РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Тимофеева Т.П. Дворы и подворья владимирского Рождественского монастыря (XVI – XIX вв.). Все права сохранены.
Электронная версия материала предоставлена библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.
Т.П. Тимофеева
ДВОРЫ И ПОДВОРЬЯ ВЛАДИМИРСКОГО РОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
(XVI – XIX вв.)
Владимирский Рождественский монастырь, а затем Архиерейский дом имели немало дворов, подворий и других строений за пределами своей ограды. Начиная с XVI в. эти владения прослеживаются документально, а порой и картографически. «Сотная с владимирских писцовых книг Р.И. Образцова с товарищем на вотчины Рождественского Владимирского монастыря от 20 мая 1544 года» числит за Рождественским монастырём 27 дворов, а в них 28 человек, в разных местах города Владимира: «На посаде в Старом городе под Глебовскою… За Быковкою… На Колене у реки… На Лугу у Клязьмы… На Подоле… У Ильи святого… В Ильинской улице… В Пробойной улице… В Богородицком переулке… В Бибиреве улице… На Болшой улице… На Пригоне… В Окатове улице…В Володимере ж на посаде дворы пустые Рожественого манастыря…(указано три двора – Т.Т.) На селище: двор Рожественого манастыря конюшенной, в нем слуги. Да на Всполье за посадом выше Фроловские улицы огород Рожественого манастыря»1.
Описная книга 1625 – 1626 гг. показывает зависимую от монастыря слободу, вместе с которой он занимал всю восточную треть городской крепости, т.е. средней части Владимира. Состояла слобода из дворов слуг, служебников и крестьян монастыря, гостиного и конюшенного дворов. Часть земель занимали дворы светских и патриарших служилых людей. Кроме того, в XVII в. Рождественскому монастырю принадлежали в этой части города ещё 9 чужих дворов2. «Слободы монастырские» показаны на «чертеже» 1715 г. на значительной территории напротив Рождественского монастыря, через большую дорогу. Интересно, что в составе слобод изображена церковь, не известная ни по каким другим источникам и никогда не упоминаемая исследователями3. (Ил. 1. «Чертеж» г. Владимира 1715 г. Фрагмент)
Переписная книга монастыря 1701 г. описывает «внутри города монастырский конюшенный двор со всяким хоромным строением»: кельи с сенями, изба жилая, сушило, амбар, еще изба с амбаром, два сенника с воротами, денник под ясли, кладовый амбар для карет, колясок и сбруи, на заднем дворе амбар для телег и саней, сушило для сена, амбар для сбруи со стойлом внизу4.
В 1763 г., накануне церковной секуляризации, когда уже в монастыре помещался Архиерейский дом (с 1744 г.), этот двор выглядел иначе: «При архиерейском доме деревянный конюшенный двор, на нем изба для конюхов с сенями и кладовыми; сарай для загону лошадей, стойла конские, 2 амбара»5.
В 1800 г. конюшенный двор появился внутри ограды монастыря, и прежний двор стал называться «старым». В это время он выглядел так: «При доме Архиерейском за дорогой старый конюшенный двор, в котором двои въезжие вороты и с калиткою. На каменном фундаменте деревянный флигель ветхий, в оном 4 печи, из оных одна изращатая. При воротах изба с сеньми. За сеньми каретник. В другую сторону на том же дворе сарай со стойлами ветхий»6. Можно думать, что строения, ставшие ветхими, описаны те же, что в 1701 г. (Ил. 2. Конюшенный двор в г. Владимире. 1701-1800 гг. Реконструкция автора)
В 1815 г. указано более точное местоположение - «вдоль улицы по Нижегородской дороге, против ограды Архиерейского дома». Дом уже двухэтажный, с каменным нижним этажом, с деревянными накатными потолками и полами, крытый в два ряда тёсом с дранью, с тесовым крыльцом; под домом каменный подвал. Размер дома – длина 7,5, ширина 4 сажени. К дому пристроены въезжие ворота с бревенчатым забором по обе стороны. В связи с заборами конюшенное строение. Среди двора баня, дровяник, колесный колодец под шатром. При дворе имелся сад, а по улицам палисадник7. Двухэтажный дом появился между 1800 и 1815 гг., прочие строения, очевидно, также обновились. (Ил. 3. Конюшенный двор в г. Владимире. 1815, 1853, 1854 гг. Реконструкция автора) Проектный план г. Владимира 1780-х гг. напротив монастыря, на углу Большой улицы и нынешней Николо-Кремлёвской, показывает «конюшни»8. Очевидно, это и есть место старого конюшенного двора Рождественского монастыря.
В середине XIX в. это владение выглядело так: «На Большой Нижегородской улице к северо-западу на угле двухэтажный дом с двором и с огородною землею, принадлежащий к Архиерейскому дому. Верхний этаж оного дома деревянный, а нижний каменный; покрыт тесом. На дворе имеется баня, сарай и колодезь. Двор, как и вся усадебная земля, обнесен досчатым забором. В этом доме помещается ныне семинарская больница». Дом, судя по описанию, оставался прежний, что и в описи 1815 г. Какое-то время он сдавался по найму9.
В 1910 г. на месте конюшенного двора, на углу был построен кирпичный трёхэтажный дом для причта Успенского собора, по проекту 1909 г. архитектора Я.Г Ревякина, существующий и ныне10. (Ил. 4. Дом причта Успенского собора) Рядом с этим домом, по Нижегородской же улице, возможно, в пределах бывшего конюшенного двора, ещё раньше, в 1850-е гг., построено каменное двухэтажное здание для Духовной консистории, также сохранившееся. Предложено было два проекта11. Выстроен же дом по другому проекту - возможно, губернского архитектора Я.М. Никифорова.
Монастырю принадлежал гостиный двор за Ивановскими воротами, описанный в Переписной книге 1701 г.: «Да за Ивановскими вороты, за городом, монастырский гостиный двор, ради въезду всякого чину сторонних и монастырских людей. А на дворе хоромного строения келья с комнатою на глухих подклетях, другая келейка на столпах. Две кельи, одна белая, другая черная. У ворот сторожевая изба. Ворота дощатые створчатые, другие малые. Двор огорожен в столбы. В огороде келья белая на глухом подклете, изба большая черная, сарай да в огороде 6 житниц»12. Уточнить место этого двора не представляется возможным. К 1763 г. от гостиного двора за Ивановским мостом остался только «вишенный сад и огород на 1,5 дес., при нём караульная изба»; две избы находились на берегу р. Клязьмы – «для караула в садках рыбы и рыбных снастей»13.
Вблизи Успенского собора находился летний Архиерейский дом, построенный в 1749 г.14 В 1763 г. дом описан так: летний деревянный на каменном фундаменте, в нём крестовая церковь во имя св. Алексея митрополита Московского, 13 покоев с сенями и переходами, галерея, людские покои, ледник, «изба ренжерейная», кухня и приспешня. Спереди, от собора ограда каменная, а с трёх сторон брусчатый переплёт. При этом доме под горою к реке Клязьме огороженный пруд15. Этот летний дом был, очевидно, упразднён после переезда архиерея в Суздаль в 1789 г. В описи монастыря за 1800 г. упоминаются «из упразднённой архиерейской Алексея митрополита крестовой церкви иконостас, царские двери и святые образа, писанные на полотне»16.
К Владимирскому Архиерейскому дому был приписан после упразднения в 1798 г. суздальский Архиерейский дом.
Ещё одно интересное владение монастыря - Патриарший (Синодальный) сад на южном склоне городского холма, внутри крепости, под Спасо-Златовратским монастырём. Сад упоминается как принадлежащий Рождественскому монастырю (Архиерейскому дому) в 1763 г. Можно предположить, что сад перешёл к нему вместе с имуществом и братией от прежнего владельца - Спасского монастыря, упразднённого в 1702 г., восстановленного в 1728 г. и окончательно упразднённого в 1764 г. С 1702 г. сад, вероятно, закрепился за Рождественским монастырём, а затем и за Архиерейским домом. В 1763 г. сад состоял из яблоневых и вишнёвых деревьев и занимал две десятины, «при нём для караула изба с сенми, амбар; сад огорожен пряслом»17.
В 1770 г. площадь сада составляла 2 десятины 1707 5/8 кв. сажени. В 1782 г. сад вымерз при сильных морозах и посох. С упразднением в 1788-1799 гг. Владимирской епархии сад перешёл в казенное ведомство, а в 1803 г. вновь вернулся к Архиерейскому дому. В 1802 г. сад был измерен и описан. В нём оказалось меры 1 десятина 1553 кв. сажени, «деревья вишенные, грушные, терновник, березник, осинник, рябинник, черемошник, орешник, липняк и клён», причем весь сад зарос «густейшею травой и мелким лесом», к тому же частично был занят обывательским строением. В 1805 г. сад был заново измерен, и в нём оказалось 3 десятины 164,5 кв. сажени; незначительная часть сада впоследствии вновь перешла к обывателям18. (Ил. 5. Патриарший сад. План 1805 г. Открытка нач. XX в.)
В середине XIX в. сад описан так: «В городе Владимире патриарший так называемый сад с яблонными и вишенными деревьями, при нём ветхая деревянная сторожка»19. В XIX в. сад сдавался в аренду обывателям.
До 1763 г., до учреждения штатов, за Архиерейским домом числилось два загородных двора. Веригинский двор находился на р. Содышке, в сельце Веризине Высокорецкой волости Владимирского уезда, севернее дер. Марьинки. Вероятно, двор перешёл к Архиерейскому дому от Княгинина монастыря, основательница которого великая княгиня Мария Шварновна первоначально построила его для себя20.
В 1763 г. на дворе было 7 деревянных архиерейских покоев, 5 людских изб, ледник, кухня – всё ветхое, и скотный двор, «а на нём для жительства целовальнику, дворнику и сторожам три избы, две конюшни с 9 и 7 стойлами, погреб и напогребица, 9 хлевов для разного скота и 2 житницы; два овина, при них крытые гумно и сенница»21.
Второй загородный двор находился на р. Рпени, в пустоши Уршевской: «Загородный Уршевский двор при р. Рпени, в нем 3 архиерейских покоя в один этаж, при них одна ветхая мыльня. Здесь также скотный двор, на нем 3 избы, конюшня на 15 стойл, сенница, 10 хлевов для скота, 4 хлебных житницы, погреб, 2 овина»22. Уршевская пустынь перешла к Рождественскому монастырю вместе в 1682 г. вместе с приписанным к нему Фёдоровским монастырём23.
Ещё один загородный дом – в селе Добром - документально прослеживается с 1787 г. В 1787 г. в приходо-расходной книге значатся выплаты за заборы (устройство или починка) в загородном доме, за покупку брёвен для поправки ветхого строения24. Дом значится в описи 1815 г. – обитый тёсом и выкрашенный жёлтой краской, «а углы, средина и закрои у окошек чёрными красками», с небольшим крыльцом, при нём две кухни и два огороженных сада, яблоневый и вишнёвый25. В 1853 г. упоминается один сад: «В Добром загородном селе таковой же сад, в котором находится ветхая деревянная беседка»26.
Рождественский монастырь имел подворье в Москве. Адрес подворья менялся трижды. Вкладная книга упоминает вклад архимандрита Викентия в 1690 г. – 200 р., отданные за «двор монастырской что на Москве в Китае-городе в Воскресенской улице был»27. Воскресенская улица подводила к главным воротам Китай-города, называвшимся по-разному: Неглименные, Львиные, Воскресенские, Иверские. Можно думать, что подворье находилось вблизи Воскресенских ворот. Двор упомянут в прошедшем времени - очевидно, запись о вкладе сделана позже, когда этого двора уже не было.
По описи Архиерейского дома 1763 г., накануне учреждения штатов, подворье в Москве значится уже в другом месте - не в Китае, а в Белом городе: «В Москве на Никитской улице подворье, на нём палаты на каменном фундаменте в два этажа; в верхнем крестовая церковь во имя св. Петра митрополита и 10 архиерейских покоев, в нижнем 6 покоев, под ними выходы. Те палаты крыты тёсом с подзорами; против палат на дворе кухня, погреб да людская изба. Около подворья с двух сторон огорожено деревянным забором. Все эти строения были уже ветхи»28.
К Владимирскому архиерейскому дому после перевода во Владимир в 1798 г. суздальского архиерея перешло и Суздальское архиерейское подворье – бывшее подворье Спасо-Евфимиева монастыря. Находилось оно «на Рожественной улице, против пушечного двора». Это подворье описано в 1763 г.: «В нем строения каменного. В 1 линии над проезжими воротами церковь каменная об одном престоле, в той церкви при алтаре ризничная кладовая палата, от оные церкви в одну линию о дву апартаментах с стены против пушечного двора в верхнем апартаменте жилых 5 покоев, кладовая 1 палата да двои сени, при них входное крылцо на две стороны и две лестницы и под ними рукдук выкладен лещеднем; под тою церковью и олтарем для сторожей полатка и въезжие на двор ворота створные с калиткою, да выход и две палаты кладовых под верхними палатами в нижнем апартаменте хлебная 1, кухня 1, приспешня 1, жилая палата 1, при ней сени да погреб и кладовая палатка 1 же, оные в верхнем и исподнем апартаментах жилые покои и кладовые палаты, в сводах и в стенах и в потолоках имеет многие разселины и ветхости, мерою оное строение длиною на 31 сажени с аршином, шириною на 6 саженях с четвертью аршина. В той же линии от того каменного строения до якиманского попова двора деревянного забору 3. забора с навесом на столбах ветхи длинною 8 сажен с аршином. От оных палат во 8 саженях с двемя аршинами, для дворника изба с сенми деревянные, длиною на 6 саженях, шириною до попова двора на 5 саженях з двема аршинами.
Во 2-й линии по Рожественной улице от олтаря до колясочного анбара 4 забора в столбах деревянных длиною на 9 саженях з двемя аршинами с четвертью. Каретный анбар с конюшнею рубленые в столбах в той конюшне 8 стойл бревенчатых… От той конюшни до Оболдуева двора 8 заборов лежащих в столбах… оные колясочной анбар и конюшня и заборы имеются все ветхи… На дворе ж для служителей деревянных два покоя, между ими сени и два чюлана кладовых при оных сенях с надворья крылцо проходное з балясами… Позади оных служительских покоев сад, от двора перегорожено балясами, в той городьбе ворота столярной работы, оной сад длиною до Рожественной улицы на 33 саженях с аршином, шириною до Оболдуева двора на 20 саженях с 2 аршинами. В том же дворе колодезь, в нем струб имеется ветх…»29.
В Белом городе, за Никольскими воротами Китая, в местности Кучково поле, был мост через Неглинную – Кузнецкий. На правом (западном) берегу находилась слобода Кузнецы, на левом (восточном) – Пушкарский двор и Печатники. От моста, вдоль Неглинки, начиналась улица Рождественская, или Рождественка, на конце которой стоял Рождественский монастырь.
На углу Кузнецкого моста и Рождественской улицы и находилось Суздальское подворье. Интересно, что существует план местности (чертёж) от Пушечного двора до Кузнецкого моста 2-й пол. XVII в., на котором изображено Суздальское подворье с церковью и палатами30. На чертеже указан размер подворья – 48,5 саженей в длину и 29,5 саженей «поперег». Изображены на чертеже и упоминаемые в описи Суздальского подворья Пушечный двор и двор якиманского попа. В комментариях к плану читаем: «Угол Рождественски и Кузнецкой улицы занимает подворье суздальского Ефимьева монастыря… Очень заметной вертикалью района была церковь Суздальского подворья на углу Рождественки, но помещена она здесь неточно ради желания полностью показать и её фасад, и плотную застройку угла. На деле церковь стояла на самом углу, а палаты с проездом были пристроены к ней с запада (они снесены в XVIII в., а церковь – после 1812 г.). Линия Пушечной улицы ещё не существует: её небольшая часть под названием Екиманской вся находится внутри двора церкви Иоакима и Анны, а между Пушечным двором и Суздальским подворьем уже обозначено «порозжее место» - как бы рукав плацдарма на месте площади Дзержинского»31. (Ил. 6 - Суздальское подворье в Москве на углу Кузнецкой и Рождественской улиц. Чертеж 2-й пол XVII в.) Место Пушечного двора впоследствии заняла Софийская улица (Пушечная), пролегавшая параллельно Кузнецкому мосту. Восточнее проходила мимо Сретенского монастыря улица Сретенка. Этот район на стыке Белого и Земляного города населяла слобода Мясники, впоследствии ул. Мясницкая. На пересечении Рождественки и Софийки и находилось Суздальское подворье.
В XIX в. за Архиерейским домом осталось в Москве одно Суздальское подворье. В описи, составленной в середине XIX в., оно выглядит уже совсем иначе: «В столичном городе Москве в Мясницкой части 2-го квартала по Рождественской улице и Софийской принадлежащее владимирскому Архиерейскому дому подворье, называемое Суздальским подворьем. В оном здания все каменные, главный корпус по Рождественке трёхэтажный продолжен на Софийскую улицу в три этажа, в связи с предыдущим по той же улице второй корпус двухэтажный с мезонином, в низу коего ворота по той же улице. Третий корпус трёхэтажный небольшой. В вышеозначенном доме замещаются низы магазинами, а верхние этажи квартирами и мастерскими, покрыты все листовым железом, во дворе оного подворья два флигеля каменные двухэтажные крытые железом замещаются жильцами и мастеровыми, посреди двора каменный одноэтажный сарай, внизу коего погреба для квартирантов и склады для дров покрыты железом и окрашены все вообще и на всех зданиях масляною краскою»32.
Из описания ясно, что каменный трёхэтажный дом стоял на Рождественской улице и продолжался на Софийскую улицу (ныне Пушечную, бывшая территория Пушечного двора). К этому дому примыкал двухэтажный корпус с мезонином и воротами. Третий корпус также был каменный, трёхэтажный, небольшой. Нижние этажи занимали магазины, верхние этажи – квартиры и мастерские. Во дворе было два каменных двухэтажных флигеля, сдававшихся жильцам и мастеровым. Поперёк двора стоял каменный одноэтажный сарай с погребами для квартирантов и дровяным складом.
Рождественскому монастырю принадлежало несколько мельниц. В 1-й половине XV в. великие князья Василий I Дмитриевич и Василий II Васильевич пожаловали монастырю мельницу на р. Рпени33. «Сотная с владимирских писцовых книг Р.И. Образцова с товарищем на вотчины Рождественского Владимирского монастыря от 20 мая 1544 года» называет три мельницы на р. Рпени: «Да Рожественого ж манастыря три мелницы оброчные на реке на Рпени, мелница на усть Рпени, а другая против суходола, а третья против Лезгова болота»34. Архиерейскому дому принадлежала мельница на р. Нерли при селе Порецком. Подробное описание этого мельничного подворья составлено в середине XIX в. На подворье указано 10 деревянных строений: большой пятистенный «крупчатный» амбар в 4 этажа, второй мукомольный амбар в 4 этажа, два двухэтажных амбара, бревенчатый сарай, конюшня, торговый амбар, на юго-западной стороне жилая изба на каменных столбах и деревянных тумбах, с мезонином, с двумя пекарными и двумя голладскими печами, а ещё кузница и баня35.
Примечания
13. Добронравов В. Владимирский Рождественский монастырь в 1763 г. // ВЕВ. 1899. № 19. С. 638.
14. Ф. 567.Оп. 2. Д. 1.Л. 21.
Список иллюстраций
Список сокращений
ВГВ – Владимирские губернские ведомости
ВГСК – Владимирский губернский статистический комитет
ВЕВ – Владимирские епархиальные ведомости
ГАВО – Государственный архив Владимирской области
РГАДА – Российский государственный архив древних актов
РГИА – Российский государственный исторический архив
СА – Советская археология
ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей российских
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский