РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

  

Источник: Тимофеева Т.П. Земельные угодья как часть градостроительной системы г. Суздаля // Материалы исследований ВСМЗ. Вып. 14. Владимир, 2008. С. 71–86. Все права сохранены.

Электронная версия материала предоставлена библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.

По техническим причинам не удалось воспроизвести иллюстрации оригинала.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2015 г.

 

 

Т.П. Тимофеева

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УГОДЬЯ КАК ЧАСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Г. СУЗДАЛЯ

 

Слитность с природным ландшафтом – одна из важнейших особенностей древнерусского города1, а главным элементом ландшафта является рельеф местности2. Земельные и другие природные угодья входили в состав древнерусских городов как необходимая и весьма заметная часть культурного ландшафта и рельефа, но также и как экономическая основа жизнедеятельности горожан. Предметом специальных исследований земельные угодья, может быть, и не становились, но наличие их отмечалось учеными: «Город должен был иметь вокруг себя пахотные и выгонные земли, достаточные для пропитания всего населения… Город должен был также иметь дикие, не обжитые территории, на которых можно было заниматься рыбной ловлей, бортничеством, охотой и другими промыслами»3; «Посад и слободы вклинивались в окружающие поля, спускались по пологим откосам к реке, вытягивались вдоль главных дорог, сливаясь с окрестными лесами и садами… Известно, что посады и слободы русских городов не были сплошь застроены, а зачастую разделялись различными сельскохозяйственными угодьями, фруктовыми садами, выгонами и т.п.»4. Об этом же свидетельствуют исторические планы и топонимика древнерусских городов5. С развитием промышленности, ростом населения и появлением регулярной застройки это свойство постепенно утрачивается.        

В состав города Суздаля, кроме селитебной и огородной земли, полноправной частью входили земельные угодья. Долгое время лучшие и основные земли Суздаля принадлежали не податному («тяглому») посадскому населению, а привилегированным владельцам – епископу и монастырям. Вся территория кремля и посада была окружена монастырскими и архиерейскими землями. К западу от города, через р. Каменку располагались владения архиепископа Суздальского – земли Андреевской слободы, выгонный Андреевский луг, селитебная земля Ивановской (Иванской, Иваногорской, Ивангородской) слободы и слободы Борисоглебского монастыря.  Юго-западнее находилась слобода патриаршего Дмитриевского монастыря и Пушкарская слобода, граничившие с выгонной землей Успенского собора, архиепископа, ружных церквей. Вокруг Покровского монастыря была «подмонастырная» Никольская слобода с землями, западнее их - владения села Сельца того же монастыря. На востоке с посадом граничила слобода Васильевского монастыря со cвоими землями. На севере, по обеим сторонам Большой улицы, простирались владения Спасо-Евфимиева монастыря – селитебная и пашенная земля Скучиловой слободы6.

          Согласно исследованию Е.М. Караваевой, соотношение «черных» и «белых» земель было чудовищно непропорциональным: «Посад почти целиком отрезан от реки, лишен выгонов для скота и лугов для сенокоса. Мало того, Преосвященный до 1647 г. взимает с посадских людей «мостовщину» за проезд по мосту и «пролубные» за черпание воды из реки… Посад снаружи окружен тесным кольцом «белых земель»…7 Впрочем, во многих старых городах также долго сохранялись остатки раннефеодального землевладения, когда «белые земли» тесным кольцом сжимали город, лишали постоянное население городов сельскохозяйственных угодий – выгонов для скота и др.»8

          Это соотношение начало несколько меняться только в середине XVII в.: «В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича в Суздаль были посланы окольничий Петр Траханиотов и дьяк Артемий Хватов со специальной грамотой – инструкцией для проведения реформы и перепланировки (РГАДА. Ф. 137. Д. 1)В результате реформы на посад было возвращено 172 двора… огородные и выгонные земли из церковных и архиепископских владений… Во-первых, к посаду отошли церковные земли, занятые без крепостей огородами попов и причетников на окраинах города… Во-вторых, архиепископ должен был отдать посаду пашенную землю на речке Мжаре у Введенского монастыря и деревеньки Пинаевой, на которые в его казне не нашлось крепостей… Архиепископ лишился также права взимать «мостовщину» за проезд по мосту и «пролубные» за черпанье воды из реки. В-третьих, земля владимирских ямщиков, переведенных когда-то из Суздаля во Владимир… передавалась посаду… Т.о., посадские земли увеличились более чем в 1,5 раза… Реформа 1647 г. («посадское строение») не могла сразу  изменить соотношение сил «черной» и «белой» половин города, тем более что монастыри почти не были ущемлены реформой…»9.

В 1678 г. еще часть земель перешла к посадскому населению по межеванию воеводы Тимофея Жемчужникова: «По челобитию Суздальцев посадских людей отдана им посадским людям и всем градским жителям на веки вечные»10, что отмечено в межевых книгах (см. далее). К середине XVIII в. все землеустройство страны оказалось в большом беспорядке. В 1754 г. вышла Межевая инструкция по Манифесту Елизаветы Петровны 1752 г. По этой инструкции было предпринято Генеральное межевание. Но продвигалось оно туго и по существу провалилось, не закончив даже Московской губернии11. Глава 8-я Межевой инструкции называлась «О мере и межеванье состоящих при городах выгонных и протчих разных званей земель»: «Межевщикам по взятии отводов, как около Москвы, так и в городах межевать состоящие при городах выгонные, синодальные, монастырские, церковные, дворцовые, посадские, пушкарские, стрелецкие, ямские и протчие тому подобных слобод земли, каждого звания порознь, от оуездных земель особо окружною межею одну по другой, а потом и в оуездах, всякого звания владельческие земли, сряду а не чрез земли, и оучинить три плана и трои межевые книги…»12.

В главе 35-й «О порядочном содержании межевого дела…» описан порядок действий: «Производимые по сей инструкции дела межевщикам делать… и писать и межевать села и деревни, починки и пустоши, селищи и займищи и всякие оугодья сряду, а не чрез земли, и что отмежевано будет, писать в межевые книги на бело в десть им межевщикам при себе, сколько каких земель и оугодей отмежевано, о том писать под каждою статьею особливые перечни складом а не числом…13

          Межевых планов, составленных в ходе Генерального межевания 1754 г., сохранилось немного. Они считаются ценнейшим источником сведений о городах, по существу, еще средневековых14. Сохранился план города Суздаля 1756 г.15 Одновременно с планами составлялись межевые книги. По провинциальному городу Суздалю, входившему в Московскую губернию, сохранилась серия межевых книг Генерального межевания 1754 г.16 По Генеральному межеванию 1754 г., суздальский посад граничил с землями Александровского и Спасо-Евфимиева монастырей, причем слобода последнего - Скучилова – расширила свою территорию. На востоке к посаду примыкали земли Васильевского монастыря. К западу и северу от кремля размещалась слобода Борисоглебского монастыря, Ивановская и сильно разросшиеся Андреевская и Никольская слободы. Посадские выгонные земли составляли два участка. Один уходил узким клином далеко на юг, по правому берегу речки Мжары, стиснутый со всех сторон землями духовенства. Второй участок посадской выгонной земли располагался к северо-востоку от посада, и также в окружении монастырских владений.17

          Следующее Генеральное межевание состоялось в 1766 г. по новой инструкции того же года. В 1773 г. оно захватило Костромскую, Ярославскую и Суздальскую провинции18. По новому межеванию все города государства получали для пользования жителей по 2 версты выгонной земли19. Теперь вокруг Суздаля простирались, по преимуществу, государственные земли20. Сохранилось изрядное количество межевых книг и планов отдельных частей города и окрестностей, составленных в конце XVIII в. (см. далее), а также несколько планов города в целом21. От XIX в. сохранился план 1851 г., копированный в 1886 г. 22

Город Суздаль, очевидно, принадлежит к немногим исключениям, где земельные угодья в пределах средневекового города сохранились внутри современной городской черты. «Отсутствие крупных зданий, сады на окраинах, поля вокруг (так близко к городу, что из кремля слышно, как поют жаворонки в поле), явные черты средневекового города в сочетании со своеобразными представителями провинциального классицизма – таким остался Суздаль до нашего времени, сохраняя в себе вехи исторических периодов русского градостроительства с XI по XX век» - так писала о Суздале в 1966 г. Караваева23. «По берегам реки Каменки было немало пойменных заливных лугов, как-то: городская пойма около села Сельцо, Покровский луг, Варваринский (Бамбурихин), Андреевский (Ильинский), Архиерейский (Княжий, Типуновский) рядом с Кремлем, Болтоусовский против Яруновки, Ворок-Ямской против села Михайлова сторона. Все эти луга находятся в черте города. Но много лугов было и в верховьях Каменки, а также существовали большие Васильевские луга вниз по течению реки» - а это свидетельство тех же лет суздальского старожила и краеведа В.М. Снегирева24.

В 2006 г. музеем-заповедником совместно с проектным институтом ОГИП «Экоград Наследие» предпринята работа по охранной паспортизации суздальских лугов как объектов культурного наследия – «достопримечательных мест», при этом на городском плане выделено 11 лугов и луговин.

Ильинский луг. Историческое название луга – Андреевский. Первоначально луг принадлежал древнему Андреевскому монастырю, который был окончательно разрушен во время литовского разорения, а владельцем луга стал архиепископ Суздальский. Луг значится в писцовой книге Суздаля 1617 г.: «По другую сторону за рекою Каменкою города от Андреевского луга дворы и места дворовые посадских людей…»25. В писцовой книге 1628-1630 гг. луг упомянут в числе «архиепискуплих сенных покосов»: «Да под городом по реке по Каменке архиепискуплих сенных покосов луг ондреевской сена на нем ставитца пятдесят копен»26.

В 1687 г. Андреевский луг перешел во владение суздальских посадских людей: «межеван оной выгонной луг под выгон по предложенной суздальцов посадских людей…7195 (1687) г. воеводы Тимофея Жемчужникова книге»27. В межевых книгах и межевых планах XVIII в. этот луг называется так: «выгонная земля», «сенокос» или «сенной покос выгонного Андреевского луга, владение города Суздаля купечества и мещанства»28. Из этих же межевых книг следует, что Андреевский луг граничил с пашенными, сенокосными и селитебными землями Ивангородской, Андреевской, Борисоглебской слобод и села Сельца. От города луг отделялся рекой Каменкой – «непременной живой межой»; границей считалась середина реки. На плане 1756 г. земля в излучине р. Каменки между слободой Андреевского монастыря и Иваногорской митрополичьей слободой показана незастроенной, занятой угодьями: «посадскими градскими выгонными землями». На плане межевания Суздаля 1782 г. на этой территории под литерами LM значится «земля луга Андреевского, владение города Суздаля купечества и мещанства»29. На проектном плане средняя часть этой излучины также показана незастроенной30. На плане 1851 г. в этой части внутри городской черты показан выгон, на усадьбах улиц (бывших слобод) – огороды и фруктовые сады, в южной части – сенокосная земля31.

Межевые книги называют в составе луга «озерко». За пределами луга, но в непосредственной близости, находился «Дудин враг». Снегирев писал о них: «…древнейшее естественное озеро под Божедомкой (Убогим домом) - остаток древнего русла реки Каменки…Оно занимало площадь, примерно равную 10-12 га, наполнялось водой из ключей и вешней водой, которая стекала в него по «Дудину врагу» в юго-западной стороне озера. Этот овраг имел направление к Березовому болоту (в 3 км от города)… Озеро имело два протока, с северной и южной сторон, для спуска излишней воды в Каменку. В далекие времена через озеро от Божедомки к Ивановой (Ильинской) горе были проложены пешеходные лавы, при помощи которых и при наличии вторых лав через реку у Ильинской церкви во много раз сокращался путь от Божедомки до центра города. В настоящее время озеро представляет собой заболоченное, кочковатое место, в котором вешняя вода стоит до середины лета… Окружает полукольцом Иванов (Ильинский) холм… В языческие времена здесь происходили так называемые «игрища при водах». В противовес им была построена на горе церковь «Ивана Купала»32.

Ильинская церковь на Ивановой горе фактически находится на Андреевском лугу, в южной его части. Ее название в более поздние времена (очевидно, к началу XX в.) и перешло на луг. А.Д. Варганов писал об Ивановой горе: «Напротив северо-западного угла земляного кремлевского вала, на берегу реки Каменки, находится гора. Она спускается к реке крутым глинистым обрывом. Горка эта издревле носит название Ивановой. Анания Федоров пишет, что на горе в языческие времена стояло божество, называемое Иваном Купалой»33. У М.В. Седовой читаем: «Любопытно, что к церкви пророка Ильи примыкала теплая церковь во имя Иоанна Богослова, не сохранившаяся ныне. По-видимому, церковь эта могла быть выстроена на месте языческого капища Купалы»34.

          Северо-западнее луга находилась Андреевская слобода, первоначально монастырская. На месте монастыря сохранилась каменная Тихвинская церковь XVIII в. Неподалеку от озера и Тихвинской церкви находился так называемый Убогий дом (Божедомка) – особое кладбище для умерших скоропостижно или от заразных болезней, а также странников, нищих, бездомных и безродных людей. В 1881 г. в Суздале в напоминание об Убогом доме по инициативе протоиерея суздальского собора Рождества Богородицы Александра Кроткова была построена кирпичная часовня в виде столбика с иконой – в качестве общего могильного памятника (ныне не сущ.)35.

В той же пойме р. Каменки, в ее северо-восточной части расположен еще один ансамбль приходских церквей XVIII в.: Богоявленская и Предтеченская. Вокруг них по обе стороны реки, вблизи Андреевской слободы располагалась слобода Кожевники. Церкви и слобода значатся в писцовой книге Суздаля 1628-1630 гг.: «В Кожевной слободе храм во имя Богоявление Господа Иисуса Христа другой храм теплой во имя Ивана Предотечи древяны клецки»36. Межу луга пересекала проселочная дорога из села Иванского в Никольскую слободу. Общая площадь («окружная межа») Андреевского луга составляла 27 десятин 1692 кв. сажени, из них выгон, т.е. удобная земля – 26 десятин 157 кв. сажен37. В 1999 г. администрация Владимирской области добилась для Ильинского луга статуса - Государственный комплексный ландшафтный заказник.

Кремлевским называется пойменный заливной луг между р. Каменкой и кремлевским валом. Западная и южная части земляного крепостного вала, к которым примыкает луг, первоначально были насыпаны в начале XII в. Детинец же в мысовой северо-западной части современной территории кремля возник еще раньше – в X в.38 Можно предполагать, что использование луга началось уже с этого времени. Старожилы в середине XX в. помнили  названия луга – Княжий, Архиерейский и Типуновский (от рва, входившего в состав городских укреплений, который назывался Типуниха, или Табуниха)39. Правда, в исторических документах и топографических материалах никаких специальных топонимов, обозначающих этот луг, не встречается.

Архиерейский луг, очевидно, раньше других перешел к городскому населению. Посадской землей он числился в Писцовой книге 1628 – 1630  гг.40   Межевые книги XVIII в. показывают «городовой луг», «грацкой имеющийся подле города Кремля луг»41, «городской луг мерою по линии подле реки Каменки 90 сажен»42. Луг использовался под выгон скота городских обывателей. План г. Суздаля 1851 г. показывает в южной части луга огородную землю и две усадьбы с каменными строениями – одну с восточной стороны, другую с западной43. Вероятно, эта огородная земля принадлежала Архиерейскому дому; документы XVIII в. называют здесь «огородное место владение дому Суздальского архиерея»44. Часть луга у западной линии вала также принадлежала Архиерейскому дому: документы XVIII в. показывают «пруд и далее огород владение дому суздальского архиерея»45, документы XIX в. - «огородную землю около пруда», причем земля эта сдавалась домоправлением Архиерейского дома в аренду, а арендаторы «наступали» на выгонную землю, стесняя «пастьбу общественного скота»46. В документах начала XX в. встречается упоминание «луга близ Дмитриевского моста» 47.

Пруд находился на лугу, непосредственно у западной линии вала, и назывался Лебяжьим, или Архиерейским. По свидетельству Снегирева, его приписывали Суздальскому епископу Арсению Елассонскому (XVII век). Пруд имел ограду. В 80-х годах XIX в. пруд был полузасыпан по требованию санитарного надзора, при этом часть вала и деревья около него были уничтожены. В 1893 г. вновь вставал вопрос об очистке либо засыпке пруда, и пруд окончательно засыпали48.

В пределах городской черты, в юго-восточной излучине р. Каменки, в ее южной части расположен луг, известный по документам и литературе под двумя названиями: Михайловский и Ворок. На границе с лугом, за рекой, издревле находилось село Михайлова сторона - в XV веке митрополичье и частновладельческое, а затем патриаршее, синодальное и казенное владение49. Земля луга принадлежала архиепископу. Луг использовался под сенокос. Писцовая книга Суздаля 1628-1630 гг. указывает среди «архиепискуплих сенных покосов» луг «Ворок против ямские слободы Михайловской, сена на нем ставитца сорок копен»50. В середине - второй половине XVIII в. луг перешел во владение городского посада как «посадские градские выгонные земли». «Выгонной Михайловской луг, Ворок он же» упоминается среди смежных земель пустоши Мжары51.

Часто этот луг объединяли с лежащим поблизости, по течению р. Мжары, лугом Введенским-Болтоусовым. Вся территория вместе называлась «выгонная земля лугу Михайловского, Болтоусова, Ворок, оное владение города Суздаля купечества и мещанства»52; «состоящая в градской округе выгонная земля лугов, называемых Михайловской, Болтоусов, Ворок он же, и выгонной Веденской земле владение оного города купечества и мещанства»53, «земля лугов называемых Михайловской Болтоусов Ворок, то же и выгон Веденской земле, владения того города купечества и мещанства»54. Снегирев называет этот луг «Ворок-Ямской». Большую, северную, часть излучины занимала территория посада: «посадские слободы» или «купеческие и разночинские слободы». Это отразилось не только в реальных планах города, но и в прожектированном плане регулярной застройки, где большая часть земли в юго-восточной излучине р. Каменки обозначена как селитебная, с предполагаемой регулярной планировкой; меньшая, восточная, часть осталась незаселенной, т.е. предназначенной для угодий. Однако регулярный план полностью не осуществился: застройка по кварталам северной, посадской части излучины так и не состоялась55.

В XIX в. земля в юго-восточной излучине р. Каменки  использовалась следующим образом. Меньшая, южная часть излучины служила выгоном. Большую часть излучины, на планах XVIII в. обозначаемую как «посадские слободы», занимали огороды и в меньшем количестве сады. На этой территории располагалось несколько слобод (улиц). Одна из них – Яруновка – протянулась с севера на юг вдоль р. Каменки в западной части излучины;  две другие также ориентированы с севера на юг и пересечены между собой. Строения занимали незначительную часть этих слобод. Слобода Яруновка образовалась при церкви Козьмы и Дамиана на Красной (Яруновой) горке. В древности на месте церкви существовал мужской монастырь, основанный в XII в. В настоящее время на месте слободы Яруновки расположилась в южной части ул. Набережная им. Шевченко с Козьмодемьянской церковью; в северной части она переходит в ул. Ярунова гора.

Топоним «Ворок» не родствен корню «враг»-неприятель или «враг»-овраг. В межевых книгах и в экспликациях планов «Ворок» всегда сохраняет на конце «к».  Корень этого слова - «рок», очевидно, тот же самый, что в слове «урок» (колдовство), «урочить» (околдовать)56, «урочище» и связан, возможно, с близостью славянских языческих курганов на Михайловой стороне, найденных в 1851 г. С.А. Уваровым и археологически исследованных в 1927, 1937, 1967-1970, 1968, 1974-1985 гг.57 Курганный обряд погребения сопровождался развитым ритуалом, сближающим этот район древнего городского могильника с урочищем или капищем. Впоследствии курганы были частично срыты при каких-то земляных работах.

Введенский луг. Введенской стороной, или улицей, в Суздале назывались окрестности древнего Введенского монастыря, разоренного в 1238 г. монголо-татарами. В литовское разорение 1611 г. монастырь был разрушен окончательно. При митрополите Иларионе (1682-1707) его место заняла приходская Знаменская церковь, перенесенная из торговых рядов. В 1749 г. деревянную Знаменскую церковь сменила каменная теплая, в 1777 г. ее дополнила каменная холодная церковь в честь Положения Ризы Господней58. Земля восточнее Введенского монастыря в пойме рек Каменки и Мжары (по правому берегу р. Каменки перед впадением в нее р. Мжары, а также по правому и частично по левому берегу р. Мжары, в нижнем ее течении) использовалась как сенокос и выгонный луг. Первоначально эта земля находилась, вероятно, во владении Введенского монастыря, а с его упразднением перешла к Суздальскому архиепископу. Писцовая книга Суздаля 1628-1630 гг. упоминает «луг Болтоусов на Веденеве стороне против Яруновы улицы, сена на нем ставитца тридцать копен»59. Ярунова улица находилась на противоположном берегу («против») р. Каменки. В 1648 г. часть луговой земли по правому берегу р. Мжары перешла во владение посадского населения60.

Межевая книга пашенной земли пустоши Мжаров ямщиков Владимирского яма 1756 г. упоминает «выгонный Введенский луг»; часть земли названа «пашенная земля выгонная Веденская»61. Снегирев называет этот луг «Болтоусовский против Яруновки». В XIX в. часть указанной территории по берегу р. Каменки занимали огороды горожан. Участок в низовьях р. Мжары, где обнаружен курганный некрополь, был известен как «солдатский огород». Земля по правобережью р. Мжары, на планах XVIII в. указанная как городская выгонная, в это время принадлежала казенным крестьянам села Михайловского (Михайлова сторона) и в городскую черту не входила62. В зоне луга в р. Мжару впадала почти исчезнувшая ныне речка Грубица, вытекавшая из родника вблизи Знаменского кладбища: «Святителев пруд в архиерейских садах около Знаменского кладбища… Этот пруд был, вероятно, образован за счет мощного родника…Из пруда была сделана сточная деревянная труба, откуда получила свое начало речка Грубица, впадающая в черте города в реку Мжар»63.

Васильевский луг. Земля на левом берегу р. Каменки восточнее Васильевского монастыря исторически связана с монастырем, документально известным с XIII в. Вокруг монастыря располагалась «подмонастырная» Васильевская слобода. Земля восточнее слободы также принадлежала монастырю и использовалась под сенокос. Писцовая книга Суздаля 1628-1630 гг. упоминает «под монастырем же угодья Васильевской луг на реке на Каменке, сена ставитца сорок копен»64. Васильевский луг находился за городской чертой и относился к смежным землям. С юга, по р. Каменке, Васильевский луг граничил с другими угодьями: сенокосной землей села Михайлова сторона65 и отхожей пашней сел Павловского и Ивановского Шуйского66.

Планы Суздаля XVIII в. показывают территорию восточнее Васильевского монастыря как его владение; северная граница монастырских владений проходила значительно севернее нижегородской дороги, охватывая примерно такую же территорию, как от дороги до р. Каменки. Земля лугов или ее часть использовалась в это время под пашню. Так, на плане межевания 1782 г. восточнее Васильевского монастыря в описании смежных земель под литерами Е-F показана «подмонастырская Васильевского монастыря, пашенная земля, владение того монастыря игумена с братиею»67. Прожектированные планы также оставляли эти владения за монастырем68. В ближайших окрестностях луга межевые книги XVIII в. называют природные угодья: Малые Введенские ручей и овраг. В XIX в. вся эта земля монастырю уже не принадлежала. В XX в., в советское время территория бывшего Васильевского луга вошла в городскую черту и ее северо-западная  часть стала селитебной. Тем не менее, Снегирев в середине XX в. помнил «большие Васильевские луга вниз по течению реки».

Покровский луг. Территория в северной излучине на левобережье р. Каменки исторически связана с Покровским монастырем, основанным в середине XIV в. Южнее и восточнее монастыря, выходя на самый берег реки, располагалась «подмонастырная» Никольская слобода «на морковке». Земля в западной половине излучины принадлежала слободе. Писцовая книга Суздаля 1628-1630 гг. указывает: «Того ж монастыря на реке на Каменке на берегу Попова полянка… Под монастырем огород монастырской… Под монастырем же монастырская слободка Николская на морковке…»69. Впоследствии, в одно из межеваний XVIII в., часть земли с юга заняла разночинская слободка Полянка Городская70.

В XVIII в. Никольская слобода граничила с юга с Городской Полянкой, через р. Каменку – с городской посадской землей и Скучиловой слободой, со стороны смежных земель – с селением, огородами и сенокосом с. Сельца. Одним из важных межевых ориентиров служил овраг Дербь, расположенный на противоположном берегу р. Каменки и составляющий особенность местного рельефа. Межевые книги упоминают сады Покровского монастыря и его служителей и пруд в Никольской слободе (у юго-восточного угла монастыря)71. Второй пруд находится у северной ограды монастыря. «Царицын пруд за оградой Покровского монастыря, получивший свое название от того, что в окружавшем его саду разрешалось гулять царице Евдокии Лопухиной – первой жене Петра I – во время ее заточения в Покровском монастыре, Покровский пруд против въезжих ворот Покровского монастыря, когда-то служивший монастырским садком для рыбы»72. Неселитебная земля в районе Покровского монастыря исторически использовалась под огороды, сады, возможно, отчасти и под сенокос. План XIX в. большую часть земли показывает занятой огородами, меньшую часть – садами; с юга и севера у ограды монастыря показаны два пруда – один значительных размеров, второй меньший73. Перечень городских имуществ за 1918 г. называет «огороды на Покровской стороне, на берегу р. Каменки»74.

          Территория, выделенная как Спасский луг, состоит из двух зон с разной историей. Северный участок излучины р. Каменки напротив Спасо-Евфимиева монастыря вплоть до конца XVIII в. считался за городской чертой, среди смежных земель, и исторически был связан с Покровским монастырем. Эта земля принадлежала селу Сельцу Покровского монастыря, а после секуляризации 1764 г. – Государственной коллегии экономии. Земля села Сельца граничила с Никольской слободой – владением того же Покровского монастыря, а затем Коллегии экономии75. По межевым книгам, примерно в этом районе, вблизи дороги из села Кибол в город Суздаль, направо располагалась селитебная и огородная земля Никольской слободы, а налево - сенокос села Сельца76.

Вторая зона – земля между р. Каменкой и Спасо-Евфимиевым монастырем - входила в городскую черту и принадлежала монастырю. С превращением Суздаля в конце XVIII в. в уездный город излучина реки вошла в городскую черту. Прожектированный план регулярной застройки разбил ее территорию на городские кварталы, которые, однако, застроены не были; участок между рекой и монастырем был оставлен без заселения, очевидно, ввиду особенностей рельефа77. В XIX в. северный участок излучины р. Каменки напротив Спасо-Евфимиева монастыря и участок между рекой и монастырем, как  показывает план Суздаля, занимали огородные земли. По документам рубежа XIX-XX вв., монастырю принадлежал «огород под косогором на берегу р. Каменки»78. Часть земли на берегу, вероятно, принадлежала также городу: среди городских имуществ и оброчных статей, доход с которых включен в смету 1918 г., показан «огород в Спасской Набережной улице»79. Бывшая земля с. Сельца также, очевидно, была в XIX в., по указу Сената 1830 г. причислена к городским владениям80, если это не случилось в конце XVIII в. Снегирев называл этот участок «городской поймой около села Сельца».

Варваринским, или Бамбурихиным лугом называется территория на обоих берегах р. Каменки в среднем течении между Покровским и Андреевским лугами – меньшая на правом, более обширная на левом берегу. На правом, более высоком берегу находится так наз. гора Бамбуриха. На низком левом берегу расположена историческая Варваринская (Варварская) сторона. Приходскую церковь мученицы Варвары упоминают Писцовые книги XVII в.81

При суздальском епископе Иоакиме (1725 - 1731) при Варварской церкви была построена холодная церковь во имя Похвалы Богородицы. Деревянную Варварскую церковь в 1737 г. упразднили за ветхостью, и вместо нее к Похвалынской церкви была сделана каменная пристройка с прежними престолами82. Слободы на Варварской стороне стали называться Похвалынскими улицами. В 1937 г. церковный ансамбль начали сносить, закончив его уничтожение после войны83. Ныне Варваринский луг служит единственным напоминанием о Варварском и Похвалынском храмах, а также Варварской стороне суздальского посада. Во владении обывателей издавна, еще до посадской реформы, находился лежащий по обе стороны реки небольшой луг84.

Территория, ныне включенная в Дмитриевский луг, находится к юго-западу от Музея деревянного зодчества до объездной дороги. Исторически эта зона связана прежде всего с древнейшим в Суздале Дмитриевским монастырем, документально известным с XI в. Окрестности монастыря занимала Дмитриева слобода, или сторона, и ее земля. С юга к Дмитриевой стороне примыкали земли сложного по принадлежности состава. Сведения об этих землях противоречивы. По одной версии, в XVI-XVII вв. в западной части размещались слободы Ямская и Пушкарская,  к востоку от них - земля двух ружных церквей (Успенской и Афанасьевской) и Владимирская дорога85. По другой версии, западный участок, прилегающий с юга к Дмитриевой стороне, до 1648 г. принадлежал к монастырским и прочим «нетяглым» землям; восточный же (земля ружных церквей) в 1648 г. перешел из церковных «нетяглых» к посаду86. По этому же последнему участку проходила старая столбовая Владимирская дорога.

          В конце XVIII в. территория к юго-западу от Дмитриевской церкви принадлежала посаду; на ней располагались две Дмитриевские улицы: одна продольная, другая поперечная. Южнее размещались слободы рассыльщиков и ямщиков - в западной части, к востоку от них - посадская градская выгонная земля (бывшая земля ружных церквей) и Владимирская дорога. Согласно межевым книгам XVIII в., земля «суздальской провинциальной канцелярии разсыльщиков» прежде принадлежала пушкарским слободам87.

В XIX в. землю между Дмитриевскими улицами занимали огороды, а южнее их – городской выгон. Владимирская дорога проходила уже не здесь, а через Пинаевскую улицу88. В документах начала XIX в. упоминается «на Дмитриевской стороне общественная огородная земля, называемая Пушкарская», сдававшаяся городским жителям в наём89. «Означение имуществ и оброчных статей, доход с которых включен в смету 1918 г.» показывает огороды «на Дмитриевской стороне» и «на берегу реки Каменки против Дмитриевской церкви»90.

Коровинский луг. Земля в северной излучине р. Каменки в прошлом принадлежала крестьянам села Коровники, исторически связанного со Спасо-Евфимиевым монастырем. Расположено оно в непосредственной близости от Суздаля, на правом берегу р. Каменки. Село принадлежало суздальским князьям, а в XV в. один из них, Андрей Андреевич, променял его Спасо-Евфимиеву монастырю на с. Заполицы91. Напротив, на левом берегу р. Каменки, в северной, узкой части излучины находится Козьмодемьянская церковь 1696 г., с теплой придельной. В излучине располагались сенные покосы с. Коровники; через реку они граничили с покосами с. Сельца92. В конце XVIII в., при составлении проектных планов земля в северной излучине р. Каменки была включена в городскую черту и разбита на 5 жилых кварталов № 51-55, которые, однако, впоследствии застроены не были. При этом часть земли по берегам реки осталась свободной от поквартальной разбивки93.

Поблизости располагалась слобода Новосельская, также принадлежавшая монастырю, а с конца XVIII в. - Коллегии экономии. Согласно документам начала XIX в., бобыли Новосельской слободы на городском выгонном лугу в северной излучине р. Каменки устроили кирпичные заводы, вырыв множество широких и глубоких ям для добычи глины. При этом бобыли не платили городу обычных в подобных случаях мещанских податей94. В 1831 г. земля в северной излучине по указу 1830 г. перешла из владений с. Коровники в состав города, однако крестьяне продолжали считать ее своей надельной землей, что породило спор между с. Коровники и г. Суздалем, который не был окончательно разрешен даже в 1915 г.95

На плане 1851 г., где нанесена поквартальная сетка конфирмованного плана, в северной излучине р. Каменки показано пять кварталов: № 51-55. Восточная часть излучины на берегу реки, оставленная без застройки, показана как «неудобные места». Средняя часть территории внутри излучины использовалась под выгон, однако на нем показаны «глинистые ямы» и огороды. Западная часть излучины по берегам реки занята пашенной землей96. По документам 1918 г., близь с. Коровники на берегу р. Каменки находилась городская пахотная земля, сдававшаяся в наем, в том числе участок под названием «Сковорода»97.

С запада, со стороны с. Коровники, русло р. Каменки в прошлом соединялось с так называемым Ветельским прудом, при котором еще в XVII в. находилась плотина98. «Пожня около Ветельского пруда Успения Святыя Богородицы что на моем дворе…» упоминается в жалованной грамоте 1495 г., данной великим князем Иваном III Спасо-Евфимиеву монастырю на владении землями около Суздаля99. Снегирев упоминает «пруд в с. Коровники, знаменитый своей осокой, из которой плели красивые половики монахини Покровского монастыря»100.

Знаменский луг. Территория на южной окраине Суздаля, между кладбищем, Владимирской и объездной дорогами исторически входила в состав церковных угодий и принадлежала двум приходским церквям – Афанасьевской и Успенской. Церковь святителей Афанасия Великого и Кирилла, патриархов Александрийских, находилась первоначально в кремле. Первые исторические известия о ней относятся к 1458 г. Деревянная церковь св. Афанасия простояла до пожара 1719 г. Затем вместо сгоревшей деревянной церкви была построена каменная.      В 1868 г. к Афанасьевской церкви приписали Успенскую постройки около 1650 г., первоначально основанную в XV в. Обе церкви считались ружными101. В XVIII в. земля двух ружных церквей перешла во владение городских жителей.

С восточной стороны эта земля граничила с Болтоусовым - Введенским лугом102. До конца XVIII в. по ней проходила старая Владимирская дорога. На этой территории находится кладбище; в прошлом оно называлось Знаменским, очевидно, по Знаменской церкви. Знаменская церковь на месте древнего Введенского монастыря, разоренного во время литовского нашествия XVII в., появилась при митрополите Иларионе (1682-1708), который перенес ее из торговых рядов. В 1749 г. вместо деревянной церкви на средства прихожан была построена ныне существующая каменная церковь. При митрополите же Иларионе на этом кладбище была построена каменная Всехсвятская церковь. Она заменила деревянную Всехсвятскую церковь, которая  до конца XVII в. была трапезной при Пятницкой церкви у Ильинских крепостных ворот103. В 1927 г. Всехсвятскую церковь уничтожили104.

Земля, принадлежавшая в прошлые века двум ружным церквям, использовалась как луг для выгона скота. Такое использование ее сохранялось и позже, с переходом во владение суздальского купечества и мещанства. Снегирев в середине XX в. упоминает Знаменский луг, который «лет 40 тому назад представлял собой цветущее море лечебной травы «бессмертника». С пролегающим по лугу руслом старинной речки Грубицы это розово-белое цветущее море представляло собой зрелище дивной красоты»105.

 

Примечания

1.     Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века. Л. – М., 1953. С. 162.

2.     Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Ландшафт в композиции древнерусского города. АН. № 28. М., 1980. С. 3.

3.     Алферова Г.В. Русские города XVIXVII веков. М., 1989. С. 179 – 180.

4.     Тверской Л.М. Указ. соч. С. 167, 185.

5.     Схематическая карта Москвы и ее окрестностей в XIVXV вв. // Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV- XV веках. М., 1957. Вклейка. Рис. 24; План-реконструкция Можайска «Топонимика Священного города» // Мокеев Г.Я. Можайск – священный город русских. М., 1992. С. 83.

6.     Мазур Л.Д. Русский город XIXVIII вв. Владимирская земля. М., 2006. С. 33-34, план-реконструкция «Суздаль XVIXVII вв.» на с. 81.

7.     Караваева Е.М. Градостроительное развитие Суздаля. М., 1966. Дисс. соис. уч. степ. канд. арх. М., 1966. Рукопись. С. 24 – 25.

8.  Тверской Л.М. Указ. соч. С. 45 – 48.

9. Караваева Е.М. Указ. соч. С. 29 – 31; рис. 9  - «Схема соотношения  «черных» и «белых» земель в 1648 г.

10. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 33.

11. Мазур Л.Д. Указ. соч. C. 41.

12. ВСМЗ. В-49907. Межевая инструкция. М., 1754. Л. 8 об.; Государственный архив Владимирской области (далее – ГАВО). Ф. 417. Оп. 3. Д. 4; «Инструкция о размежевании во всем государстве земель состоявшаяся маиа 13 дня 754 г. печатная в переплете» упоминается в «Росписном списке Володимерской провинциальной канцелярии воеводы коллежского советника Воронцова» 1779 г. – ГАВО. Ф.15. Оп. 2. Д. 56. Л. 4.

13. ВСМЗ. В-49907. Межевая инструкция. М., 1754. Л. 37.

14. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 44.

15. Седова М.В. Суздаль в X - XV веках. М., 1997. Рис. 61.

16. Межевые книги 1756 г. Иваногорской, Васильевской, Борисоглебской, Никольской, Андреевской, Скучиловой слобод, пустоши Мжары // ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5; Межевая книга слободки Полянки // ГАВО. Ф. 417. Оп. 3. Д. 2074.

17. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 44 – 45; план-реконструкция «Суздаль середины XVIII в.» на с. 86.

18. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 42, со ссылкой на кн.: Герман Н.Е. История русского межевания. М., 1910. С. 227 и кн.: Иванов П.И. О генеральном размежевании земель в России и полюбовном специальном размежевании в Московской губернии. М., 1843. С. 24.

19. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 43, со ссылкой на кн.: Герман, 1910. С. 214.

20. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 46; план-реконструкция «Суздаль второй половины XVIII в.» на с. 90.

21. Нам известно, по крайней мере, три таких плана: 1) План 1779 г. // Седова М.В.Указ соч. Рис. 60, Караваева Е.М. Указ. соч. Рис. 16, однако датирован тот же план 1784 годом; 2)  План межевания Суздаля 1782 г. // Собрание ВСМЗ. В-6989; «План уездного города Суздаля с выгонною его землею и с лежащими в округе оного на пять верст землями 1787 г.» // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6412.

22. ВСМЗ. В-6300/2535.

23. Караваева Е.М. Указ. соч. C. 52.

24. Память прошлого. Очерки В.М. Снегирева по истории Суздаля. М., 2008. С. 473.

25. Писцовая книга города Суздаля 1617 года // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Т. I. Вып. 1. Владимир, 1875. С. 260.

26. Список с писцовой книги гор. Суздаля, с 7136 по 7138 г. (1628-1630 гг. // ТВУАК. VI. Владимир, 1904.  С. 11.

27. ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5. Л. 100.

28. Межевые книги: Андреевского луга 25 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 79, Иваногорской слободы 1756 г., Борисоглебской слободы 1756 г., Андреевской слободки селитебной земли 1756 г. // ГАВО. Ф. 39. Оп.1 Д. 5, Ивангородской слободы 24 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 3. Д. 2074, Борисоглебской слободы 24 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 88; села Сельца 16 июня 1773 г. (с планом) // ГАВО. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2853, План города Суздаля 1756 г. // Седова М.В. Указ соч. Рис. 61, План межевания города Суздаля 1782 г. // ВСМЗ. В-6989.

29. Седова М.В. Указ соч. С. 61; ВСМЗ. В-6989. 

30. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 91.

31. ВСМЗ. В-6300/2535.

32. Память прошлого. С. 475-476.

33. Варганов А.Д. Суздаль. Ярославль, 1971. C. 88.

34. Седова М.В. Указ. соч. С. 205 – 206.

35. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 4. Л. 1-7.

36. Список с писцовой книги гор. Суздаля… С. 28.

37. Межевая книга Андреевского луга. 25 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2 . Д. 79.

38. Седова М.В. Указ. соч. С. 47 – 49.

39. Память прошлого. С. 473.

40. ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5. Л. 9 об.

41. Межевая книга Ивангорской слободы. 1756 г. // ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5. Л. 6 об.

42. Межевая книга Борисоглебской слободы. 1756 г. // ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5. Л. 29 об.

43. ВСМЗ. В-6300/2535.

44. Межевая книга Суздальского вала. 5 сентября 1782 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 3 . Д. 2074. Л. 2.

45. Там же; «Геометрической специальной план… провинциального города Суздаля земляному валу… 1782 г.» // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6416. Л. 2.

46. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 12. Л. 2 – 13.

47. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 42. Л. 4 об.

48. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 12. Л. 2 – 13.

49. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. III. Владимир, 1896. С. 90 – 91.

50. Писцовая книга города Суздаля 1617 года. С. 258.

51. Межевая книга бывшей селитебной и пашенной земли пустоши Мжаров ямщиков Владимирского яма. 1756 г. // ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5. Л. Л. 66 об. - 68 об.

52. «Геометрический специальный план двору и огородным местам…церкви Знамения…обмежевания учиненного в 1773 году июня 13 дня…» // ВСМЗ. В-15817/4.

53. План Суздаля 1779 г. // Седова М.В.Указ соч. Рис. 60; «Геометрической специальной план градской города Суздаля округе выгонным лугам называемым Михайловским Болтоусов Ворок он же и выгонной Веденской земле владения оного города купечества и мещанства... 1779 г.» // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6414. Л. 1.

54. Межевой план Суздаля 1782 г. // ВСМЗ. В-6989.

55. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 91; Прожектированный конфирмованный план 1789 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6003. Л. 3.

56. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. СПб., 1996. С. 168-169.

57. Седова М.В. Указ. соч. С. 146 – 147.

58. Историко-статистическое описание… С. 67 – 68.

59. Писцовая книга города Суздаля 1617 года. С. 258.

60. Караваева Е.М. Указ. соч. Рис. 9.

61. ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5. Л. 69.

62. План 1851 г., копированный в 1886 г. // ВСМЗ. В-6300/2535.

63. Память прошлого. С. 476.

64. Список с писцовой книги гор. Суздаля… С. 87.

65. Межевая книга села Михайлова сторона. 28 мая 1773 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 3. Д. 2047. Л. 14 об. – 16; Ф. 417. оп. 1. Д. 2819. Л. 11 – 11 об.

66. Межевая книга угодий сел Павловского и Ивановского Шуйского. 28 мая 1773 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 3. Д. 2075. Л. 6 – 7.

67. ВСМЗ. В-6989.

68. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 91.

69. Список с писцовой книги гор. Суздаля… С. 37, 73.

70. Геометрический специальный план… межевания учиненного в 1756 году маия 25 дня… // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6004. Л. 1.

71. Межевая книга селитебной земли подмонастырной Никольской слободы Покровского монастыря. 1756 г. // ГАВО. Ф. 39. Оп.1. Д. 5. Л. 4- 58; Межевая книга Никольской слободы. 25 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 82. Л. 1 – 2 об.

72. Память прошлого. С. 477.

73. В-6300/2535.

74. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 42, 1918 г. Л. 1 об. – 3 об.

75. Межевая книга земель села Сельца и штатного сада Суздальского Архиерейского дома. 10 июня 1773 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2852. Л. 8; план Суздаля 1779 г. // Седова М.В. Указ. соч. Рис. 60.

76. Межевая книга Никольской слободы. 25 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 82. Л. 1 об.

77. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 91; Прожектированный конфирмованный план 1789 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6003. Л. 3.

78. ВСМЗ. В-6300/2535; Петина Н.Н. Хозяйство Спасо-Евфимиева монастыря на рубеже XIXXX вв. // Материалы исследований ВСМЗ. Сб. № 10. Владимир, 2004. С. 15.

79. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 42. Л. Л. 1 об. – 3 об.

80. ГАВО. Ф. 397. Оп. 1. Д. 356. Л. 26.

81. Писцовая книга города Суздаля 1617 года. С. 262; Список с писцовой книги гор. Суздаля… C. 33.

82. Историко-статистическое описание… С. 75.

83. Тимофеева Т.П. «Лежит в развалинах Твой храм…» Владимир, 1999. С. 76, со ссылкой: газета «Вечерний звон». № 9.

84. Караваева Е.М.Указ. соч. Рис. 9.

85. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 81.

86. Караваева Е.М.Указ. соч. Рис. 9.

87. Межевая книга выгонной земли города Суздаля, прежде бывших двух ружных церквей Успенской и Афанасьевской. 24 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 86. Л. 3а; «Геометрической специальной план состоящей в градской округе пашенной земли суздальской провинциальной канцелярии рассыльщиков, а прежде бывшая пушкарская, межевания учиненного 1779 году апреля 24 дня» // ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6415. Л. 1.

88. План 1851 г., копированный в 1886 г. // ВСМЗ. В-6300/2535.

89. ГАВО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 316. Л. 1.

90. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 42. Л. Л. 1 об. – 3 об.

91. Историко-статистическое описание… С. 88-89.

92. Межевая книга земель сел Коровников, слободы Новосельской, Омутского и Троица-Берег. 22 мая 1773 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2800.  Л. 1 об.

93. Мазур Л.Д. Указ. соч. С. 91; ГАВО. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6003. Л. 3.

94. ГАВО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 231. Л. 1-2.

95. ГАВО. Ф. 397. Оп. 1. Д. 356.

96. ВСМЗ. В-6300/2535.

97. ГАВО. Ф. 397. Оп. 3. Д. 42. Л.  4 об.

98. Межевая книга села Коровников на вотчинные сенные покосы. 15 июля 1683 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 3 . Д. 16.

99. Историко-статистическое описание… С. 54.

100. Память прошлого. С. 477.

101. Историко-статистическое описание… С. 53-54,  68.

102. Межевая книга выгонной земли города Суздаля, прежде бывших дву ружных церквей Успенской и Афанасьевской. 24 апреля 1779 г. // ГАВО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 86. Л. 1. 1 об.

103. Историко-статистическое описание… С.  83.

104. Тимофеева Т.П. Указ. соч. С. 75.

105. Память прошлого. С. 480.

 

Иллюстрации.

  1. 002, правый рис. – Схема соотношения «белых» и «черных» земель в 1648 г. (Е.М. Караваева).
  2. 005 – План Суздаля с округой. 1787 г.
  3. 011, левый рис. – Межевой план кремлевских валов. 1782 г.
  4. 026, левый рис. – Межевой план Михайловского и Болтоусова лугов. 1779г.
  5. 006 – План Суздаля. 1851 г.

 

                            

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский