РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Селин А.А. Московское церковное строительство в Ливонии в XVI в. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://adrianselin.narod.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

А.А. Селин

Московское церковное строительство в Ливонии в XVI в.

 

Мы хотим обратить внимание на один из аспектов процесса включения, пусть и временного, Прибалтийских земель в состав Московского государства в XVI в.

Хорошо известно, что Ливонская война развивалась на протяжении 1558-1583 гг. с переменным успехом. Первоначально присоединенные к Московскому государству Ругодив (Нарва) и Юрьев Ливонский (Дерпт) к концу 1570-х гг. считались уже вполне русской территорией, интегрированной не в меньшей степени, чем завоеванные примерно в то же время Казань и Астрахань. На территории, занятые в Ливонии Московское государство стремилось распространить все те нормы, которые действовали в глубинных районах Московской державы. Заметим, что почти в т же время московские порядки вводились и на территориях, отнятых у Великого княжества Литовского - в Усвятском, Озерищском, Полоцком уездах (1).

Из всех московских норм, действовавших в 1550-1570-х гг. на территории Ливонии более всего исследована поместная система (2). Н.Ф.Демидова в своей вступительной статье к публикации актов Городового, Поместного и Разрядного приказов, касающихся Ливонских городов, отметила также развернувшееся в годы московского военного присутствия в Ливонии в 1570-х гг. ямское строение (хронологически, отметим, почти совпавшее с реформой ямской системы в других районах Московского государства (3)).

Однако интеграция вновь присоединенных территорий проявилась также в развернувшемся в Ливонии строительство православных храмов. На этом обстоятельстве остановимся подробнее.

Уже упомянутая публикация документов нескольких московских приказов, касающаяся управления Ливонскими городами касается в первую очередь так называемых "новых Ливонских городов" - присоединенных на очень короткое время после осеннего похода 1577 г. (Влех, Чествин, Борзунь, Лужа и др.), центром которых был город Кукенойс. Судя по косвенным свидетельствам документов, сразу по завоевании этих городов, в декабре 1577 в них был послан государев наказ, повелевавший, в частности, строить церкви (4), причем, согласно этому наказу, причт к новой церкви предполагалось призвать из Пскова: "Милостивый государь, смилуйся, пощади нас холопей своих, вели изо Пскова прислати попа, умирают, государь, твои государьские люди без отца духовного, а мы, холопи твои государьские, живем что заблыдяшие овцы" (5). В январе 1578 г. во все "новые немецкие города" велено было призывать причетников из Новгородских пятин, Великолуцкого уезда и Ржевы Пустой6. Городами, где предполагалось строить церкви были: Борзунь, Влех, Куконойс, Круцборг, Левенвард, Лужа, Резица, Ровный, Скровный, Трекат, Чествин.

Отметим некоторые особенности в комплектности причта: к каждой церкви полагалось по два священника (в Кукенойсе, где, вероятно, предполагалось строить 4 храма, к ним было определено еще 2 дьякона), по пономарю и по проскурнице. Интересно, что дьячки к ливонским церквам не определялись (кроме 6 дьячков к кукенойсским храмам), что резко расходится с традиционным составом причта, к примеру, новгородского (7). Можно только предполагать, что причина отсутствия дьячков в причте таких церквей может быть в малочисленности грамотных людей.

Кроме Кукенойса - центра "новых немецких городов" (в нем также стоял самый большой гарнизон, была самая многочисленная ямская слобода), две церкви предполагалось построить также в городе Ровном; во всех остальных городах - только по одной. Из церковных посвящений для этих храмов известно лишь Успенское для одного из Кукенойсских церквей (8). Кроме того, в описании Печерского монастыря в писцовой книге 1585/87 г. упомянуто о строительстве церкви в вотчине монастыря в волости нового немецкого городка Варичева: "У церкви было два колокола невелик, отданы были в монастырское село нового городка Ливонского Варичева, и те колокола в войну взяли литовские люди…" (9).

Как известно, московская власть в Ливонии после 1578 г. продержалась недолго и маловероятно, что та часть наказа, которая касалась церковного строительства в "новых немецких городах" была полностью выполнена.

Но существовала и другая, восточная, часть Русской Ливонии, где Московская власть держалась около 20 лет. Там в течение этого времени церковное строительство шло чрезвычайно активно. Так, была построена каменная Троицкая церковь в Сыренске (Нейшлоте) на берегу Чудского озера (10).

В нашем распоряжении есть некоторое количество данных о церковном строительстве в Ругодиве и Юрьеве Ливонском.

О двух русских церквах в Ругодиве - Воскресенской и Пречистенской (Одигитриевской) хорошо известно в связи с помещенным в Псковской третей летописи рассказе о двух иконах, чудесным образом избежавших огня при пожаре 11 мая 1558 г. и перенесенных по взятии Ругодива Алексеем Басмановым в Москву (11). Историк Нарвы А.В.Петров в 1901 г. писал, что Пречистенская церковь (по его мнению, расположенная на посаде) была изображена на плане Нарвы 1649 г., тогда как Воскресенская (по Петрову - в Вышгороде, т.е. в Нарвском замке), скорее всего вообще не была сооружена, так как ученый не нашел упоминаний о ней в делах Нарвского магистрата (12). Однако в опубликованной Д.Я.Самоквасовым обыскной книге Ивангородского окологородья 25.02. 1573 г. в качестве понятого упоминается "Воскресенский священник из Ругодивские слободы Михаило Исаков сын" (13), что указывает на строительство Воскресенской церкви именно на Ругодивском посаде. Позднее, в 1599/1600 г., упомянут "Сенка Иванов сын Попов Ругодивец" (14), но с какой из Ругодивских церквей он был связан, неизвестно.

О церквах в Юрьеве Ливонском сведений меньше. По наблюдениям Д.А.Петрова и М.И.Мильчика здесь существовала каменная Никольская церковь (15). Кроме того, на книге "Слов" Василия Великого из собрания Е.Е.Егорова в 1575/76 г. была сделана надпись: "В лето 7084 при священном епископе Корнилье дал сию книгу Великого Василья в церковь боголепного Преображенья дал Еуфим ице чернец часовник в Юрьев Ливонской" (16). Таким образом, в городе в 1570-х гг. существовала Преображенская церковь. Гораздо информативнее найденное нами в писцовой книге Псковского уезда 1585/87 гг. сообщение о Воскресенском в Юрьеве Ливонском монастыре: "В Кобылском уезде в Поленской губе во Княжих озерах монастырь, а в монастыре церковь Покров Пречистые Богородицы древяна, а на полатех придел Воскресение Христово, поставлена после королевского приходу, а в королевской приход в том монастыре все церковное строение и кельи пожгли литовские люди, а игумена и старцов побили, и после королевского приходу по государеве грамоте велено в том монастыре строити Воскресенскому игумену Никандру з братьею, что высланы из Юрьева Ливонского из Воскресенского монастыря, а церков и церковное строение привез из Юрьева игумен Никандр з братьею, а в церкве образов… да осталось после литовского приходу старые монастырские казны от Литвы… Да поставлена после королевского приходу на монастыре колоколница, а на ней шесть колоколов: два колокола болшие Воскресенские из Юрьева Ливонского, а четыре малых, туто старинные остались после литовского приходу да клепало железное Воскресенское да другое старое…" (17). Таким образом, после Ям-Запольского перемирия монахи Воскресенского монастыря переселились на противоположный берег Чудского озера и заселили опустевший после Баториевой осады Покровский Озерский монастырь.

Подводя итоги, отметим, что наши знания о русском церковном строительстве в Ливонии фрагментарны и неполны. Если сведения о "новых немецких городах" содержащиеся в цитированной подборке документов, по мнению их публикатора, исчерпаны и вряд ли будут каким-то образом дополняться, то возможности найти упоминания о церквах в, так сказать, "Старой Ливонии" остаются открытыми.

О судьбах православной церкви в Прибалтике в конце XVI - XVII вв. известно не многим более. Приведем здесь отрывок из "Обидной книги", найденной нами в фонде Muscovitica в Государственном архиве Швеции, характеризующий взаимоотношения Николаевской церкви в Колывани (Ревеле) со шведской гражданской администрацией уже в конце XVII столетия: (Около 1692 г.) "Августа в 23 день в писме Колыванские церкви Николая Чюдотворца иеромонаха Акакия, каково прислано во Псков к окольничему и воеводе к Петру Матвееву Опраксину написано: того ж августа в 2 день на тои Колыванской церкве крест на главе разбил иноземец ис пищал, а он де ему возбранял, как он иноземец стрелял по кресту, и их он не послушал, и про то де ведомо началным людем колыванским, губернатору королевскому, хто стрелял и которого дому, потому что де они извещали им. А из митрополича приказу августа в 25 число за приписью дьяка Григорья Протопопова в Приказную палату написано: писал во Псков к преосвященному Илариону митрополиту николаевской церкви со Колывани иеромонах Акакий…" (18).

______________________________

1 Шеламанова Н.Б. Себежская земля в XVI в. (Историко-географический обзор) // АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 73-95; Пежемский В.Г. Конфликты на границе России с Великим княжеством Литовским в XVI - начале XVII вв. // Феодальная Россия. Новые исследования. Вып. 2. СПб., 1998. С. 55-59.

2 Новицкий Г.А. Новые данные о русском феодальном землевладении в Прибалтике в период Ливонской войны (1558-1582) // ВИ. 1956. № 4. С. 134-138; Буганов В.И. Переписка Городового приказа с воеводами Ливонский городов в 1577-1578 годах. № 22 // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 306-308; отчасти: Рождественский С.В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб., 1897; Демидова Н.Ф. Предисловие // Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. С. 49-55.

3 Новгородская летопись по Архивскому списку // Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 120.

4Отписка круцборгского воеводы кн. М.М.Путятина в Городовой приказ с сообщением о присылке артиллерии, священнослужителей и приборных людей из Пскова, о невозможности сооружения житниц и храма из-за нехватки посошных людей, о недостатке продовольствия. 1578, между 17 и 21.01 // // Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 6. С. 60-62.

5 Отписка круцборгского воеводы…

6 Грамоты из Городового приказа воеводам Ливонских городов о выдаче руги ружникам и жалованья оброчникам // Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 14. С. 70-82.

7 Селин А.А. Историческая география Новгородской земли XVI-XVIII вв. Южные уезды Водской пятины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1998. С. 9.

8 Отписка Куконойских воевод князей И.С.Туренина и С.И.Коркодинова о присылке из Пскова приборных людей, об отказе псковских воевод прислать строительных рабочих к возведению церкви и о недостатке в городе кузнецов и каменщиков. Ранее 1578. 19.01 // Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 7. С. 62-63.

9 Писцовая книга Псковского уезда письма Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина. Список XVIII в. // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 830, л. 1135.

10 Мильчик М.И., Петров Д.А. Когда в Ивангороде построена Никольская церковь? // Крепость Ивангород. Новые открытия. Спб., 1997. С. 172.

11 Псковская третья летопись. Строевский список // Псковские летописи. Т. 2. М., 1955. С. 235-236.

12 Петров А. Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности. 1223-1900. СПб., 1901.С. 85.

13 Обыскная книга Ивангородцкого окологородья. 1573. 25.02 // Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые документы поместно-вотчинных учреждений Московского царства. Т. 2. Ч. 2. С. 336-340.

14 Книги переписные судным и разбойным и татиным делам и запискам и книгам приходным пошлинным денгам с судных и с управных дел и холопьим книгам, которые дела были в Судном приказе при разных воеводах и владыках. 1586-1596 // СПб ФИРИ РАН, кол. 2, оп. 1, д. 12, л. 170 об.

15 Мильчик М.И., Петров Д.А. Когда в Ивангороде построена Никольская церковь?… С. 172.

16 Сметанина С.И. Записи XVI-XVII веков на рукописях собрания Е.Е.Егорова // АЕ за 1963 г. М., 1964. № 13. С.361.

17 Писцовая книга псковских пригородов Воронача, Выбора, Гдова, Дубкова, Изборска, Кобылья, Острова и их уездов писцов Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина. Список XVIII в. // РГАДА. Ф. 1209. № 827, ч. 1, л. 537-543 об..

18 Обидные дела, которые учинили великие государи его царского величества подданным с стороны его королевского величества Свейской от подданных после последнего Московского подтверждения с прошлого со 192 году (Samling av ryska befolknigens vid svensk-ryska grдnser klagomеl angеende ofцrrдtter av olika slag, som tillfogades dem frеn svensk sida. Denka samling anvдndes vid dеtidens svensk-ryska fцrhandlingar och bцr dдrfцr placeras vid sidam av motsvarande fцrhandlingsprotocoll) 1697/98 // Riksarkivet, Muscovitica.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский