РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Шахнович М.М.
Археологическое обследование Благовещенской церкви Ино-Яшезерского монастыря в
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
М.М. Шахнович
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
ИОНО-ЯШЕЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В
Введение
Во второй половине XVII века в Карелии существовало более
сорока больших и малых православных монастырей. Их изучение представляет несомненный
интерес для исследователей периода позднего Средневековья. Большинство
памятников монастырской храмовой архитектуры на территории Карелии погибло и
существует только в археологизированном состоянии. При незначительности
письменных сообщений археологические материалы могут восполнить необходимую
источниковую базу.
В 1980–2000-х гг. на
усадьбах монастырей Южной Карелии петрозаводскими и петербургскими археологами
проводились небольшие предварительные изыскания. Рекогносцировочными шурфами и
траншеями различной площади обследованы усадьбы Валаамского, Муромского,
Палеостровского, Клименецкого, Сунорецкого, Сяндебского, Коневецкого,
Брусненского монастырей.[1] К
сожалению, эти работы не носили систематического характера, их результаты
авторами исследований часто публиковались очень «схематично» и сейчас мы
обладаем обрывочными, случайными данными о монастырских древностях.
Целью статьи является
привлечение внимания к примечательному и во многом неординарному памятнику
монастырского строительства на территории юго-западного Обонежья – церкви
Благовещенья Пресвятой Богородицы Ионо-Яшезерского монастыря. После гибели
остатков здания храма в пожаре в начале 90-х гг. ХХ в., казалось, что
он разделит судьбу других объектов деревянного зодчества Карелии, сгинувших
из-за человеческого нерадения и полностью утерянных для науки. Но раскопки
открыли для обозрения и реконструкции превосходно сохранившуюся площадку
фундамента и небольшой комплекс вещей, которые можно отнести к первому этапу
существования монастыря.
Идея проекта
археологического обследования Благовещенской церкви принадлежит меценату
Д.А. Заволокину, который осуществил и его финансирование. Работы
проводились в рамках программы восстановления Ионо-Яшезерского монастыря. В
предлагаемой предварительной публикации вводятся в научный оборот итоги работ
История и архитектура.
Монастырь на Яш-озере
основан иеромонахом прп. Ионой в 1570-е гг. и носит его имя. Самое раннее
письменное известие о Благовещенской церкви датируется 18 января
В документе Новгородской
духовной консистории
В
В
На фотографиях известного
карельского фотографа Б.П. Бойцова из фонда НМРК, сделанных в
Археология.
В «глубинных» северных
районах вепсского края археологические работы проводились очень эпизодично, так
как в основном очень активно обследовалось «перспективное» побережье Онежского
озера, где сейчас в приустьевых участках рек известны крупные группы древних
поселений: по 30–50 разновременных памятников археологии. В
Удалённый от основных
водных магистралей Ионо-Яшезерский монастырь не привлекал продолжительного
внимания археологов. В
Методика работ. Первоначальная задача состояла в
расчистке руин церкви, уборке мусора, а также научном выяснении состояния
сохранности фундамента и строительных конструкций. Это требовалось для создания
обоснованной реконструкции храма и последующей постройки здесь нового здания
церкви. На первый взгляд, задание, стоявшее перед археологами, было не сложным.
Месторасположение церкви легко устанавливалось по имеющимся в нашем
распоряжении любительским и профессиональным фотографиям 1980-х гг. и
изображению на видовой открытке начала ХХ века, а после последнего пожара
на местности сохранились некоторые, хорошо визуально различимые маркирующие
руины (развал печи, плиты фундамента). Но при кажущейся простоте работ очевидна
ответственность, стоявшая перед нами. Тем более, то этот спасательный проект
рассматривался как «пробный шар», начальный опыт «архитектурной археологии» в
Карелии. Ее методика в нашем регионе, вероятно, более проста, чем, например, на
многочисленных памятниках более южных территорий. Собственно архитектурный
аспект наших работ, наверно, минимален. В основном, уделялось внимание
выяснению с помощью археологических методов строительно-технических приёмов
постройки храма XIX в. и восполнение информативных лакун в истории его
существования. Несмотря на имеющиеся обмеры церкви и сохранившиеся фотографии,
после проведения раскопок можно судить об этом памятнике с гораздо большей
определённостью и полнотой.
По требованию заказчика
границы раскопа четко ограничены внешним краем фундамента руинированного храма.
Прилегающая к церкви территория из-за отсутствия времени не обследовалась. Это
не значит, что участки по внешнему периметру менее интересны в археологическом
отношении, особенно зоны за алтарём и около паперти, где не исключено, что
совершались захоронения монахов и благочестивых прихожан. Сетка раскопа
ориентирована относительно длинной оси храмовой постройки, т.е. по условной
линии запад – восток.
Фундамент церкви раскрыт
полностью, получен общий план здания, изучена до материка вся площадь храма.
Раскопки проводились поэтапно, тремя участками – с запада на восток (от
притвора к алтарю). Это дало возможность проследить поперечные
стратиграфические разрезы и тем самым более тщательно изучить антропогенные
напластования. Исследование культурного слоя от дерна до материка
осуществлялось мелким шанцевым инструментом по горизонтальным слоям толщиной
0,1 м. Весь грунт дополнительно просеивался на металлическом сите с ячеёй
в
Планиграфия и
стратиграфия. Усадьба Яшезерского монастыря расположена в
Монастырский комплекс
сегодня – это удовлетворительно сохранившаяся замкнутая стена с двумя воротами
и шестью встроенными руинированными бывшими хозяйственными и жилыми зданиями, а
также каменным храмом Преображения Господня в центре. Странно, но
Благовещенский храм не находился на каком то господствующем всхолмлении, что
обычно соблюдается в поселенческой традиции Русского Севера. Хотя более высокая
площадка находится в непосредственной близости, к югу от стен монастыря. Скорее
всего, церковь визировала именно первоначальный центр пустыни на Яш-озере. Обе
церкви стояли в середине четырехугольника монастырских стен, на основной оси
соединяющей два традиционных входа в обитель: парадные «Святые врата» и
противолежащие – «задние».
Раскоп площадью 93,5м2
заложен в 13,5 м к северу от паперти церкви Преображения Господня.
Поверхность поросла травой и мелким кустарником. Под дерном визуально «читались»
камни фундамента и трассы стен храма выявлялись без затруднений. Перепад высот
с.д.п. на участке раскопа очень незначительный и составляет по линии запад –
восток 0,25 м (в среднем 1,5 см на
Высота раскопа над
уровнем озера –
Сохранность и толщина
антропогенных отложений в границах раскопа не однородна. В западной и
центральной частях храма они достигали мощности 0,58–0,6 м (без учёта
материковых ям), а в восточной (алтарной) – 0,35–0,42 м. Перемешанность
верхних слоёв культурного пласта делала его археологически «аморфным» и затрудняла
разделение и датировку разновременных отложений. Для сравнения: на ближних
участках за пределами здания, несмотря на строительную и бытовую активность в
течение 350 лет, культурная толща невелика – 0,2–0,25 м. Наверно, это
следствие отсутствия «пахотно-огородных» слоёв и общей каменистости почвы,
уменьшающей «горизонт втаптывания».
Вертикальная
последовательность песчаных напластований в границах раскопа в обобщённом виде
выглядит следующим образом:
- западная и центральная части
(притвор и кафаликон): дёрн мощностью 0,04–0,05 м; чёрный углистый слой с
кирпичной крошкой –
- восточный участок (алтарь): дёрн мощностью
0,04–0,05 м; чёрный углистый слой – 0,23–0,25 м; тёмно-жёлтый –
0,1–0,15 м; жёлтый песок – материк.
Сразу под слоем дерна
встречалось большое количество разбросанных кирпичей. Под полом молельного
помещения находились довольно крупные валуны, лежавшие уже на материковом
песке.
Фундамент. Кладка фундамента ныне утраченного
здания церкви легко определялась визуально до начала раскопок. На местности
руины представляли задернованный и заросший травой холм с проступающими
каменными плитами. Поверх их находился тонкий слой дерна (0,03–0,05 м),
сформировавшийся за последние двадцать лет. Для изучения памятника по контуру
фундамента заложен раскоп размерами 6х15,5 м. Удалось раскрыть целиком
кладку середины XIX в. и проследить строительные и архитектурные
особенности здания. Исследования показали, что каменное основание церкви не
разбиралось и прекрасно сохранилось. Утраты были минимальны: в южной стене
отсутствовал небольшой участок плит размерами 0,6х0,5 м и две плиты
смещены и лежали наклонно.
Фундамент сложен
«насухо», без использования раствора, из специально заготовленных, больших
плоских плит толщиной 0,05–0,12 м и максимальными размерами 1х0,7 м.
Валуны при выкладке фундамента не использовались. Плиты – это знаменитый серый
кварцито-песчаник, добываемый в окрестностях п. Шокша, в относительной
близости от монастыря. Некоторые из них имеют характерные т.н. «знаки ряби» –
отпечатки древних геологических процессов. Обработка плит подтёской
отсутствует. Внешняя облицовка фундамента тоже не проводилась.
Ленточный фундамент
проходил под стенами, повторяя план древнего храма, образовывая под зданием
сплошной каркас. Внешние размеры кладки – 14,55х6,25 м, что несколько
различается с данными обмеров
Верхний уровень плит
находился выше с.д.п. всего на 0,05–0,1 м. Вероятно, это следствие
нарастания культурного слоя снаружи храма, и первоначально фундамент более
существенно возвышался над землёй. Перепад верхней плоскости кладки по длинной
оси очень незначителен –
Толщина внешних стен в
западной части храма составляет 0,9 м, в восточной – 0,9–0,1 м, южной
– 0,8–0,98 м, северной – 0,9–1 м, а внутренние стены –
0,7–0,8 м. Несомненно, это существенно больше ширины брёвен стен сруба.
Фундаментный массив
уложен в траншею, заглублённую в материк на 0,2 м. Последняя шире кладки
на
Отметим конструктивную
особенность кладки. Участки фундамента алтаря, кафоликона и трапезной имеют
различную высоту: в среднем – 0,4–0,6 м до нижнего обреза стеновой кладки
и соответственно разное количество уложенных плит (от 4 до 8 шт.). Данное
обстоятельство можно предварительно объяснить рядом причин. Например, некоторым
естественным наклоном поверхности к востоку, или неодинаковой нагрузкой стен
или не одновременностью строительства отдельных участков фундамента.
Наиболее мощный участок
фундамента – это восточная, внутренняя стена молельной (алтарная преграда), где
располагался иконостас. Она имеет ширину 0,6 м и длину
Для строительства
внутренней перемычки между притвором и кафаликоном использовались более тонкие
плиты толщиной 3–5 см. Они уложены не в траншею, а на подсыпку (слой
тёмно-жёлтого песка мощностью 7–8 см), помещённую на более ранние слои
(чёрный песок). Грунт для песчаной «подушки», скорее всего, получен при
создании рва внешнего периметра фундамента.
Яма. Нижняя
граница культурного слоя ровная. В границах исследованного участка выявлены
только три ямы искусственного характера, заглублённые в материк.
Особое исследовательское
внимание привлекла яма в северной части раскопа. Удалось проследить её южный
край длиной 3,6 м и юго-восточный угол. Она продолжается ниже общего
уровня материка на 0,35–0,42 м, т.е. на 0,85 м от с.д.п., и «уходит» под фундамент. Край ямы отвесный. На
исследованном участке дно – ровное, без западаний. По нашему мнению, её
большему углублению помешал плотный слой крупных валунов морены, проступивший
на уровне 0,7 м от с.д.п., и грунтовые воды. С учётом небольшого
отклонения (приблизительно в 10о к юго-востоку) ориентировки ямы и
фундамента церкви совпадают.
Яма тщательно засыпана и
никак не просматривается на современной поверхности. Каменный фундамент уложен
поверх её на слой песчаной подсыпки (мощностью 0,15–0,2 м), и
соответственно она древнее здания церкви постройки
Закладной камень. Большой интерес представляет камень,
находящийся в самом центре алтаря. Он округлой формы, без следов обработки и
изображений, размеры – 0,53 х 0,4 х 0,25 м. По
канонической планиграфии располагается точно под престолом («жертвенником»).
Валун преднамеренно помещён на слой почвы, предшествующий строительству церкви:
от материка его отделяют 0,15 м тёмного песка. С восточной стороны его
«подпирает» небольшой камень, положенный для придания устойчивости. Выскажем
предположение, что это так называемый «закладной камень». По Уставу Русской
Православной Церкви по чину закладки церкви «после молебствия с водосвятием» в
месте будущего алтаря устанавливался камень, на котором высекалось или
чертилось елеем изображение креста.[16]
Печь. До начала
раскопок хорошо были видны остатки печи: незначительно задернованное
всхолмление (3,6 х 3 х 1,5 м), ориентированное по
длинной оси север – юг, и нижняя часть дымовой трубы, возвышающаяся на
0,9 м над с.д.п. Здание Благовещенской церкви (
Основание печи
(3,2х1,4 м) находилось в подклети. Верхняя её часть сделана из четырёх
слоёв плит, идентичных тем, что использовались для фундамента церкви. Под ними
прослежены обугленные доски толщиной 2,5 см (опечье). Ниже залегал слой
камней диаметром до 0,15 м и прокалённый белёсый песок. Поверх общего
массива печного фундамента установлены дополнительно две «стопки» из больших
плит кварцита (0,6–0,8 х 0,5–0,6 х 0,05–0,06 м),
сложенных по 3 и 4 штуки, возвышающихся над общим уровнем на 0,25 м
(северный) и 0,18 м (южный). Верхняя часть печи почти полностью разрушена.
Разбросанные беспорядочно кирпичи, угли и камни со следами копоти встречались
на удалении в 2–3 м к западу от неё.
Содержание заполнения
«печной кучи»: известковая и кирпичная крошка, обломки и целые куски кирпича,
мелкие фрагменты обмазки и кладочных швов. Кирпич использовался единообразный,
«старый», идентичный образцам из монастырских строений. Вероятнее всего, он
брался здесь же из разрушенных стен. Размеры –
25 х 11 х 7 см, цвет красный, обжиг хороший. В
границах раскопа встретился только один экземпляр с односторонним клеймом в
виде оттиснутых, неясных заглавных букв, высотой
Морфологически печь мало
похожа на бытовавшие «местные» варианты[17]. Она
относится к типу комбинированных, т.е. служила и для отопления помещения, и для
приготовления пищи. Это подтверждает большое количество вываренных костей
животных, найденных рядом с её развалинами.
Находки.
Вещевой материал,
полученный во время работ, многочисленный – 3143 находки (в среднем
33,6 шт. на
В работе сделана попытка
первично выделить основные виды находок и определить общие хронологические
рамки их существования. Существуют сложности с атрибутированием и датированием
многих артефактов, потому что, к сожалению, классификация, типология и
хронология вещественных материалов позднего Средневековья и Нового времени в
российской археологии ещё не достаточно разработана. Преимущественно это
относится к кованым находкам из железа, основная часть которых имела
продолжительный период бытования, так как многие простые вещи традиционно
изготавливались в сельских кузницах по одним стандартам на протяжении XVI–XX вв. Это не позволяет уверенно
разделить большинство железных предметов на разновременные группы, и датировка
ряда вещей часто является предварительной. В этом случае керамический материал
– более объективный источник. Тем не менее, основные блоки артефактов можно
«разнести» во времени. Вводимый в научный оборот комплекс предметов
представляет интерес для увеличения информативной базы по «поздней» археологии
Русского Севера XVII–XХ вв.
По временному признаку
вещи в коллекции можно разделить на три условные группы. Первая – ранний
«монастырский» период эпохи Средневековья (XVI–XVII вв.); вторая – «монастырский»
период (XVIII – начало ХХ в.) и третья – «советский».
Культурный слой содержал
перемешанный материал, в основном относящийся к ХХ в. Мусорные включения
последних ста лет (пластик, оконное стекло – 682 шт., характерные осколки
баночной (130 шт.) и бутылочной (102 шт.) тары, металлические «пивные» пробки, кости
и т.п.) обильно присутствовали в верхней части слоя наряду с индивидуальными
находками периода XVIII–XX вв. (монеты, керамика) и продолжались вплоть до
предматерика. Оставим в стороне также явные предметы «советского этапа
освоения» усадьбы Яшезерского монастыря. Например, целые напильники и их
обломки (8 экз.), бурав железный, пластмассовые пуговицы (2), точильные
бруски (2), неопределимые фрагменты изделий из железа (5) и т. п.
Выделим, к сожалению,
небольшой блок определённо «церковных» вещей.
Паникадило. В центральной части храма в верхней
части культурного пласта найдены 26 экз. фрагментов пластин из мягкой меди
толщиной
Лампада. Сохранилась только её нижняя часть,
изготовленная из тонкого листа медного сплава. Её диаметр – 5,6 см. По её
низу сделан фигурный декоративный пояс со сквозными отверстиями в форме
«сердечек».
Круг, вырезанный из прозрачного стекла
диаметром
Крюк кованый (37х11х1,3 см) для
подвешивания лампады? с прямоугольным сечением и декоративным загибом конца.
Найден около входа в притвор в чёрном углистом слое под камнями.
Подставка для свечей представляет собой тонкий лист
железа (толщиной 1,5 мм), круглой формы (диаметром
Представим ещё несколько
предположительно «древних» бытовых предметов.
Рыболовный крючок сделан из тонкой железной проволоки
диаметром
Две сильно
коррозированные железные накладки с сквозным отверстием (1,5 мм) для
крепления относятся к одному предмету. Наверно, они были окончанием или
деревянной ручки ножа, или кожаного ремешка.
Предметы для освещения
представлены находкой простого однолучинного типа светца, который можно
вставлять в щель в бревенчатой стене или в деревянную напольную подставку. Он
выкован из уплощённого железного прута, имеет заострённый конец и. Размеры:
12,7х4,2х0,8 см. Место крепления лучины («щемялочка») визуально похоже на
разрезанный вдоль гвоздь. Лучина должна была располагаться горизонтально.
Две детали замков:
фрагментированная декоративная внешняя накладка для врезного («нутряного»)
замка сундука или двери из медного сплава (9,7х3,3х0,4 см) и деталь
механизма (2,4х1,2х0,3 см).[20]
Особый интерес вызывает нож
(один из трёх в коллекции). Он сильно коррозирован, а кончик утрачен.
Реконструированная длина лезвия – 14,3 см, общая – 19,5 см, ширина –
1,6 см. Двухлезвийный, остроконечный клинок имеет линзовидное сечение и отсутствие
сточенности. Ось черенка параллельна длинной оси ножа. Его можно отнести к типу
боевых ножей.
Строительные гвозди. Наиболее частая группа находок – это
гвозди – 983 шт. Среди них в количественном отношении преобладают
изготовленные вручную четырёхгранные гвозди – 563 экз.[21] (57%
от общего количества). Они несут следы деформации и термического воздействия и
имеют в поперечном разрезе квадратную или прямоугольную форму
(0,4–0,6х0,3–0,7 см). Длина стержней кованых «гвоздей
прибойных» варьирует от
7 до
Значительное количество
«современных», изготовленных машинным способом, «тянутых» гвоздей с круглым
сечением (420 экз.) говорит о подновлениях здания церкви в конце XIX – ХХ в. Также не исключается
преднамеренность использования четырёхгранных гвоздей даже в ХХ в., так
как они держатся в соединении прочнее, чем круглые.
В XVI в. уже существовало применение
кузнецами-«гвоздочниками» в Московии специальных «гвоздилен» для отковывания
головок, заклёпок и гвоздей. В позднем Средневековье при производстве бытовых
изделий не было строгих норм, работали обычно по «подобию», «образцу»[22].
Возможно среди массы кованых гвоздей из раскопа есть и экземпляры,
использовавшиеся при постройке церкви в XVII в. Гвозди стали относительно
дешёвым товаром только в начале XIX в. с появлением машин для изготовления
гвоздей кованых и из проволоки. К концу XIX в. проволочные гвозди
практически вытеснили из употребления кованые за счёт своей более удобной формы
(одинакового сечения по всей длине стержня). Например, в Карелии заводские гвозди
получили распространение с последней четверти XIX в.[23]
Керамика. Наиболее
многочисленные датируемые находки – это фрагменты керамических сосудов XVIII–XX вв. В коллекции находятся фрагменты
керамической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды, а также керамическими
изразцы.[24]
Наиболее многочисленную группу
составляют фрагменты керамической посуды (92 экз.). По технологии изготовления
(сырье, обжиг, характер обработки поверхности) можно выделить следующие группы
керамической посуды: поливная, чернолощёная, белоглиняная и грубая
красноглиняная керамика.
Фрагменты поливной посуды (41 экз.)
происходят от пяти – шести сосудов, представленных преимущественно мисками,
различными по размерам и формам. Сосуды изготовлены из красножгущейся глины и
покрыты внутри сосуда поливой светло-зеленого, оранжевого и темно-коричневого
цветов. Один из поливных сосудов, судя высокому широкому горлу, плавно
переходящему в тулово, возможно, следует отнести к кувшинам. Все сосуды
относятся к традиционным формам поливной посуды XVIII – начала XX в. в России.
Фрагменты чернолощёной керамики (7 экз.)
принадлежат к единственной миске с почти прямым венчиком диаметром
По составу теста к ней близки
фрагменты белоглинянной керамики, которые являются частями небольшого сосудика
с диаметром днища около
Грубая красноглиняная керамика
представлена фрагментами от четырёх – пяти горшков, судя по диаметру горла, примерно
одного размера. В составе теста в качестве отощителя обильно применялся мелко-
и среднезернистый песок, обжиг сосудов неровный.
Подавляющее количество фрагментов
происходит от горшка диаметром горла 22–24 см со слабо отогнутым наружу
венчиком, торец которого косо срезан наружу. Данный тип керамики встречен на
исследованных близ Толвуи поселениях XVI–XVII вв. (в том числе на территории
Палеостровского монастыря) и бытует в XVIII – первой половине XIX в. (раскопки Толвуйской земской
избы).
Второй
сосуд диаметром венчика
Ещё
два сосуда представлены тонкостенными горшками с почти прямыми венчиками и
толщиной стенок 0,5 см. По аналогии с керамическим материалом памятников
Обонежья и Петровской слободы их можно считать материалами XVIII в.[27]
К столовой фарфоровой, фаянсовой
и стеклянной посуде принадлежит бытовой бой – мелкие, разрозненные осколки
дешёвых чашек, блюдец, тарелок, стеклянных флаконов, которые происходят из
верхнего горизонта раскопа. На черепках нанесены стандартные монохромные и
полихромные орнаменты на белом фоне. Единственное удовлетворительно
сохранившееся и атрибутированное клеймо на донце блюдца – фабричный знак завода
Кузнецова (голубой двуглавый орёл)[28].
В раскопе обнаружены
фрагменты единообразных печных изразцов (68 шт.). Часть их сохранила покрытие
блестящей белой глухой глазурью (9 шт.). Из-за незначительного количества
и измельчённости обломков форму и размеры их установить не удалось. В основном
они концентрировались в южной части притвора. Скорее всего, они относятся к позднему периоду существования здания
Благовещенской церкви.
В целом, по данным
материалам исследованный комплекс можно датировать, возможно, не ранее рубежа
XVII–XVIII вв. Скорее всего, наиболее ранние материалы могут датироваться
первой половиной XVIII в., более поздние – концом XIX – началом XX в.
Слюда. В пристенной зоне притвора и около
амвона собрано небольшое количество расслоившихся фрагментов слюды мусковита
(16 экз.). Они очень разные по размерам и сохранности. Только две
небольшие тонкие пластинки слюды (толщиной
Монеты. В западной и
центральной частях раскопа найдены 23 монеты (11 «советских» и 12 более раннего
времени). На большинстве их хорошо определяется номинал и дата чеканки.
Российские деньги, за исключением одной находки серебряной одной копейки
Топор. В раскопе найден хорошей сохранности
целый топор. Он относится к широко распространённому в Северной Европе
«русскому» типу. Длина лезвия –
Остеологический
материал. Почвенный
слой переувлажнён, но из-за его специфичной кислотности предметы из
органических материалов не сохраняются (кроме вываренных костей). В границах
раскопа собрано 629 экз. костей животных, 2 экз. птиц и 16 экз. рыб общим весом
Выводы.
Работы в Ионно-Яшезерском
монастыре значительно расширили наши представления об истории этой православной
обители в вепсском крае. Но не заполненных информационных лакун по окончании
работ
Монастырский комплекс
медленно, но неотвратимо разрушается. Стоит вопрос о возможности его сохранения
и восстановления. Очень надеемся, что археологические работы станут первым
шагом в этом направлении. На сегодня для «облагораживания» остатков
Благовещенской церкви видится целесообразным провести некоторый минимум
мероприятий: консервацию фундамента, установку информационного стенда и
строительство по периметру памятника лёгкого настила для осмотра.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кирпичников А.Н., Хлопин И.Н.
Обследование острова Коневец на Ладожском озере // АО-
2 Материалы предоставлены Ю.Н.
Кожевниковой.
3 История Карелии XVI – XVII
вв. в документах. Т. 3. Петрозаводск, 1993. С. 131.
4 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1.
Д.
5 ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д.
6 Барсов Е.В. Олонецкий
монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, с царскими и иераршими
грамотами. М., 1871. С. 104.
7 ВКГМ 12976.
8 Описание
архитектора-реставратора С.О. Куспак.
9 Административно – территория
Подпорожского района Ленинградской области.
10 Спиридонов А.М. Разведки и
раскопки в Северном Приладожье // Археологические открытия –
11 Археологические памятники
Карелии. Каталог. Петрозаводск, 2007. С. 69.
12 Дмитриева Т.П., Манюхин И.С.
Отчёт о работе Прионежского археологического отряда в
13 Захаров С.Д. К вопросу о
методике раскопок средневековых поселений // КСИА. Вып. 211. М., 2001.
С. 84–92.
14 Озеро Яшезеро: площадь 0,2
км2, длина 1,8 км. См. Каталог озер и рек Карелии Петрозаводск, 2001.
С. 163.
15 Определение произведено
М.А. Кульковой (изотопная лаборатория РГПУ им. А.И. Герцена,
С.-Петербург).
16 «На едином четырёхугольном
камне изображается или изсекается крест …» См. Никольский К. Пособие к изучению
устава богослужения православной церкви. СПб., 1900. С. 787–788, 793.
17 Путистин С.В. К вопросу о
локализации традиций устройства печей в Карелии и на сопредельных территориях
// Рябининские чтения – 2003. Петрозаводск, 2003. С. 404–408.
18 Находки поступили в фонд
археологии НМРК.
19 Амелина Т.П. Средневековые
поселения в районе Бесова Носа (по археологическим и письменным источникам) //
Рябининские чтения – 2003. Петрозаводск, 2003. С. 148; Спиридонов А.М., Герман
К.Э., Мельников И.В., Манюхин И.С. Освоение Южного Заонежья в раннем и развитом
Средневековье (по материалам раскопок селища Наволок на о. Кижи) // Рябининские
чтения – 2003. Петрозаводск, 2003. Рис. 4:6.
20 Овсянников О.В., Пескова
А.А. Замки и ключи из раскопок Изяславля // КСИА. Вып. 171. 1982.
С. 93–99; Кудрявцев А.А. Замки и ключи средневекового Новгорода (по
материалам Троицкого раскопа) // Новгород и Новгородская земля. История и
археология. В. Новгород. Вып. 24. 2010. С. 233–248; Kolehmainen A.
Lukkoperinne. Helsinki, 1988.
21 Из них фрагментированные 162
шт.
22 Колчин Б.А. Обработка железа
в Московском государстве в XVI в. // МИА. № 12. Материалы и
исследования по археологии Москвы. Т. II. М.-Л., 1949. С. 206–207.
23 Орфинский В.П., Яскеляйнен
А.Т. Хронологическая атрибуция сооружений деревянного культового
зодчества // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 154.
24 Определения Т.П. Амелиной.
25 Спиридонов А.М. Толвуйская
земская изба XVIII – середины XIX вв. // Вестник Карельского
краеведческого музея. Вып. 3. Петрозаводск, 1995. С. 169.
Рис. 8:6.
26 Спиридонов А.М., Герман
К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье в Х–ХVI веках (археология центра Кижского
погоста). Петрозаводск, 2012. С. 71. Тип 4.
27 Спиридонов А.М., Герман
К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье … С. 70. Тип 3.
28 Мусина Р.Р. Марки
российского фарфора (1744–1917 гг.). М., 1995.
29 Критский Ю.М. Промыслы и
ремёсла северного крестьянства и Соловецкого монастыря ХV–ХХ вв. //
Соловецкий сборник. Вып. 3. Архангельск, 2006. С. 234–236.
30 Белов М.И., Овсянников О.В.,
Старков В.Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и
землепроходцев XVI–XVII вв. Ч. II. М., 1981. С. 82.
31 Розенфельд Р.П. Инструменты
московских ремесленников // Древности Московского кремля / МИА. № 167.
Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. IV. М., 1971.
С. 256.
32 Определения произведены
к.б.н. В.Ю. Сиротининой (кафедра зоотехнии, рыбоводства и товароведения
сельскохозяйственного факультета ПетрГУ)
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский
[1] Кирпичников А.Н., Хлопин И.Н. Обследование острова Коневец на
Ладожском озере // АО-
[2] Материалы предоставлены Ю.Н. Кожевниковой.
[3] История Карелии XVI – XVII вв. в
документах. Т. 3. Петрозаводск, 1993. С. 131.
[4] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д.
[5] ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д.
[6] Барсов Е.В.
Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, с царскими и
иераршими грамотами. М., 1871. С. 104.
[7] ВКГМ 12976.
[8] Описание архитектора-реставратора С.О. Куспак.
[9] Административно – территория Подпорожского района
Ленинградской области.
[10] Спиридонов А.М.
Разведки и раскопки в Северном Приладожье // Археологические открытия –
[11] Археологические памятники Карелии. Каталог. Петрозаводск, 2007. С. 69.
[12] Дмитриева Т.П.,
Манюхин И.С. Отчёт о работе Прионежского археологического отряда в
[13] Захаров С.Д. К вопросу о методике раскопок средневековых поселений // КСИА. Вып. 211. М., 2001. С. 84–92.
[14] Озеро Яшезеро: площадь 0,2 км2, длина 1,8 км. См. Каталог озер и рек Карелии Петрозаводск, 2001. С. 163.
[15] Определение произведено М.А. Кульковой
(изотопная лаборатория РГПУ им. А.И. Герцена, С.-Петербург).
[16] «На едином четырёхугольном камне изображается или изсекается
крест …» См. Никольский К. Пособие к
изучению устава богослужения православной церкви. СПб., 1900. С. 787–788,
793.
[17] Путистин С.В. К вопросу о локализации традиций устройства печей в Карелии и на сопредельных территориях // Рябининские чтения – 2003. Петрозаводск, 2003. С. 404–408.
[18] Находки поступили в фонд археологии НМРК.
[19] Амелина Т.П.
Средневековые поселения в районе Бесова Носа (по археологическим и письменным
источникам) // Рябининские чтения – 2003. Петрозаводск, 2003. С. 148; Спиридонов А.М., Герман К.Э., Мельников
И.В., Манюхин И.С. Освоение Южного Заонежья в раннем и развитом
Средневековье (по материалам раскопок селища Наволок на о. Кижи) // Рябининские
чтения – 2003. Петрозаводск, 2003. Рис. 4:6.
[20] Овсянников О.В., Пескова А.А. Замки и
ключи из раскопок Изяславля // КСИА. Вып. 171. 1982. С. 93–99; Кудрявцев А.А. Замки и ключи
средневекового Новгорода (по материалам Троицкого раскопа) // Новгород и
Новгородская земля. История и археология. В. Новгород. Вып. 24. 2010. С.
233–248; Kolehmainen A. Lukkoperinne.
[21] Из них фрагментированные 162 шт.
[22] Колчин Б.А.
Обработка железа в Московском государстве в XVI в. // МИА. № 12.
Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. II. М.-Л., 1949.
С. 206–207.
[23] Орфинский В.П.,
Яскеляйнен А.Т. Хронологическая атрибуция сооружений деревянного культового
зодчества // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 154.
[24] Определения Т.П. Амелиной.
[25] Спиридонов А.М.
Толвуйская земская изба XVIII – середины
XIX вв. // Вестник Карельского краеведческого музея.
Вып. 3. Петрозаводск, 1995. С. 169. Рис. 8:6.
[26] Спиридонов
А.М., Герман К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье в Х–ХVI веках (археология центра Кижского погоста).
Петрозаводск, 2012. С. 71. Тип 4.
[27] Спиридонов А.М., Герман
К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье … С. 70. Тип 3.
[28] Мусина Р.Р. Марки российского фарфора (1744–1917 гг.). М., 1995.
[29] Критский Ю.М. Промыслы и ремёсла северного крестьянства и Соловецкого монастыря ХV–ХХ вв. // Соловецкий сборник. Вып. 3. Архангельск, 2006. С. 234–236.
[30] Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI–XVII вв. Ч. II. М., 1981. С. 82.
[31] Розенфельд Р.П.
Инструменты московских ремесленников // Древности Московского кремля / МИА.
№ 167. Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. IV. М., 1971. С. 256.
[32] Определения произведены к.б.н. В.Ю. Сиротининой
(кафедра зоотехнии, рыбоводства и товароведения сельскохозяйственного
факультета ПетрГУ)