РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Шалыгин А.Г. Иван Юрьевич Патрикеев и иконография Святого Трифона. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.tent-palatka.ru. 11.02.2011. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2012 г. 

 

   

 

А.Г. Шалыгин

Иван Юрьевич Патрикеев и иконография Святого Трифона

 

От редакции: Представив Вашему вниманию в этом году несколько десятков статей о Святом Трифоне, мы только сейчас сумели добраться собственно до самого персонажа этого Предания - князя Ивана Юрьевича Патрикеева и иконографии Чуда о соколе. В соответствии с исследованиями, Чудо святого Трифона датируется в промежутке от середины 1470-х до середины 1480-х годов (С. В. Заграевский), либо между 1479 и 1492 годами (Л. А. Давид), либо ближе к 1500 году (В. В. Седов), при этом более всего аргументов у первого ученого. Но в любом случае героями предания являются Иван III и князь Иван Патрикеев.

 

Если про Ивана Третьего все знают достаточно много, то Ивана Юрьевича Патрикеева, которому, собственно, и было явлено Чудо, - до сегодняшнего дня малограмотные кличут "сокольником Трифоном". Сокольничьим Великого Князя мог быть и князь, но это была не служба как таковая, а особый знак расположения, путем доверия любимой ловчей птицы. И уж точно он не был Трифоном.

Иван Юрьевич Патрикеев - двоюродный брат Ивана III, наместник Москвы и монах

История жизни князя Патрикеева является еще большим аргументом в пользу исследований профессора Заграевского, и ставит окончательную точку в любых инсинуациях на тему Чуда о соколе. Датировка жизнеописания Патрикеева точно совпадает с выводами архитектурных исследований Заграевского.

Более того, то рвение с которым Иван Третий ставил храм на своей земле, как раз и опровергает простонародную глупость о том что, якобы, простой сокольник мог поставит "обетный храм" (княжескими зодчими, на княжеской земле, белокаменный, да с разбором вокруг надгробий, да впервые в истории с крещатым сводом). На самом деле Патрикеев был двоюродным братом Ивана Третьего, и даже выразителем его воли в делах военных и государственных, и оставался наместником в Москве в период отсутствия Великого Князя, чем и обьясняется такое мгновенное возведение такого храма да еще и на земле Великого Князя.

А монашеский чин Патрикеева и положение его сына в Церкви, - как раз и следуют из той роли которую играл Патрикеев в Чуде о соколе. Думаю что после этого все бредни о Иване Грозном и "тришке-сокольнике" уже почат навсегда как свидетельство о серости расцерковленной интеллигенции "толстовцев" и обнищанию церкви советского периода, умноженных на серость современности.

Более того, исчезновение сокольника на монете Ивана Третьего, появление его на печати Патрикеева и последующий насильный постриг в монахи Патрикеевых, - как раз и сообразуются между собой как звенья одной цепи. Все это ложится строго в одну цепь логичных фактов. Патрикеевы впали в немилость по целому ряду обстоятельств. Потому и такое суровое отношение в легенде между приближенным и Великим Князем, потому и отказ от сокольника на монете, потому и появление его на печати, самого князя, потому и церковь  в Напрудном строилась спешно, потому и основание заложено небрежно, потому и заступничество Митрополита, потому и постиг в монахи, потому и сын стал в Церкви видным деятелем... Но обо всем подробно.

Это - не Патрикеев (примечание для тех кто тексты не читает)

Патрикеев Иван Юрьевич (1419(1419)—1499) — князь, боярин, воевода Василия II Темного и Ивана III, по отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Его дед Патрикей Наримунтович — внук Гедимина, давший имя для этой отрасли рода. Кроме Патрикеевых от него происходят Хованские, Булгаковы, Голицыны, Корецкие и другие знатные фамилии. Его отец князь Юрий Патрикеевич женился на Анне, внучке Дмитрия Донского и сестре Василия II. Князь Иван Юрьевич был, таким образом, двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы. Женат на Евдокие Владимировне Ховриной. Его сын Василий Юрьевич позднее стал выдающимся церковным деятелем под монашеским именем Вассиан.

Служба у Василия II

Князь Иван Юрьевич был одним из приближенных бояр Василия Темного. В 1455 году он разбил татарское войско на Оке, ниже Коломны. В 1458 году состоялся неудачный поход на Вятку под командованием Ивана Васильевича Горбатова и Перхушкова. В следующем году туда направляется Патрикеев, который успешно справился с задачей. Он с ходу взял Котельнич и Орлов, а после осады сдался и Хлынов (Вятка). В 1462 году при составлении Василием II духовного завещания, он был первым из свидетелей, что говорит о его положении при дворе.

Служба у Ивана III

В 1467 году вместе с царевичем Касимом совершает неудачный поход на Казань. Через два года он участвует в уже удачном походе на Казань вместе с царевичами Андреем Васильевичем и Юрием Васильевичем. В результате похода хан Ибрагим принял предложенные Иваном III условия мира.

Активный участник похода Иван III на Новгород зимой 1477-78 гг. При капитуляции новгородцев Иван повелел Ивану Юрьевичу быть выразителем его воли. От его имени Патрикеев "заявил, что вследствие полного подчинения Новгорода, великий князь сменил свой гнев на милость и готов благожелательно отнестись к новгородцам."

В 1480 году во время нашествия хана Ахмата, он был оставлен Иваном III в Москве, как наместник. В 1491 году брат царя Андреей Васильевич Углицкий обращался к нему с просьбой о заступничестве, ввиду разгоревшегося конфликта с Иваном III, но Патрикеев отказал ему, не желая вмешиваться в царский семейный конфликт.

Патрикеев играл активную роль в переговорах с Великим Княжеством Литовским. В 1492 и 1493 гг. в ходе переговоров по поводу брака дочери Ивана III Елены и великого князя Александра Литовского Иван Патрикеев установил дружеские отношения с послами Яном Заберезинским и Станиславом Глебовичем, чему видимо способствовало литовское происхождение Ивана Юрьевича.

В ноябре 1493 г. Москве начались переговоры о заключении мирного договора с Литвой. Посольство состояло из: Петра Ивановича, воеводы Трокая, Станислава Кезгайла, старосты Жемайтии, и Войтеха Яновича. Князю Патрикееву в этой связи было направлено от литовского совета вельмож персональное послание, с просьбой содействовать установлению дружественных отношений, подписанное римско-католическим епископом Луцка и Бреста Яном, Петром Яновичем (членом посольства), князем Александром Юрьевичем Гольшанским (наместником Гродно) и Станиславом Кезгайлом (членом посольства). Попытки литовского совета вельмож установить тесные отношения между ним и московской боярской думой расстроились из за опалы князя Патрикеева в 1499 г.

Л.В. Черепнин обратил внимание на участие Ивана Юрьевича и его сына Василия в решении поземельных споров в 1495—1499 гг. По его мнению, которое разделяют многие современные исследователи, Патрикеев был одним из авторов Судебника 1497 года, точнее стоял во главе работавшей над Судебником комиссии.

Особенностью придворной политики в последние годы царствования Ивана III (после смерти его старшего сына Ивана Молодого в 1490 г.) было противостояние двух групп, поддерживающих двух возможных наследников: внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены, дочери молдавского правителя Стефана III Великого и второго сына Василия, который был старшим сыном второй жены Ивана III Софьи Палеолог. Князья Патрикеевы, зять Ивана Юрьевича князь Семен Ряполовский, дипломат и писатель Федор Курицын составляли основу партии внука, которая вначале преобладала над царевичем Василием.

Однако ситуация резко изменилась 31 января 1499 г. князья Патрикеевы (сам Иван Юрьевич и сыновья Василий и Иван) и князь Семен Ряполовский были арестованы, а уже 5 февраля Сенен Ряполовский был казнен по повелению Ивана III, то есть без суда.

Митрополит Симон вступился за князей Патрикеевых и вместо казни они были пострижены в монахи. Иван Юрьевич был пострижен в Троицко-Сергиевском монастыре. Причины данного поворота в политике неоднократно обсуждались историками, выскаэывались различные гипотезы, летописи не называют ее причин, кроме того они редактировались в данном вопросе различными заинтересованными сторонами.

Лично Иван III в наставлении русским послам требовал, чтобы они не отходили от его инструкций и не своевольничали, как князья Ряполовский и Патрикеевы. Поэтому одна из гипотез предполагает, что это наказание за поведение на переговорах с Литвой. Через некоторое время опале подверся и внук-наследник.

Иван Юрьевич скончался в монастыре. Василий Патрикеев под монашеским именем Вассиан стал после этого выдающимся церковным деятелем.

А был ли мальчик

И вот тут встает один вопрос, который уже долгое время мучает Церковь, который и привел к появлению раскрасивой байки в Князе Серебряном, который и вносит огромные разночтения в иконографию святого Трифона на Руси, который и привел в свое время к тому, что Трифон, вдруг, исчез с московской печати и монеты, геральдики и так далее...

Теперь следует напомнить, что на Руси в этот период складывалась очень сложная ситуация. Не описывая все, хочу отметить что это было время начала расцвета ереси жидовствующих, Ветхий Завет вышел из алтарей и пошел в народ, подменяя Евангелие Христово, иудейские святые начали рисоваться в храмах выше апостолов Христовых, это было время напрямую предшествовавшее жесточайшей тирании Ивана Грозного и жесточайшей реакции в Церкви благодаря его духовнику - преподобному Иосифу Волоцкому. Именно царь вскоре уклонится в глубокую ересь, а потом они вместе с Волоцким устроят самую позорную страницу жизни РПЦ, в которой впервые с "крещальных времен" будет устроена Инквизиция по европейскому образцу. Будут казнены десятки еретиков именно по религизному признаку. Это именно то самое время когда два Иерарха церкви друг-друга анафематствовали, и при этом, сегодня оба обьявлены святыми (что даже логически - полный нонсенс).

Логично сопоставляя жизнеописание Ивана Патрикеева, Ивана III, а также всю ситуацию на Руси, следует справедливо отметить следующее:

1. Патрикееву было выгодно Чудо о соколе именно вот в тот самый момент, именно в той самой ситуации. Иван III как раз и заложил принципы Ивана Грозного и был не менее суров. А тут Патрикеев со своими связями с литовцами своевольничает. Потому и Иван, видя как Патрикеев упустил сокола, - справедливо говорит ему: не будет сокола - не будет у тебя и головы. Что делать Патрикееву, - просто привезти сокола означает просто временно сохранить голову. А вот привезти его Чудом, под покровительством Святого, а значит и Бога, - вот он реванш. И, ведь, никто кроме Патрикеева о том Чуде не может свидетельствовать. Он сам расскзал. По его словам и числим. А Патрикеев был совсем не Праведник. Потому в конце-концов и едва жив остался, и умер в монахах.

2. Окружение Ивана III, да и сам Великий Князь весьма сомневались в той истории с соколом, но боялись Бога, потому по-началу и не спорили. Однако, косвенные признаки реального отношения хорошо известны. Как так, - сам Великий Князь после этого со своей монеты убирает сокольника на коне, убирает его и из геральдики Москвы, вносит византийского двуглавого орла, а сокольник, вдруг, появляется на печати Патрикеева. Цековь заложена срочно, основание планируют вкривь-вкось даже не по струне, а конкретно-криво. Собирая в него все вокруг, забутовывая могильными плитами, и всем подряд, - строители явно торопятся, гонят, будто если не отстроят  быстро хоть что-то похожее на основание - так и вовсе не будет церкви. Вероятно, это именно Патрикеев торопит строителей, сгоняя неквалифицированную рабочую силу, пока Великий Князь или не передумал, или не ведает о том вообще, пока не вступили в дело еще княжеские мастера-архитекторы белокаменных сводов. Ведь, отстроишь начало Храма - так побоится Иван III снести, заложенное во Имя Божие, придется достроить.

3. Ересь жидовствующих просто требовала от русской церкви введения своих местных альтернатив о Чудесах, потому митрополитами всемерно поощрялись хоть какие-то "русские чудеса", дабы затмить ими чудеса еврейские и европейские. Дабы подтвердить покровительство Святых над Русью. Потому и времена это были "Чудесно-расчудесные".

И все три вышеуказанных пункта прекрасно понимались всеми современниками Патрикеева. И именно поэтому он едва не лишился головы и только благодаря заступничеству митрополита остался жив и пострижен в монахи. Потому и храм, первоначально отстроенный с размахом, впоследствии не стал особо-чтимым, и упоминается только случайно через двести лет "по-случаю".

Однако, само положение Патрикеева в виде автора Судебника, ключевой фигуры в переговорах с Литвой, решении поземельных споров, противоборстве наследников, и так далее, - делало его фигурой очень неоднозначной, многим неугодной, а зачастую, и просто одиозной, что после опалы у Ивана III однозначно требовало дезавуирования любого влияния Патрикеева, включая его мифологизирование в качестве участника легенды о Явлении Святого Трифона.

Поэтому, если и были свидетельства, то они уничтожены, если и были иконы, то их постигла та же участь. Если кому и выгодно было изменение Предания с князя Патрикеева на "Тришку-сокольника", - то они были в преизбытке прямо среди современников.

И вот именно поэтому вся последующая иконография Святого Трифона на Руси пошла "как Бог на Душу положит". Кому положит, а кому не очень.

Иконография Святого Трифона

С иконописным образом Трифона творится точно такая же неразбериха, как и с преданием о нем. И главную роль в этом играют как раз-таки все теже малограмотные "самоделкины", которые считают возможным лезть "в калашный ряд". Они серы и глупы, они не знают ни Истории, ни Писания. И то что современники Патрикеева творили по злому умыслу, то наши современники творят просто по-глупости, пытаясь "обезъянничать" с совершенно им неведомых образцов, в большинстве своем неверных.

Поэтому они и не могут понять, что Святой Трифон на коне вообще КРАЙНЕ СОМНИТЕЛЕН как образ, что подтверждено и печатью Москвы, и гербом с которого он исчез, и историей храма, и историей жизни Патрикеева, и давней историей Икон мученика Трифона.

Опала у Ивана III, - это одно, а Церковное Предание - это совсем другое. И коль скоро его нет даже в Лавре,  где монах Патрикеев исповедался не малоизвестным "батюшкам", а Столпам Веры.... то такого Предания и вообще не было, иначе Отцы Церквы о том помянули бы. Для них "царь" Един и придворных "скоблителей" в монашестве Лавры не было, - митрополит, ведь, сам выпросил Патрикеева у Ивана III.

Но маляры - малярят с усердием, не разбирая. Ну не обучают у нас многих как нужно, а многие и вовсе неучи.

Один придумывает "художественное толкование", второй малюет "художественную картинку", третий все это вкупе выдает за "Историю Трифона Патрикеева". И каждый считает возможным влезть сюда и что-то свое домалевать, понапридумать, переиначить. А мозгов-то нет. Вот правильно в Церкви говорят - в церковной ограде не без бесов. Намерено лезут. Причем, как ни парадоксально, малевать и переиначивать в церковь лезут люди вообще невоцерковленные, без образования, без сана, без чина, без заслуг.

"Матушка" в иконной лавке у нас нынче - самая знающая, - вот уровень нынешней православной культуры. А то что она только "три месяца" как деньги просто собирать приставлена, никакая она не "матушка" потому как "батюшка" не муж ей, а лавка в храме - это кощунство, - это уж никого нынче не интересует. Кто билеты продает, тот и главный. Одни самодеятельные "маляры", вторые самодеятельные "журналисты", третьи - вообще Бог весть что такое.

И потому и Облик Трифона усердно расходится сам от себя.

На самом деле, всех "отроков" в Православии испокон века пишут одинаково. Ибо ангелы на Небе пола не имут, а потому все прославившиеся обретают Истинное Естество, и хотя восстают в плоти, но Нетленным Духом, а потому как Святого Пантелеимона, так и Трифона пишут одним лицом, слегка видоизменяя детали.

Не пишут его на коне грамотные мастера, а сокола изображают ну хоть "полуголубем", но не соколом.

Стиль одежд византийский, манера письма классическая, поэтому и образы практически схожи. В ряду святых и угодников такое "равноправное" изображение не только допустимо, но и приветствуется.

 

Писанные правила

Однако, существуют писанные правила, отступление от которых низводит икону от "Окна в Небо" до простого рисунка "по мотивам".

Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М. 1910. - Репринт. М. «Русскій Хронографъ», 2002. - 452 с. "В византийской иконографии изображается молодым юношей, стоящим с крестом в руке. В русской традиции также часто изображается с соколом в руке, стоя или на коне. Святой мученик Трифон: типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве".

Фартусов утверждает византийскую традицию и констатирует ("также, часто") русскую, упоминая коня только в самом конце (как снисхождение с учетом традиции Дмитрия Солунского), а сокола - вообще как отступление, в качестве концевой приписки.

Это официальное Руководство по Иконописи 1910 года. До Революции еще долго. И не первые сто лет уже идет борьба за правильное изображение святого. В древности канон соблюдался строго (только деревенских маляров тут не числить), но даже если мы возьмем такой известный и великолепный Храм Климента Папы Римского около метро Третьяковской (Новокузнецкой) в Замоскворечье, а известна церковь со Смутного времени, около 1636. Хотя фрески писаны в приделах позднее. Ну так вот, - одной из красивейших фресок Храма является как раз изображение Святого Мученика Трифона.

Нужно понимать кто есть Климент, где стоит Храм, и что он означает, чтобы понять что тут Трифон.

Образ святого мученика Трифона в церкви Климента Папы Римского на Пятницкой, в Москве:

Москва. Церковь Климента, папы Римского. Фотография.

Фото Елена Филиппова

Все хорошо, но Трифон не босой, и в руке Хартии нет. Уже отступление, но в ряду фресок, как и в ряду икон чина - это еще допустимо, ибо фреска - это единый Образ Неба, так как посреди икон Храма стоящи, на Небеси себя стоящи мним. Есть там Христос, есть и Крест, - но они на Своде Храма как на едином изображении Неба во всем ансамбле.

Так как западное изображение Трифона существенно отличается от русского, но византийского канона никто не отменял, а главенство его утверждается самим статусом Руси, то вместо серпа (возникшего в Болгарии точно как и у нас - мифотворчеством) "западный" Трифон у нас получает в руки либо крест, либо сокола-голубя.

Но становится неясным стоит ли вообще писать сокола, и не лучше ли писать вместо него голубя (что в основном и делают везде на иконах). Хочется угодить и тем и тем. И именно поэтому само священство Храма в Напрудном, посвятив этому долгий период изысканий, наконец создает Образ Святого, выполнив его в Древней классической Традиции как по материалу, так и по изображению, совместив и крест и голубя-сокола. Нет тут коня, сокол - точно голубь (и точно как на фреске самого Храма), облик византийский, и традиция Образа тоже. И не священниками Храма она создана.

Потому как Крест и Голубь безусловны, а серп и сокол весьма сомнительны :

Фото - Андрей Шалыгин. Икона - дар автору от Настоятеля Храма.

Сама Цеквовь понимает, что если чудеса с соколом и непонятная история с серпом - очень и очень субьективны, то Крест в руке Святого и Дух Свят в виде голубя - 100% точны. Вот потому и выпускается при Храме в Напрудном именно такая икона, а не какая-то другая.

И молитва на такую икону праведна, ибо на Крест она и на символ Духа Свята, хула на которого, как говорил Сам Господь, - не простится. ПОТОМУ И ГОЛУБЬ.

Как видим, барельеф создан более канонично по прообразу иконы мученика Трифона.

http://www.icon-art.ru/homeicon/trifon_1.jpg

Возникает закономерный вопрос: А как же всадник на коне?

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/33/trifon_na_kone.jpg

Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды церкви Трифона в Напрудном, середина XV - начало XVI века, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта самая фреска и стала основой для иконографии так называемой "Русской Иконы" Святого Мученика Трифона. По изображению на своде изначально писалась и икона, именно вот таким же образом, - всадник едущий слева - на право. Обратите внимание на сокола - он, хотя уже и сокол, но профиль точно как на древней фреске.

Именно так, по фреске икону нынче пишет Московский Иконописный Центр "Русская Икона", правда конь у них скачет, а не идет как на фреске и убранство у него другое. Хотя Христос сверху имеется., и расположен он правильно, с правой руки всадника, со стороны сокола. И мы видим что голубь-сокол как бы принимается Трифоном от Христа, а на заднем плане со стороны Христа как раз и фрагменты Легенды о Патрикееве, где он спит и молится (хотя, вот это уже самодеятельность, как и троический лебедь "на полу", являющийся экуменистической герменевтикой).

В самом же Храме в Напрудном, так как Храм совсем не богат, икона Трифона  современного происхождения, имеет сокола осовремененного, и всадник, хоть и не совсем босой, и рубаха коротковата, да и далековат он от Руководства 1910 года, не то что от фрески самого Храма, за восстановление которой Храм и бьет челом вместо задуманного Памятника, да от Третьяковки этого не дождешься, как и от московских властей. Но Христос на Образе есть, и Он справа от всадника. И птица тут опять-таки, принимается от Христа. Лик всадника обращен к Богу.

Фото - Андрей Шалыгин

И тут главное, что все современные образы в Храмах используют в качестве освящения - Лик Самого Христа, помещаемый в угол иконы, а потому мы молимся не коню и птице, а Христу, ибо чрез Него все Чудеса. И если Христа нет, то Его отсутствие заменяет Крест и Хартия. И, даже, когда икона писана неправильно, и птица не "Принимается от Христа", - тогда это уж совсем голубь. Но в этом, конкретном случае - это просто попытка воссоздать на иконе фреску самого Храма в Напрудном. Лик всадника обращен к Богу. Разумеется, большая часть изображения додумана, так как исходная фреска находится в крайне плачевном состоянии. Да и считать эту фреску образцом едва ли возможно по целому ряду причин.

Если же мы берем современные "палехообразные" изображения, появившиеся не так давно, то видим что персонажи уже рисуются в академическом стиле, который справедливо очень не приветствуется старейшими иконописными мастерскими (и прежде всего Музеем Андрея Рублева, преподавателями ПСТБИ, монастырями, и так далее, так как не соответствует никаким древним канонам и более всего соответствует современной католической иконописи и традиции иудеохристианства), - то видим что центра русской иконописи,  "обратной перспективы", в них уже нет, присутствует явный обьем, и еще куча всего совершенно неканонического.

НО ГЛАВНОЕ ТО, ЧТО Святой Трифон тут изображается точно по словам из Князя Серебряного - "воин на коне". То есть в иконопись вставлен литературный образ. Да, конечно, все святые - небесное воинство, но эдак можно и Христа вместо Милости с Мечом рисовать, ибо сказал, что не Мир принес а Меч. Чего ж не малюем? А... Боязно. Потому как Милости хочу а не Жертвы. Вот то-то же.

А вот Христа на иконе уже нет. Его место занял царь мирской, к нему обращен всадник. Ну хоть крест сохранили в руках Трифона (писаного  символически-формально, без косой перекладины, опять-таки в строго-католической традиции экуменистов). Тут уже на иконе откровенный мужик в лаптях, а не князь Патрикеев. Птица у всадника "внутри", то есть не от Христа. Это классика экуменистической иконы совершенно неправославного канона. Лик всадника тут обращен уже не к Богу, а к власть имущему властителю мирскому в московских палатах. Посмотрите как выписан конь и вся остальная икона - здесь уже молитва идет фактически только к коню. Это не икона русской традиции - это классика отступников. Это икона не праведная, это не Окно в Небо.

Ну, и как следствие, современные иконы (без Христа в красном углу, то есть не от Бога птица послана) вбирают в себя четко видимые черты предыдущих, и ошибки суммируются. Конь, вдруг, начинает ходить сразу двумя правыми ногами одновременно (по ошибке еще одной старой иконы, не весть кем писаной), по принципам герметизма уже и апостолы превращаются в 12 золотых рыбок,  "троица" лебединая смещается в уголок, а не в центре событий, всадник высится над апостолами, обут, явно не в пастушьем наряде, да и Хартии нет, как и вообще даже Креста в руке, едет и соколом любуется. Как говорится, - Без Христа, да без Креста.И ели верхний был хоть с мирским "царем в голове", то этот и без оного вообще. На заднем плане появляются зайчики, белочки, лисы, и прочая фауна, молиться на которую и предлагается. Да и Трифон это святой или Патрикеев на коне - уже непонятно совершенно. Вероятно, это первая в истории попытка сделать Трифона "охотничьим святым" (предыдущие мне в мировой иконописи неизвестны).

Ну и как доходит до памятника, то тут уж на Святом Трифоне в дополнение к полному отсутствию Инсигний появляется сокольничье облачение, и уж не понятно кому памятник - Святому ли Трифону, или Ивану Патрикееву в детстве. И не удивительно, что причт Храма совсем не рад такому "подарку" мосгордумы, которая планирует потратить на него 14 миллионов рублей. Уж лучше бы фреску в Третьяковке восстановили, да в храм вернули. Или копию в Храме хоть написали.

О птичках

Кстати, как говорится, "о птичках"... Если уж говорить о покровительстве Трифона охотникам, - то святые помогают всем, кто с Верой. А Чудеса творят не своей властью, а Господней. Поэтому "украсть" у одного покуда другой не дает - никак не получится. Отсюда - кому молиться - совершенно без разницы, главное - с Верой. Потому и в икону Собор святых покровителей охотников и рыболовов в 2005 году вписали много кого, с первого взгляда за прямых покровителей и неугадываемого. По Вере, братья, по Вере. И по немощи. В одного кто не верует, ну хоть в кого-то поверует... Может быть.

И уж если говорить конкретно о Трифоне, то:

Историк Охоты Александр Каледин, а также, ныне покойный, бывший бессменный главный редактор старейшего в России журнала об Охоте, альманаха "Охотничьи Просторы", господин Королев, упокой Господь его Душу, прекрасно зная настоящую историю Русской иконы святого Трифона, вполне справедливо полагали что единственное отношение которое имеет Святой Трифон к Охоте, - заключается в том, что мучимый гонителями, он был выволочен за конем на охоту, где его и травили охотничьими собаками и на нем упражнялись в стрельбе сами охотники. А в соответствии с православной традицией, от коих гонителей принял смерть, тем и покровительствует, так как молится за мучителей своих.

Именно поэтому Церковь старается дистанцироваться от разного рода "конных икон", "сокольничьих образов", "охотничьих мотивах", и прочей ерунды. Именно поэтому настоящая иконопись - это византийский образ молодого юноши, стоящего с крестом в руке. Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве,... Но лучше голубя.  И не в правой.  И не вместо Креста. И о соколе напомнит, и ошибки не будет, и Креста не заменит.

"Пастырь гусей при озере" с крестом и Духом Святым, - что вам еще нужно-то, маловеры? Овощи, овощи...

Далеко до Неба, но близко к Богу

Одним словом, увы нам, - далеки мы сегодня от требований последнего предреволюционного Руководства по иконописи, далеки от фресок 17-18 веков, страшно далеки от исторической фрески 15 века самого Храма в Напрудном.

Хотя, барельеф Трифона от самого Храма вполне каноничен, да и нынешняя погрудная икона Трифона - с соколом в руке ("для немощных, которые едят овощи" - по словам Апостола Павла) вполне приемлема. Хотя бы одной простой причине ... что именно  вот эта икона создана человеком парализованным, и в ее создании Бога больше, чем в формальной иконографике. Но Вы, наверное, сами чувствуете, что вот от этого Образа идет Тепло. Вот тут Бог точно есть. Потому как закажете эту, - точно совершите благое дело. И не потому что Трифон хорош, а и потому что деньги болящему пойдут.

И, может быть, именно потому, что, наверное, именно такой Лик более близок к оригиналу, о котором мы можем судить только по Преданию, а вот видеть Бога нужно Сердцем. Тогда и икона оживет.

Святой Мученик Трифон

Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере. По греческим евхологиям, однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады. Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим.

По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа. В правление императора Деция Траяна, гонителя христиан, Трифон был схвачен и предан суду, где заявил перед лицом судей: — Имя мое — Трифон, отечество мое — селение Кампсада, близ города Апамейска, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течение звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос — вера моя, Христос — похвала моя, и венец славы моей.

После чего Трифона был мучим, при этом его обнажённым подвесили на дереве и били, затем привязали к коню и повезли на охоту, после бросили в темницу, вбили гвозди в ноги и так водили по городу, но несмотря на это, отказывался отречься от Христа и признать римских богов, за что был осуждён на усекновение главы. Перед казнью Трифон истово молился, благодаря Господа и прося принять его в Своё царствие. По его молитве Господь взял его душу, причём ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.

 

 

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский