РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Свящ. Кирилл Сладков
(Статья составлена на основании материалов, подготовленных к печати искусствоведом С.Волковой.)
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности.
Самые ранние сведения
о церкви содержатся в Писцовой книге
Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников архитектуры этого времени. Помимо храма «на Городище» — это Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих памятников (бесстолпность, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории.
От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка.
На стыке старой и более поздней кладок стен, из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района.
В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор по форме аналогичных пилонам Никольской церкви села Каменское.
Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей и с аналогичной в плане церковью Николы в селе Каменское.
Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.
Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями.
Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).
Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и атмосферы, исполненной духовного аскетизма.
Городищенская церковь, равно как и схожие с ней церкви Николы в селе Каменское и Рождества Богородицы «на Сенях» в Московском Кремле, имели на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству.
Стены храма порой не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом. Человек, попадая в храм, таким образом, полностью отрешался от внешнего мира, оставаясь в духовном сосредоточении, один на один с Богом, перед строго выполненным иконостасом, постигая в молитве то, что с наибольшей полнотой выразил игумен Кирилл из Белозерского монастыря: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром».
Этот духовно-нравственный призыв прозвучал в конце XVI века, когда с особой силой встал вопрос, быть или не быть русскому народу и государству в целом. Поиски источника духовной силы, по образному определению историка архитектуры М.В.Ильина: «…должны были привести к созданию такого организма храма, чтобы вошедший в него не столько разглядывал причудливые линии свода, простертого над ним в вышине, сколько погружался в свой внутренний мир, оценивая свои поступки и мысли».
В XVII-XVIII веках в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная.
Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовались три престола: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два — в трапезной — в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова Заведеева. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г.Буфеев».
Яков Буфеев, бывший
в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне
купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты
при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи
опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя
Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его
тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня. Реставрационные работы,
проходившие в
О более древнем
происхождении Предтеченского храма свидетельствует характерная техника кладки
из грубо обработанного камня местного известняка. Такая техника кладки
называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры московского
княжества
Вопрос датировки храма
являлся до последнего времени одним из самых сложных
и претерпевал существенные изменения в работах исследователей истории
древнего зодчества. Так, А.И.Некрасовым было высказано предположение
о том, что перестроенный в
Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Оригинал барельефа ныне находится в Коломенском краеведческом музее (инв. № 130), а на стене Предтеченского храма установлена его копия.
Учитывая всю полноту исследовательской работы и многообразие научных точек зрения в определении даты основания храма, можно выделить всю полноту концепций, основанных на изучении археологического, архитектурного и историко-культурного контекста.
В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор (форма опор аналогична пилонам церкви села Каменского). Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм. Во время перестройки памятника большинство его консолей были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Предтеченский храм «на Городище» может считаться самым древним в Московской области. Осенью 2008 г. исполняется 700 лет со дня его основания. Определение даты основания храма базируется на нескольких исследовательских концепциях. В этой области выделяются три направления, основанные на изучении археологического и историко-культурного контекста.
Данный вопрос исследовал
Б.Л.Альтшуллер, исследовавший в
Следующее направление
в вопросах датировки храма представлено в работах
исследователя В.В.Кавельмахера. В
В научном отчете перечислены в частности такие детали: «грубо обработанные грани камня, неровные края и «мятые поверхности… кладка выполнена без притески и подгонки блоков, на густом растворе и широких швах». Данное обстоятельство ярко свидетельствует об идентичности кладки, использованной при возведении церкви «на Городище».
В своей работе В.В.Кавельмахер учитывал результаты раскопа фундамента собора Димитрия Донского, сделанного М.Х.Алешковским и Б.Л.Альтшуллером в 1969 г. В результате археологических работ была выявлена белокаменная оконная перемычка «во вторичном использовании». Исследования остатков раствора на этих фрагментах, проделанные Кавельмахером, позволили сделать вывод, что эти архитектурные детали принадлежали зданию, построенному за несколько десятилетий до собора. Кроме того, стилистические данные, характеризующие изучаемые фрагменты, близки к архитектурному декору, технике кладки и характеру работ первого Успенского собора, «предшествующего храму св. Димитрия Донского» и Городищенской церкви.
В итоге, выводы, сделанные В.В.Кавельмахером в отношении датировки первого Успенского собора и Городищенской церкви в Коломне оказались научно обоснованными археологически и очень широкими во временном диапазоне «не ранее 1280 г. и не позднее середины XIV в.».
Третьим направлением в истории вопроса датировки храма является исследование историка архитектуры С.В.Заграевского, утверждающего, что храм «на Городище» построен в начале XIV в. К решению вопроса датировки С.В.Заграевский применяет метод историко-мотивационного моделирования эпохи.
Принцип этого метода
заключается в построении модели, на основе проверенных
и доказанных фактов, после чего данная модель применяется к фактам
спорным и недоказанным. Используя этот метод, С.В.Заграевский исследует
исторические события 1300 г.: разгром Даниилом Александровичем Московским
Рязани, пленение князя Константина Романовича и последовавший за этим
переход Коломны под власть московских князей. Историко-мотивационное
моделирование этих событий позволяет исследователю сделать вывод: Коломенские
храмы (Успенский собор и церковь «на Городище») строились
в течение
Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.
Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф, принадлежащий церкви «на Городище», является не только уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора, но и косвенным свидетельством принадлежности храма «на Городище» к началу XIV века. Исследователи расходятся в трактовке изображения, что существенно влияет на вопросы атрибуции данного памятника. Б.Л.Альтшуллер трактует изображенное существо как «единорога», не имеющего прецедентов в домонгольском зодчестве, датируя данный барельеф второй половиной XIV в. С.В.Заграевский принципиально меняет трактовку барельефного изображения. Исследователь считает, что Городищенский фрагмент декоративного убранства есть не что иное, как «василиск»- чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Пластическая трактовка изображенного существа в виде василиска является косвенным подтверждением в пользу более раннего происхождения Городищенского барельефа, поскольку изображений подобных существ (василисков) в декоре домонгольских храмов достаточно много, например во владимиросуздальских храмах.
Стилистические особенности, характер технических работ, результаты археологических, историко-культурных научных исследований позволяют сделать вывод, что церковь Иоанна Предтечи «на Городище» является древнейшим в Подмосковье уникальным памятником домонгольской архитектуры, одним из немногих хорошо сохранившихся объектов историко-культурного наследия, свидетельствующим во всей полноте и объеме о характерных особенностях древнерусского зодчества начала XIV века.
Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого отношения к храму св. Иоанна Предтечи является предписание коломенского епископа Вениамина в ответ на прошение посадского жителя о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла».
В 1780 г., когда было дозволено вновь перекрыть церковь железом и сложить новую каменную колокольню, в предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежеванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городище данного предписания не выполнили и три года спустя в 1783 г. кладбище оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли ее». Предметом заботы коломенских иерархов был не только сам храм и прилежащая к нему земля, но и ценности, хранившиеся в храме.
Храм Иоанна Предтечи часто подвергался угрозам разграбления в тяжелые времена, связанные с событиями отечественной истории, как, например, было в 1612г., когда в селе Городище пребывал лагерь интервентов, так называемый «Маринин городок». Известно, что в 1755 г. епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано «возобновить церковные ветхости».
В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 г. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок.
Из икон сохранилась
до нашего времени лишь одна — «св. Иоанн Предтеча. Ангел
пустыни», написанная в
С историей храма неотъемлемо связаны имена священников, сведения о которых частью дошли до наших дней. Известно, например, что в 1797 г. священником Предтеченской церкви был Петр Иванов. В приходе храма было 130 дворов. В 1887 г. священником был назначен Василий Платонович Покровский, которому на тот момент был 51 год. В том же году при храме была учреждена церковно-приходская школа, помещавшаяся в наемном доме. Заведующим школой вплоть до 1909 г. состоял сам священник — Василий Покровский. Последние 7 лет (с 1902 г.) попечительницей школы была жена коломенского купца А.Тембурская. Известно, что в школе к 1916 г. обучалось 46 мальчиков и 38 девочек, а в церковной библиотеке было 60 книг. С 1905 г. в Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов. В 1912 г. в священники храма села Городище был рукоположен Василий Сергеевич Соболев 29 лет. Он был не только настоятелем церкви, но и законоучителем в церковно-приходской школе.
В советское время
в конце
В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. В 1998 г. церковь св. Иоанна Предтечи получила статус приходской, ее настоятелем был назначен клирик Успенского кафедрального собора Коломны протоиерей Николай Никутин. С 1993 г. в храме было выполнено несколько крупных работ: покрашены стены церкви снаружи и внутри, сделана отмостка, но главное — полностью оборудован северный иконостас. Иконописцем Виктором Павловым написано около 30 образов. В 2008 г. настоятелем храма назначен священник Кирилл Сладков. В церкви проводятся специальные катехизаторские курсы для прихожан. Совершаются паломнические поездки по святым местам. Недавно в церкви произошло долгожданное, радостное событие. После многолетнего молчания, в Светлое Христово Воскресенье над окрестностями снова разлился праздничный благовест. Новые колокола призывают прихожан на богослужение.
Так сложилось, что именно
этот год — знаменательный для истории храма, 6 сентября 2008 г. в день Зачатия пророка Иоанна Предтечи состоится торжественное празднование
юбилейной даты —
Библиография:
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский