РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Сухова О.А. Древности муромского Троицкого монастыря. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.museum.murom.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г.

  

 

О.А. Сухова

 ДРЕВНОСТИ МУРОМСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Архитектурный ансамбль Муромского Троицкого девичьего монастыря, основанного в 1642-1643 гг., широко известен, почти хрестоматиен. Зато малоизвестны иконы и другие древ­ности, происходящие из него. Ранее не было попыток рас­смотреть их как единое и драгоценное целое, наполняющее прекрасный ларец - монастырь.

Источников, содержащих информацию об этих предметах, немного: «Писцовые книги г. Мурома» 1624 и 1637 гг., церковные и ризничные описи 1766 г. (дополняющая опись 1731 г.), 1803, 1861, 1878 гг.; «Летопись Троицкого монастыря» (первая запись 1775 г.), несколько фотографий с аннотациями В.Н. Добрынкина; инвентарная книга Муромского музея 1923 г, Большая часть из них не опубликована, меньшая - фрагмен­тарно1. Публикации же о древностях носят характер упомина­ний, иногда кратких описаний2. Серьезное внимание уделил истории монастыря Н.П. Травчетов и опубликовал материалы разного характера3. Но специально древних предметов он не выделял. Этого коснулся лишь В.В. Косаткин4. Только один памятник из монастыря был опубликован в советское время5.

Нами была предпринята попытка проследить судьбу древ­ностей этой девичьей обители, сопоставляя источники, анали­зируя памятники, оказавшиеся в местном музее. Сейчас здесь хранится всего около 90 предметов XVI-XIX вв. из Троицкого монастыря, в этом числе 36 икон. Нас же интересуют только предметы, относящиеся к эпохе становления монастыря, имеющие, по нашему мнению, тонкую внутреннюю связь с личностью его создателя - муромца, купца Московской гости­ной сотни Тарасия Борисовича Цветного (Богдана), известного по документам XVII-XVIII вв. и вкладным надписям; героя древнерусской «Повести о Виленском кресте», предположи­тельно закончившего свою земную жизнь схимником Тихоном в соседнем Благовещенском монастыре6. Печать его веры, вкуса, понимания лежит на облике строений Троицкого деви­чьего монастыря и на всем его радостном, затейливом убранст­ве: «А церковь и в церквах Божие Милосердие образы и свечи поставные и сосуды церковные и ризы и на колокольнице ко­локола и все церковное строение Муромца торгового человека Бориса Семеновича сына Цветного да сына его гостиной сотни Богдана...» «А потом оной строитель Цветков усмотрел, что от состоящих весьма близ от монастыря... приходской Св. Иоанна Предтечи деревянной церкви... и бобыльских дворов... имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты мо­настыря и церквей Божиих тем отняло...»7.

Наиболее ранними источниками, дающими представление об убранстве первоначальной церкви, а позднее каменного со­бора монастыря, являются упомянутые Писцовые книги и цер­ковная опись 1766 г. (с 1731 г.) «Супротив Благовещенского монастыря церковь ружная Живоначальныя Троицы древяна верх шатром... в той же церкве в приделе Святых Страстотерп­цев Бориса и Глеба,... образ местный живоначальныя Троицы обложен серебром басменным венцы чеканные позолочены да образ пречистые Богородицы Одигитрия..., трех Святителей..., Великого Чудотворца Николы..., Великого Святителя Тара­сия..., страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба..., Великие мученицы Параскевеи нарецаемые Пятницы... двери царские и сень и столбцы на празелени же»...8 Итак, первоначально в местном ряду - восемь икон. Из описания следует, что ико­ностас пятиярусный. По описи 1766 (с 1731) г. мы прослежива­ем, что весь местный ряд и царские двери в той же последовательности, видимо, в 1643 г., были перенесены в ка­менный собор, за исключением иконы Трех Святителей, пере­мещенной в придел их имени. Сравнение описей показывает, что убранство храма стало значительно богаче, особенно мест­ной святыни - иконы Троицы: «Оклад серебряный чеканный, венцы с короною и цаты позолоченные, венцы обнизаны кру­гом зерны жемчужными, в венце два камня, под цатами три подушечки, обнизаны жемчугом, в помянутых венцах четыре камня - два красных, два зеленых, на венцах пять камешков с жемчугами»9.

В собрании музея среди икон, поступивших из Троицкого монастыря, мы выделили врата и иконы, которые, по нашему мнению, и составляли первоначально местный ряд иконостаса собора. Ранее они никогда не рассматривались как вещи одно­го ряда10. Не сохранились лишь две иконы - Трех святителей и Параскевы Пятницы. Царские врата с сенью, трехчастные, ковчежные, с традиционными изображениями сцен Благовеще­ния и евангелистов. Датируются они XVI-XVII вв. Образ Тро­ицы имеет ту же датировку, но из-за значительных записей, утрат специалисты пока не подтверждают ее. Отдельно хранят­ся детали драгоценного убора иконы. Выделенная нами икона Богоматери Одигитрии (типа Смоленской), в старом инвентаре датировалась также, как и предыдущие, но позже была отнесе­на к концу XVII в. На ней сохранились фрагменты драгоцен­ного оклада. Четыре образа: Борис и Глеб в житии, Николай Чудотворец в житии, Благовещение Пресвятой Богородицы, Святитель Тарасий относят к XVII в. Последняя закрыта стек­лярусной ризой XIX в. поверх серебряной басмы. Несмотря на сомнения, возникающие при изучении этих в основном нерас­крытых икон, нам представляется все же, что именно они упо­мянуты в Писцовых книгах, и, следовательно, должны иметь датировку с конца XVI в. до 1624 г., что возможно подтвердит­ся после полной их реставрации и детального изучения. Деисусы и другие ряды иконостасов церквей монастыря и источниках описаны вскользь. Возможно, хранящиеся и музее пять икон XVII в. относятся к Деисусному чину Троицкого со­бора; Спас на троне, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Архангел Гавриил; а одна к пророческому - Пророк Даниил XVII в.11 Хотя интерьеры и иконостасы всех храмов монастыря были переустроены в 60-70-е гг. прошлого века, все же четыре наиболее почитаемые иконы (Троица, Благовеще­ние, Богоматерь Одигитрия, Борис и Глеб) сохранились в мест­ном ряду собора.

Еще одни царские врата XVII в. из Троицкого монастыря поступили в музей «... прежние из Трехсвятитсльской церкви» с Благовещением и евангелистами, предположительно местных писем. Они украшены басмой и чеканными венцами. По описи 1861 г. следует, что они как «древность» помещались за левым клиросом холодного храма12. Здесь же на стене было не­сколько аналойных икон того же времени с басмой и чеканны­ми венцами с камнями и стеклами. Из них в музее хранятся: Три святителя, Параскева Пятница, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский13. Замечателен в собрании музея складень XVII в. монастырского письма с изображением среди предстоя­щих муромских чудотворцев. Внутрь вложена икона Божией матери XVI в. Отдельно сохранился ее серебряный убор14.

Если все описанные памятники лишь косвенно можно соот­носить с ктитором монастыря Тарасием Борисовичем, то ряд драгоценных предметов из ризницы имеют вкладные надписи и связаны с ним непосредственно15. Самый ранний вклад 1637 г. - кадило редкой формы, встречающейся лишь в Муроме - с граненым фигурным и прорезным шатром. В 1645 г. им по­жертвован оклад евангелия, состоящий из сплошной чеканной пластины с Распятием и евангелистами, стеклами и камнями, сложным золотошвейным узором, по бархату на нижней крыш­ке. Подобный оклад им был приложен в Благовещенский мо­настырь в 1648 г. Замечателен напрестольный чеканный крест, унизанный жемчугом - вклад 1647 г. Нам представляется, что он выполнен тем же мастером, что и оклад 1648 г. В девичий монастырь им приложена небольшая водосвятная чаша со сложным чеканным орнаментом (1648 г.).

Главной святыней Троицкого монастыря является Виленскмй крест, по «Повести» принесенный в Муром Богдану Цветному в 1658 г. Сейчас он хранится в музее. Если «По­весть» о нем достаточно исследована, то сам крест не был опубликован, кроме сообщения о нем Н.П. Травчетова16. Это серебряный золоченый восьмиконечный крест-мощевик с за­кругленными концами, вложенный в складень-кузов с изобра­жением двунадесятых праздников в чеканном окладе. Он может быть датирован лишь концом XVIII в. - началом XIX в,, а не XVII в.

После 1861 г. в монастыре был специально «устроен» ковчег-реликварий в виде небольшой гробницы, где были помеще­ны кресты-мощевики и другие святыни. Среди них выделяется панагия XVI в. резная по кости в сканой серебряной оправе с двумя жемчужинами. Неизвестно, кем она была пожертвована, но подобная же панагия, принадлежащая патриарху Филарету, хранилась в церкви села Арефина Муромского уезда17.

 

1 ГАВО. Ф. 570. Оп. 1. Д. 35; Оп. 2. Д. 67.; Оп. 1. Д. 31; Он. 2. Д. 218. МИХММ Инв. № М-9793; МИХММ. НА 69, л. 25-27, л. 30-33, 35. ОНИ ГИМ. Ф. 17. Д. 651.

2 Тихонравов К.Н. Город Муром. История и древности // Владимирский сбор­ник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимир­ской губернии. М., 1857. С. 83; Ушаков Н.Н. Спутник по городу Владимиру и другим городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 333-334; Масленицын СИ. Муром. М., 1971. СС. см. пр. 15 и 17.

3 Травчетов Н.П. Материалы для истории Муромского Троицкого монастыря // Труды ВУАК. Кн. V. Владимир, 1903. С. 3-53.

4 Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Ч. I. Владимир, 1906. С. 267-274.

5 Хлебов Г.В. Житийная икона Бориса и Глеба из Мурома // Памятники куль­туры. Новые открытия. 1985. С. 267-278.

6 Ни в одном нам известном Муромском синодике в роду Цветаевых нет имени Тарасий, зато упомянут схимник Тихон. Есть это имя и среди Оратии в синодике 1713 г. // Синодики рукописные Муромского Благовещенского мо­настыря. 1695 и 1713 гг. МИХММ. Инв. №№ М-2230, М-2233. л. 4 об., л. 22(23) об., л. 32 (33) об.

Также известен вклад старца Тихона в Благовещенский монастырь 1667 г. - серебряное паникадило (ныне в собрании Русского музея), где над словом «приложил» есть помета «Цветнов».

7 Писцовая книга г. Мурома 1637 г. // Упом. Владимирский сборник. С. 157-158; Рапорт игумений Неонилы 1773 г. См. у Н.П. Травчетова в упом. соч. С. 33.

8 Там же. С. 157.

9 Цитирую по упом. соч. Н.П. Травчетова. С. 17.

10 МИХММ Инв. №№. Размеры: М-6611/1-3 - 46x76, 159x38; М-6657 - 114x90; М-5195 - 112,5x74,5; М-6665 - 115x80; М-6659 - 112x79; М-5198/1-2 - 125x98; М-5201 - 115x62.

11 МИХММ. Инв. №№. Размеры: М-6695 - 86x54; М-6714 - 87x28; М-6713 - 87x25; М-6712 - 86x29; М-6711 - 88x29; М-6715 - 88x39,5.

12 МИХММ. Инв. №№ М-5063/1-2. ГАВО. Ф. 570. Оп. 1. Д. 31. Л. 16-16 об.

13 МИХММ. Инв. №№. Размеры: М-5055 - 32x28; М-5037 — 32x28; М-5054 - 32x28; М-5188 - 32,5x26,3.

14 МИХММ. Инв. № М-5199/1-2.

15 МИХММ. Инв. № М-5116; М-5081. См. Масленицын СИ. Упом. соч. С. 32-22. Ил. 73; М-5126; М-5112.

16 МИХММ. Инв. №№ М-5273. См. ВГВ 1899 г. N 34. С. 4-5 и упом. соч. Н.П. Травчетова. С. 51-53.

17 МИХММ. Инв. № М-5120. См. Масленицын С.И. Упом. соч. С. 15-16. Ил. 51, 52. Эти упоминания без указаний происхождения.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

                            

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский