РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Сибиряков Н.В. Исследование и реставрация церкви Введения в Барашах в Москве. В кн.: Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 105-109. Все права сохранены.

Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен библиотеке «РусАрх» С.В. Заграевским. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

 

Н.В. Сибиряков

Исследование и реставрация церкви Введения в Барашах в Москве

 

Церковь Введения расположена на пересечении Барашевского и Подсосенского переулков, вблизи улицы Покровки.

На первый взгляд рядовая посадская церковь с высоким четвериком, двухпрестольной трапезой и колокольней не таила в себе для исследователя никаких неожиданностей. Казалось, что предстоит обычная реставрационная работа для выведения памятника из тяжелого состояния с восстановлением утраченных завершений, фрагментов, деталей.

Однако в процессе исследований и реставрации были выявлены, возможно, единственные в своем роде и уникальные в архитектурном и строительно-техническом плане моменты.

Кратко об истории памятника.

На месте существующего храма в XV веке была деревянная церковь «Ильи под Сосною». Рядом с ней располагалась царская Ильинская слободка, купленная Иваном III у Андроникова монастыря. При Иване Грозном слободка была взята в опричнину. Позднее в ней были поселены «бараши», тягло которых состояло в том, что во время царских выездов, походов они везли шатры и все их оборудование.

Наименование «бараши» происходит от слова «бара», что означает мягкая рухлядь. По сведениям писцовых книг 1620 года церковь Введения в Барашах в это время была деревянной, при ней числилось 115 приходских дворов. В 1647 году 11 октября была освящена каменная Введенская церковь1, позднее, в 1653 году, освятили придел Пророка Ильи, а в 1668 – престол Лонгина Сотника2, считавшегося покровителем московского царского рода. В день Лонгина Сотника (16 октября) цари бывали у обедни в Барашах.

При церкви в XVII веке стояли особые государевы хоромы, которые упоминаются в Строельной книге 1657 года.

К концу XVII века церковь была перестроена. Подготовка к этому началась в 1688 году, когда для строительства было запасено 100 тыс. кирпичей3.

Первым в 1698 году в перестроенной церкви был освящен северный придел Лонгина Сотника, в 1699 – придел Пророка Ильи4. Окончание работ зафиксировано надписью на антиминсе: «Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским»5.

 

 

 

Ил. 1. Церковь Введения в Барашах XVIIXVIII вв. Вид до реставрации.

 

 

При перестройке в конце XVII века были сохранены отдельные объемы, стены и детали церкви середины XVII века. Об этом свидетельствуют остатки оконных наличников окон второго света на западном фасаде четверика храма, наличника на северном фасаде придела, следы примыкания внутренней поперечной стены к южной стене южного придела и др.

В 1737 году церковь «снаружи погорела»6. Видимо, в ходе ремонтных работ, была возведена существующая ныне колокольня. Ее декор аналогичен декору церкви Иоанна Предтечи на Варварке 1741 года и фасадному убранству Монетного двора в Китай-городе 1740 года.

В 1815 году «для большего света» сделали полукруглые окна в четвериках приделов и устро­или по проекту П.М. Казакова* новые иконостасы в храме и приделах7.

*Павел Матвеевич Казаков – младший сын архитектора М.Ф. Казакова.

В 1837 году был значительно расширен придел Лонгина Сотника, в котором ранее с западной стороны существовало крыльцо с лестницей на чердак трапезной, с которого можно было попасть во второй ярус колокольни. Тогда же внутри трапезной, в массиве сплошной, без забутки, кладки двух столбов, поддерживающих своды, вырубили по четыре колонны. Одновременно переложили северную часть западного свода трапезной и выполнили некоторые другие работы8.

К началу исследовательских и реставрационных работ в 1976 году памятник имел значительные утраты и разрушения (ил. 1). В очень разрушенном состоянии находился белокаменный цоколь, пьедесталы трехчетвертных колонн, сложный белокаменный карниз, витые фигурные колонки и их капители, декор верхней части окон четверика. Значительные разрушения имели капители трехчетвертных колонн приделов, карнизы всех частей церкви. Отсутствовали глава храма, кресты на главах приделов, завершение колокольни. В средней части апсиды была большая вертикальная трещина. В плохом состоянии находились поздние кровли. С севера, юга и запада к церкви примыкали поздние временные пристройки.

После разборки поздней крыши над «трапезной» южного придела и расчистки завала строительного мусора была обнаружена трехскатная кладка кровли с коньком (ил. 2)9. Средняя часть кладки под коньком представляла собой отдельно сложенную стенку из большемерного кирпича, скаты же состояли из довольно рыхлой кладки из щебня на известковом растворе. На поверхности этой кладки были хорошо видны следы прямоугольной выкладки из белокаменных плит размером 45–50 см.

 

 

 

Ил. 2. Проект реконструкции на середину XVIII в.

 

 

В месте примыкания восточного ската к западной стене четверика южного придела под слоем строительного мусора обнаружен желоб прямоугольного сечения, вырубленный из отдельных белокаменных блоков, входящих один в другой. На западном скате сохранился фрагмент белокаменной плиты, следы остальных плит, как сказано выше, были видны на кладке. Все это с несомнен­ностью свидетельствовало о том, что трапезная южного придела имела белокаменную кровлю. Под поздней кровлей четверика придела также была обнаружена кладка в виде плоской пирамиды с полицей, на которой расположена глава. На скатах кладки также хорошо были видны следы белокаменных плит. Следовательно, четверик южного придела также имел белокаменную кровлю на четыре ската с полицей.

Следы белокаменной кровли были найдены и на своде апсиды основного объема. Плиты кровли на апсиде располагались диагонально и были положены не на специальной выкладке, а по дополнительному своду, устроенному над основным сводом, перекрывающим внутреннее пространство апсиды.

Над апсидой южного придела в процессе раскрытия кровли также был обнаружен второй сводик. Через отверстие в нем можно было попасть на основной свод, перекрывавший апсиду южного придела. Подобный второй свод был обнаружен и над апсидой северного придела.

Наличие вторых сводов над апсидами и специальных выкладок над «трапезной» и четвериком южного придела говорит о том, что строителями, возводившими церковь в конце XVII века, над упомянутыми частями была сразу задумана белокаменная кровля, а вторые своды и выкладки служили основанием для нее. Аналогичное устройство имела и трапезная основного объема. Как показало обследование, на северной и южной стенах, в отдельных местах, сохранились пяты ее второго свода. На восточной и западной стенах на уровне чердака отчетливо видны следы его примыкания.

Однако не все кровли на церкви были белокаменными. Одним из интереснейших открытий была находка остатков цветной поливной черепицы на своде четверика основного объема. Ее обнаружили после разборки кровли и обрешетки на северном и восточном лотках сомкнутого свода четверика. Черепица была трех цветов: желтая, зеленая, синяя с полукруглым окончанием и держалась на своде коваными гвоздями. Обмер уцелевшей черепицы на своде и последующий анализ позволили восстановить рисунок ее укладки10. Он представлял собой последовательное чередование полос зеленого, желтого, синего цветов, уложенных веерообразно в два ряда (ил. 2). Черепицы покрывали сомкнутый свод четверика, а полица кровли, скорее всего, была выполнена из белокаменных плит толщиною 8–9 см. Ее малочисленные остатки разрозненно лежали у основания свода под поздней кровлей.

При обследовании кирпичных глав приделов в горизонтальных швах кладки были обнаружены регулярно расположенные отверстия от гвоздей. Возможно, они являются следами крепления черепичного покрытия глав приделов. К сожалению, черепицы с глав найдено не было.

Несколько слов о причинах применения на церкви только белокаменных и черепичных покрытий. Во время окончания строительства церкви, на рубеже XVIIXVIII веков, Петром I было запрещено использование железа при устройстве кровель. Запрет был связан с необходимостью экономии железа для военных целей. Нужно думать, что это и явилось причиной появления в церкви Введения в Барашах белокаменных и черепичных покрытий.

Колокольня, возведенная в сороковых годах XVIII столетия, на уступах всех ярусов также имела белокаменные покрытия. Вероятно, это покрытие было сделано по образцу белокаменных кровель церкви. Эти кровли просуществовали до 1770 года, когда священник Иван Васильев с приходскими людьми обратился в Духовную Консисторию с просьбой «имеющуюся на оной церкви и олтаре ветхую лещадную кровлю из их кошта перекрыть листовым железом».

К описанию исследовательских работ, в которых были сделаны вышеприведенные открытия, необходимо добавить исследования колонн трапезной. Как уже отмечалось, колонны образовались после переделки столбов в четыре колонны, произведенной в 1837 году. Эти сведения нуждались в натурной проверке, для чего были сделаны на колонне два небольших зондажа, расположенные на ней под прямым углом. Зондаж заключался в снятии значительного слоя штукатурки. Под известковой штукатуркой в обоих зондажах была обнаружена плоская лицевая кладка. На ней хорошо сохранилась тонкая первоначальная обмазка. Следовательно, зондажи открыли две стороны столба. Оба зондажа были сделаны в виде аккуратных небольших прямоугольников с целью их сохранения и для музейного показа.

Однако, после передачи памятника церковному приходу, в процессе ремонтных работ зондажи были заштукатурены. Такая же участь постигла и другие зондажи, где показывались переделки в интерьере церкви – срубленные распалубки в своде, примыкание ранних стен и др.

Переделка столбов в четыре колонны, несмотря на то, что столбы имели сплошную кладку, все-таки сказалась на прочности северного пучка колонн. При помощи заливки бетоном четыре колонны снова были превращены в столб. Скорее всего, это было сделано после того, как из церкви памятник был превращен в производственное здание объединения «Мосэлектроприбор». В трапезной поставили тяжелые прессы для штамповки изделий из пластмассы.

Для выявления первоначальной покраски фасадов церкви в разных местах были сделаны зондажи. Под поздними слоями покраски желтого и белого цвета был обнаружен самый ранний – красный, цвета светлого железного сурика. Кирпичные детали фасадного убранства имели белую покраску. Белокаменные детали или не имели покраски, или на них были видны следы побелки. Следы первоначальной покраски лучше сохранились на северной и восточной стороне.

 

 

 

Ил. 3. Проект реставрации. Южный фасад

 

В результате обследования фасадов выявилась следующая картина: фон стен был окрашен в красный цвет, все декоративные детали фасадов, кирпичные и белокаменные, а также цоколь были белыми.

На основании этих исследований был сделан проект покраски фасадов11.

В некоторых из перечисленных исследованиях памятника, а также в проектных работах, принимали участие архитектор Ф.И. Глазков, инженеры Л.А. Каплин и Г.Н. Ровенский.

В заключение кратко о проведенных реставрационных работах 1976–1984 годов.

Первой задачей при проведении реставрационных работ было скорейшее восстановление всех крыш и кровель. Все кровли проржавели, имели большие утраты, протекали. При работах по крышам их форма восстанавливалась по форме, обнаруженной при обследовании. Кровли же делались не белокаменными и черепичными, а медными и железными. На четверике основного объема восстановили сложный белокаменный карниз, особенно разрушенный на западном фасаде. На своде четверика установили кружала по форме кирпичного свода, сделали обрешетку с полицей и окрытие из меди. На аспиде четверика восстановили разрушенные участки кирпичного карниза, сделали кружала по своду и выполнили медную кровлю в диагональную шашку, по рисунку, близкую к опечаткам на своде древней белокаменной кровли.

На четвериках приделов восстановили крыши с полицей по форме кирпичной выкладки над ними. Над «трапезной» южного придела крышу сделали на три ската с коньком, по форме обнаруженной выкладки. Кровля над апсидами приделов повторила форму вторых сводиков.

Над трапезной и северным приделом сохранена существующая до реставрации крыша (ил. 3). Проведены большие работы по усилению ее стропильной системы.

Восстановление крыши над трапезной в первоначальном виде по своду не было сделано из-за утраты большого свода и сравнительно хорошей сохранности поздней грандиозной стропильной системы.

Кровли над трапезной и приделами устроили из оцинкованного железа.

Параллельно с кровлями выполнялись работы по восстановлению глав и завершению колокольни.

Глава на четверике основного объема восстановлена на основании архивной фотографии, зафиксировавшей ее конструкцию без покрытия12. Восстановлен металлический каркас, сделано медное покрытие. Большой крест главы выполнен по фотографии.

Проведены большие работы по реставрации кирпичных глав приделов. Глава северного придела из-за ветхого аварийного состояния была переложена. На обеих главах сделано медное покрытие в прямую шашку. Кресты на главах приделов выполнены по образцу подлинного креста с одного из приделов церкви Введения в Барашах, хранящегося в музее Коломенское.

Очень большие работы проведены по реставрации белокаменного декора четверика основного объема. Восстановлены находившиеся в полуразрушенном состоянии витые белокаменные колонки с капителями, расположенные в верхней части; капители и колонки в обрамлении наличников окон второго света; декор окон трапезной (ил. 4).

 

 

 

Ил. 4. Церковь Введения в Барашах после реставрации. Вид с северо-востока.

 

 

Восстановлены также белокаменные капители и пьедесталы колонн, декорирующих приделы; белокаменный цоколь церкви и его оконные проемы на южном фасаде.

Серьезные работы проведены по устранению и предотвращению дальнейших деформаций апсиды основного объема. В средней части трехчастной апсиды проходила вертикальная трещина, расширяющаяся кверху. В апсиде под нижним сводом была установлена металлическая связь с натяжными муфтами. Проведены работы по усилению фундаментов апсиды и реставрация ее белокаменного цоколя.

В процессе производственных реставрационных работ проведена вычинка кирпичной кладки фасадов. На западном фасаде трапезной восстановлено окно; на южном фасаде четверика основного объема – дверной проем.

На ярусах колокольни сделаны металлические покрытия. Проржавевшее железное покрытие купола заменено медным, восстановлено завершение с крестом.

На ярусе звона, ввиду того, что в 1976–1984 годах не предусматривалось использование церкви по назначению, кровля была сделана с пологими скатами на восемь граней.

Во всех окнах церкви заменены переплеты. В трапезной арматурой периодического профиля с инъектированием укрепили своды, понизили полы до первоначального уровня. Вокруг памятника разобрали поздние пристройки (тамбуры, сараи, туалет), построенные в то время, когда здание занимало Объединение «Мосэлектроприбор». Вокруг памятника восстановили ограду с воротами с северной и восточной сторон.

В соответствии с проектом произведена двухцветная бело-красная покраска фасадов церкви.

 

______________________________________________________

 

1. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 626. Д. 184. Л. 6 об.

2. ГИМ ОПИ. Ф.54. Д.1128. Л.127.

3. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 626. Д. 184. Л. 6 об.

4. Там же. Л. 12 об,15.

5. Там же. Л. 6 об.

6. Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии на XVIII в. М., 1914. Вып. 2. С. 578.

7. Андропов Н.П. Воспоминание о Московской Введенской церкви в Барашах и ее приходе с 1811 по 1881 годов. М. 1881. С. 10-11, 43-44.

8. Там же. С. 14-19.

9. Реконструкция на середину XVIII в. Архив ЦНРПМ. Инв. № 156/193

10. Проект реконструкции первоначального черепичного покрытия четверика церкви. Архив ЦНРПМ. Инв. № 156/179

11. Проект покраски фасадов. Архив ЦНРПМ. Инв. № 156/ 99, 156/100.

12. Проект креста главы четверика. Архив ЦНРПМ. Инв. № 156/106

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский