РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Селин А.А. Которский погост Шелонской пятины: сюжет средневековой сельской истории. В кн.: Археология и история Пскова и Псковской земли 1993 г. Псков, 1994. С. 54-57. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г.

 

 

 

 

А.А. Селин

КОТОРСКИЙ ПОГОСТ ШЕЛОНСКОЙ ПЯТИНЫ:

СЮЖЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

 

Частные сюжеты истории сельских районов России XV-XVIII вв. в отечественной историографии пока недостаточно разработаны. В 80-90 гг. ряд исследователей (В.А.Буров, Б.Н.Харлашов, С.З.Чернов) представили интересные очерки культурной истории отдельных микро-регионов, опираясь на данные письменных источников, археологии, отчасти - устной традиции. Данная работа - попытка предварительного обобщения материалов письменных источников еще для одного региона Северо-Западной России.
Территория Которского погоста Шелонской пятины занимает бассейн верхнего течения р. Плюссы и охватывает площадь примерно в 640 кв. км.
В древнерусское время осваивается лишь центральная часть его территории: побережье р. Плюссы и ее притока Городоньки, а также оз. Песно; на водоразделах археологических памятников этого времени практически нет.
Такая оппозиция центра периферии отражена и в письменных источниках: центральная часть погоста представляет собой ядро микорегиона, отдельные волостки здесь не компактны, а разбросаны, наблюдается чересполосица владений; напротив, западная и восточная части заняты крупными, цельными вотчинами новгородских бояр и монастырей, центральные же поселения этих волосток тяготеют к древнейшей зоне расселения.
Фиксируемая в 1498 г. поселенческая структура близка к максимально возможной - по первому описанию в Которском погосте насчитывается 202 селения. Она принципиально отличается от той, что фиксируется для более раннего времени археологически и отражает принципиально иной уровень освоения территории; в 1498 г. заняты, видимо, почти все места, пригодные для заселения.
На протяжении XVI в. наблюдается еще некоторый рост числа сельских поселений в результате все еще продолжающейся внутренней колонизации: осваиваются новые участки, возможно - последние, пригодные для поселения. Сеть деревень все это время чрезвычайно плотна. Одновременно строятся новые храмы - словом, налицо общий культурно-хозяйственный подъем (в следующий раз нечто подобное мы наблюдаем лишь в 20-х гг. XX в. - те же процессы - внутренняя колонизация, причем, названия хуторов соотносятся с названиями деревень XVI в., строительство новых храмов, др.).
После катастрофы конца XVI - начала XVII в. структура расселения меняется коренным образом. «В живущем» остается лишь незначительное число селений. Далее, на протяжении XVII в. поселенческая сеть постепенно уплотняется, однако, так и не приближается к той, которую мы наблюдали в XVI в. Старый центр погоста - Никольский Конторский погост - место теряет свое значение, оно переходит к новым центрам, вокруг которых концентрируются вновь возобновляющиеся селения. Этот процесс возобновления идет на протяжении XVII-XVIII вв., видимо продолжается и далее, достигая своего апогея в 20-х гг. XX в.
Достаточно яркой иллюстрацией такого движения поселенческой структуры является одна из важнейших составляющих его частей: идущий параллельно процесс церковного строительства, развития приходской системы.
Характерной специфической чертой истории Которского погоста является фиксируемое еще первой писцовой книгой необычно большое число церквей: уже в 1498 г. кроме главной Никольской церкви на погосте-месте, существует еще четыре: во имя св. Михаила в д. Лзи, св. Михаила в д. Озерцы, св. Георгия в д. Вершовича и св. Николая в д. Крицы. Таким образом, на рубеже XV-XVI вв. в Которском погосте мы насчитываем 5 храмов. Такого числа нет ни в одном другом погосте, по контрасту с окружающими его Хмерским, Щирским, Логовещенским и Быстреевским, на протяжении всей его истории не возникает ни одного монастыря. Убедительного объяснения такой ситуации я пока не вижу. Возможно, это соотносится с путями заселения Которского погоста, с процессом формирования еще республиканского землевладения.
Следующее дошедшее до нас описание Которского погоста относится к 1582 г. и фиксирует катастрофическое запустение его территории, подобное тому наблюдается и на всем Российском Северо-Западе.
В 1582 г. «бес пения» стоят уже не 5, а 9 церквей Которского погоста. На самом погосте-месте в XVI в. была выстроена вторая церковь, во имя Сергия Радонежского; к главной, Никольской церкви, был пристроен придел Покрова Богородицы, приделы Николая Чудотворца появляются у Георгиевской церкви в Бершевицах (Вершевичах) и у Михайловской Лзейской церкви. Трехпрестольную церковь, «а звон у церкви был колокола» выстроил помещик Коверя Гурьев (или его отец) в с. Модолицах - во имя Николая Чудотворца с приделами Покрова и Параскевы-Пятницы. Троицкий храм мы находим «на пожарище» в с. Захонье. Интересно, что если Модолицкая церковь возобновляется где-то перед 1710 г., то в Захонье храм более не появляется. В современной же деревне Малом Захонье стоит часовня, возможно, с ее местоположением можно связывать и церковь XVI в.
Одно село - Ондрешица с выстроенным в нем в XVI в. храмом Николая Чудотворца мне локализовать не удалось; но и там в 1582 г. «бес пения» стоит «церковь деревянная ветха».
Как показывают наблюдения, сделанные на материалах других регионов Северо-Западной России, подобная картина, с заметным ростом числа сельских церквей в середине XVI в., наблюдается достаточно широко, во всяком случае, в Новгородской земле. Это, вероятно, связано с увеличением общей численности населения, появлением новых деревень и т. д. Однако, после запустения и Смуты ситуация меняется. Большинство храмов не возобновляется, в частности, и оба храма Которского погоста-места, хотя его округ и продолжает именоваться Никольским Которским погостом вплоть до конца XVIII в., тогда как сам центр, начиная с описания 1627/1628 гг. именуется «деревня Которск», «деревня, что бывал погост Которский» и т. д. Ведущую роль начинают играть церкви в с. Бершевицы (позднее перенесенная в с. Заполье) иве. Крицы.
В XVIII в. возобновляется храм в с. Модолицах, между 1710 и 1748 гг. строится церковь в с. Поддубье. В течение XVIII в., по всей видимости, единство территории Которского погоста-округа, все более ослабевает, даже как прихода. Переход к новой административной системе, не соотносящейся с приходской организацией, при Екатерине II произошел, вероятно, достаточно безболезненно.
 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский