РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Тимофеева Т.П. К уточнению даты Дмитриевского собора. В кн.: Дмитриевский собор во Владимире. М., 1997. С. 38-41. Все права сохранены.

Электронная версия материала предоставлена библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

Т.П. Тимофеева

К уточнению даты Дмитриевского собора

 

 

Единственный раз в летописи указана определенная дата постройки Дмитриевского собора - 1191 г.1 Однако начиная с первых же исследователей2 и по сей день принята косвенная дата: интервал между 1194 (или 1193) и 1197 гг.3

Нижняя граница определяется пожаром 1193 г., о котором в Лаврентьевской летописи сказано: «Бысть пожар в Володимери... и княж двор... избавлен бысть от пожара»4. О Дмитриевском соборе здесь нет упоминания, и на этом основании предполагается, что его еще не было. Верхняя граница определяется записью о принесении «гробной доски» Дмитрия Солунского - 10 января 1197 г.5 Время же закладки ставилось в связь с рождением в 1194 г. сына Всеволода - Владимира-Дмитрия. На первый взгляд, тут есть и логика, и историческая правда, и подкупающая простота.

Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не так просто. Мы предлагаем иной ход рассуждений, правда, пока только в самом общем виде.

Сначала обратимся к хронологии Всеволодова строительства: в 1189 г. - освящение Успенского собора после пожара и перестройки, в 1191 г. - закладка Рождественского монастыря, 1192-1196 гг. - строительство собора на его территории, 1194-1196 гг. - возведение детинца с надвратной церковью, 1192-1194 гг. - ремонт Богородице-Рождественского собора и крепости в Суздале, 1195 г. - строительство оборонительных сооружений Переславля-3алесского6. И вот сюда вклинивается важнейший княжеский храм - после монастыря, детинца и суздальского собора, одновременно с работами в Переславле-Залесском. Уже одно это кажется нам противоестественным.

Далее, если рассмотреть общепринятый интервал 1194-1197 гг., то окажется следующее. Владимир-Дмитрий родился 25 октября7 - в это время на Руси уже начинался зимний, нестроительный сезон, и храмы закладывались крайне редко. Значит, собор должен был быть заложен не ранее весны следующего, 1195 г. Пользуясь методом П.А.Раппопорта - вычислением дня закладки по ориентации церкви8, можно вывести приблизительную дату (их бывает две): это или первые числа мая или начало августа (мы не делаем пока специального расчета для Дмитриевского собора, а приблизительно скорректировали данные по Успенскому собору во Владимире, географически близкому и имеющему незначительную разницу азимута по сравнению с Дмитриевским)9. Для первых чисел мая нам интересно 2-е число - день перенесения мощей св. Бориса и Глеба, а у Всеволода старших сыновей звали Борисом и Глебом (Борис родился 2 мая 1187 г., а умер в 1188 г.)10, т. е., если собор связать с рождением Дмитрия, то строили его либо в течение одного лета 1195 г., в лучшем случае два - еще и в 1196 г., и 10 января 1197 г. (или даже 1196 г.) уже принесли икону Дмитрия Солунского как завершение соборного интерьера.

Если же отказаться от связи с рождением Дмитрия-Владимира, то дата 2 мая совпадет с днем рождения Бориса (или памяти о нем) и перенесением мощей святых, но тогда год будет другой. Летопись и указывает его - 1191-й. Между тем все исследователи с непонятной легкостью отбрасывали эту единственную прямую дату. Ее дает Летописец Владимирского собора: «В лето 6699 (1191) великий князь Дмитрий-Всеволод постави на своем дворе церковь камену во имя великомученика Дмитрия, и верх ея позлати»11. Эта дата удержалась и в других памятниках местной церковной традиции. Так, у В.Косаткина читаем: «28 февраля 1720 г. соборный поп Иван Васильев с братиею подал в монастырский приказ прошение, в коем объяснил, что построенный в 1191 г. с резным белым камнем и крытый медью с вызолоченной главой Дмитриевский собор»...12 Там же находим еще одну ссылку на документ: «В сказке, найденной в домовой петербугской конторе епископа Владимирского Платона (1745-1757) как члена Св. Синода, поданной неизвестно в каком году, причтом Дмитриевского собора, значится: 6698/1190 году благоверным князем Всеволодом построена церковь св. великомученика Дмитрия и при ней три придела: Входа Господня во Иерусалим, Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца»13. Летописец Владимирского собора хотя и считается поздним - ХVIIVIII вв., мог быть списан с более раннего текста, хранившегося, вероятно, здесь же, в Успенском соборе. В любом случае, местная летопись, хотя бы и поздняя, заслуживает большего доверия.

В Летописце употреблен термин «постави», который означает не собственно закладку («заложи»), а скорее сам факт строительства, если не его завершения14. Это значит, что Дмитриевский собор мог быть начат сразу после Успенского собора, может быть, даже до его освящения в 1189 г. (а скорее всего, в 1188 г., вскоре после смерти младенца Бориса, умершего, как можно понять из некоторых летописей, весной, после вербного воскресенья15, или даже в 1187 г., в год и день рождения княжича Бориса), и закончен в 1191 г. По степени значимости Дмитриевский собор, конечно, и должен следовать за Успенским собором. Тот факт, что в записи о пожаре 1193 г. Дмитриевский собор не упомянут, а назван только «княж двор», не кажется нам аргументом за то, что собора еще не было. Напротив того, термин «княж двор», возможно, уже и подразумевает наличие храма; во всяком случае, здесь еще нужен специальный анализ.

Посвящение же собора св. Дмитрию Солунскому вовсе не обязательно связывать с сыном Дмитрием - скорее, наоборот, родившийся в 1194 г. Владимир-Дмитрий и был назван по имени святого, которому посвящен княжеский храм. Посвящение же собора могло быть выбрано и в честь самого князя, о чем, кстати, и говорит Новгородская I летопись: «Постави церковь камену на своем дворе св. Дмитрия, в свое имя»16.

Теперь попробуем истолковать в соответствии с нашим предположением рельеф северного фасада - группу «Всеволод с сыновьями». Сыновей пятеро. Если собор закончен в 1191 г., то младшим сыном Всеволода был Ярослав-Федор, родившийся 8 февраля 1191 г.17, и он мог оказаться на рельефе верхнего регистра. Из пяти сыновей Всеволода к этому времени двое уже умерли - Борис и Глеб, в живых осталось трое. Следуя логике идентификации детских фигурок этого рельефа у других исследователей, невозможно истолковать композицию с нашей датой - 1191 г. Но ведь это не есть семейный портрет в светском, мирском смысле; это изображение того же порядка, что и пророк Давид, и Александр Македонский, и святые, и прочие символические образы. Здесь Всеволод и его дети не портретируются, а беседуют с вечностью, входят в Царство Божие, а для Всевышнего все живы18, и стало быть, важен сам факт появления в мир этих княжичей, а их как раз и было тогда пятеро19.

Таким образом, Дмитриевский собор может занять в хронологии Всеволодова строительства гораздо более естественное место - сразу после Успенского собора. Что же касается следующих за 1191 г. лет, то в это время могли получить дальнейшее развитие солунские связи, что могло завершиться принесением иконы св. Дмитрия Солунского в уже готовый интерьер.

 

1. Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. Вып. 1 // Летопись занятий археологической комиссии за 1909 г. СПб., 1910. Вып. 22. С 58 (далее - Шилов, 1910).

2. Строганов С. Г. Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме. М., 1849. С 4, 5.

3. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХIIV веков. М., 1961. Т. 1. С. 396 (далее - Воронин, 1961); Раппопорт П. А. Русская архитектура Х-ХIII вв.: Каталог памятников // Археология СССР: Свод археологических источников. Л., 1982. С 53 (далее - Раппопорт, 1982).

4. ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Под 6701 г.

5. Там же. Под 6705 г. Типографская летопись, в отличие от других, указывает 6704 (1196) г.

6. Хронологию Всеволодова строительства приводим по кн.: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХIIV веков. М., 1962. Т. 2. С 430. В летописях почти во всех датах (это касается не только строительства, но и других событий) расхождение составляет 1 -2 года. Очевидно, это объясняется особенностями летописания и его хронологии. Следует еще иметь в виду перевод летосчисления в разных летописях - от сотворения мира и от Рождества Христова. См.: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

7. Лаврентьевская летопись указывает 1194 г., Игнатьевская - 1192 г., Воскресенская, Троицкая летописи, летописные своды 1497 и 1518 гг., Владимирский летописец - 1193 г., Рогожский летописец и Тверская летопись - 1194 г.

8. По азимуту продольной оси церкви и географической широте определяется угол склонения солнца (по мореходным таблицам). По склонению солнца и азимуту находят две даты - весенний и осенний дни (по таблице Эфемериды солнца в астрономических ежегодниках). См.: Раппопорт П. А. Ориентация древнерусских церквей // КСИА. 1974. Вып. 139. С 45 (далее - Раппопорт, 1974).

9. Для Успенского собора широта 56°, азимут 55°, угол склонения солнца +18 ½ °, древние дни - 7 мая и 24 июля (Раппопорт, 1974. С. 47). Широта для Дмитриевского собора будет та же; азимут 60° (Раппопорт, 1982. С 53); «2° азимута отвечают примерно 1° склонения солнца, что, в свою очередь, соответствует приблизительно трем календарным суткам» (Раппопорт, 1974. С. 45). Так как азимут у Дмитриевского собора на 5° больше, чему Успенского, то угол склонения солнца будет, как следует из анализа приводимой Раппопортом таблицы «Наименование и ориентировка древнерусских церквей», на 2,5° меньше, т. е. день закладки состоялся приблизительно на 7 суток раньше. По расчету Раппопорта, день закладки Успенского собора - 7 мая, по летописи Авраамки - 8 мая (Воронин, 1961. С. 100). Значит, для Дмитриевского собора вполне можно предположить первые числа мая.

10. Многие летописи согласно указывают эти даты.

11. Шилов, 1910.С. 58.

12. Косаткин В. В. Дмитриевский собор в губ. гор. Владимире. Владимир, 1914. С. 15 (далее - Косаткин, 1914).

13. Там же. С. 15.

14. Словари древнерусского языка различают несколько терминов для обозначения строительства: «заложити», «здати», «зидати», «зиждати», «поставити». Смыслом начала строительства обладает термин «заложити», а другие, кроме «поставити», - если к ним прибавлен глагол «начать» (Словарь русского языка ХIVII вв. М., 1978. Т. 5; М., 1991. Т. 17; Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М., 1989).

15. Запись в Лаврентьевской летописи такова: «В лето 6696 месяца марта в 18 день в среду вербное недели. Преставися Глебович Переяславли внук великого князя Георгия. Того же лета преставися Борис Всеволодич» (ПСРЛ. Т. 1. Под 6696 г.).

16. Этот текст приводит П А. Раппопорт по изданию: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950 (в перечне «а се князи русьстии»). См.: Раппопорт, 1982. С. 53.

17. Эту дату указывает Воронин. См.: Воронин, 1961. С 436. Но ряд летописей - Лаврентьевская, Воскресенская, Троицкая, Типографская, Тверская, Рогожский и Владимирский летописцы - сообщают другую дату: 6698 (1190) г., а своды 1497 и 1518 гг. - даже 6697 (1189) г.

18. Лк. 20: 38.

19. На руках у Всеволода может быть изображен как старший сын Борис, умерший годовалым младенцем, так и младший Ярослав-Феодор. В данном случае это не очень существенно, гораздо важнее сам Всеволод-Дмитрий. Тем более, что дети имеют условный возраст отроков, не обязательно соответствующий реальному возрасту.

Сделаем еще одну заметку в пользу закладки Дмитриевского собора 2 мая, на день перенесения мощей св. Бориса и Глеба. Вблизи Дмитриевского собора, а возможно, на месте княжеского дворца (Косаткин, 1914) издревле существовала Борисоглебская церковь.

В скульптуре Дмитриевского собора Борис и Глеб изображены дважды: в аркатурно-колончатом фризе и в поясе всадников. Что это: просто дань общерусскому почитанию первых русских святых или тут есть связь с интересующими нас обстоятельствами?

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский