РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Шелкова Е.Н. Технология стенописи Дионисия (пояс полотенец). В кн.: Краеведческий альманах «Кириллов». Вып. 4. Вологда, 2001. Все права сохранены.
Е.Н. Шелкова
ТЕХНОЛОГИЯ СТЕНОПИСИ ДИОНИСИЯ (ПОЯС ПОЛОТЕНЕЦ)
Роспись собора Рождества
Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненная в 1502 году, - последняя
стенописная работа московского иконника Дионисия. Естественно предположить, что
в ней воплотился весь накопленный мастером опыт, который наиболее полно
выражается понятием "технология" (в переводе с греческого - наука о
мастерстве).
Имеющиеся в современной науке представления о
технике выполнения стенного письма в Древней Руси1 основываются на немногочисленных
сохранившихся письменных источниках и памятниках. При исследовании памятников
открываются индивидуальные особенности мастеров, что очень важно, поскольку
каждый мастер обладал своими секретами, передаваемыми из поколения в поколение.
Подписанная художником и уникальная по сохранности ферапонтовская роспись
является единственным источником для изучения технологических приемов,
примененных Дионисием при создании стенописных образов.
В данной работе обобщены наблюдения о состоянии
пояса поло- тенец2, где наиболее наглядно прослеживается технология наложения
грунта для выполнения росписи, поскольку белая поверхность пелены представляет
собой известковый грунт, заглаженный до блеска, а также некоторые наиболее
простые приемы работы красками.
Собор Рождества Богородицы построен как
традиционный трех- апсидный крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм
на подклете. В интерьере собора живопись покрывает все поверхности, за
исключением западных граней восточных столбов, закрывавшихся иконостасом.
Центральный участок стены над западным входом занимает наружная роспись.
Стенописные композиции располагаются поясами - регистрами. Регистр полотенец
находится в нижней части храма, над полом.
Полотенца алтаря и четверика представляют собой
сплошную белую пелену, прерываемую тремя дверными проемами (южным, западным и
северным), на столбах и западном портале - отдельные пелены. На всех пеленах
изображены (всего их 52) орнаментальные круги - медальоны.
Сверху и снизу пелены окаймляют пары
красно-коричневых полос. Верхний край пелен подвешен на петлях на нить -
белильную обводку разгранки пояса. От приподнятых углов сверху вниз расходятся
зеленые складки. Между петлями пелены провисают, открывая вверху и внизу серый
фон стены.
Для выполнения росписи на стену наносился
известковый грунт - левкас. В технике фрески размеры отдельно нанесенного
участка левкаса определялись дневной выработкой мастеров. Чаще всего высота и
ширина левкасного участка соответствовали размерам композиции.
В соборе Рождества Богородицы высота пояса
полотенец с разгранкой соответствует высоте левкасных участков, нанесенных на
стены собора для написания последнего регистра. Внутри храма она колеблется от
140 до 169 сантиметров, с большей разницей на столбах и в алтарной части3 и
почти без колебаний на стенах четверика.
Левкас на границах полотенец в основном положен
настолько тщательно, что швы почти незаметны. Особенно в этом отношении
отличаются верхние швы на стенах, примыкающих к северо-западному углу. Кроме
того, швы скрыты в обмазке трех дверных проемов, где левкасные участки
переходят на откосы. На наружной стене у западного портала грунт заходит на
боковые части лопаток.
При выявлении последовательности наложения
левкаса в поясе полотенец становится очевидным, что роспись алтаря проводилась
после росписи четверика собора. Так, небольшой фрагмент левкаса,
предназначавшегося для перекрытия его следующим, вновь положенным участком из
алтаря, наблюдается в самом низу северной стены перед жертвенником. Кроме того,
на северо-восточном столбе сначала был положен левкас на северную грань с
незначительным заходом на восточную (без росписи), а после этого были обмазаны
южная и западная грани с завершением на северной по линии примыкания
иконостаса. Поскольку композиция северной грани входит в состав росписи
четверика, а восточной и южной граней относится к алтарной части, то выявленная
последовательность наложения левкаса еще раз подтверждает более раннее
выполнение росписи четверика по отношению к алтарю.
Последовательность нанесения левкаса на
отдельные поверхности в четверике осуществлялась в разных направлениях. Так, на
западных столбах один левкасный участок огибает все грани, начиная с южной, по
часовой стрелке. Об этом свидетельствуют следы около юго-восточных ребер южных
граней, где в утратах левкаса открыты красно-коричневые вертикальные полосы -
границы краев левкасных участков, предназначенных к перекрытию их другим краем.
Незначительные фрагменты на ребрах северного выступа алтарных апсид при
заглаженной поверхности на большей части их высоты показывают
последовательность: жертвенник - выступ - центральная апсида. Такой же
незначительный фрагмент нахлеста левкаса в юго-западном углу на опуши южной
стены позволяет предположить, что западная стена обмазывалась после или
одновременно с южной в направлении от западных дверей к углу. На тех гранях
столбов, где левкас положен по отдельности и завершается узкой полосой на
соседних гранях без росписи, можно предположить, что это завершающий край, поскольку
нет смысла начинать участок с соседней грани.
Все полотенца написаны на 14 левкасных участках:
на южной стене, слева от дверей, перед Никольским приделом (один медальон);
между дверными проемами в четверике (два участка по восемь медальонов); на
северной стене между дверями и жертвенником (два медальона); на северной грани
северо-восточного столба (один медальон); на северной грани юго-восточного
столба (один медальон); на южной грани юго-восточного столба (один медальон);
на западных столбах (два участка по четыре медальона); в жертвеннике и алтаре
(пятнадцать медальонов); в Никольском приделе (апсида без орнаментов, два
медальона на южной стене); на восточной и южной гранях северо-восточного столба
(два медальона); на наружной стене западного портала (два участка по одному
медальону).
В регистре полотенец размеры левкасных участков
не являются свидетельством скорости работы мастеров, а обусловлены наличием
разрывающих их проемов или особенностью местоположения, как на столбах или
западном портале. Условно они могут быть приняты за два или три дневных
участка: первый - четверик со столбами, второй - алтарные апсиды, третий -
портал, хотя не исключено, что часть из них могла быть расписана одновременно.
Верхний край пояса полотенец на всем протяжении
очерчен широкой опушью разного оттенка: красновато-коричневой - в четверике,
светло-коричневой - в алтарных апсидах, розовой - на портале. По обоим краям
опуши проходит тонкая белильная обводка. Кроме декоративной, опушь выполняет и
технологическую функцию - выравнивание уровня пояса. Высота регистров росписи
на разных участках стен при нанесении левкаса точно не соблюдалась.
Образовывавшаяся разница в уровне снималась при нанесении контуров опуши с
помощью линейки. Верхний край опуши выравнивал край левкасного шва, а белильные
обводки, лежащие на опуши и на рефти, выравнивали края самой опуши. По степени
сохранности разных участков опуши трудно определить, была ли ее ширина
одинаковой. Однако хорошо сохранившаяся линия графьи, прочерченная по
свежеположенному левкасу для точного написания белильной обводки, позволяет
предположить, что опуши придавался определенный размер: на большей части
росписи яруса - 7 сантиметров с некоторыми участками до 8,5 сантиметра (в алтарных апсидах и на восточных столбах). К этому размеру необходимо добавить еще
один сантиметр верхней обводки, так как на участках с хорошей сохранностью
белил графья чаще всего проходит по ее нижнему краю. На опуши (редко на
поверхности и почти повсеместно в утратах по левкасному шву) хорошо видны
ярко-розовые вкрапления киновари - возможные следы первоначальной разметки
регистров.
В незначительных утратах левкаса на ярусе
полотенец видно, что наложение левкаса осуществлялось в один очень тонкий слой
от 0,3 до 1,0 сантиметра.
После наложения левкас тщательно заглаживался
неширокими лопатками по всей поверхности участка. Следы заглаживания грунта
хорошо видны при косом освещении росписи. В разных местах одного и того же
участка они имеют самые разные направления, отражающие, вероятно, движения руки
мастера-левкасчика в каждом конкретном случае. Ширина следов колеблется от
совсем тонких, похожих на графью, до 5 сантиметров. Основной является ширина от 2 до 4 сантиметров. Мастера, видимо, пользовались
деревянными лопатками шириной около 5 сантиметров, а более узкие следы - следствие наложения одного движения лопатки на другое. Самые
тонкие бороздки могли образоваться при нажиме ребром лопатки или ее углом.
Идентичность следов широкой графьи на границе каймы и следов заглаживания на
полотенце перед жертвенником позволяет предположить, что графья также могла
наноситься углом деревянной лопатки для заглаживания левкаса. В жертвеннике и
Никольском приделе заглаживание пелен осуществлено почти полностью широкими
вертикальными, идущими точно в стык движениями. В нижней части пелены
Никольского придела, на северной стене, в трех провисах у окна левкас не
заглажен и рисунок складок полотенец оставил в нем след каждого волоска кисти.
На последнем провисе полотенца на северной стене и на южной стене апсиды таких
следов нет. Можно предположить, что заглаживание левкаса, как и его наложение,
было начато от окна вдоль северной стены. Поскольку здесь отсутствуют
медальоны, мастера сразу смогли приступить к росписи складок. Возможно, художники
так торопили левкасчиков, что на этих провисах дали загладить лишь верхнюю
часть пелены, оставив небольшой участок внизу незаглаженным. Жесткая кисть,
пройдя по свежеположенному левкасу, оставила характерные следы. Пока художники
расписывали, левкасчики успели загладить остальную часть северной стены, а
затем южную, где подобные следы уже не встречаются. Это наблюдение показывает,
что заглаживание левкаса производилось не только для придания полотенцу
красивой гладкой поверхности, но и выполняло определенную технологическую
задачу - обеспечивало свободное движение кисти по свежему грунту при нанесении
рисунка. Оно наглядно иллюстрирует увеличение скорости работы мастеров при
наличии в артели левкасчиков и является подтверждением предположения о
разделении труда в дионисиевской артели. Вероятно, возможности для оттачивания
мастерства при узкой специализации позволяли максимально и оперативно
соотносить задачи композиционного построения с технологическими особенностями
письма по сырому грунту для увеличения темпов выполняемой работы.
Предварительный рисунок самой
пелены выполнен светло-зеленой краской (глауконит). О свободном нанесении
рисунка свидетельствуют открывшиеся в утратах рефти несколько почти
повторяющихся линий нижнего края полотенец в северной части центральной алтарной
апсиды, подбиравшиеся на глаз. Иногда край пелены только намечался с одной
стороны (нижний левый край на северной грани северо-восточного столба).
Несовпадения в размерах не только ширины полотенец, но и уровней приподнятых
углов4 подтверждают, что на данном этапе работы мастера не использовали
измерительных инструментов. Разные по ширине провисы и разные уровни нижних
углов, создающие асимметрию линий изгибов, встречаются даже на столбах, где
подобные и иногда очень значительные несоответствия сразу заметны.
Последовательность, ширина и характер провисов
были ориентированы на композиции верхнего яруса с учетом последующего нанесения
медальонов, которые расположены в основном по центру провисов (алтарные апсиды,
стены четверика, кроме участков между дверями и иконостасом с обеих сторон,
портал) или под петлей5 (столбы, южная стена от иконостаса до дверей) с
незначительными смещениями. Из общей схемы заметно выбивается участок северной
стены между порталом и жертвенником, где на трех провисах расположено два
медальона, что также подтверждает некоторую свободу мастера при нанесении
рисунка пелены и возникшее затем несоответствие между медальонами и композицией
верхнего яруса росписи. Так, каждой отдельно стоящей фигуре в композициях
жертвенника6, центрального алтаря, на столбах и портальной росписи, а также
каждому окну, пересекающему ярус полотенец, соответствует по одному медальону.
Под большими многофигурными композициями написано по два медальона. Только на
южной стене между окном и дверным проемом, где расположены две композиции
меньших размеров, каждой соответствует один медальон, что не нарушает общую
картину. Кроме того, при размещении медальонов учитывались конструкции
интерьера - иконостас, солея, синтрон, алтарные перегородки. Так, завышение уровня
медальонов в алтаре над синтроном (возвышение вдоль алтарного полукружья) и два
более крупных медальона по краям от него свидетельствуют о существовании
возвышения к моменту росписи7. Наличие печур, выложенных в кладке стен и
столбов, при написании медальонов, равно как и при нанесении рисунка самих
полотенец, мастерами не принималось во внимание8. Подобная схема расположения
медальонов, вероятно, существовала уже на этапе нанесения рисунка краев пелен.
Следующий этап росписи - выбор центра медальона
- осуществлялся на глаз. Некоторые колебания по высоте в пределах одной
плоскости стены без учета конструкций интерьера, а также некоторые смещения от
центров провисов подтверждают отсутствие точной выверенноеих местоположения.
Сам медальон и орнамент внутри него наносились
при помощи циркуля, оставлявшего после себя хорошо заметные следы: более
глубокие при неоднократном использовании в центре медальона и менее заметные,
иногда едва различимые глазом, на обводках медальона. Многочисленные следы циркуля
около одного и того же участка9 и неточное расположение фигур в вертикальном
или горизонтальном положении10 связаны с выбором на глаз центра при
геометрических построениях орнаментов. При построении контуров орнаментов
окружности и площади кругов делились на 3, 4, 6, 12, 16 частей11.
Все медальоны вокруг центрального круга имеют
две обводки на небольшом расстоянии друг от друга: широкую внутреннюю (от 2,5
до 4 см) и тонкую наружную, выполненные рефтью со значительными градациями в
цвете от светло-серого до черного. На широких обводках наблюдаются
многочисленные следы мазков кисти в подкладочном слое и сплошное нанесение
краски в редко сохранившихся верхних слоях. Отсутствие следов предварительного
рисунка и почти полное отсутствие графьи12 на окружностях и обводках медальонов
свидетельствуют о том, что эта работа выполнялась сразу рефтью, для чего
использовалась кисть, укрепленная на втором конце циркуля.
Медальоны полотенец имеют диаметры нескольких
размеров. В четверике с двумя западными столбами все медальоны имеют один диаметр
- 75 сантиметров. Такой же диаметр имеют два крайних медальона центральной
алтарной апсиды и медальоны в жертвеннике, за исключением центрального (под
окном) - 57 сантиметров. Остальные 7 медальонов алтаря имеют диаметр 60 сантиметров, на портале - 61 сантиметр. Два медальона Никольского придела на южной стене, медальон
на южной грани юго-восточного столба имеют диаметр в 71 сантиметр, на южной грани северо-восточного столба - 74 сантиметра.
Единственный случай нанесения графьи на данном
этапе росписи встречается в медальоне на восточной грани северо-восточного
столба. Здесь тонкой графьей очерчены одиннадцать из 14 маленьких кругов (по 9,5 см в диаметре), расположенных у наружного края окружности медальона: девять (сверху, против
часовой стрелки) из них нанесены равномерно на одном расстоянии, затем два - на
разных расстояниях (рисунок не совпадает с графьей), а далее круги написаны от
руки. Возможно, мастер давал здесь образец работы своим ученикам.
Внутри самых разнообразных геометрических фигур,
образованных делением кругов, на темно-сером рефтяном фоне написаны
разноцветные, в основном растительные, элементы: цветы, лепестки, листья - от
простых до самых причудливых форм, с широкими белыми обводками, роль которых
выполняет левкас. Все эти фигуры в различных сочетаниях форм размещены или
симметрично относительно центра, или по кругу с редко встречающимися
исключениями в виде одного элемента с противоположным расположением13. Для
составления орнаментов используются одни и те же элементы почти без повторения
их сочетаний14.
Красочная гамма орнаментов в
медальонах более проста, чем во всей росписи собора. Это различные сочетания
черного и серого (рефть) с голубым (азурит), желтым (охра), розовым (охра),
коричневым (железосодержащий пигмент), красным (киноварь) и зеленым (глауконит)
пигментами в чистом виде и с добавлениями белил. Краски положены в основном с
определенным чередованием. Многоцветные орнаменты с мелкими элементами
выполнены так, что цвета в рядом расположенных элементах не совпадают.
Исключения, нарушающие цветовой ритм: на южной грани северо-западного столба в
удлиненных лепестках орнамента сочетание парных листьев из азурита и охры
вверху в двух нижних лепестках меняется на зелень с азуритом; в предпоследнем
медальоне центральной алтарной апсиды чередование желтого и зеленого слева в
правой половине меняется на зеленый и желтый.
На хорошо сохранившихся орнаментах западных
столбов использование всех перечисленных пигментов встречается только в одном
медальоне, состоящем из восьми орнаментов. Из-за плохой сохранности медальонов
на стенах четверика и алтаря не представляется возможным получить полную
картину использования в них красочных пигментов. На сегодняшний день при
осмотре живописи в алтарных апсидах полностью отсутствует азурит, киноварь
встречается только в утратах по левкасному шву и в орнаменте на восточной грани
северо-восточного столба (медальон с графьей), а также отдельными мазками - на
противоположном медальоне на выступе алтарной стены. Охра и глауконит имеют
более светлую гамму, чем в четверике.
При значительных утратах красочного слоя нижнего
пояса росписи можно предположить, что градация оттенков в медальонах была
немногочисленна: темный и светлый (разбеленный) тона одного и того же пигмента.
Роспись орнаментов в основном двуслойная: со светлыми, очень тонко положенными
подкладками, соответствующими цвету верхнего слоя, за исключением голубого,
написанного по рефти и по левкасу. Контуры фигур и мазки в их основаниях
выполнены контрастно в той же цветовой гамме: по желтому - коричневым, по
розовому - красным и т. д.15 Определенная закономерность прослеживается в
формах нанесения мазков в основаниях фигур. Так, основания веерообразных
равносторонних цветов акцентированы веерообразными пучками мазков одинаковой
длины; удлиненных выгнутых лепестков и веерообразных разносторонних цветов -
также веерообразным пучком, но с более длинными мазками с удлиненной стороны;
пирамидообразных фигур - горизонтальными мазками в основании каждого яруса и
вертикальными в вершине; вокруг полукружий - повторяющие их линии, иногда с
веерообразными пучками над ними и т. д. Эту систему раскрасок вполне можно
принять за моделировки - выявление объема при помощи различных оттенков одного
цвета. Они наносились очень быстро, легко, одним движением кисти с разным нажимом
без уточнений и повторов.
Серый фон медальонов, видимый между фигурами,
подчеркивает их контуры, создавая по осям (в случае расположения лепестков
орнамента в размер всего медальона) узоры в виде различных сочетаний ромбов и
кругов16.
После написания медальонов зеленой краской (на
портале - розовой охрой) сверху вниз поверх орнаментов17 прописывались складки
- широкие темно-зеленые полосы, нанесенные одним движением кисти. Еще более
широкие полосы - притенения - положены лессировочно со сторон схождения
складок. В хорошо сохранившихся полотенцах Никольского придела линии притенений
в два раза шире линий складок. Складки расходятся веерообразно вниз из
приподнятых участков верхней кромки пелены с расстоянием в 3- I5 сантиметров.
По краям полотенец - по четыре или пять полос, в случае приподнятости в центре
над медальоном - по пять-шесть18. Линия складки, идущая от приподнятого угла,
всегда соединена с нижним углом, в какую бы сторону он ни отклонялся, за
исключением Никольского придела, где верхние и нижние провисы не совпадают. На
западной грани юго-западного столба между боковыми и центральной группами
складок вверху, слева над медальоном, написаны две короткие, не соединенные
друг с другом линии. Такие же складки встречаются в алтаре над медальонами по
обеим сторонам от окна. В Никольском приделе подобные складки написаны в левой
стороне каждого провиса, кроме первого от окна по северной стене, где они
расположены справа.
В откосах западного и южного дверных проемов
одной небольшой складкой изображены загибы краев пелены. В северном дверном
проеме складки не сохранились. Можно предположить, что они имели такой же вид.
У западного портала по нижним краям загибов и в верхней части северного откоса
каймы написаны более светлым тоном, оттеняющим изнаночную сторону. На южной
стене юго-западного угла собора написана коричневой линией складка такого же
загиба с плохо просматривающимся нижним краем. Она как бы закрывает часть
медальона, не поместившегося на плоскости стены. В северо-западном углу собора
складка отсутствует и хорошо сохранившийся рисунок медальона, также не
поместившийся на стене, доходит до самого угла.
Завершающим этапом росписи полотенца было
нанесение пар одинаковых красно-коричневых полос, идущих непрерывной полосой по
плоскостям стен и граней столбов. Они выполнялись вверху и внизу параллельно
провисам пелены на небольшом расстоянии от краев. Несколько по-другому
выполнены каймы на портале: по верхнему краю написаны широкая и под ней тонкая
полосы розового цвета. Нижний край здесь отсутствует, так как его заменяет
терракотовый пояс. Соответственно цвету полос выполнены петли, приспускающие
закрепленный край пелены в разных местах на 0,5- 2 сантиметра ниже обводки опуши. Среди сохранившихся петель нить перекрывает в основном их левую
сторону, за исключением западной и северной граней юго-западного столба и
портала. В некоторых случаях, как на южной стене Никольского придела, петля
отсутствует из-за слишком высоко поднятого края полотенца, как бы скрытого
опушью. Такой прием придает пелене особую живописность.
Рефтяной фон стен, приоткрытый пеленой, имеет
разную степень сохранности - от глубокого черного цвета в нижней части
северного участка западной и северной стен до светло-серого на большей части
росписи. Наличие более светлых рефтяных фонов с большими утратами орнаментов по
всей верхней части пояса полотенец не позволяет сделать вывод о первоначальном
более светлом их колорите, так как отдельные участки фона такого же цвета
встречаются и внизу.
Прослеженные выше приемы наложения грунта и
написания отдельных элементов полотенец говорят об их наработанности и вир-
туозности исполнения, определенной свободе выбора в рамках программы росписи.
Они обеспечили быстроту работы артели Дионисия и внесли особую художественную
привлекательность в роспись собора Рождества Богородицы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ШавинскийВ. А. Очерки по истории техники
живописи и технологии красок в Древней Руси. М.; Л., 1935; Чернышев H. M.
Искусство фрески в Древней Руси. Материалы к изучению древнерусских фресок. М.,
1954; Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973; ; Бетин
Л. В. К вопросу об организации работ древнерусских живописцев // Средневековая
Русь. М., 1976. С. 278-283; Гусев Н. В. О начальных этапах работы мастеров
Ферапонтовской росписи // Древнерусское искусство. Художественные памятники
Русского Севера. М., 1989. С. 69-73; Кочетков И. А. Наблюдения над техникой
ферапонтовских росписей // Ферапонтовский сборник. Вып. 1. М., 1985. С. 10-133.
2 Готовится к изданию каталог орнаментов собора.
Автор благодарит М. А. Орлову за возможность участия в этой работе.
3 Размеры высоты пояса даны от существующего
пола до графьи верхней опуши. Первоначальный уровень пола в алтаре определялся
высотой солеи, т. е. был примерно на 20 см выше современного одноуровневого пола.
4 Визуально более равномерны провисы верхних
краев пелены в четверике. Тем не менее даже здесь интервалы различны. Так, на
северной стене в направлении от дверей к северо-западному углу они составляют
последовательно 116, 97, 88, 106 см. На столбах почти повсеместно имеется
различие в ширине провисов от 1 до 3 см: на северо-западном столбе расположение
средней петли на южной грани смещено вправо на 2 см, на северной грани - влево на 1 см и т. д.
Нижняя кромка пелены по всему периметру храма
имеет разную высоту. Так, на северной стене высота приподнятых углов от дверей
к северо-западному углу составляет последовательно 33, 27,5, 29, 27 см; на западной стене от северо-западного угла до дверей - 23, 25, 24, 23,5 см и т. д.
5 Незначительные смещения от центров провисов
влево или вправо имеет большинство медальонов четверика и алтаря. Наиболее
заметно смещены два медальона на северной стене у северо-западного угла. Разный
уровень размещения медальонов по высоте наблюдается в юго-западном углу по
обеим сторонам; высота размещения центров медальонов от пола по северной стене
от северо-западного угла до дверей составляет 83, 79,5, 79, 77 см.
6 Исключение составляют фигуры дьяконов, где
один медальон располагается под двумя фигурами, кроме крайней слева.
7 Это подтверждается и сохранившимся нахлестом
левкаса.
8 Так, медальон на северной грани юго-западного
столба в правой верхней части на 8-9 см "обрезан" печурой, и в то же
время он расположен на 6 см выше находящегося в одном поле зрения с ним
медальона на южной грани северозападного столба.
9 Так, во втором слева медальоне алтаря, в
нижней его точке, 4 следа ножки циркуля.
10 Смещение от центральной горизонтали в
размещении фигур орнамента наблюдается в четвертом медальоне слева в алтаре, в
медальоне справа от южных дверей, в медальонах у западных дверей, в медальоне
на северной грани юго-западного столба и т. д. Смещение от центральной
вертикали - в трех медальонах слева в алтаре, в медальоне слева от южных
дверей, в медальоне на северной грани северо-восточного столба и т. д.
11 Деление окружностей не всегда выполнено с
точными расчетами, что создает асимметрию в расположении фигур орнамента. Это
можно наблюдать в первом слева медальоне в алтаре, в медальонах на южной грани
юго-восточного столба и на западной грани северо-западного столба. Подробнее о
геометрическом построении орнаментов см.: Гусев Н. В., Майстров Л. Е.
Математика орнаментов Дионисия // Историко-математические исследования. Вып.
XXIV. М., 1989. С. 331-339.
12 На медальоне справа от северных дверей
несколько мягких широких коротких линий на обводке с одновременным нахождением
в разных местах с расстоянием в 14 см по горизонтали следов от ножки циркуля
говорят о поиске места для расположения медальона и, возможно, решении вопроса
о количестве медальонов на данном участке стены. Широкие короткие линии графьи
наблюдаются на обводке медальонов справа от северных дверей, на южной грани северо-западного
столба, на медальоне слева от южных дверей, на двух медальонах в
северо-западном углу четверика.
13 Такие примеры можно видеть в жертвеннике в
первом медальоне слева и в медальоне справа от окна. В центральном медальоне
под окном - маленькие зеленые лепестки в центре круга расположены симметрично
относительно центральной вертикали и асимметрично относительно горизонтали.
14 Наиболее заметные повторы наблюдаются в
"лепестковых" орнаментах, где деление круга на 4 или 6 частей используется
для написания цветка в размер всего медальона, и в "розеточных"
орнаментах. Также некоторые повторы можно заметить в медальонах на западной
грани северо-западного столба и на крайнем справа в алтаре - в виде однообразия
повторяющихся фигур, но с разным их количеством.
15 Особая форма оснований невысоких широких
веерообразных цветов в виде двух мазков по сторонам с горошиной посередине
встречается в медальоне на северной грани юго-западного столба, в медальоне
справа от южных дверей, а также в медальоне на западном портале под архангелом
Гавриилом. Одиночный мазок между основаниями можно видеть в таких же фигурах в
медальоне справа от северных дверей. На западной грани северо-западного столба
основания пирамидообразных фигур выполнены сходящимися мазками.
16 Обычно в таких лепестках основания не
выделены, но в медальоне на южной грани юго-восточного столба они выполнены в
виде коротких штрихов на всем протяжении боковых сторон.
17 На медальонах, расположенных в провисах,
поверх орнаментов в большинстве случаев проходят только внутренние линии
складок, за исключением случаев смещения медальонов от центров провисов. При
расположении медальонов под петлей поверх орнамента прописаны все линии
складок, идущие от нее.
18 Плохая сохранность линий складок не позволяет
сделать выводы о за данности их количества или свободе выбора художника.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский