РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Сироткин С.В. Материалы к истории Фёдоровского Городецкого монастыря // Городецкие чтения. Городец, 20–23 марта 2000 года. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: www.radilov.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г

 

   

С.В. Сироткин

МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ФЁДОРОВСКОГО ГОРОДЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

 

В Российском государственном архиве древних актов сохранились документы XVIII века, дополняющие и уточняющие историю Фёдоровского Городецкого монастыря. Найдена запись в книге раздачи антиминсов к новопостроенным церквям за 1700 год, фиксирующая факт постройки в Городце Храма во имя Фёдоровской Богородицы: «/1700 год/ Месяца июля в 24 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Балахнинский уезд в Городецкою волость в новопостроенную церковь во имя Пресвятая Богородицы Фёдоровския, а взял иеромонах Михаил. Антиминс взял и расписался» [Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 235. Оп. 2. Д. 138. Л. 190об.].

Особенно интересно описание монастыря, сделанное в марте 1719 года Ф.З. Хметевским, в связи с отпиской Городецкой волости после смерти Т.Н. Стрешнева в дворцовое ведомство [РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 15651. Л. 1–2об., 94–102]: «В той же Городецкой волости от Городца в близости монастырь Прествятыя Богородицы Феодоровские. В том монастыре настоящая церковь каменная во имя Пресвятые Богородицы Феодоровские. Построена по соборному без трапезы об одной главе, а глава обита черепицею зелёною, крест на главе железной, с репьями, позолочен. Церковь покрыта тёсом. В церкви в олтари на престоле евангелие печатное на александрийской бумаге, Спасов образ и евангелисты серебряные, за престолом крест с распятием да образ Пресвятые Богородицы Одигитрии в окладе, венец и цата и оклад чеканные серебряные, лампата медная// (Л. 94об) малая, крест благословенной на кипарисе, веса серебром, сосуды вси серебряные…» [Там же. Л. 94–94об.]. Далее идёт описание иконостаса. В первом ярусе по правую сторону от царских дверей находился «образ Пресвятыя Богородицы Фёдоровские в чюдесех, обложен цкою серебряною позолоченою, венец с лучами и цата серебряные басемные и позолочены, у Богородицы убрус// (Л. 94об.–95) и ожерелье жемчужные» [Там же.].

По левую сторону царских врат в нижнем же ряду располагались образ святого мученика Феодора Стратилата, а за «сверными дверми образ Алексея человека Божия да благовернаго великого князя Александра Невскаго чюдотворца…» [Там же.]. Необходимо отметить, что монастырская братия особо чтила память Александра Невского, по преданию принявшего перед смертью в Фёдоровской киновии в схиме имя Алексия. Выше находился праздничный чин, над ним, в третьем ярусе деисусный, а в четвёртом — пророческий. Над пророками помещался «крест Христов с распятием с предстоящими, писаны красками, образ осмилистовой Александра Невьского чюдотворца с мощми, молящей к образу Спасову, цка серебряная белая…» [Там же. Л. 95об.].

Другая церковь, деревянная, была посвящена празднику Преображения Господня. О ней в описании сказано, что выстроена с трапезою, тёплой. В алтаре отмечены три иконы Пресвятой Богородицы Фёдоровской, а в нижнем ряду иконостас образа Пресвятой Богородицы Иверской, великомученика Феодора Стратилата и за «северными дверми образ святаго великого князя Александра Невского чюдотворца в житии…» [Там же. Л. 97].

При церкви хранилась библиотека монастыря, весьма небольшая, что связано, по-видимому, с недавним основанием пустыни. Книжный перечень включает в себя самый необходимый набор богослужебных и несколько четьих книг: «...да книг; два служебника, два потребника, устав,// (Л. 100) псалтырь со воследованная, другая малая, часослов малой, канунник, два ермолога, евангилие неделное толковое, апостол, соборник, Ефрем со Аввою, прологи весь год, минея общая с праздниками, два октая, две треоди поеная да цветная, книга Руно орошенное, житие Иоасафово, котихисис, житие Николино, синодик лицевой» [Там же. Л. 99об.–100]. Дано подробное описание монастырской ограды, окружавшей оба храма и 5 братских келий: «В монастырь Святые врата рублёные, а на них колоколница шатровая, крест обит белым железом. На колоколнице пять колокол, весу в них 12 пуд. На Святых вратах на створах писано Адамово сотворение, над враты Спасов образ з деисусы, писаны красками. Вкруг того манастыря ограда древянная на столбах об одном затворе, покрыты тёсом» [Там же. Л. 100].

Возглавляли монастырское общежительство игумен Павел и казначей иеромонах Моисей, а братии числилось два иеромонаха, 14 монахов да трудник. Хозяйство монастыря было небольшим. Так, например, пахотной земли к нему было прирезано третья доля в д. Подгудаловой. Да к той же пашне написано за монастырём две десятины в д.Кириллове, что было отказано братии городчанином Ильёй Июдиновым. При Кириллове стоял скотский двор, на котором трудились работные люди, скотники и скотницы, которых с семьями насчитывалось 18 человек [Там же. Л. 101об.].

Кормилась братия «от церкви божий мирским подаянием», для чего дополнительно была срублена деревянная шатровая часовня в калашном торговом ряду Верхней слободы [Там же.].

Через полвека, а именно, в 1765 году, по указанию Главной дворцовой канцелярии Дворцовое ведомство учинило перепись дворцовых владений, в т.ч. и описание Городецкой волости. Сохранилась краткая записка о Фёдоровском монастыре, помогающая зрительно восстановить архитектурный ансамбль середины XVIII века: «При селе Городце монастырь мужской. Церковь в имя Пресвятая Богородицы Феодоровския, а предел тёплой святаго благовернаго князя Александр Невского. При ней колоколня. Да оной монастырь з дву сторон обнесён каменною оградою и в стене приделана хлебная з двоими воротами з башнями, да в стене по углам две. Итого четыре башни, и оное всестроение каменное, аз двух же// (Л. 136об.) сторон того монастыря обнесён деревянного оградою» [РГАДА. Ф. 1239. Оп. 2. Д. 1574. Л. 136–136об.].

Почти в то же время, в 1763 году, в связи с секуляризацией подпоручик Семён Григорьев провёл подробную опись монастыря, предназначенного, по мнению властей, к упразднению [РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 747. Л. 1–15]. Историкам и искусствоведам будут интересны выдержки из этого документа: «Опись, учинённая состоящем в Балахонском уезде при селе Городце моностырю во имя Феодоровския Пресвятые Богородицы мужеской.

Показанной манастырь построен по указу святейшего Кира Андреяна, архиепископа Московскаго и Всея России патриарха в 1700 году марта в 11 день расстоянием от города Балахны в 15 верстах вверх по Волга реки от берегу в полуторе версте при показанном селе Городце.

В том монастыре каменная соборная церковь с пределом во имя святаго Александра Невскаго, в ней престолов 2.

Та церковь об одной главе, глава обита каменною черепицею, на главе крест железной прорезной. Подле той церкве калаколня кубчетая каменная, на ней крест железной и как оная, так и церковь, крыты тёсом. На той калаколне калакалов, а сколко в оных весу за неподписью на тех неизвестно. В ту церковь вхожия двои двери полуденные и западные// (Л. 1об.). 3 сиверную сторону паперть в сводах каменных длины на 2 саженях одном аршине, ширины на трёх саженях. К той паперти приделана каменная полатка длины и ширины по 1 1/2 сажени.

Вышеписанная церковь настоящая длины 5 сажин 1 аршин и поперег тож. Алтарь длины 3 сажени, а ширины 4 сажени 1 аршин. В пределе святаго Александр Невскаго алтарь длины и ширины по 2 сажени. Тёплая трапеза длины 3 сажени и ширины тож. Печь изрощатая одна. В церкве в пределе в олтарях и в трапезе окошин 10, в них оконниц стеклянных тож. В том монастыре строения: игуменская деревянная келья о дву апартаментах, в ней покоев три, длины той кельи 5, ширины 3 сажени. Другая келья казначейская низменная, в ней покоев 2, длины 7, ширины 3 сажени// (Л. 2). Братских деревянных низменных три кельи, в каждой по одному покою… Оные кельи состоят впусте, а крыты дранью. У Святых врат хлебопекарня каменная с перегородкою из сенми длиною на 6, шириною на 4 саженях с половиною, две анбарушки деревянные…, погреб адин, канюшня деревянная…

Около того, манастыря обведена в половину каменная ограда длиною на 33 саженях. Вышины в той ограде одна сажень с аршином, в той числе врата Святые каменные ж. А другая половина ограды загорожена строением и огородами// (Л. 2об.).

Да во оном же манастыре состоит скотской двор: избы чёрная для впуску скота, бревенчетая низменная длиной на 3 саженях с половиною и шириною тож, загорода скотская длиною на 5, шириною на 3 с половиною саженях. А под всем тем монастырём земли длиною и шириною по сороку сажен. Да в том манастыре на скотском дворе скота имеется: быков 2, коров 5, телец 4, малинких телят 5, лошадей работных 5, жеребёнков 2. А болие сего того манастыря загородных дворов, садов в городе и за городом не имеется.

И вышеписанное строение всё для единой манастырю надобности до ныне имелось, а во оброки из того ничего отдавано не было. Также в Москве и в Санкт-Петербурге подворьев оного манастыря не имеется// (Л. 3).

Школ и богаделен прежде не бывало и ныне не состоит. Во оном манастыре против древняго установления надлежит быть игумен и брати манашествующих 30 человек. А ныне налицо: игумен Изосим, казначей Филарет, иеромонах Аврамей, крылошан монах Стефан, монах же Григорей хлебопекарь. И как игумен, так и си монашествующая из великороссиян и рукоделия никакого не имеет.

Так же оным денежного и хлебного жалованья ниоткуда не производится, но питаютца подаянием от доброхотных дателей. А бельцов, попов и дьяконов не имеется. Точию находятся во услужении по обещанию два белца, ис которых один трапезник, а другой для всякой манастырской надобности// (Л. 3об.), а других, то есть приказных и отставных, никаковых чинов не состоит.

Приписных ко оному Феодоровскому манастырю других манастырей не имеется и вотчин нет. А имеется точию оному манастырю данной вкладу в 7207 году дворцовой волости от жителя в Верхней слободе Ильи Июдинова земли пять десетин в поле а вдву потомуж, состоящий близ манастыря, на которой про манастырь хлеба пашитца. Да приписной по указу преосвященного Питирима, епископа Нижегородского и Алаторского в 1723 году июля 17 день Глушилкой пустыни усадебной земли 13 десетин в поле а вдву потомуж, которая состоит впусте разстоянием от манастыря в пети верстах» [Там же. Л. 1–3об.].

Затем в описи говорится о храмовой утвари в церкви Пресвятой Фёдоровской Богородицы. Из сделанного подпоручиком перечня особый интерес представляют три напрестольные евангелия, выносной образ Фёдоровской Богородицы (а на другой стороне Александра Невского), образ великомученика Феодора Стратилата да «образ великаго князя Александр Невскаго да Алексея человека божия, писан на красках», а в приделе святого Александра Невского в опись церковным вещам попал новый антиминс [Там же. Л. 4–7, 9об.].

Монастырская библиотека, находившаяся в ризнице, по сравнению с 1719 годом увеличилась вдвое: «…книг: три служебника, устав, псалтырь са возследованием, другая малая киевской печати, часослов, два ермолога, евангелие толковое недельное, апостал, саборник, пролог на 4 книги на весь год, минея общая с праздниками, ирмолог по ноте, два октая, две триоди, одна поеная, другая цветная, книга Руно орошенное, Пращица, катихис, житие Николая чюдотворца, синодик, Увет духовный, минея общая праздничная, три минеи месечные, три требника, житие и служба Александру Невскому, служба Богородицы Феодоровския, чиновник молебной, канонник ветхой, служба святым Захарью и Елисавете, 12 миней месечных новоисправных, и все оные в переплётах в кожах оклеенные» [Там же. Л. 15].

Представленные читателю извлечения из документов могут послужить дополнением к уже написанным исследованиям по истории Фёдоровского монастыря, так и к будущим, которые ещё предстоит написать. Но этими источниками не исчерпывается богатейшая сокровищница архива. Дальнейшие поиски дадут в руки историков новые сведения по истории обители Пресвятой Богородицы Фёдоровской.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик, профессор, доктор архитектуры

Сергей Вольфгангович Заграевский