РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. История реставрации памятника в 1970-1980-х гг. Тезисы доклада. Международная юбилейная научная конференция, посвященная 200-летию Музеев Московского Кремля 13-15 марта 2006 г. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.kreml.ru. Все права сохранены.
Т.В. Толстая
Успенский собор Московского Кремля.
История реставрации памятника в 1970-1980-х гг.
Прошло уже более двадцати пяти лет со
времени капитальной реставрации Успенского собора, осуществлявшейся в рамках
программы Комплексного эскизного проекта реставрации памятников архитектуры
Московского Кремля. Сегодня события, связанные с этим этапов в истории
уникального памятника русской культуры стали уже историей и нуждаются во
всестороннем и глубоком осмыслении. В рамках настоящего сообщения такая задача,
конечно, неосуществима, однако мы бы хотели освятить основные направления и
главные результаты проводившихся в рамках программы КЭП работ. Кроме того, нам
представляется интересным рассказать о том, как и в каких условиях проводилась
эта реставрация.
Реставрация Успенского собора 1970-1980-х гг. была одним из наиболее масштабных
мероприятий в ряду ремонтно-реставрационных работ, проводившихся в нем на
протяжении почти целого столетия. Ей предшествовали первая серьезная
реставрация, проводившаяся в 1894-1895 гг. Московским археологическим
обществом, а затем большая реставрация архитектуры и стенописи памятника,
которой предшествовали его натурные исследования и обмеры, осуществлявшаяся
специально созданной Комиссией по ремонту и реставрации Большого Успенского
собора под представительством А.А. Ширинского-Шихматова. Однако обе они в
методическом отношении были далеко несовершенны и непоследовательны.
Впоследствии, накопленный опыт реставрации древних памятников архитектуры и
живописи, разработка более совершенных методик ее проведения позволили провести
и в целом завершить масштабные работы по реставрации Успенского собора, в том
числе и его живописного убранства. Эти задачи и были, в основном выполнены в
рамках программы КЭП и продолжаются вплоть до настоящего времени.
Ремонтно-реставрационные работы в соборе в 1970-1980-х гг. проводились
поэтапно, хотя некоторые виды работ из-за ограниченности времени вынуждены были
совмещаться. Первым этапом было проведение археологических исследований
остатков предшествующих зданий Успенского собора - 1326 и 1472-1479 гг., а
также каменного храма XIII в., существование которого предположили В.И. Федоров
и Н.С. Шеляпина (Владимирская) но, с чем не согласны последующие исследователи
(В.П. Выголов и В.В. Кавельмахер). Одновременно были обнаружены арочные
основания под кирпичной алтарной преградой, при обследовании состояния
фундаментов и стен собора, обнаружены трещины и осадки всего здания, что
обусловило необходимость его срочного конструктивного укрепления, для чего
произвели цементацию фундамента по всему периметру собора. Для укрепления стен
и сводов, параллельно с ослабевшими древними кованными тягами были установлены
одиннадцать высокопрочных металлических тросов. Исследование центрального свода
под живописью XVIII в. обнаружило нарушение его очертаний, а также отсутствие
во многих местах известкового раствора между кирпичами, что потребовало
зачеканки швов в кладке. Для установления благоприятного климата в памятнике,
особенно для его живописного убранства и поддержания стабильного
температурно-влажностного режима (в параметрах около 18 % и 50 % влажности) в
соборе были проведены следующие мероприятия: установлена новая система
кондиционирования воздуха, для чего использовались проложенные еще в 1894-1895
гг. калориферные каналы, сделана тепловая завеса в западном тамбуре,
установлены деревянные рамы в окнах всех уровней со стеклопакетами и т.д. Под
полом были проложены новые трассы для электрических кабелей и произведена
разводка по стенам ко всем светильникам.
Одновременно с этим проводилась реставрация монументальной живописи и икон
силами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК),
позднее - Всесоюзное объединение "Союзреставрация") В 1970-1980-х гг.
были раскрыты композиции "Вознесение" (1771-1773 гг.) на центральном
своде, "Успение" и "Введение во храм" в алтарной части, а в
1980-х гг. в центральной абсиде, где сохранилась живопись XVII и XVIII вв.,
фреска над сводом западной паперти на сюжет "Апокалипсиса". Особый
интерес у исследователей вызвало раскрытие древней живописи конца XV или начала
XVI века на алтарной преграде которая прекрасно сохранилась под дубовой
обшивкой за местным рядом иконостаса, а также обнаружение ранее не известных и
отлично сохранившихся фрагментов живописи того же времени на каменной перемычки
стены между Петропавловским приделом и жертвенником. Проводилась реставрация и
частичная реконструкция (на северном фасаде) наружной стенописи собора (XVII в.
под записями XIX-XX вв.).
Продолжалось и раскрытие многих древних икон, в числе которых были такие
шедевры, как "Богоматерь Умиление" (XII в.), "Петр и Павел"
(начало XV в.), "Спас Нерукотворный" (рубеж XIV-XV вв.),
"Похвала Богоматери с Акафистом" (XIV в.), "Никола
Вяжицкий" (XIV в.), а в конце 1980-х -1990-х гг. "Богоматерь
Одигитрия" на двусторонней иконе со "Святым Георгием" на обороте
(XII и XIV вв.), иконы XVI в.: "Александр Свирский в житии" и
"Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия", а также огромные
иконы XVII в.: "Богоматерь Тихвинская" (со 104 клеймами),
"Успение Богоматери" 1658 г., "Распятие со Страстями" 1675
г. и "Распятие с апостольскими страданиями" (1701 г.), а также иконы
с живописью на древних досках - "Спас на престоле с припадающим митрополитом
Киприаном" и "Святой Димитрий". В то же время промыт серебряный
оклад и иконы главного иконостаса.
Проводилась реставрация и предметов декоративно-прикладного искусства, в том
числе 11 бронзовых и большого серебряного паникадил, киота для иконы
"Богоматерь Владимирская" и бронзового шатра мастера Дмитрия
Сверчкова. Одновременно разрабатывался и осуществлялся новый
тематико-экспозиционный план. Собор был открыт для посетителей в 1980 г, хотя
реставрационные работы в нем продолжались еще вплоть до начала 1990-х гг.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский