РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Шаболдин Я.Л. Архитектура
храмов Нижегородского кремля в XVII веке. В кн.: Нижегородский кремль. К
500-летию основания каменной крепости – памятника архитектуры XVI в. Материалы
научной конференции. 13–14 сентября
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://opentextnn.ru. Все права сохранены.
Я.Л. Шаболдин
Архитектура храмов Нижегородского кремля в XVII веке
[57]
Неотъемлемой частью ансамбля Нижегородского кремля, как и любого русского города, на протяжении почти всей его истории были приходские и монастырские храмы. Они вместе со стенами и башнями крепостных сооружений, с артериями главных улиц составляли градостроительный каркас Нижнего Новгорода. Очевидно, что в иерархии значимости храмы занимали лидирующее положение в градостроительной структуре средневекового города[1].
Изучению дорегулярной планировочной структуры Нижнего Новгорода и Нижегородского кремля посвящено не одно исследование[2]. Однако особенности объемно-пространственной композиции нижегородских храмов остаются по сей день недостаточно выявленными. Данная публикация имеет целью восполнить этот пробел в отношении храмов XVII в. Нижегородского кремля.
Самым ранним и, пожалуй, единственным текстовым Документом, который дает возможность судить об архитектуре большинства нижегородских храмов первой четверти XVII в., является писцовая книга Нижнего Новгорода 1621/22 г.[3] Описи имущества нижегородских приходских и монастырских храмов, приведенные в докумен-
[58]
те, содержат ценную информацию о типе построек, составе помещений, устройстве иконостасов, а также о церковном имуществе (иконах, ценной служебной утвари и колоколах).
Писцовая книга дает бесценный статистический материал о нижегородских храмах первой четверти XVII в. Она называет в Нижнем Новгороде и его слободах 44 церкви, в том числе в кремле - 11, на Нижнем посаде - 11 и на Верхнем посаде - 15 храмов[4].
По плотности размещения церквей территория кремля была наиболее насыщенной[5].
Несмотря на кажущуюся скудность информации об архитектуре каждого из нижегородских храмов в отдельности, комплекс сведений позволяет выполнить гипотетическую реконструкцию большинства упомянутых в документе храмов и провести их сравнительный анализ. Так, например, на основе описей иконостасов по количеству ярусов и составу икон в них можно определить относительные размеры храмовых помещений.
Два кремлевских соборных храма были каменными. Оба
собора - наследие эпохи великого Нижегородского княжества XIV в. Собор Михаила
Архангела к началу XVII в. сохранился, вероятно, только частично и не
использовался. Вот что о нем сообщает писцовая книга: «Соборная церковь
архангела Михаила каменная, ветха, развалилась и службы в ней нет давно»[6].
О том, что это был четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм,
известно по материалам археологических изысканий
Древний Спасо-Преображенский собор описан писцовой книгой 1621/22 г. подробно, однако и здесь сведения об архитектуре трудно назвать исчерпывающими. Только лишь из описания иконостасов мы узнаем, что в соборе были два придела, устроенных на хорах. Обстоятельства строительной истории древнего Спасо-Преображенского собора позволяют предполагать, что он во многом был подобен собору Рождества Богородицы в Суздале (1222 - 1225 гг.)[8]. В нем так же, как и в нижегородском соборе, в западной части на хорах находились два придела. Суздальский собор был трехглавым (современное пятиглавие в его завершении относится ко времени восстановления собора в 1528 - 1530 гг.). Вероятно, такое же трехглавие со световыми малыми главами над хорами имел и нижегородский собор, что подтверждает изображение Нижнего Новгорода на гравюре Адама Олеария[9]. Исходя из сказанного, можно также предположить, что подобно суздальскому собору
[59]
нижегородский Спасо-Преображенский собор XIII - XIV вв. был шестистолпным.
Остальные девять храмов Нижегородского кремля в первой четверти XVII в. были деревянными. Три храма входили в монастырские комплексы, два стояли на монастырских подворьях. К числу приходских храмов можно отнести три церкви: парные теплые храмы при соборах - церковь Иоанна Богослова при Архангельском соборе, церковь Владимирской иконы Божией Матери при Спасо-Преображенском, а также церковь Петра Митрополита, располагавшаяся в непосредственной близости от Спасского собора, но, вероятно, имевшая свой приход[10]. В отношении принадлежности и сохранности церкви Воскресения Христова писцовая книга не вносит никакой ясности. Описания ее имущества в тексте нет, однако она упоминается как ориентир в описи дворов в районе Никольской каменной башни кремля[11].
Монастырские храмы входили в состав ансамблей двух мужских монастырей Нижегородского кремля - Симеоновского и Духовского. Симеоновский монастырь имел шатровую церковь с тремя престолами: вверху - летний храм с престолом Симеона Столпника и Введенский придел; внизу, в подклете, располагался придел Параскевы Пятницы. В монастыре, согласно описи, были также Святые ворота, «колокольница», келья игуменская, три кельи братских и богадельня. Все эти сооружения, по утверждению описи, «мирского строения»[12]. Интересно, что среди построек не значится трапеза. Это может означать, в частности, что в монастыре не был принят общежительный устав.
В другой кремлевской обители - Духовском монастыре имелись два храма, Святые ворота и колокольня, трапеза и 21 келья. Монастырь был обнесен оградой «взамет»[13]. Обе монастырские церкви Духова монастыря были клетскими. Летняя церковь Духа Святого - с Никольским приделом. Теплая церковь Входа Господня в Иерусалим имела трапезу. Судя по описи, обе церкви были без подклетов.
Подворье Печерского монастыря в кремле также представляло собой комплекс из нескольких деревянных сооружений. Здесь стояла сравнительно крупная Крестовоздвиженская церковь с приделом Евфимия Суздальского, трапезой и папертями. Церковь названа клетской, однако описание ее венчания указывает на принадлежность храма к шатровому типу: «...Верх шатром, о ову верхах...» Подобное описание встречается в писцовой
[60]
книге только однажды. Вероятно, Крестовоздвиженская церковь являлась тогда единственной двухшатровой церковью в Нижнем Новгороде. Подворье Печерского монастыря было огорожено оградой «взамет», в которой имелись Святые ворота. Среди строений не значится колокольня, хотя сами колокола в описи упомянуты. Кроме того, на подворье были «кельи немногие для приезду властей и старцов и слуг»[14].
Подворье Дудина монастыря отличалось скромностью. Писцовая книга упоминает церковь Зачатия Иоанна Предтечи, которая была «древяна на подклетех, а около паперть». Хотя опись не отмечает тип строения, можно предположить, что церковь была клетской. Колокольня на подворье не отмечена, но колокола были. Кроме того, опись указывает на существование келий и ограды[15].
Кроме монастырских подворий на территории Нижегородского кремля располагались еще несколько монастырских осадных дворов, не имевших собственных храмов. Это были два двора Троице-Сергиева монастыря, двор Благоваещенского «патриярша» монастыря, двор Симонова монастыря. Два двора также имел в Нижегородском кремле Амвросиев Дудин монастырь.
Приходская теплая церковь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом принадлежала причту Спасо-Преображенского собора. Церковь имела подклет. Тип ее не указан, но, вероятнее всего, церковь была клетской. В соборный комплекс также входила деревянная колокольня[16]. Колокольня упоминается писцовой книгой еще только при описании Духова монастыря. В описании остальных нижегородских церковных комплексов, где были звонницы (в том числе и за пределами кремля), употреблен термин «колокольница». Многие нижегородские храмы и таких специальных сооружений не имели, опись фиксирует в этих случаях лишь принадлежащие приходам колокола.
Рядом со Спасо-Преображенским собором стояла другая небольшая приходская церковь, которая, возможно, не принадлежала причту собора. Это клетская церковь Петра Митрополита. Ее архитектура была, вероятно, очень скромной[17]. Церковь выстроена без подклета, приделов и папертей, однако возле нее стояла своя «колокольница» с двумя колоколами.
В приходе собора Михаила Архангела служба велась только в деревянной церкви Иоанна Богослова. Возможно, церковь была теплой. Она представляла собой клетский храм без приделов, папертей и подклета. Согласно писцовой книге, здание ее было ветхим. В эту церковь были перенесены иконы
[61]
из стоявшего без службы собора Михаила Архангела. Там же хранились колокола, принадлежавшие причту. Колокольни при церкви не было[18].
Подводя итог анализу описаний деревянных храмов
Нижегородского кремля, следует отметить, что только два храма были шатровыми:
монастырская Симеоновская церковь и Крестовоздвиженская церковь на подворье
Печерского монастыря. Остальные семь деревянных храмов относились, очевидно, к
клетскому типу. Три церкви имели подклет: Симеоновская, Зачатьевская на
подворье Дудина монастыря и теплая Владимирская церковь при
Спасо-Преображенском соборе. Только в Симеоновской церкви подклет был
использован для устройства в нем придела. В кремле стояли две колокольни - в
Симеоновском и Духовом монастырях и две «колокольницы»
- при Спасо-Преображенском соборе и при церкви Петра
Митрополита. Многие из упомянутых деревянных храмов сохранялись, вероятно, до
конца XVII в. Переписная книга
Без указания на материал, из которого построена, была
упомянута церковь Казанской иконы Богородицы
На осадных дворах Троице-Сергиева, московского Симонова и нижегородского Благовещенского монастырей, бывших в кремле в 1621/22 г., храмов, судя по переписной книге, так и не появилось. Не было их и на новых подворьях: Макарьевского Желтоводского монастыря, московского Саввино-Сторожевского монастыря и Горшковской пустыни[24].
Переписная книга упоминает также три каменных храма в нижегородском кремле, о которых известно, что они были построены заново в середине XVII в. Это Спасо-Преображенский собор, собор Михаила Архангела и церковь
[62]
Воскресения Христова в Воскресенском девичьем монастыре.
Первой каменной постройкой XVII в. в Нижегородском кремле стал собор Михаила Архангела (1628 - 1631 гг.[25]). Собор строился по царскому заказу. По документам известны зодчие - царские подмастерья каменных дел Лаврентий и Антипа Возоулины[26]. Строительство было по сути реконструктивным: новое церковное здание возведено на фундаментах прежнего собора XIV в. План нового собора воспроизводил прежнюю крестчатую конфигурацию плана древнего сооружения. Храм получил шатровое венчание.
Вслед за Архангельским собором в кремле был перестроен
каменный Спасо-Преображенский собор. Строительство нового собора велось по
заказу царя Алексея Михайловича между 1647 и 1651 гг. Освящен он был 20 января
Новое здание Спасо-Преображенского собора возводилось
рядом с древним собором XIII - XIV вв., простоявшим до
Третьим каменным храмом Нижегородского кремля стала Воскресенская соборная церковь в девичьем монастыре. Ее строительство было завершено, очевидно, до начала возведения нового здания Спасо-Преображенского собора. Вот что сообщает «Нижегородский летописец»: «Лета 7155-м (1646/47.-Я.Ш.) году... в нижнем новеграде внутрь города, построена церковь каменная въ воскресенском монастыре, близ николских [ворот. - Я. Щ. ]. А строилъ тое церковь гость Семен задорин...»[29].
С Воскресенским монастырем связаны интересные исторические факты. В 1630-х - 1640-х гг. здесь служил известный деятель церковного раскола протопоп Иван Неронов[30]. Согласно житию Неронова, именно его энергией был воссоздан Воскресенский монастырь. С помощью прихожан Неронов построил при монастыре особый приют
[63]
в трапезу для странников и больных, где у него собиралось до ста человек нуждающихся[31]. При церкви Нероновым была создана школа. В Воскресенской церкви Неронов, как полагают исследователи его биографии, впервые ввел проповедь и «единогласное пение»[32].
Стараниями Неронова на средства Семена Задорина вместо прежней деревянной церкви была построена новая каменная трехпрестольная церковь. Один из ее приделов Неронов посвятил Иоанну Златоусту, которому была близка тема христианского служения ближним[33]. Другой придел был во имя Великомученицы Екатерины[34].
О том, как выглядели постройки Воскресенского монастыря
мы, вероятно, никогда не узнаем. Он сильно пострадал в Большом пожаре
После возведения нового здания Спасо-Преображенского
собора строительство каменных храмов в Нижегородском кремле приостанавливается
на два десятилетия и возобновляется лишь в начале 1670-х гг. В
Другие каменные работы этого времени связаны с
учреждением Нижегородской епархии и с деятельностью первого митрополита
Нижегородского и Алатырского Филарета. Так, в частности, в 1672/73 г. после
переноса захоронений великих князей нижегородских из прежнего в новый собор
было разобрано древнее здание Спасо-Преображенского собора XIII - XIV вв.
Вероятно, тогда же или чуть позже к зданию собора
К
Спустя десятилетие, в
[65]
женского собора. Вместо прежних маковиц, имевших, вероятно, покрытие деревянным лемехом, и деревянных крестов Филарет «поставил кресты железные золоченые и маковицы построил каменные и покрыл черепицею»[40].
В течение XVII в. в Нижегородском кремле было выстроено
четыре каменных храма. Пик их строительства пришелся на вторую четверть
столетия - с 1628 по
Документы XVII в. ничего не сообщают о строительстве новых деревянных храмов в Нижегородском кремле.
Своеобразным рубежом в эволюции процесса
храмостроительства в Нижнем Новгороде стал так называемый Большой пожар
Возобновлявшийся и перестраивавшийся позже комплекс храмов Нижегородского кремля уже к середине XIX в. сохранил в своем составе лишь один памятник XVII в. - собор Михаила Архангела, дошедший до наших дней.
[64]
Гипотетическая реконструкция деревянных храмов Нижегородского кремля первой четверти XVII в.:
1 - церковь Святого Духа в Духовском монастыре, 2 -Входоиерусалимская церковь в Духовском монастыре, 3 — церковь Симеона Столпника в Симеоновском монастыре, 4 — церковь Зачатия Иоанна Предтечи на подворье Дудина монастыря, 5 -Крестовоздвиженская церковь на подворье Печерского монастыря, 6 — церковь Воскресения Христова, 7 — церковь Владимирской иконы Богоматери, 8 - церковь Иоанна Богослова, 9 - церковь Петра Митрополита
[1]
Анализу градостроительного каркаса и реконструкции храмов Н. Новгорода первой
четверти XVII в. была посвящена дипломная работа О.И. Кузнецовой, выполненная в
[2]
А г а ф о н о в С.Л. Реконструкция ансамбля Нижегородского кремля XVII в. //
Архитектурное наследство. М., 1976. Вып. 24. С. 51-59; К ирья нов И. А.
Нижегородский кремль. Горький, 1968; Кирьянов И. А. Старинные крепости Нижегородского
Поволжья. Горький, 1961; Бондаренко И.А., Шумилкин СМ. Исторический путь
развития Нижнего Новгорода // Архитектурное наследство. М., 1988. Вып. 35. С. 3
- 11; Е ре м и н И.О. Реконструкция застройки Нижегородского кремля XVII
в. на основе Данных археологии и переписной книги
[3] Писцовая и переписная книги XVII в. по Нижнему Новгороду, изданные Археографической комиссией. СПб, 1896.
[4] Писцовая книга содержит описание не только самого Нижнего Новгорода, его «подгородных» монастырей - Печерского и Благовещенского с их монастырскими слободами, но и заречных слобод- Гривки, Кунавина и погоста Молитовки, а потому в общее число нижегородских церквей нами были включены и слободские храмы.
[5]
По нашим подсчетам на одну церковь в кремле приходилось около
[6] Писцовая и переписная книги XVII в. Стб. 20.
[7] Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький, 1976. С.45.
[8] Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. С. 45, 46.; Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбове Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1976. С.153, 155, 156, 162.
[9]
Адам Олеарий в составе Голштинского посольства был в Нижнем Новгороде в
[10] Церковь стояла, как отмечает писцовая книга, «позади соборные церкви, что было на государеве дворе» (см.: Писцовая и переписная книги XVII в. Стб. 23).
[11] Писцовая и переписная книги XVII в. Стб. 69.
[12] Там же. Стб. 26.
[13] Там же. Стб. 24 - 26. Интересно отметить, что на Святых воротах Духова монастыря был помещен иконописный Деисусный образ (состоявший, возможно, из нескольких икон): «Да на монастыре же ворота Святые, а на них писан деисусменшой...». Такой же Деисус отмечает писцовая книга на Святых воротах подворья Печерского монастыря в кремле (см.: Стб. 63).
[14] Писцовая и переписная книги XVII в. Стб. 62, 63.
[15] Там же. Стб. 61.
[16] Там же. Стб. 18, 19.
[17] Об относительно скромных размерах церкви можно судить по описанию ее иконостаса, который состоял только из двух ярусов икон. При этом в местном ряду писцовой книгой отмечен единственный образ Петра Митрополита с деяниями. Описание остальных икон сводится к простейшей формуле, характерной и для описания других малых деревянных нижегородских храмов: «...Деисус да двери царские, да за престолом в олтаре: образ Пречистые Богородицы...» (см.: Там же. Стб. 23).
[18] Там же. Стб. 21, 22.
[19]
Переписная книга Нижнего Новгорода
[20] Писцовая и переписная книги XVII в. Стб. 359, 362.
[21] Писцовая и переписная книги XVII в. Стб.371.
[22] Там же. Стб.361.
[23]
Там же. Стб.
[24] Писцовая и переписная книги XVII в. Стб. 359, 360, 369.
[25] Собор Михаила Архангела стал и первым каменным храмом, выстроенным в XVII в. в Нижегородском крае после событий Смутного времени.
[26] А г а ф о н о в С.Л. Нижегородский кремль. С. 52; Фила-т о в Н.Ф. Памятник воинской славы (Новые материалы по истории строительства Архангельского собора) // Записки краеведов. Горький, 1975. С. 143-153; Филатов Н.Ф. Антип Константинов - каменных дел подмастерье XVII века // Архитектурное наследство. М., 1980. Вып.28. С.65 - 70.
[27] Нижегородский летописец. Н. Новгород, 1886. С.59,60.
[28]
Ш а б о л д и н Я.Л. Шестистолпные храмы Нижегородского края середины XVII в.
// Филевские чтения. Тезисы шестой научн. конференции 20 - 23 декабря
[29] Нижегородский летописец. С. 57.
[30]
Неронова не было в Нижнем только в 1632 - 1633 гг., когда по царскому указу он
был сослан в Николо-Корельский монастырь. Возвращенный из ссылки после смерти
патриарха Филарета, Неронов прослужил в Нижнем до
[31] Зеньковский С.А. Указ. соч. С. 79, 80.
[32] Рождественский Н.В. Указ. соч. С. 14.
[33] 3 е н ь к о в с к и й С.А. Указ. соч. С. 80.
[34] Нижегородский летописец. С. 97.
[35] Альбицкий П., Мамонтов Н. Крестовоздвиженский первоклассный женский монастырь в г. Н. Новгороде. Столетие его существования (1813-1913 гг.). Историко-статистический очерк. Н.Новгород, 1913. С. 10.
[36] Макарий, архимандрит. Памятники церковных Древностей. Нижегородская губерния. СПб, 1857. С. 69.
[37] Еремин И.О. Указ. соч. С.63.
[38] Исторические известия о Нижегородском Духовом монастыре и Церкви Св. Духа, что во дворце. Н. Новгород, 1855. С. 20, 21 (примечания).
[39] Х рамцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 1998. С. 222.
[40] Нижегородский летописец. С. 87.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский