РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Тинченко Я.Ю. Город мертвых. В газ.: Киевские ведомости, №39 (3426), 1 Марта 2005. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.kv.com.ua. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Я.Ю. Тинченко

Город мертвых

 

Именно так 350 лет назад называли древний Киев

Ныне уже мало кто знает, что исторический центр Киева после страшнейшего нашествия хана Батыя почти полтысячелетия оставался незаселенным. Здесь захоронены останки около 50 тысяч жителей и защитников города, а сам Киев состоял из руин. Место было проклятым. До 1655 года...

ДРЕМУЧЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Восемьдесят лет здесь правили монголо-татары, в результате чего Киев пришел в полнейшее запустение. В нем осталось не более трех тысяч жителей, покинувших верхнюю часть города и спустившихся на Подол. Весь древнерусский Киев - от Старокиевской горки и до современного Майдана Незалежности, а тогда - Козьего болота, стал городом мертвых. Селиться там считалось просто опасным: средневековые жители верили, что град Владимира и Ярослава населен душами невинно убитых монголо-татарами. После ухода орды еще высились стены и своды Софийского и Михайловского соборов, Ирининской церкви, Золотых ворот, других каменных сооружений. Но охваченные суеверным ужасом киевляне не восстанавливали эти памятники древнерусского зодчества.

В 1320 году Киев был присоединен к Великому княжеству Литовскому. С этого времени начинается новая страничка его истории. Административный центр переместился на противоположную от Старокиевской горку. Ту самую, где, возможно, когда-то стояла готская столица. На горе построили мощный деревянный замок - из специально привезенного с севера соснового и дубового леса. Замок ограждал высокий частокол с 15 трехэтажными башнями. В каждой из них были расположены удобные бойницы для арбалетчиков - на случай осады, а в двух сделали ворота. Одни, Воеводские, вели на Подол, другие - Драбские - в Старый город и далее на запад. Перед Драбскими воротами устроили лобное место, на котором приводились в исполнение смертные приговоры. Сюда примыкал подъемный мост, поднимающийся и опускающийся с помощью двух цепей. Внутри частокола находились дома воеводы и ротмистра - начальника обороны Киева, небольшой гарнизон, замковая артиллерия, артиллерийские запасы, а также постоянный запас камней и колод, которые можно было сбрасывать на головы осаждавших. Кроме того, в середине замка, за частоколом, стояли 133 небольшие деревянные клети, в которых могли укрыться жители города в случае осады.

Замок стал главным административным центром Киевского княжества (а затем - воеводства) Великого княжества Литовского. Именно здесь награждали и казнили, взимали подати и назначали местных управляющих. Подол в средневековые времена считался главным торговым центром всего юга Литовского княжества. Сюда из Московии привозили меха и мед, с Ближнего Востока - шелка, из Европы - дорогие одежды и оружие. С каждого купеческого воза киевский воевода брал большой налог. Именно поэтому перед Киевом все купцы старались избавиться от лишних возов. Естественно, в этом случае они платили меньший налог. Но воевода придумал другую уловку. На Подол вела лишь одна дорога - очень крутой Боричев ток (ныне - Андреевский спуск), на котором, конечно же, нагруженные возы часто роняли товары. Все, что падало наземь, забиралось воеводой, поскольку новый закон (а ныне - одна из наших излюбленных поговорок) гласил: "Что с воза упало, то - пропало".

Подол, или нижний город, был застроен деревянными маленькими и невзрачными домишками, утопающими в зелени. Улицы петляли, как бесконечный лабиринт. В Нижнем городе жили мастеровые - гончары, кожемяки, кузнецы, находились купеческие склады и несколько виноделен.

В конце XV века Киеву даровали Магдебургское право, по которому вводились выборное самоуправление и суд, отменялись феодальные налоги. В связи с этим на нынешней Контрактовой площади построили Магистрат - красивое деревянное здание в стиле древнерусских княжеских срубов. На башне были установлены часы, медные скульптуры покровителя города Архистратига Михаила, пронизывающего копьем змея, а также - богини правосудия Фемиды.

Население оставалось православным, хотя литовские князья были католиками. Более того, киевляне отказывались даже принимать воевод-католиков. Был случай, когда назначенного из Литвы воеводу горожане просто выгнали из города.

КАЗАТЧИНА

В 1569 году украинские земли были переданы во владение Речи Посполитой, с которой Великое княжество Литовское заключило унию. Польская шляхта сразу же стала ломать древние устои местных жителей. В частности, польский король решил вытеснить православие. Он запретил строить новые православные храмы и восстанавливать старые, а на Подоле, на Житнем базаре, торговом центре всей Украины, приказал соорудить кафедральный католический костел. При строительстве этого гигантского по размерам сооружения поляки не очень церемонились с древнерусскими архитектурными памятниками: строительный материал - тесанный мрамор - они брали просто из разрушенной монголами Десятинной и других княжеских церквей.

Благодаря возникшей острой борьбе местного православного и пришлого католического населения, начали строиться и восстанавливаться многие святыни. Защитником и поборником православия стал гетман Иван Сагайдачный, предводитель Запорожского казачьего войска - православной армии, находящейся на службе польского короля. Запорожцы под предводительством Сагайдачного несколько раз ходили по морю на Константинополь, а в 1618 году с польскими войсками - на Москву. И хотя казаки сожгли все московские предместья, но сам город брать отказались. В последний момент их смутило то обстоятельство, что за городскими стенами находились свои же, православные.

Казаки Сагайдачного неоднократно приходили на помощь польскому королю. Если бы не они, Польша по меньшей мере дважды была бы опустошена татарами и казаками. Запорожского гетмана поляки очень уважали и побаивались, именно поэтому вопрос о замене православия католичеством даже не поднимали.

В 1615 году при поддержке Сагайдачного на Подоле была основана Братская школа - первое высшее учебное заведение на восточно-славянских землях. Значительную роль в этом деле сыграла киевская мещанка Галашка Гулевичевна, подарившая под здание свою громадную усадьбу со всеми промыслами и доходами, которые они приносили. Со своей стороны, гетман Сагайдачный внес немалые средства на становление школы, а в 1620 году со всем запорожским казачеством вступил в Киевское братство - православный орден, деньгами и оружием защищавший свою веру. Спустя два года легендарный полководец, победитель турок под Хотиным гетман Иван Сагайдачный будет похоронен на территории Братской школы в монастыре.

Дело Сагайдачного продолжил назначенный в 1631 году киевский митрополит Петр Могила. Он начал расчищать полуразрушенные древнерусские храмы, частично восстановил Софийский собор, а на месте Десятинной церкви построил небольшую деревянную. При митрополите Братская школа была реорганизована в Киево-Могилянскую академию - главный центр просвещения восточных славян.

Больше всего делу православия послужил украинский гетман Богдан Хмельницкий, поднявший в 1648 году восстание против поляков. Он разрушил деревянный замок на Замковой горе, ставшей символом католического гнета, снес с лица земли костел на Житнем базаре и навсегда изгнал поляков. В 1654 году гетман заключил мир с Московией. Уже в следующем году в Киев были введены стрелецкие полки московского царя Алексея Михайловича. Стрельцы разместились в мертвом городе. Они восстановили древнерусские городские валы, построили деревянные казармы (ныне об этом напоминают названия улиц Рейтарской и Стрелецкой), тем самым дав Старому городу новую жизнь.

 

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский