РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Степанов М.В. Воссоздание рабочих методов для церкви «под колокола» Иоанна Лествичника и церкви Вознесения в селе Коломенском // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб, 2015. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г. 

 

   

М.В. Степанов

ВОССОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ЦЕРКВИ «ПОД КОЛОКОЛА» ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

И ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

 

      Башенный тип сооружений был известен на Руси со второй половины XIII в.[1]. До начала XVI в. башни возводились только в оборонительных  сооружениях.  Первый  храм башенного типа возвёл Бон Фрязин в 1508 г. - церковь «под колокола» Ивана Лествичника в Московском кремле. Второй храм построил также итальянский зодчий в 1532 г. - церковь Вознесения в селе Коломенском. Позднее были возведённы храм Иоанна Предтечи в с. Дьяково (автор неизвестен) и собор Покрова на Рву, построенный рускими зодчими Бармой и Постником (по другой версии это был один человек, - известный псковский зодчий Постник Яковлев по прозвищу Барма) в 1555-1561 гг.

      Предметом исследования в настоящем докладе является церковь «под колокола» Ивана Лествичника и церковь Вознесения в селе Коломенском с целью воссоздания методов определения габаритных размеров в рабочих методах.

      Общность каменного военно-оборонительного зодчества, гражданской и культовой архитектуры, которую отмечает Н.Н.Воронин [2], а также привлечение Василием III итальянских архитекторов для строительства гражданских, культовых и оборонительных сооружений в Москве даёт нам право обратиться к трактату Альберти «Десять книг о зодчестве» для решения поставленной задачи.     

       Трактат Альберти был написан к 1450 г. и опубликован в 1485 г. после смерти автора [3]. Трактат интересен тем, что в нём довольно подробно говорится о методах определения габаритных размеров для различных типов античных и ренессансных сооружений. В рамках настоящего исследования особый интерес представляют сведения о том, как определялись габаритные размеры в ренессансных сооружениях башенного типа в XV веке.

      В четвёртой книге, в четвёртой главе Альберти пишет о крепостных стенах и крепостных башнях, где отмечает, что башни должны быть выше стен, но ничего не говорит о том, как определяются габаритные размеры этих сооружений.

      В восьмой книге пятая глава посвящена гражданским башням и их украшениям. Альберти довольно подробно описывает методы определения габаритных размеров этих сооружений. «Башня бывает либо четырёхугольная, либо круглая. В тех и других башнях высота должна соответствовать ширине. Четырёхугольная, чтобы быть стройной, будет шириною в шесть частей своей высоты; высота круглой будет равна учетверённой ширине. Очень широкая четырёхугольная будет шириною не более, чем в четверть своей высоты, а у такой же круглой диаметр будет равен трети высоты.».

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Крепостные башни. dwg-Model.jpg

Рис. 1 Основные отношения в четырёхугольных и круглых башнях.

        Далее он описывает метод, позволяющий построить, с его точки зрения, наиболее пристойную башню. «Пусть сначала на четырёхугольном участке высится цоколь, и высота его пусть равняется одной десятой части всей высоты сооружения от верха до подножия. Ширина будет равна четверти этой высоты… На таком цоколе делается четырёхугольник в виде маленького храма, сторона которого будет равна удвоенной высоте возвышения. Этот четырёхугольник делается одинаковой ширины и высоты, и к нему приставляются колонны, какие мы указали для храмов. В третьем ярусе, а также и в четвёртом и в пятом, строятся круглые храмики. Таким образом, всего их будет три, и мы по сходству с тростником назовём их узлами. Высота отдельных узлов будет такая же, какова их ширина, с добавлением одной двенадцатой ширины – части, которую мы приравниваем цоколю. Ширина берётся от четырёхугольного храма, который стоит на нижнем цоколе, а именно так: ширина четырёхугольного храма делится на двенадцать частей, из них, отняв одну часть, весь остаток ты дашь ближайшему первому узлу. Далее, диаметр этого первого узла также разделим на двенадцать частей, и из этих частей ты дашь второму узлу одиннадцать. А третий узел ты таким же образом сделаешь тоньше второго на одиннадцатую его часть. Шестой ярус этой башни, который будет располагаться над тем, что мы назвали третьим узлом, есть четырёхугольное сооружение, высота и ширина которого должна браться так, чтобы не превышать двух третей диаметра верхнего узла…..Седьмой и последний ярус башни – сквозной круглый портик из неукрашенных и вольно стоящих колонн. Длина колонн с украшениями будет такова, каков диаметр площадки. Самый же диаметр будет равен трём четвертям протяжения расположенного под ним храма. На эту круглую колоннаду надо ставить сферическую крышу.» [4], (Рис.2) .

Рис.2   Иллюстрация к описанию пристойной башни.

      Метод определения габаритных размеров для наиболее пристойной башни состоит из  двух этапов. Сначала, из заданной высоты определяются габаритные размеры нижнего объёма, а затем последовательно определяются размеры всех объёмов, входящих в объёмно-пространственную композицию, задуманную архитектором. Альберти описал принципиальную схему метода, в которой можно менять соотношения, сохраняя последовательность, обеспечивающую взаимосвязь размеров. Это общее правило для всех методов в трактате Альберти.

      Опираясь на идею общности каменного военно-оборонительного зодчества с гражданской архитектурой, проанализируем две крепостные башни, используя метод, описанный Альберти для гражданских сооружений башенного типа [5].

  1                                                                                    2                                                                    

Рис.3  1. Беклемишевская башня 1487-1488 гг.

2. Коломенская башня 1525-1531 гг.,

      Общее соотношение диаметра башен к высоте с учётом утраченных объёмов предположительно такое же, как для стройных и широких башен. Основание цоколя для устройства уклона, диаметр Беклемишевской башни увеличен на 4/10, а у Коломенской башни на 2/10. Высота цоколя обоих башен равна радиусу при основании цоколя. В высоту Беклемишевская башня от верха цоколя до машикулей равна двум радиусам плюс 1/4 диаметра. Высота машикулей до зубцов равна 1/3 диаметра. В высоту Коломенская башня от цоколя до зубцов равна 2 диаметрам. Высота венчающего декоративного пояса равна 1/5 диаметра башни.

      Анализ показал, что итальянские архитекторы при строительстве башен использовали метод для крепостных башен усложнённой объёмно-пространственной композиции разработанный на основе методов описанных Альберти.

Московский Кремль.

Церковь «под колокола» Иоанна Лествичника 1505-1508 гг.

      Церковь-колокольня построена итальянским архитектором Боном Фрязиным. Сооружение центрическое, восьмигранное в плане, трёхъярусное с главкой без апсиды. В 1600 г. главка была разобрана и на её месте возвели новую главу, которая сохранилась до настоящего времени. С.С.Подъяпольский и А.Баталов считают, что по замыслу Бона Фрязина церковь имела ступенчатый стилобат, который впоследствии исчез в культурном слое. Таким образом, мы не можем определить  первоначальную высоту храма, т.к. отсутствуют ступенчатый стилобат и первоначальная главка. Можно ли в этом случае использовать метод, описанный Альберти для воссоздания рабочего метода?

      Ранее отмечалось, что метод для башенного типа сооружений состоит из двух этапов. Если исключить первый этап и использовать только второй этап метода, то анализ возможен (Рис.4).

Рис.4  Сокращенный метод по Альберти.

      Здесь следует исходить из того, что существует разница между проектированием и анализом. При проектировании нужна вся последовательная цепочка соотношений, а при анализе, если позволяет метод, можно исключить часть операций метода, как в данном случае.

       Итак, церковь восьмигранная в плане. Способ построения восьмигранника был хорошо известен средневековым строителям (Рис.5). Он приведён в небольшой книге «Geometria deutsch» приблизительно дотированной 1470-1485 годами, а также  описан Альберти - «Ибо из храмов одни бывают круглые,    другие   –   четырёхугольные,    третьи,   наконец,   многоугольные.....   Число углов

 древние брали то шесть, то восемь, иногда даже десять. Впрочем, для вычерчивания восьмиугольника существует и другой, очень удобный  способ. В самом деле, начертив четырёхугольник равносторонний и прямоугольный, я провожу диагонали в каждый угол четырёхугольника и половинки каждой диагонали оборачиваю вокруг точки пересечения так, чтобы они пересекли под прямым углом все четыре стороны четырёхугольника. Средняя линия между двумя получившимися частями сторон укажет сторону восьмиугольника.» .

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Дьяково. dwg-Model.jpg

Рис.5  Построение восьмигранника по Альберти.

             Рис.6 Схема последовательного определения габаритных размеров основных объёмов.

      Первый ярус состоит из двух частей церкви и звонницы. Высоту церкви Бон Фрязин увеличил по отношению к ширине на 1/8. Церковь двухярусная, отношение ярусов 5/4. Высота колокольни первого яруса на 1/8 меньше половине ширины церкви. Ширина основания второго яруса 4/6 к ширине первого яруса. Высота второго яруса в два раза больше ширины второго яруса плюс 1/7 ширины. Высота третьего яруса на 1/3 меньше ширины второго яруса (Рис.6).

             Рис.7  Фасад, разрез и план, совмещённый с методом определения габаритных размеров.

 

      На чертеже (Рис.7) видно, что на фасаде и на разрезе в определении размеров ярусов и деталей существует явное различие. Суть этого различия объясняется технологией строительного производства которое мы видим на изображении западного первоначального фасада собора Санта Мария дель Фьоре.

     

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img059.jpg

Рис.8  Изображение первоначального фасада собора Санта Мария дель Фьоре

 по проекту Арнольфо ди Камбио.

      Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции самая последняя архитектурная работа Арнольфо ди Камбио, прерванная смертью зодчего (1302г.). Он успел возвести лишь западную стену храма, и наполовину высоты облицевал фасад (отделка сбита в 1587г.).  Вероятно, Бон Фрязин поступил также, сначала возводил несущие стены яруса (или ярусов), а затем его (или их) облицевал, как мы видим на рисунке неизвестного художника [6].

Село Коломенское близ Москвы.

Церковь Вознесения, 1532 г.

      Церковь Вознесения построена, как молённый храм для моления о чадородии великокняжеской четы. Сооружение центрическое в плане, на подклети, шатровое, одноглавое, без апсиды.

      Дискуссия о том, как возникла такая, не имеющая прямых аналогов, объёмно-пространственная композиция и кто её создал, продолжается уже много десятилетий. М.А.Ильин считает, что в основе церкви Вознесения лежит определённая идея, реализованная в новом типе храма [7]. Новый тип храма - это синтез сооружения башенного типа с каменным шатровым завершением. По мнению В.А.Булкина церковь возведена одним из итальянских мастеров [8]. С.С.Подъяпольский считает, что этим мастером был Петрок Малой [9].  И.Е.Забелин,  В.Н.Подключников  и  Ю.П.Спегальский - что храм строил русский мастер [10].

     Василий III задумал каменную церковь, руководствуясь определённой идеей. Какой смысл содержала эта идея, мы не знаем, но соответствующее архитектурное воплощение  в виде шатровой церкви башенного типа до нас дошло. Очень может быть, что строительство церкви не обошлось без творческого союза итальянского архитектора с русским зодчим и мастерами. Речь идёт не только о ренессансных и традиционных для русского зодчества архитектурных деталях, а, прежде всего о включении в объёмно-пространственную композицию башенного типа шатра.

      Архитектор выполнил эскиз, исходя из задания Василия III, построить храм на подклети с гульбищем и всходами высотой 40 (сорок) сажень. Кстати, такой же высоты (около 60 м.) была, по мнению некоторых исследователей, церковь «под колокола» Иоанна Лествичника (колокольня Ивана Великого).

Рис.9  Эскиз храма.

      После согласования с заказчиком эскиза (Рис.9) требовался детальный расчёт основных размеров объёмно-пространственной композиции из заданной высоты. Как показали исследования, архитектор при расчёте габаритных размеров входящих в композицию объёмов руководствовался методом, описанным Альберти (Рис.10).

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Копия Коломенское. dwg-Model.jpg

                    1                      2                        3                      4                        5

Рис.10  Схема последовательного определения габаритных размеров основных объёмов.

1.      Определение габаритов подклета. 2. Определение габаритов церкви. 3. 0пределение габаритов восьмирика. 4. Определение габаритов шатра. 5. Определение габаритов главки.

Сравнительный анализ метода определения габаритных размеров сооружения башенного типа по Альберти с методом определения габаритных размеров церкви Вознесения.

 

Альберти - Пусть сначала на четырёхугольном участке высится цоколь и высота его пусть равняется одной десятой части всей высоты сооружения от верха до подножия. Ширина будет равна четверти этой высоты.

Церковь Вознесения – На четырёхугольном фундаменте с выступами расположен подклет, высотой равной одной восьмой всей высоты сооружения от верха до подножия. Шириной в одну четвёртую всей высоты (без выступов) и в одну третью всей высоты с выступами.    (Рис. 11,1), (Рис. 12,1).

Альберти - На таком цоколе делается четырёхугольник в виде маленького храма, сторона которого будет равна удвоенной высоте возвышения. Этот четырёхугольник делается одинаковой ширины и высоты, и к нему приставляются колонны.

Церковь Вознесения – На подклете возводится четырёхугольный храм с выступами в форме равноконечного креста. Высота храма равна одной четвёртой всей высоты сооружения (Рис.11,2).

 АльбертиВ третьем ярусе…..Высота…..будет такая же, какова их ширина, с добавлением одной двенадцатой ширины – части, которую мы приравниваем цоколю. Ширина берётся от четырёхугольного храма, который стоит на нижнем цоколе, а именно так: ширина четырёхугольного храма делится на двенадцать частей, из них, отняв одну часть, весь остаток ты дашь ближайшему первому узлу.

Церковь Вознесения – Над храмом расположен восьмерик такой же высоты. Ширина восьмерика меньше чем четырёхугольный храм без выступов на одну семнадцатую часть (Рис. 10,3), (Рис. 11,2).

                                                                   1                                                                  2                                            

Рис.11  1.Определение габаритов плана в форме равноконечного креста. 2..Определение габаритов восьмерика в плане.

Восьмерик завершается шатром с главкой. У Альберти ничего не сказано о шатрах и их пропорциях. О том, как архитектор рассчитывал габаритные размеры шатра будет сказано ниже.

      Сейчас следует сказать несколько слов о том, как определялась толщина стен. Альберти пишет: «Толщину стены при высоте в сорок локтей ты сделаешь не менее, чем в четыре фута, а при высоте в пятьдесят локтей сделаешь толщину в пять футов, при шестидесяти локтях сделаешь в шесть, и так далее, в той же постепенности.»[5].     

Рис.12  Высотные размеры в локтях для определения толщин стен.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Коломенское.Дьяково dwg-Model.jpg

                                                                       1                                                2

        Рис.13  1.Определение толщены стен четверика. 2.Определение толщины стен восмерика.

      Предполагаемая толщина стен определяется в футах из общей высоты сооружения в локтях (по Альберти). Высота сооружения в сорок кладочных сажень (1,475м) примерно равна ста тридцати локтям (0,454м) (Рис.13). Согласно Альберти толщина стен подклета равняется 13 (тринадцати) футам (0,305м). Глубина фундамента зависит от грунта.  Древние говорили: «Рой на благо и на счастье, пока не дойдёшь до твёрдого» [6].  Толщина стен четверика, от пола до основания восьмерика равна 11 (одиннадцати) футам из размера от основания четверика до верха барабана 115 локтей (Рис. 12 и 13,1). Толщина стен восьмерика до основания шатра равна 8 (восьми) футам из размера 83 локтя. Стены шатра имеют переменную ширину (Рис. 12 и 13,2).

Рис.14  Разрез, фасад и план, совмещённый с методом определения габаритных размеров.

      Размер разбивочной сетки для гульбища привязан к размерам храма по осям пилястр (Рис.14).

      Теперь о шатре. Неизвестно, кому пришла идея включить в объёмно-пространственную композицию шатёр, князю, фряжскому или русскому мастеру, но ясно одно, что без аналога такая идея возникнуть не могла. Видимо, И.А.Забелин, Ф.Ф.Горностаев, И.Э.Грабарь, Н.Н.Воронин были правы, предполагая, что каменное шатровое зодчество сформировалось на базе древнерусского деревянного зодчества. Это утверждение подкреплено личным опытом автора, который он приобрёл при воссоздании трёх шатров на звоннице Александро-Свирского монастыря Лодейнопольского района Ленинградской области (Фото1) под руководством А.Н. Милорадовича . Прежде чем сложить шатёр из кирпича, плотники сделали деревянную опалубку в форме восьмигранного шатра и только после этого каменщики выложили по ней шатёр (Рис.15). Анализ соотношений по внутренней поверхности шатра церкви Вознесения показал, что ширина опалубки в основании укладывается дважды по высоте (Рис.14).

 

Фото 1 Звонница Александро-Свирского монастыря Лодейнопольского района Ленинградской области.

      Вероятно, также поступили строители церкви Вознесения. Может быть термин «на деревянное дело» относится к возведению каменного шатра по деревянной опалубке.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Коломенское.Дьяково dwg-Model.jpg

                                    1                                         2                                                  3

Рис.15 Принципиальная схема возведения кирпичного шатра по деревянной опалубке.

1. Расчёт двух составных частей опалубки. 2. Внешний вид деревянной опалубки.

3.      Обкладка опалубки шатра кирпичом.

 

Рис.16  Фрагмент чертежа С.А.Гаврилова.

 

      Возведение каменного шатра по опалубке имеет определённые преимущества. Во-первых, архитектор видит пропорции будущего шатра в натуре, что позволяет внести поправки до каменных работ. Во-вторых, опалубка фиксирует форму восьмигранного шатра. На чертеже (Рис. 16) видно, что кладка ступенчатая. Каждый последующий ряд выступает внутрь на 2,5-3 см. Ступенчатая кладка с таким незначительным выступом и на высоту 28 м не возможна без опалубки, даже если делали деревянный макет в масштабе, например 1:6 или 1:4, как утверждают некоторые исследователи, ссылаясь на трактат Альберти.

Выводы

Итак, исследования показали, что итальянские архитекторы при строительстве церкви «под колокола» Иоанна Лествичника и церкви Вознесения в Коломенском использовали метод определения габаритных размеров описанный в трактате Альберти. Метод был откорректирован в соответствии с объёмно-пространственной композицией церквей. Также итальянские архитекторы использовали метод облицовки по примеру, показанному на   изображении первоначального фасада собора Санта Мария дель Фьоре. Каменный шатёр церкви Вознесения был возведён по опалубке, что объясняет термин «на деревянное дело».

 

 

Список литературы.

1. Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVII  веков.    Объёмно-планировочная структура оборонительных сооружений. С.96.

2.  Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества.- ЕИИИ за 1952 г. М.,

С.276.

3.  Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М.: Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

4.  Там же  [кн.VIII, гл.5].                

5.  Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М.: Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

[Кн.VII, гл.4].

6.  ВИА. Архитектура Западной Европы средние века. Л-М, : 1966. С. 505.

7.  Ильин М.А. Русское шатровое зодчество середины XVI в. М., 1980. С. 20.

8.  Булкин В.А. О церкви Вознесения в Коломенском. С.116.

9.  Подъяпольский С.С. Архитектор Петрок Малой, В. кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки, М., 1983. С. 34-50.

10. Гаврилов С.А. Церковь Вознесения в Коломенском. Исследования 1972-1990 гг. Сборник : Реставрация и архитектурная археология. М., 1991.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский