РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

  

Источник: Тимофеева Т.П. Реликварий святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича в Успенском соборе г. Владимира (XVII-начало XX в.). Все права сохранены.

Электронная версия материала предоставлена библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г.

 

 

Т.П. Тимофеева

РЕЛИКВАРИЙ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА

В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ Г. ВЛАДИМИРА (XVII-НАЧАЛО XX В.)

 

Владимирский князь Георгий Всеволодович, погибший 4 марта 1238 г. в битве с татарами на р. Сить под Ростовом, первоначально был погребен в Ростове, а в 1239 г. брат Ярослав перенес его останки во Владимир. Пустой белокаменный гроб Георгия находится под полом в южной галерее, недалеко от стены, при этом  иконостас XVIII в. (Глебовского придела) пересекает его поперек.1 До 1774 г. этот придел, время возникновения которого неизвестно, был посвящен св. великомученику Георгию, и погребение находилось перед его царскими дверьми. В одном из описаний гробниц Успенского собора сказано так: "А пред царскими дверьми в том же гроб благоверного великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского чюдотворца, идеже первие опочивал". 2

В этом месте погребение сохранялось до середины XVII в. Церковное почитание князя складывалось постепенно. В образе святого, с нимбом, изображение князя Георгия появилось в стенописи московского Архангельского собора уже во второй половине XVI в.  В 1638 г. напечатана служба Георгию Всеволодовичу. 22 января 1645 г. состоялось торжественное переложение его мощей из белокаменной гробницы в серебряную позолоченную раку – завершительный этап официальной канонизации. На протяжении XVIIв. создавался целый корпус литературно-церковных произведений, посвященных новопрославляемому святому.

В церемонии канонизации принимал непосредственное участие патриарх Иосиф, владимирский уроженец. Родным братом патриарху приходился протопоп Успенского кафедрального собора Сергий, упоминаемый в Писцовой книге Владимира 1646 г. На средства патриарха Иосифа и была изготовлена «сребропозлащенная» рака, а также расписан Успенский собор Княгинина монастыря, куда князь Георгий в 1230 г. перенес мощи святого мученика Аврамия Болгарского. Патриарх сделал драгоценные вклады в оба собора. Во время церемонии перенесения мощей патриарх Иосиф находился перед иконостасом, у южного столпа, за которым и поставили новый реликварий.3 К Успенскому собору в это же время проявила интерес и царская семья. Государь Михаил Федорович присутствовал в храме и наблюдал за происходящим с «полатей». До начала XX в. в храме сохранялось серебряное кадило – вклад царевны Татьяны Михайловны 1646 г.4

Реликварий князя Георгия представлял собой целый художественный ансамбль, созданный в Москве лучшими мастерами «тщанием» патриарха Иосифа. Драгоценный убор гробницы состоял из многочисленных серебряных украшений: трех клейм-картушей с чеканным текстом вязью, повествующим о житии, подвигах и обретении мощей святого (рис. 1), орнаментированных баз, капителей, полос-пилястр и других деталей.5 Крышкой гробницы служила икона Георгия, написанная, по предположению, устюжским иконописцем Анисимом Артемьевым (рис. 2).6 Крышку украшал серебряный золоченый оклад и такие же, с чернью, дробницы с изображениями владимирских князей Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича и Александра Невского. В возглавии стоял второй образ. Первоначально поверх раки возлежал шитый в царской мастерской покров с образом князя Георгия (рис. 3). Вторая шитая икона, меньшего размера, но почти повторяющая покров, вероятно, первоначально висела над гробницей, на столпе (рис. 4). (См. Приложение).

В таком виде реликварий сохранялся до середины XVIII в. В 1753 г. внутрь раки Георгия была вставлена новая гробница, обложенная тафтою и золотым широким позументом, положен шелковый тюфяк, а мощи переодеты в новые облачения.7 Во время ремонта 1768-1774 гг. в соборе было устроено несколько резных позолоченных сеней-балдахинов, подвешенных на золоченых же цепях, в том числе и над ракой Георгия. Над балдахином Георгия в резных клеймах помещались надписи с текстами из Премудростей Соломоновых и псалмов, по три с южной и северной стороны. Под сенями святых князей Георгия и Андрея поставили по 4 больших резных ангела со свечами в руках, снятых в 1869 г.8 В музее хранится акварельный  рисунок сени XVIII в., выполненный в 1892 г., накануне замены (рис. 5).

В 1852 г. на раку было сделано новое серебряное надгробие – задняя сторона раки; при этом старое надгробие оставалось, составляя лицевую и две других стороны раки: "Преосвященный Иустин, по прибытии своем на Владимирскую кафедру, обратил заботу свою на устроение новой гробницы для св. мощей великого князя Георгия. Гробница сия и сооружена была из чистого серебра в 1852 г., на жертвованную от всех сословий сумму…" 9; "Эта рака украшена была только с одной передней стороны, чеканною серебряною позлащенною дскою; но в 1852 г., на сумму, пожертвованную благоговейными чтителями памяти сего князя, покрыта серебром и задняя сторона раки, и устроена для ней крыша, украшенная серебром, с изображением святого".10

В 1896 г. прибавилось еще одно надгробие на раку – серебряное, позолоченное, с оградкой. Балдахин и пьедестал также были устроены новые, из белого итальянского и коричневого "лифляндского" мрамора, на средства московской купчихи А.А. Шишкиной. Рисунок балдахина и пьедестала, подписанный "чертежник  Е.И. Пуколов", хранится в ВСМЗ (рис. 6, 7).11 Опись Успенского собора, составленная в 1894 г. и затем неоднократно проверявшаяся, содержит подробное описание раки св. Георгия: "На правой стороне между двумя столбами находится балдахинь, под которой почивают мощи св. благоверного и великого князя Георгия; устроена из итальянского мрамора, на четырех таковых же колоннах, верхнее полукружие с обеих сторон обложено металлическою вызолоченною резьбою. Верх балдахина завершается куполом, а на куполе металлическая глава, вызолоченная чрез огонь с таковым же крестом. Рака св. бл. в. князя Георгия Всеволодовича серебряная. Лицевая сторона и две другие стороны от прежней раки, устроенной патриархом Иосифом, с четырьмя чеканными позолоченными пилястрами и с таковыми же между ними тремя клеймами, на коих вычеканена старинным вязным полууставом надпись…Поверх клейм, на краю одной деки, таковая же надпись, заключающая в себе отрывок из стихиры св. кн. Георгию. Длина раки 2 аршина 9 вершков, ширина 14 вершков. В крышке и задней деке весу 2 пуда 20 золотников чистого серебра, меди 1 пуд 27 фунтов. Раку делал серебряных дел мастер Костромской губернии села Сидоровского крестьянин Иван Секерин. Надгробие на раку сделано новое в 1896 г. из чистого серебра, вызолочено чрез огонь; оно разделяется на две половины, одна от головы до ручки, и другая от ручки до ног, внутри его вычеканены слова: "Святой благоверный великий князь Георгий моли Бога о нас". Верхние края раки обложены серебром; вокруг рака обнесена металлическою вызолоченною решеткою. В стене у главы благоверного князя Георгия на круглом металлическом вызолоченном листе, в металлической вызолоченной рамке изображены чернью стихи, сочиненные императрицей Екатериной II…У ног в стене у благоверного князя образ Иисуса Христа, литый золотом с таковым же венцом в металлической вызолоченной раме. Устройство балдахини, нового надгробия, позолота раки, устройство иконы и надписи на листе, на котором стихи, сделаны весьма искусно и ценно московскою купчихою вдовою Анною Александровною Шишкиною на свои средства. Рака поставлена на итальянский белый мрамор, а ступени по краям оной из коричневого с белыми и черными пятнами мрамора (лифляндского)... При раках на лицах благоверных князей имеются малиновые бархатные пелены…гладкой голубой парчи, пошитые в 1913 г. к приезду Государя Императора, на средства, пожертвованные купеческой девицей Елизаветой Андреевной Белоглазовой, вдовою Параскевой Ивановной Морозовой и купеческой девицей Серафимой Ивановной Петровской".12

Живописную икону в 1774 г., с переименованием теплой церкви Пантелеимона во имя князя Георгия, отделили от реликвария и поставили в иконостас в качестве храмового образа. "Иконостас зимней церкви самый бедный, без всяких украшений и колорита, но в нем замечателен древний образ св. князя Георгия Всеволодовича, снятый с гробницы его".13   "Образ св. благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, древний. Он прежде находился на гробнице этого князя вместо крыши, но при возобновлении соборного храма по тесноте места, в котором поставлена гробница, снят, по определению епископа Иеронима, и поставлен в иконостасе зимней церкви, в числе местных образов. Он украшен серебряным вызолоченным окладом старинной отделки". 14

"Отсюда-то, из этого древнего, но тесного и бедного придела перенесен в новый теплый храм древний образ святого благоверного князя Георгия. Образ этот написан, по всей вероятности, в первой половине XVII века, когда открыты были нетленные мощи святого князя Георгия, и первоначально находился на его гробнице; но при обновлении собора в прошлом веке, по распоряжению епископа Иеронима, снят и поставлен был в прежнем теплом приделе, как храмовый образ".15 

Где в это время находились оба шитых покрова, специальных сведений нет; можно предположить, что они по-прежнему оставались при гробнице. В.И. Доброхотов перечисляет их среди достопримечательностей собора, не указывая, в отличие от живописной иконы, конкретного местонахождения: "Два покрова, шитые золотом, серебром и шелками…На одном из сих покровов, большем другого, изображен Великий князь Георгий Всеволодович во весь рост, а на другом в малом виде…" 16

В XIX в., с упразднением Георгиевского придела, живописную икону перенесли во вновь построенную зимнюю церковь, по-прежнему в качестве храмового образа. "И в новом теплом храме он (образ) занимает место по правую сторону царских врат против правого клироса, как храмовый образ сего придела. Благоверный князь изображен на нем во весь рост с крестом в правой руке и в великокняжеской мантии поверх ратных доспехов".17

Шитый покров - очевидно, больший - поместили при входе в эту церковь, у северного портала собора, около гробницы Мстислава: "Подле гробницы сего князя у северного входа достоин внимания образ святого благоверного князя Георгия, поставленный в нарочито устроенном деревянном киоте. Он вышит золотом, серебром и шелками и представляет святого князя во весь рост." 18 О малом покрове никаких сведений за это время нет. Обе шитые иконы впоследствии хранились в ризнице собора.19 После революции 1917 г., декрета о свободе совести 1918 г. и освидетельствования мощей 1919 г. судьба реликвария складывалась следующим образом.

Часть серебряного надгробия в 1922 г. изъяла губернская комиссия; при этом на описи были сделаны о раке Георгия отметки: "Оставлена и взята на учет Губернской комиссией по изъятию церковных ценностей 17 мая 1922 г., а потом 7-9 мая той же Губернской комиссией по изъятию церковных ценностей изъяты от раки (серебряная обивка снята, осталась железная с цинком рама), а самая рака как древнего устройства оставлена нетронутой".20

В "Описи церковного имущества Успенского храма Владимирского кафедрального собора, принятого церковной общиной согласно договора от 23 апреля 1924 г.", значится "рака на мощах Георгия старинная, окованная серебром".21 31 июля 1930 г. специальная комиссия вновь отбирала ценности на предмет изъятия и отправки на Московский аффинажный завод. Среди них оказались "три стороны от раки князя Георгия Всеволодовича XIX в." 22

В 1941 г. серебряная обкладка с гробницы (т.е. собственно рака XVII в.) была снята и большая часть ее передана в Фонд обороны, а меньшая оставлена в музее: «3 больших клейма с вязевой надписью XVII в., беспробного серебра; полоса беспробного серебра с вязевой надписью XVII в., набитая на медную пластину (состоит из двух частей);  4 орнаментированные пилястры с гробницы, XVII в., беспробного серебра; база и капители к пилястре – 2 штуки; 4 прорезные решетки и 4 подкладки… Остальной материал, не представляющий историко-художественного интереса, подлежит сдаче в Госбанк и Фонд обороны».23 Мраморная сень и пьедестал сохраняются в соборе с конца XIX в., правда, без главок, крестов, прорезного золоченого подзора и металлической оградки.

Белокаменный гроб Георгия в 1888 г., когда праздновалось 700-летие со дня рождения святого, был освобожден от закрывавших его лещадей, очищен от земли и щебня, ознаменован иконой и лампадкой и в таком виде находился, очевидно, до закрытия храма.24  Сейчас это место никак не отмечено, застлано досками и линолеумом, и никаких признаков погребения не заметно.

Живописная икона в августе 1923 г. упоминается в описи Георгиевского храма  как находящаяся справа от царских врат.25 Оба храма – Успенский и Георгиевский - полностью перешли в ведение музея в 1927 г.26 12 декабря 1928 г. Владимирский музей передал икону Георгия Антиквариату Госторга для заграничной выставки икон. В акте передачи о ней записано: "Георгий в рост, XVII века; 1,93 х 0,67; толщина 0,03; отсутствие ковчега. Кругом набит валик; вверху валик отпал. Три шпонки: две крайние загнаны справа налево, средняя – слева. Вверху изображена Троица. Георгий изображен в рост; в правой руке крест, в левой – меч. Свет охряный. Выпады левкаса в области правой руки и по пазу. Икона с раки Георгия Всеволодовича." 27

Однако после выставки икона не вернулась во Владимир, а оказалась в ГТГ.28 От нее остались во Владимирском музее лишь три дробницы с изображением святых князей, снятые с оклада (В-1766 /1-3), которые экспонируются в "Золотой кладовой" г. Суздаля29, и цата (В-4355). В декабре 2004-январе 2005 гг. икона экспонировалась во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, на выставке "Сокровища Владимиро-Суздальской земли", посвященной 150-летнему юбилею музейного дела во Владимире. 30

Оба шитых образа хранились в ризнице собора, откуда поступили во Владимирский музей. На соборной описи они помечены как взятые в музей в 1921 г.31 Однако фактически это случилось несколько позже. Одна из них, очевидно, большая, упоминается в отчете о новых поступлениях музея за 1923/24 гг.: "Князь Георгий" пелена (парчевая мозаика)…"32 Большой покров экспонируется ныне в "Золотой кладовой" г. Суздаля. 33; малый – в Исторической экспозиции г. Владимира.

 

                                                           Примечания

1.      Виноградов А.И. История кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. Владимир, 1905. С. 22 (примечание), 34.

2.      Сиренов А.В. Путь к граду Китежу / Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003. С. 39. Здесь пропущено слово: "в том же приделе" или "в том же алтаре" великомученика Георгия. Неясно, по какую сторону гроба располагался иконостас этого придела: перед гробом или позади него. Из предыдущего текста, где речь идет о гробницах в алтаре, можно понять, что и гроб Георгия стоял в алтаре. В таком случае алтарь придела XVIII в. оказывается мельче более древнего алтаря, что маловероятно.

3.      Сиренов А.В. Путь к граду Китежу. С. 28-35.

4.      Сиренов А.В. Сказание о владимирской иконе Знамения // Историография и источниковедение отечественной истории / Сборник научных статей и сообщений. Выпуск 2. СПб., 2002. С. 35-36.

5.      Текст надписи приводится, например, А.И. Виноградовым – Виноградов А.И. История… Приложения. С. 13-14.

6.      Об авторстве иконы см.: Сиренов А.В. Путь к граду Китежу. С. 32.

7.      Виноградов А.И. История…С. 60. Гробницы, конечно, имеются в виду деревянные.

8.      Виноградов. История…С. 63-64; там же. Приложения. С. 14.

9.      Виноградов А.И. История…С. 74.

10.  Иоасаф, иеромонах. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 77. Существует более подробное описание раки 1852 г.: «Стенка ее, противоположная лицевой, обращенной к средине храма, обложена красною медью, с серебряным по ней окладом и с таковыми же на нем убранствами. Посредине стенки находятся три серебряные же накладки, искусно вычеканенные по рисункам владимирского иконописца В.А. Шагурина, из коих на единой изображено поле битве, обозреваемое кровожадным Батыем, где, в числе трупов, лежит обезглавленное тело Георгия; но здесь не видно главы его: она изображена на другой накладке с Ростовским епископом Кириллом – это момент обретения им главы Георгия; на третьей накладке изображено перенесение тела этого князя. Крыша гробницы, прежде плоская, ныне имеет вид обыкновенной гробовой, но только она по откосам устроена уступами, и вся обложена серебряными виноградными ветками и гроздами, а на плоской поверхности ее, в живописном изображении, виден князь Георгий, написанный во весь рост. Все металлическое в этой гробнице исполнено мастером серебряных дел крестьянином Костромской губернии Нерехтского уезда села Сидоровского вотчины графа Виктора Никитича Панина, Иваном Константиновым Секериным». – Доброхотов В.И. О новых украшениях гробницы св. и великого князя Георгия Всеволодовича // ВГВ. 1852. № 14. С. 92-93.

11. См.: Петрова Е. П. Документы по истории Успенского, Дмитриевского и Георгиевского соборов в собрании музея-заповедника // Материалы исследований ВСМЗ. Сб. 9. Владимир, 2003. С. 169. О Е.И. Пуколове известно, что в течение 10 лет он руководил росписью летнего Покровского храма в г. Юрьеве-Польском на средства Шишкиной. – см.: Мозгова Г.Г. Город св. Георгия. Владимир, 2002. С. 89.

12.  ГАВО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41. Л. 35 –37, 41 об.

13.  Доброхотов В.И. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 48.

14. Там же. С. 79.

15. Нарбеков Г.Ф. Владимирский Успенский кафедральный собор // ВЕВ. 1965.  № 9. С. 495-496.

16. Доброхотов В.И. Памятники древности…С. 83.

17. Нарбеков Г.Ф. Владимирский Успенский… // ВЕВ. 1965.  № 9. С. 496.

18. Там же. С. 495.

19. Опись священным и достопримечательным предметам, хранящимся в особом отделении ризницы Владимирского кафедрального Успенского собора, составленная ключарем сего собора протоиереем Александром Виноградовым // ВЕВ. 1886. № 14; Виноградов А.И. История…Приложения. С. 80; Опись церковного имущества Владимирского кафедрального Успенского собора // ГАВО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41. Л. 97-112.

20. Опись… ГАВО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41. Л. 35.

21. ГАВО. Ф. 1826. Оп. 1. Д. 20. Л. 90.

22. ГАВО. Ф. 1826. Оп. 1. Д. 208. Л. 9.

23. Акт 23 октября 1941 г. // Научный архив ВСМЗ. Б/№.. В настоящее время в музее находятся следующие детали раки: три пластины В-4367/1-3 и две части полосы В-4368/1-2, все с чеканными надписями вязью. Пластины представляют собой выпуклые картуши 40х50,5 см с рельефными надписями. Надпись агиографического содержания на них на полвека старше текста Жития, самый ранний список которого датируется 1695 г. Начала надписи, опубликованной Виноградовым и приведенной в Описи собора, составляющей примерно четверть всего текста, на пластинах нет.

24. Виноградов А.И. История…С. 34. Примечание; Порфирий, архимандрит. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девичьем монастыре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 1903. С. 50.

25. ГАВО. Ф. 1826. Оп. 1. Д. 20. Л. 59 об.

26. Тимофеева Т.П. Лежит в развалинах Твой храм… Владимир, 1999. С. 16.

27. ГАВО. Ф. 1826. Оп. 1. Д. 179. Л. 20.

28. Антонова В.И., Мнева Н.М. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Государственная Третьяковская галерея. М., 1963. Т. 2. С. 367-368. Илл. 129; Сиренов А.В. Путь к граду Китежу. Цветная вклейка.

29. Трофимова Н.Н. Русское прикладное искусство XIII-начала XX в. / Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 1982. С. 172-173. Происхождение дробницы с изображением Георгия Всеволодовича неясно, поскольку 1693, 1697 и 1708 гг. упоминают на надгробной иконе только две дробницы: с изображением Андрея Боголюбского и Александра Невского.

30. Сокровища Владимиро-Суздальской земли / Каталог. Владимир, 2004. С. 104.

31. Опись…Иконы. // ГАВО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41. Л. 97-106.

32. ГАВО. Ф. 1826. Оп. 1. Д. 11. Л. 97.

33. Трофимова Н.Н. Русское прикладное искусство XIII-начала XX в. С. 163-164.

Приложение

Описания раки Георгия Всеволодовича в Описных книгах Успенского собора.

1.      В соборной церкви у правого крылоса рака серебреная золочена чеканная с кругами. На кругах надписи слова наличные. А в той раке мощи свтого блговерного великого князя Георгия Всеволодича Владимирского чюдотворца. На раке образ ево ж чюдотворца Георгия венец и оклад серебреные золочены чеканные…По углам две дробницы серебреные с чернью. На них образы чюдотворцов Александра Невского и Андрея Боголюбовского. На том образе на подписи слова наличные литые. У чюдотворцовы ж раки в возглавии на цке ево ж чюдотворца Георгия местной образ стояще. Обложен серебром басемным золоченым. Венец да две цаты серебреные золочены резные…Да в раке блговерного великого князя Георгия на мощах его покровов [далее описание пяти покровов]. В той же чюдотворцрвой раке на покровах площаница болшая на ней образ блговерного князя Георгия Всеволодича по камке по червчатой шит золотом и серебром…Другая плащаница невелика на ней образ ево ж великого князя Георгия Всеволодича шит золотом и серебром по червчатому отласу…У той же раки подставочка у закрышки обложена бархатом червчатым, посреди два яблочка серебреные золоченые резные по концам обложено серебром гладким…Да перед чюдотворцовою ракою лампада медная луженая на железных подставах.  – Опись 1693 г. // РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 11-14, 30.

2.      В соборной же церкви у правого крылоса рака серебреная золочена чеканная с кругами на кругах надписи слова наличные. Мощи свтго блговерного великого князя Георгия Всеволодича Владимирского и всея России чюдотворца. На раке образ ево ж чюдотворца Георгия венец и оклад серебреные золочены чеканные…У того ж чюдотворцова образа…по углам две дробницы серебреные чеканные на них образы чюдотворцов Александра Невского Андрея Боголюбовского. На том образе на подписи слова наличные литые. У чюдотворцовы ж раки в возглавии на цке ево ж чюдотворца Георгия местной образ стоящей обложен серебром басемным золоченым венец да две цаты серебреные золочены резные…Да в раке блговерного великого князя Георгия на мощах ево покровов [далее описание пяти покровов]. Да в той же раке чюдотворцовой на покровах плащаница болшая на ней образ блговерного князя Георгия Всеволодича по камке по червчатой шит золотом и серебром…Другая плащаница невелика на ней образ ево ж великого князя Георгия Всеволодича шит золотом и серебром по червчатому отласу…На той же раке покров бархат червчат рытой крест нашит…У той же раки подставочка у закрышки обложена бархатом червчатым посреди два яблочка серебреные золоченые резные по концам обложено серебром гладким…Да перед чюдотворцовою ракою лампада медная луженая на железных подставах. - Опись 1697 г.  // РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 53-55 об., 71.

3.      В соборной же церкви у правого крылоса рака серебреная золоченая чеканная с кругами на кругах на подписи слова наличные. А в той раке мощи святого блговерного великого князя Георгия Всеволодича Владимирского и всея Росии чюдотворца. На раке ево ж образ чюдотворца Георгия венец и оклад серебреные золочены чеканные…У того ж образа…по углам две дробницы серебреные с чеканкою на них образы чюдотворцов Александра Невского Андрея Боголюбского. На том образе на подписи слова наличные литые. В раке и на вскрыванной цке оклеяно бархотом золотным травчетым. У чюдотворцовы раки решетка железная луженая с репьями. У чюдотворцовы ж раки в возглавии на цке ево ж чюдотворца Георгия местной образ стоящей обложен серебром басемным золоченым венец да две цаты серебреные золочены резные…Да в раке блговерного великого князя Георгия на мощах ево покровов [далее описание пяти покровов]. В той же чудотворцовой раке на покровах плащаница болшая на ней образ блговерного князя Георгия Всеволодича по камке по червчатой шит золотом и серебром…Другая плащаница невелика на ней образ ево ж великого князя Георгия Всеволодича шит золотом и серебром по червчатому отласу…На той же раке покров бархат червчатой шитой крест нашит...У той же раки подставочка и закрышка обложена бархатом червчатым посреди два яблочка серебреные золоченые резные по концам обложено серебром гладким. – Опись 1708 г. // РГАДА. Ф. 237. Оп.1. Д. 2764. Л. 8-10.

 

Список иллюстраций

1.Клейма-картуши с гробницы Георгия Всеволодовича. 1645 г. ВСМЗ, В-4367/1-3

2.Надгробная икона "Князь Георгий Всеволодович". 1645 г. ГТГ

3.Покров "Князь Георгий Всеволодович". 1645 г. ВСМЗ, В-2156

4.Пелена "Князь Георгий Всеволодович". 1645 г. ВСМЗ, В- 1940

5.Сень 1774 г. над раками святых князей. Чертеж Е.И. Пуколова. 1892 г. ВСМЗ, В-10410

6.Проект сени над раками святых князей. Е.И. Пуколов. 1892 г.: фасад, план, разрез. ВСМЗ, В-10421

7. Гробница князя Георгия 1852 г. Фото И.М. Зборомирского (1889-1890 гг.). ВСМЗ, В-11352

8. Реликварий князя Георгия Всеволодовича после 1896 г. Фото Я.Я. Мелехова. ВСМЗ, В-8410/7

                                  

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский