РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Тимофеева Т.П. Шатровое зодчество Суздаля // Суздальский сборник за 2014 год. Владимир, 2015. С. 91-104. Все права сохранены.
Электронная версия материала предоставлена библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.
По техническим причинам не удалось воспроизвести иллюстрации оригинала.
Т.П.
Тимофеева
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО СУЗДАЛЯ
Суздаль - город шатровой
архитектуры, отчасти сохранившейся и сейчас. Однако город менялся со временем,
и далеко не все суздальские шатры дошли до наших дней. Интересно составить по
возможности полную картину шатрового зодчества Суздаля. Первые шатровые здания
в каменной церковной архитектуре Древней Руси появились в XVI в. в царских
резиденциях – Троицкая церковь
1) В XVI в. построена Успенская трапезная церковь в
Спасо-Евфимиевом монастыре (ил. 1). Впервые трапезная церковь появилась в монастыре
(общежительном, с общей трапезой), возможно, ещё в XIV
в. Согласно Житию преп. Евфимия, первого игумена монастыря, тёплая каменная
церковь во имя Иоанна Лествичника с трапезой была устроена Евфимием, т.е. во
второй половине XIV в., а когда число насельников возросло
-деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца с деревянной трапезной на
каменном подклете. И каменная церковь, и трапезная на каменном подклете в это время очень
сомнительны. На самом деле тёплый каменный храм во имя преп. Иоанна
Лествичника с трапезной был возведён в 1523–1525 гг. по жалованной грамоте от
22 июля
2) Шатровой была Благовещенская надвратная церковь Спасо-Евфимиева
монастыря. Время её снования неизвестно. Первое упоминание встречается в
писцовой книге Суздаля 1628-1630 гг.: «На воротех церковь Благовещения пресвятые
Богородицы да придел Ивана Списателя Лествицы»[vi].
Более подробна монастырская опись
А.Л. Баталов относит
Благовещенскую церковь к концу XVI в., так как именно в это время появились
надвратные храмы с приделами в отдельном объёме. Однако, по его мнению, вряд ли
храм конца XVI в. был двухшатровым, и таковым в описи
3) В XVII в.
шатровой некоторое время была звонница Спасо-Евфимиева монастыря. Первоначальным является девятигранный столп. В среднем
ярусе помещалась церковь Рождества
Иоанна Предтечи «иже под колоколы», а в верхнем – звон. Венчалась церковь барабаном
с главкой, в
На рубеже XVI и XVII вв. к
столпу была пристроена
прямоугольная звонница в один
арочный пролёт, вероятно, для больших колоколов, пожертвованных монастырю стольником Демидом Черемисиновым. Тогда же (или позже) на стыке церкви и новой пристройки
появилась шатровая часовая палатка с часами и колокольным боем. В XVII в., согласно описи
4) Кремлёвская колокольня - первая шатровая
колокольня Суздаля. Первое упоминание о соборной колокольне в
суздальском кремле встречается в писцовой книге города Суздаля
Возможно,
первая колокольня появилась в
Настоящая
шатровая колокольня построена при архиепископе Серапионе (1634-1654). В
литературе, начиная с А. Фёдорова, фигурирует определённая дата со ссылкой на
грамоту царя Михаила Фёдоровича
5) У Вознесенской церкви, в б. Александровском монастыре, находится шатровая колокольня,
построенная в конце XVII в. при Иларионе, видимо, одновременно с церковью
(1695-1701). К ярусу звонов ведёт, судя по небольшому окну на одной из граней
столпа, внутристенная лестница.
6) В XVII в.
шатёр появился и на колокольне Покровского
монастыря, первоначально – столпообразном храме «иже под колоколы» во имя
Происхождения честных древ креста (1514), с внутристенной лестницей. По силуэту
Покровская колокольня совпадает с Александровской. Какой из шатров появился
раньше – неизвестно. Шатровая колокольня показана на плане Покровского
монастыря конца XVII в. (ил. 6)[xxv].
7) Шатёр
имеется при Зачатьевской трапезной
церкви, построенной после
8) Шатровая колокольня Ризположенского монастыря. Писцовая книга
Суздаля 1628-1630 гг. при описании Ризположенского монастыря не указывает вовсе
никакой колокольни, колокольницы либо звонницы. Каменная колокольня появилась,
вероятно, между 1628 и 1688 гг., во всяком случае, после кремлёвской, и в
В
9) Шатровая колокольня
была при Троицкой церкви (не сохр.), построенной при Иларионе (1700) на
месте древней деревянной в упразднённом Троицком монастыре. Церковь была
двухэтажной. С трёх сторон (с западной, северной и южной) её окружали
невысокие, почти в половину высоты церкви, двухэтажные галереи. В юго-западном
углу южную и западную галереи соединяла шатровая
колокольня, несколько выступающая к югу из линии фасада. В нижнем этаже
колокольни, на южном фасаде находилась дверь и лестница в западную галерею,
служащую таким образом папертью. Стена южной галереи продолжалась и внутри
колокольни; в ней, а также и в северной стенке колокольни, была пробита арка
для лестницы. Восьмигранный шатёр отличался изяществом[xxxiii].
10) Малый шатёр на Сретенской
церкви (не сохр.) Ризположенского монастыря. Первая каменная тёплая Сретенская церковь была построена Маминым,
Шмаковым и Грязновым одновременно с оградой и папертью, т. е. в
11) Особенную
популярность и разнообразие форма шатра приобрела в колокольнях суздальского
посада. В микроансамблях посадских
церквей XVII-XVIII вв. шатровые колокольни
играют весьма значительную роль. Известно как минимум 16 шатровых посадских
колоколен (включая сёла Коровники, Сельцо и Кидекшу), но сохранились не все.
Шатры разделяются на несколько типов. Прямые шатры, наиболее ранние, имели на
своих колокольнях церкви Петропавловская (1697), Успенская (рубеж XVII–XVIII
вв., восстан.), Козьмодемьянская в Коровниках (1697, не сохр.) (ил. 5), Тихвинская (к. XVII
в., не сохр.), Иоанно-Предтеченская (1720). Прямой шатёр с полицей находится на
колокольне в Кидекше, построенной из кирпича после
12) Шатровые завершения получили
в XVII в. каменные ворота и ограды суздальских монастырей. В
13) Слаженный ансамбль составляют шатровые башни
Спасо-Евфимиева монастыря. Каменная ограда с 12-ю башнями построена между
Южную
линию прерывает главная проездная башня прямоугольной формы, самая мощная и
высокая – 22-метровая, с проездной и проходной арками в нижнем ярусе и
помещением в среднем ярусе, покрытая невысоким четырёхгранным шатром с главкой
и крестом. 2-я башня, юго-западная
наугольная («конюшенная») – восьмигранная. 3-я башня («водяная») - невысокая,
круглая. 4-я башня, «сельновая» (по имени суздальского стенного головы Афанасия
Сельнова, в
14) Теории шатра особенное внимание уделяла в своих исследованиях Суздаля архитектор-реставратор Е.М.
Караваева[xlii]. Вот одно из её
рассуждений. «Не случайно на Руси получил распространение свод, не нуждающийся
в специальном покрытии – «шатёр». Шатры колоколен в XVII веке стали своего рода музыкальными
инструментами. Арки с колоколами называли «звонами», а убывающие к вершине
окошечки – «слухами». Обычно шатры клали в один кирпич, поэтому кладка была
особенно прочной и точной. Сначала каменные шатры, как и деревянные, имели
«полицы», закрывающие пазуху и толщину опорной стены, которая делалась раза в
три толще самого свода и погашала его распор»[xliii].
Вогнутый шатёр, по её мнению, происходит из прямого. Суздальские вогнутые шатры
напоминали Караваевой изображение городов на летописных миниатюрах,
похожих на войсковой стан с раскинутыми
шатрами-палатками.
[i] Кавельмахер В.В. Памятники
архитектуры древней Александровой слободы. Владимир, 1995. С. 19–74; его же.
Древности Александровой слободы. М., 2008. С. 57-86.
[ii]
Баталов А.Л. Евфимиев
Суздальский Преображенский монастырь // Православная энциклопедия. Т. XVI. М.,
2008. С. 365–366.
[iii] Ильин М.А. Русское шатровое
зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С. 29–30; Баталов А.Л. Московское
каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С. 76–77; его
же. Евфимиев Суздальский Преображенский монастырь. С. 365 – 366; Седов
Вл.В. Свод памятников архитектуры и
монументального искусства
России. Владимирская область. Часть I. Введение.
М., 2004. С. 60.
[iv] Список с писцовой книги гор. Суздаля,
с 7136 по
[v] Опись Спасо-Евфимиева монастыря
[vi] Список с писцовой книги гор. Суздаля,
с 7136 по
[vii] Опись Спасо-Евфимиева монастыря
[viii] Баталов А.Л. Евфимиев Суздальский Преображенский монастырь. С. 367.
[ix] Дудорова Л.В. Г. Суздаль.
Спасо-Евфимиевский монастырь. Историческая справка.
[x] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники
середины XVI века. С. 23-24.
[xi] Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово,
Суздаль, Юрьев-Польской. М., 1974. С. 219–220; М., 1983. С. 213–214.
[xii] Седов Вл.В. Свод памятников
архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Часть I. Введение. С. 54-55, 60.
[xiii] Варганов А.Д. Суздаль. Ярославль,
1971. С. 172.
[xiv] Баталов А.Л. Евфимиев Суздальский
Преображенский монастырь. С. 366. О
польском влиянии в декоре Зачатьевской церкви см.: Вагнер Г.К. Суздаль. М.,
1969. С. 16; Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М.,
1974. С. 212.
[xv] Опись Спасо-Евфимиева монастыря
[xvi] Дудорова Л.В. Г. Суздаль.
Спасо-Евфимиевский монастырь. Историческая справка.
[xvii] Писцовая книга города Суздаля 1617
года // ЕВГСК. Т. I. Вып. 1. Владимир, 1875. Стб. 251.
[xviii] Список с писцовой книги гор. Суздаля
с 1736 по
[xix] Тимофеева
Т.П. Формирование
территории и ансамбля суздальского Архиерейского дома (XIV–XVII вв.) в свете
архитектурно-археологических исследований // Археология Владимиро-Суздальской
земли. Материалы научного семинара
[xx] Там же. С. 144.
[xxi] ЕВГСК. Т. I. Вып. 1. Владимир, 1875. Стб. 278.
[xxii] Книги переписные Суждальской соборной
церкви 191 (1682) году // ЕВГСК. Т. I. Вып. 1. Владимир. 1875. Стб. 160.
[xxiii] Варганов А.Д. Архиерейские палаты.
Исследование и проект реставрации переходов и галереи // ГАВО. Ф. Р-8 (нтд).
Оп. 1. Д.
[xxiv] Кавельмахер В.В. Способы колокольного
звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М.,
1985. С. 142.
[xxv] Дудорова Л.В. План суздальского
Покровского монастыря конца XVII в. // Архитектурное наследство. №
[xxvi] Караваева Е.М. Градостроительное
развитие Суздаля. Дисс. соис. уч. степ. канд. арх. М., 1966. Рукопись. С. 150.
[xxvii] Тимофеева Т.П. К истории
Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря г. Суздаля // Труды государственного
Эрмитажа. Выпуск XL / Проблемы охраны,
исследования и реставрации памятников культуры. СПб., 2012. С. 204.
[xxviii] Собрание ГВСМЗ. Инв. № В-6300/250.
[xxix] Тимофеева Т.П. К истории
Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря г. Суздаля. С. 204-209.
[xxx] Георгиевский В.Т. Суздальский
Ризположенский монастырь // ТВУАК.
Книга II. Владимир, 1900. Приложения. С. 21–22.
[xxxi] Георгиевский В.Т. Суздальский
Ризположенский монастырь. Приложения. С. 55.
[xxxii] Тимофеева Т.П. К истории
Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря г. Суздаля. С. 207.
[xxxiii] Георгиевский В.Т. Суздальский
Ризположенский женский монастырь. С.
146, 150–151.
[xxxiv] Георгиевский В.Т. Суздальский
Ризположенский женский монастырь. С. 158–159, фото на вклейке.
[xxxv] РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д.
[xxxvi] Караваева Е.М. Градостроительное
развитие Суздаля. С. 142.
[xxxvii] Георгиевский В.Т. Суздальский
Ризположенский женский монастырь. С.
165.
[xxxviii]
Дудорова Л.В. План суздальского
Покровского монастыря конца XVII в. С. 161–163.
[xxxix] Опись Спасо-Евфимиева монастыря
[xl] Караваева Е.М. Градостроительное
развитие Суздаля. С. 31.
[xli] Дудорова Л.В. Г. Суздаль.
Спасо-Евфимиевский монастырь. Историческая справка.
[xlii] Караваева Е.М. Градостроительное
развитие Суздаля. С. 98–101.
[xliii] Караваева Е.М., Плужников В.Е. Искусство
камня // Журнал «Реставратор». М.,
2001. № 1. С. 36–37.
Иллюстрации
Сокращения
ГАВО – Государственный архив Владимирской области
ГВСМЗ – Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
ЕВГСК – Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета
РГАДА – Российский государственный архив древних актов
ТВУАК – Труды Владимирской учёной архивной комиссии
Аннотация
Впервые как явление рассматривается шатровое зодчество Суздаля. Оно охватывает период с конца XVI по XIX в. В суздальской архитектуре представлены разные типы шатровых зданий, известные в Древней Руси: церкви – трапезные, надвратная, столпообразные под колоколами; колокольни – кремлёвская, монастырские, посадские; крепостные сооружения – ворота, башни. В их числе как существующие здания, так получившие или утратившие шатры в результате перестроек, а также разрушенные в XX в. Рассматриваются и анализируются датировки; используются как письменные, так и изобразительные источники. Приводятся исследования о шатрах архитектора-реставратора суздальской архитектуры Е.М. Караваевой.
Ключевые слова
Шатёр, церковь, колокольня, монастырь, посадская, ворота, башня.
Tent-roofed
churches of Suzdal.
For the
first time the tent-roofed churches are regarded as a phenomenon, which covers
the period from the late 16th to the 19th century. The
architecture of Suzdal represents
various types of tent-roofed buildings known in Ancient Russia – churches (refectory,
over-the-gate, pillar-typed- under-the-bells), belltowers (in the Kremlin,
monasteries and the posad), defensive
structures (gates and towers). Both existing and lost tent roofs are analyzed
with the help of different sources, including those from the research of E.
Karavayeva, an architectural restorer of Suzdal.
Key
words: tent roof, church, bell tower,
monastery, gate, tower.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств