РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Соленикова Е.В. Псковско-Новгородские отношения первой половины XIV в. и архитектура Пскова // Археология и история Пскова и Псковской Земли. Институт археологии Российской Академии Наук, Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр. Материалы семинара. 1995 год. Псков, 1995. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2020 г.

 

 

 

Е.В. Соленикова

ПСКОВСКО-НОВГОРОДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV В.

И АРХИТЕКТУРА ПСКОВА

 

За первую половину XIV в. во Пскове было поставлено всего два каменных храма: Снетогорский собор и церковь Михаила Архангела с Городца. Отделенные друг от друга десятилетиями, они представляют собой лишь эпизоды в жизни города. Рассмотрим их подробнее.
При строительстве в 1310-1311 гг. Снетогорского собора Рождества Богородицы за образец был принят Мирожский собор, возможно, воспринимавшийся как "свой" тип - подобный Мирожскому храм стоял только в далекой Ладоге (мнение О.М.Иоаннисяна). Наиболее интересен барабан собора: в XIV в. он был ниже чем сейчас и из всех декоративных поясов существовал только нижний - городчатого орнамента (Рахманина, Скобельцына). Этот мотив может быть либо попыткой имитировать арочный пояс Мирожского собора, либо самостоятельным элементом. В любом случае, он показывает, что собор возводился не новгородскими мастерами: арочный пояс в первой половине XIV в. еще применялся в архитектуре Новгорода (церкви Спаса на Ковалеве и Успения на Болотове), а городчатый орнамент впервые появляется только в 1421 г. на церкви Иоанна Милостливого (Гладенко и др.). Другие элементы Снетогорского собора также не обнаруживают связи с новгородской архитектурой конца XIII- начала XIV вв. (Рахманина, Скобельцына).
Однако после установления в Новгороде олигархической республики в 30-х гг. XII в. и до подчинения его Москве в XV в. все строительство в Новгородской земле велось только метрополией: собор Мирожского монастыря во Пскове, храмы Старой Ладоги и Старой Руссы XII и XV вв., ц. Николы в Изборске, церкви в погостах и монастырях Новгородской земли XV в.1 Таким образом Снетогорский собор оказывается неожиданным исключением.
Он был построен в очень важное для Пскова время. Под 1307 г. в Псковской третьей летописи под 1307 г. тмечено: «Бысть псковичам немирье съ владыкой Феоктистом и новгородци». В новгородских летописях на следующий год отмечено, что владыка Феоктист сошел с кафедры. Впервые на возможную связь этих событий обратил внимание С.В.Белецкий. Он же отметил, что в близкое время во Пскове возводят стену 1309 г., в документах появляется формула «Господин Великий Псков», вскоре исчезнувшая и появившаяся вновь только в конце XIV-XV вв. и пр. (Белецкий 1993). Видимо, с этими же событиями связано и возведение Снетогорского собора.
При монополизации метрополией каменного строительства в Новгородской земле возведение каменного храма псковичами являлось своеобразной формой выступления против Новгорода, за свою независимость.
Иная ситуация сложилась вокруг церкви Михаила Архангела, возведенной в 1339-1341 гг. В 1337 г. «...поиха владыка Василей въ Плесков на подъездъ и плесковцы суда не даша, и владыка поиха от них, проклявъ их». (HIЛ. 6845). Инцидент был исчерпан в 1342 г. заключением Болотовского договора (Белецкий 1993). Церковь Михаила, однако, полностью принадлежит новгородскому зодчеству, и была построена новгородскими мастерами (Седов 1989). В это время в Новгороде была всего одна артель, находившаяся в распоряжении владыки как главы государства (Соленикова 1995). И предоставление этой артели псковичам в 1339-1341 гг. можно рассматривать как один из шагов новгородского правительства, направленный на урегулирование конфликта.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Неизвестно происхождение мастеров, возводивших церкви XIII в. в Довмонтовом городе (в случае, если эти церкви были каменными). Но если они не были новгородцами, то это исключение, подтверждающее правило: в первый период княжения Довмонта (1266-1285 гг.), когда и были возведены церкви, отношения Пскова и Новгорода строились не по принципу подчинения, а по принципу равенства (Белецкий 1984).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белецкий СВ., 1984. К изучению новгородско-псковских отношений во 2 пол. XIII в. // Археологические исследования Новгородской земли, Л.
2. Белецкий СВ., 1993. Древний Псков по данным археологии // Древности Северо-Запада, С-Пб.
3. Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М., 1964. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города., М.
4. Рахманина Н.С., Скобельцына Е.И. Паспорт ансамбля Снетогорского монастыря // Архив Псковской производственной группы охраны памятников.
5. Седов Вл.В., 1989. Происхождение и становление псковской архитектурной традиции, М.
6. Соленикова Е.В., 1995. О необходимости музеефикации результатов архитектурно-археологических исследований (На примере памятников архиепископского строительства в Новгороде в к. XIII - п.п. XIV вв. // Музей в современной культуре, СПб.
 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский