РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник:
Семёнова С.О. Ангелологическая символика православного храма
в восточно-христианском богословии. В кн.: Христианская культура на
пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14
июня
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
[76]
Православный храм — это воплощение в зримых формах и образах христианского мировоззрения и вероучения. Важной частью православной теологии является ангелология. Как раздел христианской онтологии, учение об ангелах представлено в сочинениях многих христианских писателей. Опираясь на сведения Священного Писания, православные авторы многосторонне рассматривают особенности ангельского мира в различных богословских, дидактических и экзегетических произведениях. Особый интерес среди них имеют экзегетическо-литургические сочинения, в которых посредством аллегорий и символов описана система христианского мироздания. Одно из главных мест в ней занимают ангелы.
[77]
Среди экзегетическо-литургических произведений, посвященные разъяснению символического (мистико-аллегорического) [1] смысла образа православного богослужения, онто-ангелологические когниции наиболее полно изложены в сочинениях: Псевдо-Дионисия Ареопагита (конец V — начало VI века) «О церковной иерархии» [2], Софония, Патриарха Иерусалимского (VII в.) «О божественном священнодействии» [3], Максима Исповедника (VI-VII в.в.) «Тайноводство. О том, чего символами служат действия, совершаемые по чину Св. Церкви в богослужебном собрании (литургии)» [4], Германа I, Патриарха Константинопольского (VIII в.), «Последовательное изложение служб и обрядов, и тайное умозрение о значении их» [5], Симеона Солунского (XV в.) «Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных» [6], «О божественном храме и о служащих в нем» [7], «Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея» [8] и «О священстве к одному благочестивому монаху» [9], Марка Евгеника, митрополита Эфесского, (XV в.) «Изъяснение церковного последования» [10], Николая Квасилы,
[78]
архиепископа Солунского (XIV в.) «Изъяснение божественной литургии» [11] и Паисия, Патриарха Константинопольского (XVII в.) «Краткое изложение Божественной литургии» [12].
Эти произведения написаны в разное время, и символика православного храма и богослужения, представленная в них, имеет некоторые различия. Однако, для изучения семантики литургической ангелологии необходимо синтезировать все имеющиеся сведения о мистическом присутствии ангелов в храмовом пространстве в связи с богослужениями различных исторических периодов. При анализе этих данных, собранных воедино, появляется возможность обрести целостное представление о роли ангелов в православном храме и христианском мироздании.
Символический образ христианского мироздания воплощен в строении здания церкви, в мистическом пространстве которой значительное место занимают ангелы. Согласно христианскому учению понятие «храм» связано с несколькими мистическими образами и парадигмами. В произведениях авторов экзегетической литургики православная церковь являет собой «образ Бога» и «Началообраза» [13]. Она «есть образ и подобие мира в целом его составе, состоящего из существ видимых и невидимых» [14]. Храм «есть земное небо, в котором живет и пребывает пренебесный Бог» [15], и ее пространство вмещает в себя «божественный дом» [16].
Разъясняя символическую структуру православной церкви, христианские писатели предоставляют разные варианты ее интерпретации. Многие из толкователей богослужения (Софоний Иерусалимский, Максим Исповедник, Симеон Солунский) видят ее двухчастной, состоящей из наоса — видимого «дольнего» мира, и алтаря — невидимой духовной сферы бытия [17]. Вместе с тем здание храма имеет троичную структуру, которая знаменует Св. Троицу
[79]
и трехчастное строение небесной и земной Иерархии [18]. В учении Симеона Солунского здание церкви делится на преддверье храма — его земную часть, сам храм, символизирующий «небо» и алтарь, который «превыше небес» и является «пренебесной» сферой [19].
В мистическом пространстве храма алтарь представляет собой главное место пребывания ангелов, которое христианские писатели именуют образом «пренебесных горних (обителей)» [20] и образом «первого неба» [21] находящемся «превыше небес» [22]. Внутреннее пространство алтаря делится на несколько символических частей и включает разные священные предметы. Соответственно небесной сфере форма алтаря имеет очертания полукружия. Алтарный свод символизирует в трактовке Софония Иерусалимского образ «первого неба», а свод над остальной частью церкви представлен как «видимое небо», на котором горящие кадила воспринимаются как звезды [23]. Конха символизирует Вифлеемскую пещеру [24], над которой по сведениям Евангелия во время рождества Иисуса Христа пели ангелы (Лк.: 2,14).
При рассмотрении богослужебной «топографии» храма с точки зрения ангелологии, согласно экзегетической литургике, главнейшей святыней алтаря является жертвенник или святая трапеза, которая в этих произведениях называется так же и престолом. В христианском учении, как пишут Софоний Иерусалимский и Симеон Солунский, жертвенник символически «соответствует» «пренебесному и мысленному жертвеннику» [25], так как «указует на Владыку Неба, почему престол и называется святым святых, седалищем, местом и упокоением Божиим, очистилищем, местом великого жертвоприношения, гробом Христовым и селением славы Его» [26]. Здесь Бог пребывает в окружении ангелов, душ святых и земных священнослужителей, которые как и небесные силы служат Всевышнему. В этом служении воплощается
[80]
онто-теологическая идея о сохранении целостности евангельского учения, с помощь которого Иисус Христос собрал со всех концов вселенной единую христианскую Церковь и соединил ее с ангелами.
Образы ангелов символически запечатлены в ступенях престола и сопрестолья, в которых, по мнению Симеона Солунского, воплощена идея восхождения чинов небесной Иерархии. По описанию этого автора рядом с престолом находилась завеса, которая обозначала небесную скинию, где пребывают сонмы ангелов и святые.
Пространство алтаря и наоса в византийских православных храмах ранее отделялось не иконостасом, а космитом, представляющим собой сооружение с фризом и карнизом, на котором помещались деисусные иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, ангелов и апостолов. Изображения этих святых, как пишет Максим Исповедник, предназначены раскрывать образы тех, кто «обитает» в Святилище, в мире горнем, где находятся «вышние силы» [27]. В космите, расположенном на границе двух мистических зон храма, по мнению Симеона Солунского, воплощена христианская догма о «союзе любви» и единении «во Христе святых, сущих на земле, с горним».
Кроме алтаря в пространстве христианского православного храма с образами ангелов связан амвон — возвышение для чтения Евангелия, Апостола, Псалтыри и произнесения проповедей. В рамках экзегетики амвон представляет собою камень, на котором, согласно Евангелию, около гробницы Иисуса Христа сидел ангел и возвещал женам-мироносицам о воскресении Спасителя (Мф.: 28,2-7; Мк.: 16,5-6; Лк.: 24,4-6). Ступени амвона в толковании Софония Иерусалимского знаменуют лестницу Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.: 28,11-12). Особо в связи с присутствием ангелов в православном богослужении отмечены места для оглашенных — тех, кто еще только готовится стать христианином. По мнению Софония Иерусалимского это место около дверей церкви напоминает об ангелах, «которые не сходят на землю, но с небес приникают к совершаемым на земле священнодействиям».
Согласно семантике литургии основное проявление ангельских сил происходит во время священнодействий, так как именно в них заключено главное предназначение храма. По словам Симеона Солунского, храм, «хотя и из вещества слагается, но имеет в себе премирную благодать: потому что освящается таинственными молитвами от архиерея, помазуется божественным миром, после чего весь становится жилищем Божиим» [28]. В экзегетических произведениях христианских писателей (Марка Евгеника, Симеона Солунского) сообщается, что к совершаемым в храме таинствам, особенно к таинству евхаристии, всегда желают «примкнуть» ангелы, которые во множестве
[81]
присутствуют на богослужении. Во время литургии, по мнению Максима Исповедника, они в присутствуют храме и «всякий раз записывают входящих, возвещают (о них) Богу и молятся за них [29]. В соответствии с православными догмами церковь едина как для земных, так и для небесных творений Бога, и именно в ней происходит общение с Ним и людей и ангелов. Различие состоит только в том, что на уровне небесных сил все совершается без «завес» и символов, как повествует Симеон Солунский, а на земле через символические образы и предметы. Особое внимание к этому феномену уделено в произведении Псевдо-Дионисия Ареопагита, который подробно разъясняет причины его существования. В сочинении «О церковной Иерархии» он пишет, что «высшие нас сущности … бестелесны, и священноначалие у них мысленное и премирное. А наше священноначалие мы видим преисполненным, подобно нам самим, разнообразия чувственных символов, при помощи которых мы, в свойственной нам мере, священноначальственно возводимся к единому обожению, к Богу и божественной добродетели» [30]. Ангелы, поэтому, воспринимают мысль так, «как она слагается», а человек способен достигать трансцендентных интуиций только через чувственные образы, что связано с дуализмом человеческой природы. В силу того, что небесные силы наиболее приближены к Богу, и им Он открывается «яснее и мысленнее», задачей ангелов является просвещать людей и помогать им в осуществлении церковных священнодействий.
Таким образом, согласно экзегетико-литургическим произведениям восточно-христианских писателей ангелы имеют огромное значение в символико-мистическом пространстве православного храма и играют существенную роль в свершении богослужения. Из исследования церковно-богослужебной семантики храма следует сделать вывод, что литургическая ангелология составляет важнейшую часть как учения об ангелах, так и православной онтологии в целом.
[1] См.: Епископ Макарипольский Николай (Коржухов).
Введение в литургику. М. Свято-Филоретовская московская высшая
православно-христианская школа. 1997. С. 25.
[2] Дионисий Ареопагит.
О церковной иерархии // Писания Св. отцев и учителей Церкви,
относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т.1. С.9-260.
[3] Софоний, Патриарх
Иерусалимский. О божественном священнодействии //
Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию
православного богослужения. 1855. Т.1. С.265-288.
[4] Максим Исповедник.
Тайноводство. О том, чего символами служат действия, совершаемые по чину
Св. Церкви в богослужебном собрании (литургии) // Писания Св.
отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения.
1855. Т.1. С.293-352.
[5] Герман, Патриарх
Константинопольский. Последовательное изложение служб и обрядов, и
тайное умозрение о значении их // Писания Св. отцев и учителей
Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т. 1.
С.357-462.
[6] Симеон Солунский.
Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных //
Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию
православного богослужения. 1856. Т.2.
[7] Симеон Солунский.
О божественном храме и о служащих в нем // Писания Св. отцев и
учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857.
Т.3 С.5-115.
[8] Симеон Солунский.
Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от
архиерея // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к
истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3 С.143-224.
[9] Симеон Солунский.
О священстве к одному благочестивому монаху // Писания Св. отцев и
учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857.
Т.3. С.225-248.
[10] Марк Евгеник.
Изъяснение церковного последования // Писания Св. отцев и учителей
Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3.
С.251-286.
[11] Николай Квасила.
Изъяснение божественной литургии // Писания Св. отцев и учителей
Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3. С.
389-426.
[12] Паисий, Патриарх
Константинопольский. Краткое изложение Божественной
литургии // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к
истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3. С.429-452.
[13] Максим Исповедник.
Ук. соч. С.300, с..303.
[14] Там же. С. 304. Подобное высказывание имеется в сочинениях
Симеона Солунского: «Разговор о святых священнодействиях и о таинствах
церковных», с. 183; «О божественном храме и о служащих в нем», с. 10.
[15] Герман, Патриарх
Константинопольский. Ук. соч. С.357.
[16] Там же. С.358. Подобное высказывание имеется в сочинениях
Симеона Солунского: «Разговор о святых священнодействиях и о таинствах
церковных». С.176.
[17] Софоний, Патриарх
Иерусалимский. Ук. соч. С.268; Максим Исповедник. Ук. соч. С. 305;
Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных.
С.193.
[18] Изложению особенности строения христианского мироздания
посвящены сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. 1) О небесной иерархии. Спб.,
1997. 2) О церковной иерархии.
[19] Симеон Солунский.
О божественном храме и о служащих в нем. С.11.
[20] Симеон Солунский.
Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С. 183
[21] Софоний, Патриарх
Иерусалимский. Ук. соч. С.268
[22] Симеон Солунский.
Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С. 135.
[23] Софоний, Патриарх
Иерусалимский. Ук. соч. С.268.
[24] Симеон Солунский.
Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С.193.
[25] Софоний, Патриарх
Иерусалимский. Ук. соч. С.267.
[26] Симеон Солунский.
Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С. 135. О
божественном храме и о служащих в нем. С. 11.
[27] Симеон Солунский.
Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С 191.
[28] Симеон Солунский.
О божественном храме и о служащих в нем. С. 10.
[29] Максим Исповедник.
Ук. соч. С. 338.
[30] Дионисий Ареопагит.
О церковной иерархии. С.11-12.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский