РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: В. Сорокин. На древнем Кучковом Поле. В журн.: Наука и жизнь. № 3, 1965. Все права сохранены.
В. Сорокин
На древнем Кучковом Поле
Из повести “О зачале царствующего великого града Москвы” дошло до нас предание о полулегендарном богатом боярине из вятических старшин Стефане Ивановиче Кучке, последнем владельце докняжеской Москвы, которому принадлежали “обо полы Москвы реки села красные”.
Рассказывается в повести и о том, как “в лето 6666 (1158)” великому князю Юрию Долгорукому, шедшему из Киева во Владимир, понравились эти села и их окрестности, и он насильственно завладевает этими землями, жестоко расправившись с их владельцем Стефаном Кучкой, повелев его “ухватити и смерти предати...” Еще во второй половине XII века Москва носила двойное название — Москва или Кучково — “идоша с ним до Кучкова рекше до Москвы”.
“Кучково село”, “Кучково поле” были расположены на большой территории, прикрывавшейся от внезапных набегов кочевников с юга и северо-запада долинами Москвы-реки и взгорьем 'реки Неглинной, а с востока — Яузой, текущей тогда в крутых берегах. Для большей безопасности в 1394 году была сделана попытка вырыть ров от Кучкова поля до Москвы-реки, используя долины ручьев, текущих в Москву-реку и Неглинную. По-видимому, ров на Кучковом поле был заложен, так как в XV веке в документах упоминалось, что Рождественский и Варсонофьевский монастыри стояли “у рва”. В середине XVI века здесь на “рву” была создана каменная стена белого города, оберегавшая посады и слободы от набегов неприятеля. “Кучково поле” лежало “близ града Москвы на самой дорозе Владимирской”. Отсюда вели пути не только во Владимир — на Клязьме, но и в другие северные города. Широкое Кучково поле было местом сбора горожан, где читались великокняжеские указы, выбирались тысяцкие, проводились суды и наказания. При Дмитрии Донском после кончины выбранного здесь тысяцкого Василия Вельяминова должны были состояться выборы. Известный купец Некомат выдвинул на должность тысяцкого сына Вельяминова Ивана и получил у населения поддержку. Но великий князь эти выборы объявил смутой. Некомату и Ивану удалось скрыться, но на следующий год Иван был выслежен, хитростями пойман и 30 августа 1379 года на этом поле публично казнен мечом. После этого тысяцких не выбирали, их заменили наместниками, находившимися в полной зависимости от князя. В 1383 году был разыскан, захвачен и убит Некомат. На месте казни в 1385 году была сооружена деревянная церковь в память святой Марии Египетской.
В 1395 году над Московским княжеством нависла страшная угроза. С юга надвигалось почти полумиллионное войско непобедимого, жестокого и коварного Тимура (Тамерлана), дошедшее уже до Ельца. Великий князь московский Василий Дмитриевич поджидал, чтобы дать ему отпор, на берегу Оки под Коломной.
Для вселения уверенности в победе князь Василий попросил митрополита Киприяна принести из Владимира в Москву икону Владимирской Божией Матери, главную святыню Русской земли. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукою. Из Константинополя она была в XII веке привезена в Киев, а потом князем Андреем Боголюбским — во Владимир. Верили, что эта икона помогла ему одержать победу над камскими болгарами в 1164 году.
В августе 1395 года чудотворную икону вынесли из Владимира и до Москвы несли на руках под охраной княжеских ратников. 26 августа икона была встречена на Кучковом поле у деревянной церкви Марии Египетской князем Серпуховским Владимиром Андреевичем, боярами, духовенством и множеством народа. А потом, после богослужения, проведенного митрополитом Киприяном, икона была перенесена в Кремль, в Успенский собор.
Того же 26 августа Тамерлан, направлявшийся к Москве, вдруг остановился и дал приказ своему войску повернуть назад и покинуть Русскую землю.
В 1395 году на месте встречи (“устретенья”) москвичей с иконой Владимирской Божией Матери был построен деревянный Сретенский (“Устретенский”) храм, а затем основан мужской монастырь. Так на Владимирской дороге в пределах посада возникла улица Сретенка с названием в разные века “Устретенской”, “Встретенской”, “Сретенской”, В 1482 году деревянная Сретенская “на поле” церковь была заменена каменной.
После присоединения Иваном III в 1478 году Новгорода и в 1510 году, при Василии III, Пскова в Москве были поселены выведенные из этих городов знатные семьи: псковичи — на современной Большой Лубянке и между Лубянской площадью и Кузнецким мостом и новогородцы — в начале современных — улицы Мясницкой и Лубянского проезда. Тут же поблизости Иван III построил монастырь Иоанна Златоуста. Проезжая дорога, мимо Сретенского монастыря на север, способствовала появлению здесь в XVI веке различных торговых лавок, .ларей, кузниц. Появляются дворы торговцев и ремесленников, образовалась Сретенская слобода. Восточное, между Сретенкой и теперешней Мясницкой, разместилась Мясницкая слобода, в которой в 1632 году было 105 дворов. Южнее, на месте теперешней Лубянской площади, заняли место две стрелецкие слободы. За Пушечным двором — первенцем государственного пушечного и меднолитейного заведения, возникшего в конце XV века, западнее Сретенского монастыря появляется слободка кузнецов и конюхов этого двора.
В XVII веке в этой части
города находилось уже много дворов крупных бояр и московской знати: Пожарского,
Пронского, Колычева, Бобрищева-Пушкина, Хованского и др. Большие московские
пожары, уничтожая деревянные застройки, вели к перепланировке владений и
переулков. С основанием Петербурга торговые перевозки пошли по другому пути и
Сретенская улица перестала быть шумной. Это способствовало заселению улицы
семьями видных представителей высшего общества: Ростопчиных, Голицыных,
Долгоруковых, Волконских и др. Находят себе место купцы и компанейцы: Милютин,
Струговщиков, Старцев, Еврейнов. Были здесь и монастырские подворья:
Лукьяновское, Макарьевское, Ивановское. Соседнюю торговую улицу Кузнецкий мост
облюбовали купцы-иностранцы. Были открыты две иноверческие церкви: французская
католическая св. Людовика и римско-католическая — апостолов Петра и Павла. В
меблированных комнатах “Билло”, “Лабади”, “Эльзас”, “Родина”, “Эжень” находили
приют приезжие коммерсанты, артисты. Надстраивались старинные добротные
толстостенные флигеля, акционерные общества и торговые компании возводили новые
большие красивые дома с коммерческими конторами и гостиницами. С середины XIX
века Лубянские улицы стали средоточием многих страховых обществ — “Россия”,
“Помощь”, “Якорь”, “Саламандра”, “Надежда” и др., обеспечивавших пострадавших в
случае несчастных событий, при лишении имущества от огня, при гибели посевов от
градобития.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский