РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Тарабарина Ю.В. Церковь Никона Троице-Сергиева монастыря в контексте современного ей зодчества. Доклад: Шестая научная конференция по проблемам pyсcкой художественной культуры XVII - первой половины XVIII века "Филевские чтения". 20 - 23 декабря 1999 г. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru. Все права сохранены.
Ю.В.
Тарабарина
Церковь Никона Троице-Сергиева
монастыря
в контексте современного ей
зодчества
Задача данного сообщения
- рассмотрение архитектуры (в особенности - характерных элементов фасадной
декорации) первых памятников храмового зодчества времени
царствования Михаила Федоровича Романова. В качестве объектов изучения
сознательно избраны только постройки, датировка которых очевидна и подтверждена
источниками.
Первые известные нам
памятники периода возникают в Ярославском Спасо-Преображенском
монастыре, где в 1617-19 гг. была полностью перестроена на старом месте ц.Входа в Иерусалим. Затем
последовало восстановление стен, переделка нескольких башен и возведение в 1621
г. шатровой церкви над Святыми воротами обители. С работой тех же мастеров Э.Д.
Добровольская, справедливо считая этих зодчих представителями столичной
традиции, связывала ц.Николы
Надеина (1620-22). Храмы, построенные в Ярославле
1617-1622 гг., используют ряд художественных принципов, сложившихся в "годуновском" зодчестве к. XVI в.,
однако для них характерна несколько огрубленная
(подчас искаженная) трактовка пропорционального строя и элементов декорации.
Ярославские храмы исполнены почти полностью из кирпича, который определяет
лапидарную пластику их фасадов.
Другим центром,
строительная деятельность которого восстановилась сравнительно рано, был Троице-Сергиев м-рь. Вскоре после
снятия осады Льва Сапеги были начаты починки
разрушенных зданий. Уже в 1611 г. состоялось освящение восстановленной ц.Параскевы Пятницы на Подоле. По
сведениям "Краткого летописца", в 1621 г. к старой, построенной под
наблюдением В.Д. Ермолина, трапезной монастыря была пристроена ц.Михаила Малеина. Вскоре после
неудачной осады монастыря королевичем Владиславом была восстановлена и освящена
ц.Введения на Подоле (1622).
К 1623 г. относится "расширение", т.е. строительство заново на
прежнем месте с увеличением размеров, церкви преподобного Никона.
Этот памятник,
сохранившийся до нашего времени относительно хорошо, позволяет судить о
качественной стороне архитектуры Троице-Сергиева м-ря после Смутного времени.
Высокий четверик бесстолпного храма, примыкающего к
южной стене Троицкого собора, перекрыт коробовым
сводом с поперечной распалубкой. Внутреннее пространство церкви воспринимается
как ориентированное на вертикаль, но не лишенное объемности; пропорции храма
достаточно гармоничны, однако многие особенности архитектуры церкви (решение
верхней части в виде "аттика", крупная полукруглая апсида, небольшой,
сравнительно с объемом четверика, диаметр главы) подтверждают принадлежность ее
архитектуры первой половине 1620-х гг.
Характерный элемент
декорации ц.Никона - аркатурный пояс, охватывающий апсиду и стены четверика.
Можно было бы привести множество аналогий этого мотива, однако все они остаются
достаточно отдаленными. Особенности аркатуры ц.Никона заключаются,
- в распространении на
почти всю поверхность стен храма,
- и высоте, удлинении
колонок, теряющих остатки тектоничности, и
превращающихся в вертикальные тяги-валики, элемент изысканной, почти ювелирной
декорации.
Все возможные аналогии аркатуры
Никоновской ц-ви
существенно отличаются от нее: в одних случаях они высоки, но ограничены
поверхностью апсид, в других - проходят только по стенам четверика, и тогда
ограничиваются по высоте, варьируясь в рамках определенных пропорций. Из-за
неточности всех возможных параллелей сложно определить происхождение элемента.
Можно предположить, что аркатура унаследована от предыдущей ц.Никона (1548 г.). Однако это частично опровергается
отсутствием подобного мотива в построенной одновременно с ней ц.Введения на Подоле (1547), где
мы встречаем прямое копирование декорации апсид Духовской
ц-ви монастыря, не дающее оснований для версии о
творческой переработке местных мотивов в сер. XVI в.
Поэтому более верным представляется предположение о
возникновении необычной аркатуры в постройке 1623 г. Стилистически она
родственна зодчеству начала 1620-х гг., для которого характерна тенденция к
развитию элементов, украшающих и заполняющих поверхности, "боязнь пустого
пространства". В то же время мотив как таковой уникален и для зодчества
1620-х гг. Если предположение о его появлении именно в это время
верно, то, возможно, это наиболее изысканная находка ранней архитектуры времени
Михаила Федоровича.
Другой характерный
элемент - ряд килевидных нишек
тонкого трехуступчатого абриса, чьи линии вторят
рисунку завершений аркатуры и форме кокошников четверика. Такими же нишками украшена верхняя часть
стен Введенской ц-ви на Подоле, относящаяся, как было
показано в статье В.В. Кавельмахера, ко времени
перекладки сводов церкви в 1622 году. Этот элемент имеет достаточно близкие
аналогии в новгородской архитектуре XVI в. (ц.Сретения Антониева м-ря 1533, трапезная ц.Варлаама Хутынского м-ря 1552). В то же
время ему можно найти параллели (правда, несколько более отдаленные) в таких памятниках
к.XVI столетия, как Успенская ц-вь
Спасо-Евфимиева м-ря
в Суздале и собор Болдин-Дорогобужского м-ря.
Оба названных элемента
декорации использованы в архитектуре Успенской "Дивной" ц-ви Алексеевского м-ря
в Угличе. Аркатурный пояс приобретает в Успенской ц-ви более традиционную и несколько огрубленную трактовку.
Он украшает только апсиды, его структура менее ритмична - "целые"
вертикальные тяги чередуются с удлиненными консолями. Кроме того, трактовка
элементов представляется по сравнению с декором ц.Никона неуверенной и вялой. То же можно сказать по
отношению к килевидным нишкам,
которые проходят под карнизом трапезной и на фасадах
приделов.
Однако связь архитектуры
"Дивной" ц-ви с линией, развивающейся в
начале 1620-х годов в Троице-Сергиевом
м-ре, несомненна. На наш взгляд, углический храм,
несмотря на его архитектурные достоинства, является представителем несколько
упрощенного ответвления "троицкой"
архитектуры.
Архитектура храмов
Ярославского Спасского м-ря и ц.Николы Надеина, в свою
очередь, возможно, получает продолжение в московской ц.Покрова
в Рубцове, строительство которой, вероятно, приходится на середину 1620-х гг.
Итак, первые каменные
храмы появляются после завершения Смуты в к. 1610-х - н. 1620-х гг. Центрами, в
которых началось строительство, были два монастыря - Ярославский
Спасский и Троице-Сергиев. Две линии, намеченные в
архитектуре монастырей, в сер. - вт. пол. 1620-х
годов получают развитие в постройках Москвы (ц.Покрова в Рубцове) и Углича (Успенская
"Дивная" ц-вь). Таким образом, восприятие
"годуновской" традиции и
ее перетолкование на новый лад после Смуты
начинается с монастырских построек, при этом следует признать качественное
превосходство линии, представленной произведениями зодчих, работавших по
заказам обители преподобного Сергия.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский