительную деятельность
Юрия Долгорукого: «…сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли, умножил число духовных пастырей, тогда единственных
наставников во благонравии, единственных просветителей
разума; открыл пути в лесах дремучих; оживил дикие, мертвые пустыни знамениями
человеческой деятельности; основал новые селения и города: кроме Москвы, Юрьев Польский, Переяславль Залесский (в 1152
году) украшая их для своего воображения сими, ему приятными именами и самым
рекам давая название южных» [10, с.254 – 255].
Таким образом, дата
основания Городца Долгоруким в 1152 году была взята
Тихонравовым не у Карамзина.
Теоретически мы можем
предположить, что И.С. Тихонравов был знаком не только с книгами Татищева и
Карамзина, но и с другими известными трудами по истории России, например
«Историей русского народа» Н.А. Полевого (издана в 1829 – 1833) или «Историей России
с древнейших времен» С.М. Соловьева (выходила с
К этому времени русскими
историками на основании анализа летописного материала была создана
общая схема деятельности Юрия Долгорукого. Главное место в ней занимала
его борьба за Киев, один из кульминационных пунктов которой пришелся на 1151 и
Другим обязательным
элементом в описании деяний Юрия Долгорукого в трудах ученых было упоминание о
строительстве им городов в Суздальской земле, которым он давал названия городов
утерянной им Южной Руси. Среди них основание одного – Переяславля
Залесского единодушно относилось историками к 1152 году.
Эти два сюжета и у Татищева,
и у Карамзина, и у Полевого описываются в разных
местах. Но для Тихонравова они сложились в единую картину: в
Почему, однако, Тихонравов
пренебрег упомянутым нами выше прямым указанием Татищева на то, что летописный Городец на Волге XII в. это не нижегородский Городец, а город Юрьевец
Костромской губернии? На наш взгляд решающее значение имело то, что Тихонравов
особо занимался исследованием рельефа волжских берегов (в историческом
контексте). Этому вопросу он затем посвятил статью «О берегах и руслах Оки и
Волги» (она в
Таким образом, автором
гипотезы об основании Городца Юрием Долгоруким в
При жизни Тихонравова
назывались и другие возможные даты, от
которых можно вести счет истории Городца: 1164, 1171, 1173 годы. Две последних даты – это пересчет на
современное летосчисление первого летописного упоминания Городца
(6680 от сотворения мира) П.И. Мельниковым-Печерским (см. подробнее об этом: [5,
с.15]).
Версия о том, что Городец возник в
«Китежский
летописец» повествует о жизни и гибели князя Георгия Всеволодовича – сына
новгородского, а потом псковского князя Всеволода Мстиславича,
в крещении Гавриила. Согласно «Китежскому летописцу» после
смерти отца Георгий Всеволодович отправился в путешествие «по градам церкви божии строити и грады». С этой
целью он посетил Новгород, Москву, Переяславль
Залесский, Ростов Великий. Это было в лето 6672 (1164). В тоже лето Георгий поехал
в Ярославль. В Ярославле он сел в струг и поплыл вниз по Волге. Далее князь
пристал «к берегу в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит
и построй его». И начали его молить «все люди града того», чтобы «образ
чудотворный иконы Пресвятой богородицы Федоровской внес он в град к ним». Князь
хотел «образ той внести во град, образ же не пойде с места». Тогда князь Георгий повелел построить на этом
месте монастырь во имя иконы Пресвятой Богородицы Федоровской. Сам же князь
покинул Малый Китеж, переехал реки Узолу, Санду, Санохту, Керженец и прибыл к озеру Светлояр.
На его берегу Георгий построил каменный град Большой
Китеж [17].
Изложения
этой поэтичной истории в XVIII в. бытовали как в устной, так и в рукописной форме. В XIX в. они начинают появляться в печатных трудах. Первой
такой публикацией стал анонимный очерк «Китеж на Светлоярском
озере» («Москвитянин»,
Постепенно Китежская легенда приобретала всё большую известность. Она
вдохновляла поэтов, писателей, композиторов. Привлекала она и историков,
стремившихся использовать в своих трудах некоторые содержавшиеся в ней
сведения.
Так в
Однако владимирский князь
Георгий Всеволодович, известный нам по летописям, родился в 1188 году.
Следовательно, он не мог в
А.С. Гациский, не мог не учесть этого здравого суждения. В
то же время он не отказался от соблазна использовать данные «Китежского летописца», которым живо интересовался, в своих
исторических построениях, касавшихся основания Городца.
В «Нижегородке» (1877) Гациский
кратко изложил содержание «Китежской летописи» и
отождествил Городец с Малым Китежом, написав: «Легендарное название Городца
– Малый Китеж (Китиж, Кидежь)» [21, с.39]. Георгия Всеволодовича «Китежского летописца» Гациский
соотнес с «Юрием II Всеволодовичем», а противоречащую этому дату (
Однако, видимо, эта гипотеза
не удовлетворила историка, и он от неё отказался, выработав новую концепцию, в
значительно большей степени соответствовавшую букве «Китежского
летописца». В
Как видим, здесь всё
основано на сведениях «Китежского летописца». Всё,
кроме имени отца Георгия Всеволодовича. В «Китежском
летописце» его зовут Всеволод Мстиславич, а у Гациского – Всеволод Ярославич. Чем вызвано это
разночтение? Возможно – это описка. Возможно – неудачный результат попытки А.С.
Гациского отождествить Всеволода Мстиславича
«Китежского летописца» с каким-либо князем, известным
по летописям. Видимо Гациский искал в летописях князя
с именем Всеволод Мстиславич, жившего в 1160-е годы.
Такого князя он не обнаружил. А сообщения о реальном князе Всеволоде Мстиславиче, в крещении Гаврииле, княжившим сначала в
Новгороде, а потом во Пскове (факты биографии которого
и отразились в «Китежском летописце») Гациский игнорировал, поскольку названый князь умер в 1138
году. Но Гацискому могло попасться на глаза
относящееся к 1167 году известие о
князе Всеволоде Ярославиче. Его он и указал в качестве отца Георгия Всеволодовича.
Но в любом случае идея Гациского об основании Городца в
1164 году основана на данных «Китежского летописца».
Это важно подчеркнуть, поскольку недавно
А.А. Кузнецов дал неверное толкование цитированного выше отрывка из Гациского. А.А. Кузнецов изложил его так: «А.С. Гациский, опираясь на летописи, в комментариях к “Нижегородскому
летописцу” указал дату основания Городца Андреем Боголюбским –
Но «Китежский
летописец» содержит слишком много исторических несообразностей, чтоб ученые
могли доверять его хронологии. Не удивительно, что концепция Гациского не была принята научной общественностью. А
логичная и стройная версия Тихонравова наоборот получила распространение. В 1885 году её воспроизвел в «Летописи села Городца» священник Аполлоний
Соколовский, прямо сославшись на статью Тихонравова, как на один из своих
источников [22, с.10].
Другим источником
«Летописи» Соколовского стали упоминавшиеся выше «Исторические сведения о
Городецком Федоровском монастыре…» (1849) настоятеля монастыря Афанасия. Но,
книга эта, как мы помним, основана на «Китежском
летописце». Соответственно некоторые мотивы «Китежского
летописца» нашли отражение в работе Соколовского.
Так, Соколовский,
сославшись на «Исторические сведения о Городецком Федоровском монастыре…»
утверждал, что Городец «в доисторическое время» носил
название местечка “малый Китеж”» [22, с.11].
Версия Соколовского
полюбилась городчанам. В 1893 году её как уже нечто
само собой разумеющееся излагает неизвестный нам городецкий
корреспондент газеты «Волгарь» [23].
В начале ХХ в. 1152 год в
качестве даты основания Городца начинает называться и
в работах не нижегородского происхождения. Так в
Отстаивал ли кто-либо из историков конца XIX – начала ХХ в. версию, что Городец основан в 1164 или 1172 году? Б.М. Пудалов в этой связи утверждает: «версия статьи за подписью
“Зеленец” [т.е. об основании Городца Юрием Долгоруким
в
Это действительно очень
любопытный документ, чрезвычайно важный для изучения истории Городецкого музея.
Она была непростой и, даже, драматичной. Наиболее подробно обстоятельства
основания музея изложены в статье
научного сотрудника музея А.Н. Еранцева [25]. Еранцев цитирует там более раннюю анкету (за
В любом случае анкета Блинова не может служить доказательством того, что «городецкая общественность» считала «годом основания родного
города 1163 –
Зато имеются факты
противоположного свойства. В
Более того, в вышедшем в
Не критиковали эту точку
зрения и представители столичной академической науки. В том числе и А.Е. Пресняков, которого нынешние противники названной
версии часто (и совершенно напрасно!) призывают в союзники.
Для Т.В. Гусевой и А.А.
Кузнецова ссылка на авторитет Преснякова – это один
из главных доводов против мнения о
возникновении Городца
по велению Юрия Долгорукого. Поэтом остановимся на данном сюжете особо.
Т.В. Гусева писала, что Пресняков, якобы, отмечал «необоснованность»
предположения Татищева о строительстве Долгоруким Городца,
«наряду с Владимиром, Ярославлем, Костромой, Юрьевцем,
Угличем и другими городами» [6, с.97]. Как мы показали выше, Татищев ничего
подобного и не предполагал. Соответственно Преснякову
и не требовалось опровергать великого историка XVIII века. Легко убедиться [28, с.37 – 38],
что Пресняков критикует не Татищева, а
Соловьева и, особенно, Ключевского за использование
татищевской
«Истории Российской» в качестве источника. Но А.А. Кузнецов даёт этой критике
совершенно неожиданную интерпретацию. Он
утверждает, что Пресняков «сузил» список городов, основание которых
Татищев приписывал Юрию Долгорукому, «исключив из него Городец»
[5, с.9]. Между тем в том месте у Преснякова, на
которое ссылается А.А. Кузнецов, не только не анализируется пресловутый «список
Татищева», но вообще нет упоминания о Городце [28,
с.37 – 38]. Пресняков просто
констатирует: «нашими источниками засвидетельствовано построение им [Юрием
Долгоруким – Ф.С.] четырех “градов” – Кснятина в устье Нерли, Юрьева
Польского, Дмитрова и Москвы» [28, с.37]. Ещё раз подчеркнем: никаких городов,
в том числе Городца, Пресняков из «списка Татищева»
не исключал и версию об основании Городца Юрием
Долгоруким не критиковал. Более того, А.Е. Пресняков допускал возможность
основания Городца Юрием Долгоруким! Цитируем: «Волжский Городец – старше Нижнего.
Первое летописное упоминание о нем относится к 1172 году, и построен он,
вероятно, либо Всеволодом Юрьевичем или Андреем Боголюбским,
либо ещё их отцом Юрием Долгоруким» [28, с.177].
Таким образом, никаких
опровержений того, что Юрий Долгорукий может быть основателем Городца со стороны академической науки ни в XIX, ни в начале ХХ в.
не последовало. В нижегородской же
литературе версия о том, что Городец заложен Юрием
Долгоруким в 1152 году, являлась, как мы видели господствующей.
Подведем итоги. Наше
исследование показало: догадка об основании Городца
Волжского в
Список литературы
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский