РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Тельтевский П.А. Можайск. Из кн.: Тельтевский П.А. Древние города Подмосковья. М., 1974. Все права сохранены.
П.А. Тельтевский
МОЖАЙСК
На Москве-реке, в 110 км от столицы на запад расположен древний город Можайск. Впервые в летописи он упоминается в 1231 г. До конца XIII в. город принадлежал Смоленскому княжеству, а в 1303 г. вошел в состав Московского княжества как важный укрепленный пункт, контролировавший подходы к
Москве и прикрывавший ее с запада.
Можайск не раз отражал нападение врагов, рвавшихся к Москве, и вписал немало
славных героических страниц в историю нашей страны.
Из рода московских князей первым князем Можайска был сын героя Куликовской
битвы Дмитрия Донского Андрей (1389-1432). Позднее городом управляли наместники
из Москвы, а последним можайским князем был Андрей Углицкий (1481-1491). В
XIV-XVI вв. город становится крупным ремесленно-торговым центром.
На очень высоком холме, господствующем над хорошо просматриваемой окружающей
местностью, был расположен древний кремль Можайска с насыпными валами и
деревянными укреплениями. Древние земляные валы хорошо сохранились до сих пор и
дают представление о размерах старого укрепленного ядра города. Этот холм
сначала был обособлен и окружен глубоким рвом, а потом узкой земляной насыпью
соединен с выросшим городом
Деревянные стены и башни Можайска существовали с самого основания города;
известно, что в XVI в. деревянная крепость ремонтировалась.
Но в описи 1596-1598 гг. отмечается, что деревянные стены (имевшие окружность
около 650 м) и башни можайского кремля окончательно пришли в ветхость.
Сохранились лишь названия башен: Никольская проездная башня с церковью, башня
Кухня, Косая Стрельня, Петровская (с воротами), полубашенье Сурино-колено,
Глухая, Красная и др. Перед главными Никольскими воротами через ров (где
позднее была сделана насыпь, соединившая разросшийся город с холмом) имелся
широкий и длинный мост со стороны посада.
В 1626-1633 гг. можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего
Москву от интервентов, Д. М. Пожарский; в 1624-1626 гг. строятся каменные стены
и башни можайского кремля.
В настоящее время не сохранилось и следов этих каменных стен и башен; лишь
необычно высокий величественный земляной кремль свидетельствует о прошлом
неприступной крепости.
В кремле в XVI в. стоял деревянный Никольский собор, а в конце века упоминается
каменная Воздвиженская церковь. О дальнейшем каменном строительстве кремля
источники молчат. Сохранились только два храма, выстроенные в можайском кремле
уже в XIX в. с использованием частей древних храмов.
Сторожевой город Можайск имел в древности своеобразный охранный символ -
деревянную статую Николы высотой почти в рост человека, выполненную в XIV в.,
которая находилась в древнем Никольском храме. "Никола Можайский"
изображен стоящим, в его правой руке - поднятый меч, а в левой он держит
условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной.
Деревянная статуя находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее и
является редчайшим образцом объемной скульптуры XIV в. Эта древняя статуя
вызывала многочисленные подражания в XVII и XVIII вв. и имеет свою интересную
историю. Она, по преданиям, была изображена на монетах, выпущенных при князе
Андрее, сыне Дмитрия Донского. Очень возможно, что редкая на Руси скульптура
была предметом гордости горожан, почиталась в древнем Можайске, находилась на
главных крепостных воротах кремля как охранитель города.
Вблизи кремля, на Якиманской улице, находится один из интереснейших в Можайске
памятников архитектуры - Якиманская (Иоакима и Анны) церковь. В далеком прошлом
здесь находился Якиманский монастырь, письменные упоминания о котором относятся
еще к 1596-1598 гг., когда он уже имел каменную церковь. Позднее, в XVII в.,
монастырь потерял свою самостоятельность, а в 1735 г. он уже числится как приходская церковь. Окружавшая монастырь слободка вошла к этому времени в
черту городской застройки.
Якиманская церковь полна загадок, содержит исторически сложившиеся наслоения, в
результате которых возникло своеобразное сооружение, исполненное в дошедшем до
нас виде, безусловно, одаренным зодчим. Основу храма составляет почти
правильный кубический объем, покрытый четырехскатной кровлей, стены которого
выложены из кирпича и белого камня. Центральные части боковых фасадов церкви
завершают окна - люкарны с характерными для стиля барокко деталями. Над кровлей
виден крупный завершенный куполом барабан, который поставлен на своеобразный
постамент. Барабан прорезают четыре крупных арочных проема, в которых
размещались колокола. С целью создания традиционного пятиглавия выложены четыре
декоративные тумбы. С восточной стороны к основному кубу храма примыкает
несколько необычная для русского зодчества крупная, почти во всю ширину
восточной стены, полукруглая апсида. Детали храма носят смешанный стилевой
характер: имеются детали, выполненные, как уже упоминалось, в стиле барокко
(наличники окон апсиды, детали люкарн и четырех тумб), а также детали в стиле
псевдоготики XVIII в. (убранство основания барабана, тумб
"пятиглавия").
Необычностью композиции не исчерпываются странности этого сооружения. Известно,
что храм выложен с использованием частей более древнего, белокаменного храма:
северная и западная стены имеют большие участки белокаменной кладки, а южная
сохранилась на высоту до верхнего окна как стена храма XIV в.*, включенную в
новую постройку XVIII в. как ее часть. Эта стена выложена из прекрасно
подогнанных один к другому блоков белого камня и имеет по центру дверной проем,
превращенный в окно. Самое любопытное можно увидеть, войдя внутрь храма: при
перестройке XVIII в. южная стена поменяла свои фасады - современный наружный ее
фасад в первоначальном белокаменном храме XIV в. был обращен в сторону
интерьера и, наоборот, наружный фасад древнего храма оказался внутри
современной Якиманской церкви.
Древняя стена сохранила в интерьере Якиманского храма детали наружных фасадов
сооружений XIV в. - две плоские пилястры-лопатки, членящие фасад на три части,
а также портал с приставными колонками и килевидным завершением, который
обрамляет вход, превращенный ныне в окно. С наружной стороны южная стена
сохранила детали, свойственные интерьеру, например, в ее восточной части
имеется глубокая ниша - "печура", служившая местом хранения церковной
утвари. Части белокаменного храма XIV в. Якиманской церкви, вероятно, есть
самое древнее, что дошло до нашего времени от древнейшего зодчества Можайска.
Удивителен Якиманский храм - его монолитный куб с массивным крупным объемом
апсиды несет черты стиля барокко, проступающие в сочной пластике объемов и
деталях, а также классицизма, выраженные, например, в характерном завершении
храма крупным барабаном с куполом. Талант мастера придал замечательные пропорции
общей композиции храма, полной индивидуальности и своеобразия.
На высоком прибрежном холме, возвышающемся над низменной поймой Москвы-реки, на
окраине Можайска раскинулся Лужецкий монастырь, основанный еще в 1408 г. монахом Ферапонтом, с именем которого связано также основание знаменитого Ферапонтова
монастыря на севере нашей страны - в Белозерье.
* Н. Н. Воронин. "Зодчество северо-восточной Руси XII-XV вв.", т. II.
Изд. АН СССР, 1961.
Древний собор Лужецкого монастыря построен в первой половине XVI в. Крупный
пятиглавый храм выстроен в традициях соборных сооружений, имеет четыре круглых
внутренних столба, несущих сводчатое перекрытие и световые барабаны глав. Это
древнее сооружение производит сильное впечатление своей величественностью и
стройностью. Значительные обновления и перестройки получила древняя трапезная,
постройка которой относится к 1577 г., а также надвратная церковь
(предположительно конец XVI в.). В 1673 г. в монастыре выстроена колокольня, замечательная по своим деталям и общей композиции - типичное сооружение своего
времени. В 1681-1692 гг. в монастыре продолжалось широкое строительство,
возводились каменные здания келий, также не избежавшие позднейших искажений,
строилась каменная ограда с небольшими угловыми башнями, покрытыми деревянными
шатрами.
Новый Никольский собор в можайском кремле начал строиться в 1802 г., но постройка его затянулась и была завершена лишь 12 лет спустя, в 1814 г. Никольский собор - сооружение XIX в., редкое по красоте расположения и живописности среди не
только подмосковных, но и всех русских городов. Выстроенное в романтическом
стиле псевдоготики неизвестным зодчим здание собора запоминается необычным
своим видом, красочной декоративностью.
Никольский собор поставлен в можайском кремле очень удачно (на самой верхней
точке высокого холма) и виден издалека, со многих точек города. Наиболее
эффектный вид на собор открывается при подъезде к Можайску с запада: задолго до
того, как станет виден город, уже виднеется высокая каменная колокольня собора.
Никольский собор - крупное и сложное по объемному построению сооружение, при
возведении которого так же, как и в Якиманской церкви, были использованы части
более древнего храма. Это послужило одной из причин усложнения плана
двухпрестольного храма, каким является Никольский собор. Известно, что в состав
северной части собора вошел находившийся на том месте древний храм с двумя
столбами и главой с кокошниками, сохранившимися до сих пор (предполагается, что
то был храм, построенный в 1684 г.). С западной стороны к основному сложному в
плане объему собора, как бы заключающему в себе два храма, примыкает высокая
многоярусная колокольня.
Никольский собор, интереснейший в Подмосковье, производит впечатление
сооружения стиля русской псевдоготики, но в трактовке архитектурных объемов, в их
усложненной пластической характеристике, а также в характере резных
белокаменных деталей, щедро расположенных зодчим на фасадах этого удивительного
храма, чувствуются отзвуки стиля барокко.
Зодчий четко выражает на фасадах здания собора два яруса-этажа: первый,
"подклетный" этаж и высокий основной парадно трактованный второй
этаж, имеющий огромные высокие окна, перекрытые двойными арочными перемычками с
декоративными лучковыми завершениями наличников и тремя резными белокаменными
пирамидками. Тонкие спаренные колонки из белого камня расположены на высоких
(до уровня второго этажа) белокаменных тумбах, "обходят" все фасады
здания кругом, расчленяя их на отдельные участки; они то подчеркивают
многочисленные выступы и раскреповки фасадов, то выделяют круглящиеся апсиды
восточного фасада собора.
В Никольском соборе мало излюбленных в сооружениях псевдоготики XVIII-XIX вв.
стрельчатых арочных мотивов деталей убранства, здесь они, как правило,
"смягчены": глаз повсюду встречает плавные округлые кривые, более свойственные
деталям убранства русских построек конца XVII - начала XVIII вв.
Любовь зодчего, строившего Никольский собор, к пластике архитектурного объема
очевидна: мало найдется участков фасада, где стены прямолинейны, они всюду
раскреповываются, перебиваются уступами, а наиболее эффектно выглядит восточная
стена; она состоит из многих полукружий - волнистая и изящная в членениях,
насыщенная светом и тенью, она обращена в сторону входа в кремль со стороны
города.
Над стенами, выше венчающего карниза здания, возвышаются многочисленные
декоративные башенки с тонкими резными белокаменными колонками и фигурными
завершениями. Четыре более крупные своеобразные беседки-бельведера совместно с
невысоким барабаном, покрытым низким куполом, образуют пятиглавие.
Отличительной особенностью Никольского собора можно считать сильные черты
светскости его архитектуры. Это впечатление создают: развитой венчающий карниз,
отсутствие обычных для храма закомар или кокошников и обязательных для храма
глав (они заменены здесь изящными воздушными беседками, придающими ему
дворцовый вид). Колокольня собора завершена тонким и высоким шпилем, она богато
декорирована белокаменными деталями и отличается спокойной уравновешенностью
архитектурных масс, легкими ярусами, устремляющихся вверх. Вертикальные
декоративные элементы - белокаменные колонны - придают ярусам колокольни, всему
зданию собора большую легкость, подчеркивают стройность композиции.
Зодчий Никольского собора нашел в сочетании мотивов русской архитектуры конца
XVII в. и романтичного стиля псевдоготики XIX в.- свое индивидуальное понимание
прекрасного в архитектуре, воплотив этот свой замысел в красочных и живописных
архитектурных формах.
Рядом с Никольским собором с восточной стороны находится Петропавловский собор,
построенный в 1849 г. на месте собора, рухнувшего в 1844 г. В композиции Петропавловского собора продолжается цепь загадок, типичных для старинных
построек Можайска. Подобно Якиманской церкви и Никольскому собору, последний по
времени Петропавловский собор тоже выстроен с использованием частей старого
храма, а в композиции собора сделана не совсем удачная попытка сохранить
особенности архитектуры древнего храма.
Кубический объем Петропавловского собора имеет с востока. три более низкие
апсиды и увенчан одной главой; фасады его расчленены пилястрами на три части,
завершенные декоративными изображениями килевидных закомар, и снабжены
белокаменным поясом, опоясывающим здание кругом. Портал входа копирует древнюю
форму обрамлений с килевидным завершением. Создается впечатление, что все эти
элементы композиции собраны здесь воедино с целью сохранить в новом здании
черты облика исчезнувшего древнего храма, стоявшего на этом месте. Отмеченные
особенности характерны для храмов конца XIV - начала XV в. и позволяют
исследователям предполагать, что собор, который рухнул, можно отнести именно к
этому периоду.
Необходимо отметить, что этот собор в отличие от примечательного в замысле и
деталях Никольского собора, выделяется несовершенством замысла и слабостью
исполнения, не совсем грамотной, а иногда и наивной трактовкой деталей русского
зодчества XVI в., эклектическим сочетанием их с приемами архитектуры XIX в.
Убранство Петропавловского собора отличается излишней сухостью, свойственной
периоду упадка мастерства в архитектуре второй половины XIX в.
Можайский кремль - один из немногих мест города, которого не коснулась
реконструкция. Кипучая жизнь современного Можайска проходит за пределами
древних земляных валов этого небольшого укрепления. С кручи земляного кремля
далеко видны просторы русской земли, которую на протяжении веков охранял
город-воин Можайск. Кремль и его храмы - хранители истории города - удивительно
живописны, они запоминаются и навсегда остаются в памяти как интереснейшая
архитектурная достопримечательность Можайска.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский