РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Тимофеева Т.П. Архитектурная история Суздальского архиерейского дома (XVI–нач. XX вв). В кн.: Материалы исследований ВСМЗ. Владимир, 2000. С. 48-54. Все права сохранены.

Электронная версия материала предоставлена библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

Иллюстрации в электронной версии отсутствуют. 

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

Т. П. Тимофеева

АРХИТЕКТУРНАЯ  ИСТОРИЯ СУЗДАЛЬСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА (XVI–нач. XX вв.)

 

Историография этого ныне широко известного хрестоматийного памятника1  удивительно бедна, если не отсутствует вовсе. Единственной публикацией о нем можно считать несколько страниц в книге А.Д.Варганова “Суздаль” и две реставрационные статьи2; во всех случаях отсутствует научно-справочный аппарат. Варганов был, по существу, единственным исследователем-реставратором этого сложного здания,  который в процессе 20-летних реставрационных работ мог наблюдать его в натуре.

В 1985 г. научный сотрудник ВСЭНРПМ А.П.Смирнова составила обширную историческую справку по архиерейскому дому3, где собраны важнейшие описи: 1720, 1763,1800 гг., план 1802 г., некоторые документы 19 в. Документов более раннего времени практически не сохранилось. Однако в этой справке не ставилось задачи анализа материала. Памятник до сих пор не имеет ни одной специальной научной публикации.

Настоящая работа ставит целью восполнить этот пробел; при этом уточнить состав комплекса и судьбу его частей в 18–нач.20 вв.

Прежде всего возникает вопрос первоначальной территории архиерейского двора и его церквей. Думается, что сначала все постройки размещались в непосредственной близости  от собора, и только после пожара 1577 г. могли продвинуться ближе к западному валу. Перед западным крылом современного здания археологическими исследованиями 1999 г. обнаружено древнее кладбище с остатками фундаментов, в том числе, возможно, деревянной кладбищенской церкви. Первая каменная церковь – Благовещенская – построена на архиерейском дворе в 1559 г. Варганов нашел об этом запись во Вкладной книге Рождественского собора: “Лета 7067 (1559) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с палатою каменною же”4 . Она могла находиться с юга от собора и пострадать от большого пожара 1577 г. Об этом пожаре Анания Федоров сообщает со ссылкой на грамоты епископов Варлаама и Арсения, что “не токмо строение деревянное в соборной церкви и в доме архиерейском марта 25 дня погоре без остатку, но и в каменных кладовых в доме архиерейском палатах древние грамматы и письма погибоша”.6

После пожара появилась Введенская церковь. О ней тоже есть сообщение у А.Федорова: “Да в доме его Преосвященства церковь каменная, теплая, строение преосвященного Варлаама, который бысть в лето 7086 (1578), во имя Богородицы, честнаго ея Введения”.5  Где она находилась и какое отношение к ней имела Благовещенская церковь? Варганов не мог решить для себя этот вопрос. В книге “Суздаль” 1971 г. он представляет эти церкви разными зданиями: “…к концу 17 в. на архиерейском дворе уже стояли Благовещенская, Иоанно-Богословская и Введенская церковь”,7 причем здание Благовещенской церкви 1559 г. “в 17 в. было перестроено и в таком виде дошло до нас”, а Введенская церковь “с незначительными переменами и надстройками сохранялась до 1951 г.”.8  Из этого текста решительно неясно, как их идентифицировать. В проекте же реставрации западного корпуса 1967 г. он считает, что это одно и то же здание – Благовещенская церковь 1559 г., перестроенная после пожара в 1578 г. и переименованная во Введенскую.9 Однако если церковь находилась на западной стороне двора, что же было напротив южного фасада собора, где в 1635 г. встала колокольня с Благовещенской церковью в ней?10 Гораздо естественнее предположить, что Благовещенская церковь 1559 г. находилась на этом месте и погорела в пожар 1577 г. Затем на новом месте, ближе к валу, на бывшем кладбище (где деревянная церковь тоже могла сгореть) была построена Введенская церковь и епископский двор расширился на запад. Руины Благовещенской церкви еще оставались и лишь в 1635 г. сменились колокольней, а церковь в память прежней назвали Благовещенской. Аргументом за эту модель может служить следующее обстоятельство. Если  Введенская  церковь перестроена из Благовещенской, а не построена на новом месте, она должна скорее всего повторить план прежнего здания, т.е. встать на старый фундамент (в противном случае его должны были засыпать и тогда бы получился холм). Но трапезная палата, где церковь имеет собственный выраженный объем и помещение трехчастного алтаря, весьма сомнительна в 1550-е гг.; такой тип появляется несколько позднее. Т.о., может статься, что Благовещенская трапезная церковь 1559 г. находилась к югу от собора. В 1635 г. ее место заняла колокольня с Благовещенской церковью, которая упразднена в 1775 г., а престол перенесен в собор.11 После 1577 г. на месте кладбищенской церкви построена Введенская с трапезной палатой (“трапеза” упоминается в 1720 г.12). Введенская церковь не упоминается в Писцовых книгах Суздаля 1628-1629 гг.13- очевидно, после литовского разорения в ней не служили. В пожар 1719 г. она вновь пострадала и была возобновлена лишь в 1750 г., причем переименована в Казанскую.14 Восьмискатный верх мог появиться именно в это время, во всяком случае, не ранее Илариона. В Суздале еще три храма имеют ныне подобный верх: Сретенская в Васильевском монастыре (без точной даты, предположительно 17 в., верх ее – плод реставрации), теплая Ризположенская 1777 г. и теплая Кресто-Никольская 19 в. В описи 1763 г. Казанская церковь упоминается как крестовая,15 в описи 1800 г. названа Христорождественской и занята архивом консистории, а трапезная палата – риторическими классами.16 Затем пришла в ветхость, фактически была упразднена, но помнилась как бывшая Введенская, а в 1882 г. отремонтирована для духовного училища и освящена как Кирилло-Мефодиевская.17

Кроме этих, на архиерейском дворе известен еще ряд церквей. В Писцовых книгах 1628-1629 гг. указана Всехсвятская церковь “древяна клецки” с приделом Михаила Малеина и новопостроенная Успенская.18  В 1759 г. походная Всехсвятская церковь устроена в крестовой палате;19 очевидно, сама церковь упразднена. В описи 1763 г. она поэтому и не значится.20 Но здание еще стояло и было разобрано лишь в 1788 г.21 Церковь эта была пристроена к архиерейским покоям на 4-х столбах.22 . Архиерейскими, или Иларионовскими, покоями назывался корпус (флигель)  посреди двора (см. далее).  Еще одна церковь – Иоанна Богослова с приделом свв. Иоанна и Федора – упразднена была при строительстве северного корпуса при Иларионе.23

Перестроенный при Иларионе архиерейский дом простоял без изменений всего два десятка лет. Пожар 1719 г. уничтожил “в доме архиерейском на палатах деревянные кельи и кровли и накатные потолки и всякое деревянное строение и хлеб и в кладовой полате…припасы погорели”.24  Как справедливо предполагал Варганов, тогда же сгорела и галерея между колокольней и северным корпусом;25 в дальнейшем она нигде не фигурирует. До пожара все выглядело следующим образом: “На крестовой полате и на ризнице было покрыто тесом и скалами, на той же крестовой полате построены были архиерейские брущатые деревянные четыре кельи с перевязью, у них были сени и чуланы брущатые ж, а на казенных, и на кладовых, и на певческой школе, и на солодежне, и на поварне кровли были крыты тесом и скалами, в том числе в трех полатах потолоки были накатные бревенчатые тесаные”.26 Архиерейский двор имел обширное  хозяйственное строение: “4 житницы о двух жильях, а в них сусеки бревенные”, конюшенный двор, а на нем три каменные палаты, деревянная конюшня в 15 саженей, амбар с сушилом, отхожий конюшенный амбар в 24 сажени, конюшенный амбар для архиерейских карет в 25 саженей длиной, колодезь с тесовым шатром, кузница с угольником, сад с тесовой оградой.27

В 1733 г. архитектор Мичурин был послан в Суздаль от коллегии экономии “для осмотру и описи” и составил смету на ремонт архиерейского дома.28 Однако работы состоялись лишь в 1750 гг., когда, как сообщает А.Федоров, Введенская церковь “возобновися и весьма изрядно украсися и была переименована в Казанскую”.29 Тогда же на крестовой палате был, вероятно, надстроен третий каменный этаж вместо деревянного, показанный в описи 1763 г. В 1747 г. в крестовой палате “три устроены покоя: от соборной церкви две доли оставлено в крестовую, а в третьей по правую сторону устроена присудственная палата к покоям его Преосвященства нижним, в которой его Преосвящнство соизволил дела слушать, по левую сторону устроена столовая палата”.30 Здесь упоминается присутственная палата к нижним покоям архиерея. В описи 1763 г. значится некое строение: “Внутри двора от объявленных в 1-й линии (от собора – Т.Т.) палат галерея открытая, к ней входных з двора две лестницы деревянные. Под тою галереею палатка жилая с чюланом да погреб каменные…От оной галереи по той же линии палаты о дву апартаментах, в верхнем апартаменте одна жилая с перегородкою, при ней сени да две палаты пустых, в нижнем апартаменте две палаты кладовых, при одной выход, да три палаты жилых, все каменные…Оные палаты все имеются ветхи и к падению преклонны.”31 У А.Федорова есть схематический чертеж архиерейского дома, где, как нам кажется, показаны эти покои.32 Они примыкали к той части крестовой палаты, где с правой стороны была присутственная палата, и были довольно обширны: более 16 саженей в длину и более 4 в ширину, галерея соответственно около 4 и 6 саженей. Этот “состоящий посреди дому архиерейского каменный флигель” в 1789 г. осматривал архитекторский помощник Протас Иванович Козлов и нашел, что “от весьма давнего построения совсем разселся, кровля деревянная упала и своды повалились…передний столп пошатнулся”, и просил разрешения на снос.33 Иеромонах Иоасаф сообщает, что для строительства владимирской семинарии в 1800-е гг. “были разобраны так называвшиеся Иларионовские покои”.34 По нашему мнению, это тот самый флигель; разбирать его начали в 1789 г. Кирпич частично продавали (в 1798 г. “за проданной в суздальском архиерейском доме ветхой каменной флигель” было получено 500 р.35), частично использовали для ремонтных работ и для владимирской семинарии. Во всяком случае, на плане 1802 г., составленном губернским архитектором А.Н.Вершинским, его уже нет.36

Опись 1763 г. показывает следующие каменные палаты: “В 1-й линии от соборной церкви о трех апартаментах. В верхнем апартаменте: кладовых 5, жилых З, двои сени; в среднем жилых дву да трои сени; в нижнем жилых 5, кладовых 1, поварня 1, магазеинов 1…По левую сторону 2 анбара каретных да магазеин каменные…Во 2-й линии по большой проезжей улице палаты о трех же апартаментах, в верхнем апартаменте жилых 2, при них сени да кухня; в среднем жилых 3, кладовых 2, да трои сени, да крестовая церковь. В нижнем апартаменте жилых 3, кладовых 2, ледник 1, погреб теплой 1…Подле оных палат в той же линии для въезду в дом архиерейской ворота, возле тех ворот по той же линии пивоварня, солодежня со вином каменные об одном апартаменте (фундаменты последних обнаружены при раскопках 1999 г. – Т.Т.)…В 3-й линии подле городового вала ограда каменная…к той ограде посреди двора приделаны семинарских жилых двое светлиц деревянных об одном апартаменте…через сени семинарских же жилых палат каменных 2 об одном апартаменте, при них кухня да кладовая палата (семинарские кельи показывает чертеж А.Федорова – Т.Т.). Посреди двора сад.., в средине того сада беседка деревянная.., конюшенный двор каменный…каменный тележный амбар…При оном же архиерейском доме за городовою осыпью прудок не в оброке, около ево саженные деревья, березняк и калинник”.37

В 1788-1789 гг., с переводом архиерея из Владимира в Суздаль, архиерейский дом был осмотрен епископом Виктором и составлено описание многочисленных “ветхостей”. В главном корпусе помещались “крестовая церковь, палаты его Преосвященства, 4 палаты, архиерейская и соборная ризницы, консистория с архивами, братские и служилые покои с кухнею и кладовые с выходами; над оным корпусом крышка, сделанная с обломом, совсем обветшала…всего в 21 да и в прочих местах сквозь самые своды проходит великая теча”; оказалось, что кровля была сделана неправильно: из елового лесу, со слишком низним “обломом”, т.е. слишком пологая, стропила не цельные и плохо укреплены, тес положен “не в лад”, без липового луба, в слуховых окнах не было желобов, “балюстрат” на крыше поставлен неправильно и от застоя воды погнил.38

В 1798 г., с переводом архиерея обратно во Владимир, суздальский архиерейский дом был упразднен и в дальнейшем использовался как гражданское здание. В 1800 г. по указу 1798 г.  здесь разместилась бурса при семинарии – 60 бедных учеников.39 Впервые суздальская семинария появилась в архиерейском доме еще в 1723 г., но в 1726 г. учеников распустили; вновь открыли классы в 1736 г. – лишь до 1737 г. Затем семинария находилась в Спасо-Евфимиевом монастыре, в 1755-1762 гг. вновь в архиерейском доме, в специальных палатах, а в 1788 г. суздальская семинария объединилась с владимирской и переславской и вернулась в архиерейский дом.40 Здесь оставался еще архив упраздненной суздальской духовной консистории. Чертеж А.Федорова показывает консисторию в угловом помещении; здесь же, очевидно, был и ее архив. Однако его перенесли в “бывшую домовую его Преосвященства церковь”, разгородив ее кирпичной перегородкой, а в трапезе поместив семинарские классы.41 Бурсаки же заняли для жительства бывшее семинарское присутствие, комнату приказных служителей и старый архив, т.е. угловые помещения.42

В 1800 г. была составлена подробная опись всех строений архиерейского дома и двора,43 а в 1802 г. А.Н.Вершинский сделал план,44 которые вместе дают полное представление обо всем комплексе. В 1802 г. архиерейский дом использовался следующим образом: в разных покоях и залах помещалось до 500 чел. казеннокоштных жительствующих и своекоштных обучающихся семинаристов; духовное правление и приказные служители; архивы упраздненных Суздальской и Переславской епархий; семинарская библиотека; соборная ризница; нижние этажи занимали семинарские служители и сторожа, кухня, кладовые, погреба семинаристов; 4 покоя на случай приезда архиерея; остальные строения использовались под склады леса, дров и пр.45 В 1802 г. заходит речь о размещении в архиерейском доме уездных присутственных мест. Здешний городничий Иван Крель составил опись “покоям и сараям для помещения суздальских присутственных мест, равно винных и соляных магазеинов”. В основном, это средний этаж северного корпуса, наугольный покой и 5 комнат западного корпуса, в нижнем этаже – помещение бывшего архива уездного суда в наугольной части и несколько нежилых строений: флигель в сторону западного вала с 2-мя сараями, каретный сарай и житница под покоями.46 Тогда же был составлен и “рисунок” этих помещений.47 В 1805 г. Вершинский еще раз сделал план, а также фасад и произвел оценку здания для размещения в нем винных и соляных магазинов с обозначением помещений, занятых семинарией, т.к. ему поручалось составить проект семинарского корпуса во Владимире.48

В декабре 1814 г. в Суздале открылись уездное и приходское духовные училища, а в 1818 г. в архиерейском доме вновь устроены жилые комнаты с кухней и кладовой для бурсаков.49 В 1823 г. была выведена часть соляных и винных магазинов, а их место заняло духовное училище.50 “Ведомость казенных гражданских зданий” 1830 г. показывает в архиерейском доме в верхнем этаже духовное училище; во втором этаже - уездный суд, дворянскую опеку, градскую полицию, земский суд, духовное правление; в нижнем этаже – уездное казначейство с кладовою, пожарный сарай и бурсу.51 В 1834 г. для присутственных мест построено специальное здание, и освободившиеся помещения вернулись в духовное ведомство. В 1840-е гг. были попытки со стороны светских властей нанять подвалы архиерейского дома для провиантских магазинов. Однако оказалось, что подвалы “без надлежащего в оных устройства полов, дверей и разделки окон для прохода воздуха со вставкою железных решеток употребить для предстоящей надобности невозможно”.52 В 1856 г. в архиерейском доме  собирались разместить по квартирной повинности полковую конюшню, заняв для этого “отдельно стоящие каменные сарай и избу”;53  в избе помещалась семинарская баня, которую перевели в нижний этаж (западного корпуса). Однако ожидавшийся полк не прибыл, и нужда в этом отпала. Но взамен этого Екатерининского полка каменный сарай до конца 1856 г. занимала Артиллерийская бригада.54  На протяжении 18 и большей части 19 веков кровля на всех зданиях архиерейского дома и двора оставалась деревянная. Лишь в 1874 г. “над двумя ярусами архиерейского дома и над галереей при нем”, т.е. над бывшей церковью, устраивается железная кровля.55 Это связано с ремонтом здания для духовного училища и общежития.56 В это время бывший архиерейский дом носил в городском обиходе название бурсы. По рассказам старожилов, как сообщает М.Снегирев, “это здание во дни их молодости…тянулось почти вплоть до вала и имело пристройки и немало других строений, вроде певческой, конюшен и прочего, хотя отдельных от главного корпуса, но неразрывно связанных с ним своею вековою давностию. Взрытая земля позади здания, известь, пересыпанная с землей, щебень, булыжник – все это…может служить подтверждением тех рассказов.”57 Духовное училище, ютившееся то в нижнем, то в верхнем этаже, “вело чисто бродячую жизнь, но везде ему было и грязно, и холодно, и сыро.” Капитальный ремонт 1874 г. начался с устройства классов  училища. Для этого переделали крестовую палату, нарушив старинный свод и превратив ее в 5 классов-аудиторий.58 Затем решено было устроить общежитие. В 1876 г. правление училища составило опись проектируемых пристроек и смету. В 1880 г. новую смету и план здания составил владимирский архитектор М.П.Кнопф.59 Однако  более дешевая смета, по которой, очевидно, и провели работы, относится к 1881 г. В следующем году общежитие было открыто, тогда же освящена 4 сентября 1882 г. Кирилло-Мефодиевская церковь.60 В 1880-е гг. подвалы здания сдавались под складские помещения, а доход поступал в пользу владимирского архиерейского дома.61

Такое использование ансамбля продолжалось и в начале 20 в. После 1917 г. ситуация изменилась. Духовное училище и церковь при нем упразднили, здание передали  губмузею. 13 мая 1925 г. составлен акт приема этого имущества в ведение владимирского губмузея от суздальского волисполкома: “ Владения бывшего архиерейского дома, а именно: 1) дом каменный двух- и трехэтажный, крытый железом, построенный в 17 в…с занятием частью музеем, а частью детдомом и квартирантами. Значительная часть помещения пустует, дом требует ремонта: крыши, окон, дверей, лестниц и печей; 2) хоз. постройки: 3 сарая деревянных с каменными столбами, крытые железом, 2 бани, каменная и деревянная, крытые железом.., нуждаются в окраске крыши, а один сарай в ремонте столбов и починке крыши; 3)прилегающая земля к означенным владениям, граничащая по древнему валу с городским садом.”62

Дальнейшая история ансамбля – это уже история Суздальского музея, реставрация и современная музеефикация.

 

Примечания.

  1. Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество 17 в. М., 1966. С.49, 246.  

  2. Варганов А.Д. Суздаль. 2-е издание: Владимир, 1957. С.51, 3-е издание: Ярославль, 1971. С. 123-133; он же. К вопросу методики исследования и реставрации памятников древней архитектуры. // Практика реставрационных работ. М., 1958; он же. Восстановление переходов и галереи в архиерейских палатах в кремле Суздаля. // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1978. Сведения Варганова об архиерейских палатах вошли в путеводитель: Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской, 5 изданий, и альбом: Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1969; а также многочисленные путеводители, буклеты и т.д. 

  3. Смирнова А.П. Архиерейские палаты. Историческая справка. Рукопись. // Научный архив госпредприятия “Владреставрация”.

  4. ОПИ ГИМ. Фонд Уварова.

  5. Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. // Временник общества истории и древностей Российских. Т.22. М., 1855. С. 121.

  6. Федоров А. Указ. соч. С.51.

  7. Варганов А.Д. Суздаль. Ярославль, 1971. С.126.

  8. Там же. С.124.

  9. Варганов А.Д. Исследование и проект реставрации западного корпуса. // Научный архив госпредприятия “Владреставрация”. Шифр   C-18  №14117. 1967 г.

10. О колокольне с Благовещенской церковью сообщает А.Федоров  - указ. соч., с.49.

11. ГАВО. Ф.560. Оп.1. Д. 337. Л.179об.-180.

12. РГИА. Ф. 796. Оп.1. Д.72. Л.7об.

13. ВГВ. 1900. № 29; Федоров А. Указ. соч. С.51.

14. Там же. С.51.

15. РГАДА. Ф.280. Оп.3. Д.599. Л.1об.

16. ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.418. Л.2об.-3.

17. ВЕВ. 1882. № 21.

18. ВГВ. 1900. №.29; Федоров А. Указ. соч. С.51.

19. Федоров А. Указ. соч. С.51-52.

20. РГАДА. Ф.280. Оп.3. Д.599. Л.1-2об.

21. ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д..6.Л.14об.

22. ГАВО. Ф.564. Оп.1. Д.1. Л.2.

23. Федоров А. Указ. соч. С.51. В литературе этой церкви присвоена без всяких комментариев дата 1528 г. – см. Воронин Н.Н. Указ. соч. С.169.

24. РГИА. Ф.796. Оп.1. Д.72.

25. Варганов А.Д. Восстановление переходов и галереи…С.96-105.

26. РГИА. Ф.796. Оп.1. Д.72.

27. Там же.

28. РГИА. Ф.796. Оп.13. Д.413.

29. Федоров А. Указ. соч. С.51.

30. Там же. С.51.

31. РГАДА. Ф.280. Оп.3. Д.599. Л.2.

32. В-6675. Л.97об.

33. ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.589. Л.26-26об.

34. Иер. Иоасаф. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С.114-115.

35. ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.5. Л.5.

36. РГИА. Ф.1488. Оп.1. Д.527.

37. РГАДА. Ф.280. Оп.3. Д.599. Л.1-2об.

38. ГАВО. Ф.556. Оп.1. Д.589. Л.25.

39. ГАВО. Ф.560. Оп.2. Д.686. Л.1.

40. Малицкий Н.В. История Суздальской духовной семинарии (1723-1788). Владимир, 1905.

41. ГАВО. Ф.560. Оп.2. Д.686. Л.5-5об.; Ф.564. Оп.1. Д.18. Л.18.

42. ГАВО. Ф.564. Оп.1.Д.18. Л.12об.

43. ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.418. Л.1-11.

44. РГИА. Ф.1488. Оп.1. Д.527; ГАВО. Ф.566. оп.2. Д.28. Л.33-54об. – описание плана.

45. ГАВО. Ф.556. Оп.108. Д.28. Л.10об.-11.

46. ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д.2306. Л.2-3.

47. Там же. Л.7.

48. ГАВО. Ф.14. Оп.1. Д.543. Л.1-1об.

49. ВЕВ. 1874. № 20.

50. ГАВО. Ф.556. Оп.108. Д.1036. Л.1.

51. ГАВО. Ф.84. оп.1. Д.217. Л.155-157.

52. ГАВО. Ф.565. Оп.1. Л.71.

53. ГАВО. Ф.564. Оп.2. Д.278. Л.4,7.

54. ГАВО. Там же. Л.7об., 10.

55. ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.273. Л.4об.

56. Там же. Л.5об.

57. Снегирев М. Освящение церкви и общежития при Суздальском духовном училище. // ВЕВ. 1882. №. 20.

58. Там же.

59. ГАВО. Ф.485. Оп.1.Д.535. Л.16.

60. ВЕВ. 1882. № 20, 21, 24.

61. 1881 г. – ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.290. Л.9; 1884 г. – ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.293. Л.3; 1888 г. – ГАВО. Ф.565. Оп.1. Д.297. Л.3;. 1889 г. – ГАВО. Ф.565. оп.1. Д.300. Л.1об.

62. ГАВО. Ф.24. оп.1. Д.743. Л.179.

 

Иллюстрации.

2а – План-схема архиерейского двора в Cуздале.

 

Пояснения к иллюстрации 2а.

1-                       Рождественский собор.

2-                       Предполагаемое место Благовещенской церкви 1559 г.

3-                       Введенская церковь 1578 г.

4-                       Колокольня 1635 г.

5-                       Здания времени Илариона, 1682-1700 гг.

6-                       "Иларионовские, или архиерейские, покои", "флигель", 1682-1700 гг. (не сохр.)

 

Список сокращений.

ВГВ - Владимирские губернские ведомости.

ВЕВ - Владимирские епархиальные ведомости

ВСЭНРПМ – Владимирские специальные экспериментально-научные реставрационные мастерские

ГАВО – Государственный архив Владимирской области

ОПИ ГИМ – отдел письменных источников Государственного исторического музея.

РГАДА – Российский государственный архив древних актов.

РГИА – Российский государственный исторический архив.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский