РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Соловьева Л.В. Античный гротеск и ренессансный декор порталов Архангельского собора. В сб.: Тезисы докладов юбилейной научной конференции "К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля" 28–30 окт. 2008 г. М., 2008. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.kreml.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.

 

 

Л.В. Соловьева

Античный гротеск

и ренессансный декор порталов Архангельского собора

 

Особое распространение в эпоху Возрождения в Италии получили декоративные мотивы, заимствованные из орнаментального языка античности, где причудливо переплетались маленькие фигурки людей, амуров и фантастических зверей, гирлянды из цветов и фруктов, маски и светильники. Этот вид декора, соединяющий в себе растительные, зооморфные и антропоморфные изображения, стали называть "гротески".

Термин "гротеск" появился в конце XV в., когда в Риме были обнаружены остатки "Золотого дома" Нерона. Исследуя развалины терм на западном склоне Эсквилина, археологи-любители наткнулись на погребенные под культурным слоем помещения некогда знаменитого дворцового комплекса императора Нерона. Своды и стены дворца покрывала причудливая вязь из растительных мотивов, включавшая в себя резвящихся путти, гибридных монстров, архитектурные фантазии и сюжетные композиции. Гроты стали местом паломничества почитателей античного искусства.

Среди первых исследователей подземных дворцовых залов были флорентийские и умбрийские художники Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Синьорелли, работавшие тогда в Риме над папским заказом - росписями Сикстинской капеллы. Они открыли для себя античную живопись, о которой могли судить до этого лишь по описаниям древних авторов. Их восхитил причудливый стиль росписей и стукковых рельефов парадных залов древнего дворца. Они зарисовывали отдельные элементы античного декора, а потом воспроизводили их в своих фресках и станковых произведениях. В конце 1490-х гг. ученик и последователь Гирландайо составил сборник рисунков, посвященных росписям Золотого дома Нерона, который известен под названием "Codex Escurialensis". Благодаря рисункам мода на гротески быстро распространилась среди флорентийских художников, и, перешагнув пределы Тосканы, охватила почти всю Италию.

В Милане о гротесках заговорили около 1496 г. В круге любителей и почитателей античности стала популярной поэма "Antiquarie prospetiche", созданная неким миланцем, "мастером перспективы" и "другом Леонардо да Винчи", в которой описывались достопримечательности Рима. Среди воспетых античных монументов Вечного города самые проникновенные строки автор посвятил подземным дворцовым залам, в любое время года заполненным художниками, прилежно изучающими античные росписи. По мнению итальянских исследователей, именно в данной поэме был впервые применен термин "гротеск".

Гротеск становится самым популярным орнаментальным мотивом в эпоху Высокого Возрождения и Маньеризма. Он проникает не только в монументальные фресковые циклы, но получает распространение в орнаментальной гравюре, в скульптуре, в декоре мебели, в майолике, ювелирном деле. Четкий принцип построения гротескового декора, когда из одного элемента вырастает другой, а тот в свою очередь рождает следующий, когда все детали связаны единым движением и подчинены законам симметрии, позволяет осваивать пространства любого формата и любой формы. Гротеску легко подчиняется круг, квадрат или треугольник, он может стать обрамлением сюжетной композиции или украсить различные архитектурные детали. Он привлекал художников не только неисчерпаемым разнообразием мотивов и фантазий, но и особой аурой подлинной античности, такой притягательной для людей Возрождения.

Итальянские архитекторы, приглашенные ко двору великого князя Ивана III в конце XV - начале XVI в., привезли и новую модную систему орнаментального декора. Анализируя постройки Алевиза Нового в Бахчисарае и Московском Кремле, можно прийти к выводу, что венецианский архитектор украсил гротесковым резным орнаментом не только порталы построенного им Архангельского собора, но и разработал декор порталов Благовещенского собора и Грановитой палаты.

Итальянский мастер, выполняя заказ православного государя, не мог использовать весь арсенал гротесковых орнаментальных мотивов. Резвящиеся путти и разнообразные антропоморфные монстры, доминирующие в итальянских памятниках, полностью отсутствуют в резном декоре кремлевских построек. Но, ограничившись изображением плодовых гирлянд, вазонов, светильников, добавив к ним зооморфные мотивы, Алевиз Новый создал великолепные резные порталы, проникнутые духом ренессансного осмысления античности.

Гротеск не получил дальнейшего распространения на русской почве, его применение осталось уникальным явлением, локализованным только в столичных памятниках первого десятилетия XVI в. Но отдельные декоративные мотивы, заимствованные из ренессансного гротескового орнамента, прослеживаются в памятниках русского искусства вплоть до XVII столетия.

  

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский