РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Трифонова А.Н. Церковь Ильи Пророка в Сольцах. В журн.: София, № 4, 1997. Все права сохранены.
А.Н. Трифонова
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ
При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой Новгородской дороги, на берегу ручья Крутец, стоит замечательное здание, сразу привлекающее к себе внимание на фоне однообразной современной застройки города. Его южный фасад обращен в сторону городского парка, разбитого на месте старой площади, носившей название Красной. Это церковь Ильи пророка с трапезной и колокольней, сооруженная из кирпича в стиле высокого классицизма.
Принятое в настоящее время название храма - "Ильинский собор" - позднее. Так именуется храм на дореволюционных почтовых открытках и в аннотации к фотоснимкам П. П. Покрышкина, выполненным в 1914 году. В документах Псковской духовной консистории на протяжении ХУШ - Х1Х вв. и даже в начале ХХ столетия сохраняется старое название: "Ильинская церковь погоста /или посада/ Сольцы Порховского уезда Псковской губернии".
Село Солец упоминается в письменных источниках с конца Х1У века. Церковь Ильи пророка с приделом Флора и Лавра существовала в Сольце уже в первой половине ХУ1 века. На рисунке с видом Сольца 1661 года из альбома Августина Мейерберга изображен деревянный храм, стоящий в излучине реки Шелонь, - простой сруб с пристроенной к нему шатровой колокольней.
Древняя церковь стояла в старейшей части Сольца, "на посадце", который в конце 1570-х - начале 1580-х гг. по указу царя Ивана 1У был отведен колесному мастеру Рычку Ригину с товарищами и получил название колесной слободы. Тогда в слободе было 25 дворов колесных мастеров, 4 двора духовенства и деревянная церковь. В 1734 году церковь была перестроена. Очевидно, новый деревянный храм Ильи пророка был больше прежнего, так как имел не один, а два придела - святителя Николая и мучеников Флора и Лавра. К началу Х1Х века он обветшал.
Не позднее 1824 года у Новгородской дороги было начато строительство кирпичного Ильинского храма. 11 декабря 1824 года Евгений, Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский, доносит в Синод о том, что "купеческое и мещанское общество (посада Сольцы - А. Т. ) на докончание остановившейся постройкою в том посаде Ильинской церкви пожертвовало деньгами пять тысяч пять сот рублей и лесом на пять сот рублей". 20 февраля 1825 года вышел указ Синода: "... означенному купеческому и мещанскому обществу за пожертвование их, на пользу св. церкви сделанное, объявить благословение Святейшего Синода, чрез ... Преосвященного Псковского, и сверх того об оном пожертвовании припечатать в здешних Академических ведомостях. О чем к нему Преосвященному и в комитет Правлений Императорской Академии наук послать указы". Через неделю в Санктпетербургских ведомостях (N 17) в разделе "Внутренние происшествия" появилась заметка о "благотворительных приношениях" на строительство храма в Сольцах.
Освящение церкви Ильи пророка состоялось в том же году, о чем можно судить по записи в клировой ведомости 1914 года : "Церковь построена в 1825 году, каменная с такою же колокольней, престолов в ней пять: главный во имя св. пророка Илии, придельные во имя Святителя и Чудотворца Николая, Казанской Божией Матери, Святого Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца".
Известно, что приделы святого Николая и Казанской Богоматери размещались по сторонам главного престола в центральном храме. Два других придела были устроены в трапезной. Приведенное сообщение, а также сведения исторического обзора П. Любимова "Церковные памятники старины в Порховском уезде" (1897), где также называется только одна дата сооружения солецкой православной церкви и ее приделов - 1824 год, позволяли думать, что собор, трапезная и колокольня были построены по единому замыслу в 1824 - 1825 гг. Впечатление гармоничности всего ансамбля и его полного стилистического соответствия архитектуре классицизма, единства архитектурных форм и декора входящих в него зданий как будто подтверждали эту точку зрения.
Однако при натурном обследовании памятника новгородский архитектор С. П. Славинский обнаружил, что западная стена собора, к которой примыкает трапезная, первоначально была оформлена пилястрами с капителями (они фрагментарно уцелели в верхней части стены, под кровлей трапезной). Вытекающий из этого наблюдения вывод о том, что собор какое-то время существовал самостоятельно, подтвердился документально. В Псковских епархиальных ведомостях за 1909 год мы нашли известие о строительстве соборной колокольни и трапезной на средства прихожан в 1888 году.
Итак, Ильинский храм в Сольцах представляет собой ансамбль из трех зданий, стоящих вплотную друг к другу и ориентированных по оси восток - запад: церкви, трапезной, колокольни.
Главный - холодный - храм квадратный в плане, без алтарных выступов. Здание крестовокупольное, пятиглавое, четырехстолпное.
Теплая трапезная церковь прямоугольная в плане, разделена четырьмя столбами на три нефа.
Трехярусная 38-метровая колокольня Ильинского собора была наполовину разобрана в 1930-е гг. Уцелел нижний четверик с четырехколонным портиком и основание второго яруса. Верхняя часть колокольни представляла собой композицию из восьмерика, переходящего в ротонду.Она завершалась высоким куполом с"фонарем" и крестом.
В холодном храме Ильинской церкви когда-то находился великолепный деревянный резной классицистический иконостас типа триумфальной арки. Аналогичные иконостасы украсили в первой четверти Х1Х века Спасо - Преображенский собор в Белозерске (около 1801 г. ), церкви Никиты в Новгороде (1813 г. ), Архангела Михаила новгородского Сковородского монастыря (1820 г. ), Спаса Обыденного в Вологде.12) В рисунке архитектурных элементов и деталей орнаментики солецкий иконостас имел много общего с иконостасом церкви Архиепископа Иоанна в Новгородском кремле, известным нам по проекту 1820 года архитектора Новгородского Архиерейского дома и Епархиальных строений Александра Макушева.
Как выглядели иконостасы приделов Александра Невского и Никандра Псковского мы, к сожалению, не знаем. Есть сведения, что один из них был сооружен в 1895 году на средства Солецкой купеческой вдовы Марии Петровны Смирновой, давшей на его изготовление около 1100 рублей. Другая купеческая вдова - Александра Николаевна Ардамацкая - примерно в то же время пожертвовала в Ильинскую церковь 700 рублей на устройство Голгофы, а купец Василий Дмитриевич Замарин - 800 рублей "на различные церковные нужды". За свою благотворительную деятельность эти лица получили в 1898 году благословение Синода "с выдачей установленных грамот".
Таким образом, значительные частные пожертвования, на которые в 1888 году было начато строительство трапезной и колокольни Ильинской церкви, поступали в солецкий храм на протяжении десятилетия. Работы по "обновлению" храма шли не один год. Очевидно, именно к их окончанию был приурочен приезд в Сольцы епископа Псковского и Порховского Антонина, который 27 сентября 1898 года служил в Ильинском соборе Божественную литургию. Заметим, что архиерейское служение было выдающимся событием в истории собора того времени. Хроника Псковских епархиальных ведомостей, издававшихся с 1894 года, всего лишь дважды за двадцать лет сообщает о посещении владыками Солецкого прихода - одного из самых удаленных от центра епархии.
На фотоснимках 1914 года различимы некоторые изображения настенной росписи Ильинского собора, дошедшей до нас примерно на 80 процентов. Точная дата росписи нам не известна. Однако по стилю ее можно отнести к концу Х1Х - началу ХХ в. и на основе косвенных данных высказать предположения о времени ее создания.
Роспись выполнена масляными красками по штукатурке. Она включает следующие композиции. В куполе изображена "Новозаветная Троица" (практически не сохранилась), в простенках окон барабана - два архангела и двенадцать апостолов, под окнами - ярус со "Страстями Христовыми". На парусах мы видим монументальные образы евангелистов, на восточной арке медальоны с изображениями голубя - Святого Духа, архангелов Михаила и Гавриила, на других подпружных арках - медальоны со святыми. В алтаре представлены "Пантократор" (свод), "Триумф креста" и "Воскресение Христово" (восточная стена), "Служба святых отцов" и "Моление о чаше" (боковые стены). Восточные столбы были закрыты иконостасом почти на всю высоту. На западных столбах написаны "Рождество Христово" и "Крещение", на их боковых гранях - пророки Илья и Моисей, апостолы Петр и Павел. Над входами в храм представлены "Саваоф, с исходящим от него Святым Духом" (южная стена), "Благовещение" (северная стена), "Проповедь Христа апостолам на море" (западная стена). В западных компартиментах храма находятся также композиции "Се стою при дверех и толку", "Добрый пастырь", сцены из жизни святого Николая, "Воскрешение дочери Иаира". Большое место в росписи Ильинского храма отведено изображениям символико-декоративного характера. Это кресты, заключенные в орнаментированные круги, и стилизованные растительные узоры (крины в сердцевидных завитках, вьющийся виноградный стебель, "арабески").
Источник иконографического и стилистического решения большинства живописных композиций солецкой церкви очевиден. Это живопись собора Князя Владимира в Киеве, построенного в 1862 - 1882 годах, расписанного в 1885 - 1896 годах В. М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, П. А. Сведомским, В. А. Котарбинским, М. А. Врубелем, А. С. Мамонтовым, А. В. Праховым и др. Ведущим художником, выполнившим все основные живописные композиции Владимирского собора, был В. М. Васнецов. Мастера, работавшие в Ильинской церкви, почти без изменений повторили его купольного "Пантократора" и "Бога Саваофа" из композиции "Единородный сын Слово Божие" в плафоне центрального нефа киевского храма. Под влиянием женских и ангельских обликов "Преддверия рая", помещенного В. М. Васнецовым в барабане собора, написаны ангелы в "Триумфе креста" солецкой церкви, а архитектурный пейзаж и образы святителей ее "Службы святых отцов" напоминают об алтарной композиции киевского храма "Собор святителей русской церкви". "Крещение" на северо-западном столбе церкви Ильи пророка воспроизводит композицию из Крещальни Владимирского собора, созданную М. В. Нестеровым. "Воскресение" этого художника - алтарный образ соборного придела, очевидно, послужил образцом для одноименного сюжета в алтаре Ильинского храма, который практически не сохранился (о нем можно судить только по поздней записи). К "неовизантийским" узорам, почерпнутым В. М. Васнецовым и его соратниками по работе в Киеве из древнерусской монументальной живописи и рукописной книги, близка орнаментика Ильинского храма.
Живопись киевского собора получила широкую известность уже в середине 1890-х гг. В 1994 году П. М. Третьяков приобрел большинство эскизов росписи у В. М. Васнецова и выставил их для обозрения в своей галерее. В августе 1996 года состоялось торжественное освящение храма, а вскоре был издан альбом "Собор святого великого князя Владимира в г. Киеве" фотографа Г. Лазовского (Лодзь. 1897). Подлинные росписи, эскизы Третьяковской галереи и альбом Г. Лазовского - вот, предположительно, те материалы, которые служили наглядным руководством для мастеров, работавших в Сольцах.
Для росписи такого здания, как Ильинский собор, необходимо не больше двух летних сезонов. Если живописные работы в холодном храме были предприняты после устройства приделов в трапезной и велись летом 1897 и 1898 гг. , они могли быть завершены к визиту в Сольцы епископа Антонина.
Однако не исключено, что соборная роспись создавалась позднее - в середине 1900-х гг. , незадолго до следующего архиерейского посещения Сольцов в 1909 году. В 1903 году Псковская духовная консистория дает разрешение на проведение очередного ремонта Ильинского храма и использование на эти цели 505 рублей из церковных сумм. Живописные работы в соборе требовали гораздо больших средств. Есть сведения, что их стоимость составила 25 000 рублей. Можно предположить, что начало ремонта послужило поводом к сбору частных пожертвований на украшение храма настенной живописью. В пользу этого предположения свидетельствует недавнее реставрационное открытие близкой по стилю живописи в Георгиевской церкви в Старой Руссе, расписанной в период с 1905 по 1910 год. Соседние Сольцы и Старая Русса, хотя и принадлежали в то время к разным епархиям, имели удобное сообщение, что способствовало взаимному обмену художественных идей и кадров мастеров.
Росписи трапезной Ильинской церкви не сохранились, так как старая штукатурка с живописью была сбита в теплом храме во время ремонта 1992-1993 гг. Известно, что живописные композиции помещались в люнетах. В одном из них был представлен Никандр Псковский, которому посвящен северный придел трапезной.
Мы видим, что храм Ильи пророка представляет собой замечательный памятник русской культуры Х1Х - начала ХХ столетия, созданный на лучших образцах религиозного искусства своего времени. И архитектура, и внутреннее убранство Ильинской церкви отмечены незаурядным художественным вкусом и высоким качеством исполнения. Тем трагичнее представляется судьба памятника в советский период, когда он пришел поистине в плачевное состояние.
В августе 1937 года, по решению Солецкого райисполкома, Ильинский собор был изъят у церковной общины "за неимением священника" и передан конторе "Заготзерно" под склад. Как свидетельствуют местные жители, именно тогда по инициативе руководителей городского коммунального хозяйства был разобран верх колокольни. Очевидно, одновременно с разборкой колокольни был уничтожен иконостас Ильинского собора. Об этом можно судить по следующим фактам.
В октябре 1941 - январе 1944 года город Сольцы был оккупирован фашистами. Немецкое военное командование разрешило проводить в соборе богослужения , и тогда верующие вместо погибшего иконостаса соорудили примитивную алтарную преграду. "Деревянную перегородку", заменявшую иконостас холодного собора, описал в 1945 году протоиерей Дмитрий Флоринский. Летом - осенью этого года он участвовал в подготовке храма к освящению, так как с февраля 1944 года служба в храме не велась и приход был фактически упразднен.
Приходская община Ильинского собора была зарегистрирована в сентябре 1945 года, а через два месяца состоялось освящение храма. Однако богослужения были возобновлены только в трапезной, где в тот период стояли деревянные одноярусные иконостасы, впоследствии утраченные. Холодная же церковь еще несколько лет использовалась как складское помещение, несмотря на многочисленные жалобы церковного совета властям на варварское отношение арендаторов к зданию и украшающей его живописи. После того, как в январе 1955 года храм был возвращен общине, на пожертвованные верующими средства был проведен ремонт.
Очевидно, именно к середине 1950-х годов относится написанное заново на восточной стене "Воскресение Христово" и изображения евангелия и потира в верхних частях предалтарных столбов, закрывавшихся ранее иконостасом, а также "реставрационные" прописи на других живописных композициях в алтаре. Многие годы алтарные стенописи, прежде всего "Воскресение", страдали от того, что хранившиеся здесь зерно и комбикорма лежали насыпью и во время их перелопачивания бесжалостно повреждалась стенная штукатурка. В декабре 1960 года начался новый, на этот раз тридцатилетний период существования Ильинского собора в качестве "недействующего". По решению Новгородского Облисполкома, он был закрыт для "переоборудования под Дом культуры". С "переоборудованием" местные власти не спешили: они отдали здание под склад совхозу "Победа". Вскоре был проведен ремонт кровли холодного храма, а заодно разобраны малые барабаны с главами и сняты все кресты. Собор не состоял тогда на учете в государственных органах охраны памятников. Возможно, поэтому преднамеренное искажение его архитектуры не вызвало возражения у общественности. Однако ситуация не изменилась и после того, как в 1975 году зданию был присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством. В период до 1980 года произошло катастрофическое обрушение центрального купола, в результате чего в верхних частях собора появились обширные утраты живописи. В это время здание находилось на балансе Районного потребительского общества и использовалось им как склад рубероида.
В 1981 году конторой "Новжилкоммунпроект" был выполнен проект капитального ремонта Ильинского собора и его приспособления под краеведческий музей, оставшийся не осуществленным. В 1987 году в НФИ "Спецпроектреставрация" приступили к созданию проекта комплексной реставрации памятника (в нем по-прежнему планировалось разместить музей), однако этот проект завершен не был.
В 1992 году Ильинский собор был передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник отец Андрей Пученкин. Вскоре после этого был проведен ремонт отапливаемой трапезной церкви, в которой возобновились богослужения, а затем начались работы в холодном храме: были реконструированы малые барабаны и главы, восстановлен центральный купол (см. выше), отремонтирована кровля, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы. В 1996 году была начата реконструкция колокольни по проекту С. П. Славинского (Новгородский государственный университет) и реставрация живописи холодного храма (научно - реставрационное предприятие "Дар", Новгород, руководитель Т. И. Анисимова).
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский