РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Трофимов И.В. Из истории советской реставрации. В журн.: Наука и жизнь. № 8, 1998. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://nauka.relis.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»:
И.В. Трофимов
Из истории
советской реставрации
Декретом
от 20 апреля
С самого начала эти работы по своему характеру являлись научной реставрацией,
что отвечало основной идее ленинского декрета.
В 1919—1920 гг. их проводили архитекторы И. И. Иванов и А. А. Кеслер. Ими были
сделаны обмеры некоторых архитектурных памятников и проведены необходимые
инженерно-восстановительные работы. В 1925 — 1926 гг. Д. П. Суховым был
освобожден от позднейших наслоений северный фасад Троицкого собора начала XV в.
Им же восстановлены бойницы в проемах позднейших окон Водяной башни и устроена
крытая щепой шатровая кровля Пятницкой башни. В
Уже эти работы, проводившиеся в разное время, разными архитекторами без единого
плана, внесли новое в изучение древних сооружений Лавры и дали материал для
дальнейшей их реставрации.
Широко и планомерно реставрационные работы по памятникам Лавры развернулись с
1938 г. При Загорском музее Мособлисполко-мом было организовано под
руководством директора музея С. А. Будаева и автора данной статьи составление
первичной технической документации для доклада правительству. Была подготовлена
справка об историко-художественном значении ансамбля, программа его научной
реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ на 1939
—1943 гг., дефектные акты, описи работ и сметы на 15 объектов.
На основе специальной инструментальной съемки и обмеров были изготовлены
чертежи генплана, фасадов, разрезов и перспективное изображение ансамбля Лавры,
произведена фотофиксация. На основании этих материалов в феврале
На реставрацию были отпущены значительные средства, организован специальный
строительный участок реставрационно-восстановительных работ при Комитете по
делам искусства СНК РСФСР, в ведение которого был передан Загорский
музей-заповедник. Научным руководителем и главным архитектором участка был
назначен автор этой статьи.
К работам по изучению и реставрации памятников Лавры были привлечены крупные
специалисты в области архитектуры, истории и археологии. В апреле
В
Великая Отечественная война, сократившая размах реставрационных работ 1938—
1941 гг.. все же не прервала их. Оставшиеся на стройучастке старики — каменщики
А. П. Бугров и П. М. Данилов обучали своему делу подростков и женщин
(возглавлял участок Н. Д. Виноградов). К
На первых порах особое внимание мы уделяли заготовке строительных материалов
для реставрации. Под специальное наблюдение было взято изготовление
болыпемерного кирпича на местном заводе, организована заготовка
морозоустойчивого белого камня из крымского Биюк-Янкойского месторождения: от 2
до 10 лет выдерживалась в ямах известь, по 4—5 лет выдерживали лес
нестандартных размеров, который мы заготовляли сами на отведенных лесосеках.
Все эти меры в значительной степени предопределяли качество работ.
Техническое оснащение стройучастка обеспечивали столярная, слесарно-кузнечная и
белокаменная мастерские, пилорама, гараж (три грузовых машины и лошадь).
В результате предварительного изучения памятников выявилось значительное число
древних сооружений, находящихся в аварийном состоянии, что и определило
основной принцип выбора объектов, который лег в основу генплана реставрационных
работ. Бесчисленные переделки, растесы и достройки не только исказили архитектурный
образ Лавры, но и нарушили конструктивную основу многих ее памятников. На
первых порах при малой изученности было нелегко решить — все ли позднейшие
наслоения являются вредными искажениями, все ли они должны безоговорочно
удаляться при реставрации. В результате документального и натурного изучения
ансамбля выработалась методика, которая и легла в основу всех работ 1938—1950
гг. Исходной идеей являлось восстановление памятников Лавры в их наиболее
художественно-совершенном виде и притом не как отдельных сооружений, но в
качестве элементов единого архитектурного целого. Для каждого из этих элементов
существует своя оптимальная дата, которая не всегда совпадает с первоначальной.
Ярким примером этому служит лаврская колокольня. Вначале трехъярусная, она лишь
с надстройкой двух верхних ярусов обрела ту стройность
и легкость, которые делают ее украшением всего ансамбля.
Но если для каждого памятника можно определить оптимальную дату, то для всего
ансамбля в целом такой даты нет. Цель реставрации не в том, чтобы вернуть
ансамбль к какому-то определенному году, но, напротив, в том, чтобы показать
его как синтез многовекового художественного развития. Однако при реализации
этих принципов необходимо было считаться с тяжелым техническим состоянием
сооружений, долгое время не ремонтировавшихся. Так обстояло дело, например, с
церковью Зосимы и Савватия, с примыкающим к ней корпусом, с Духовской церковью
и многими крепостными сооружениями.
В процессе производства работ по аварийным частям сооружений и их инженерной профилактике
велось и их изучение, как объектов будущей реставрации — проводились вскрытия,
зондажи, закладывались шурфы, словом, осуществлялась та архитектурная
археология, которая более всего дает сведений, необходимых для составления
проекта реставрации. Обмерные работы, начатые в
Не менее важными, чем обмеры отдельных памятников, были работы по изучению и
фиксации всего комплекса в целом. В
Задачей работ 1938—1939 гг. было выведение ряда наиболее ценных памятников из
аварийного состояния; в процессе этих работ определились главные объекты
реставрации: крепостные стены и башни, Больничные палаты с церковью Зосимы и
Савватия, Духовская церковь, гульбище Трапезной, Чертоги.
Стены и башни Лавры, сооруженные на протяжении XVI — XVII вв., имели большие
разрушения не столько от времени, сколько от неразумной их эксплуатации.
Особенно вредное влияние оказало устройство на средней и верхней боевых
платформах жилья, всевозможных мастерских, складов и прочих хозяйственных
помещений. Постоянные аварии водопроводной системы с баками на Утичьей башне и
трубами по всему периметру стен в подошвенном бое вызывали промоины и
размораживание кирпичной кладки.
К
Техническое состояние большинства кровель было хорошее, но при наличии
аварийных объектов нужны были веские основания для включения в производство
работ по реконструкции кровель. Троицкий собор с Никоновским приделом
находились в сравнительно благополучном состоянии, поэтому основное внимание
было обращено на расчистку живописи на стенах и в иконостасе собора.
Реставратором П. И. Юкиным в нескольких местах были обнаружены остатки древних
фресок, а Н. А. Барановым раскрыты от позднейших наслоений иконы собора,
написанные Рублевым «со товарищи», и несколько икон местного ряда. С фасадов
Никоновского придела был удален покрывавший их холст на масляной шпаклевке,
восстановлены растесанные древние проемы, декоративное убранство фасадов —
белокаменные полуколонки, гурты с дыньками и килевидными завершениями; на
восточном фасаде придела в тимпане средней закомары раскрыта фреска XVII в.
В угрожающем состоянии находилась Духовская церковь: в
Приделы церкви были разобраны, восстановлены фундаменты, отреставрированы
фигурные пилястры, порталы и резной цоколь. Исследованиями была детально и
достоверно установлена форма верха Духовской церкви, и в
Вследствие благополучного состояния кровли полное выполнение проекта было
отложено. При проведении же в 1960-х гг. работ по реконструкции верха церкви от
этого проекта отошли, при этом были нарушены первоначальные пропорциональные
соотношения закомар.
Был произведен ремонт белокаменного цоколя Успенского собора, его фрески
Уместно отметить, что изменения, внесенные в архитектуру Успенского собора в
середине XVIII в. при устройстве четырехскатного покрытия, сохраняли
гармоничные соотношения между верхней и нижней частями здания. Заложив
межзакомарные промежутки и этим увеличив архитектурную массу нижней части,
неизвестный зодчий увеличил в высоту центральную главу. К сожалению, при
реставрации
Со здания Больничных палат был удален третий этаж, надстроенный в 1858 — 1859
гг., освобождены от застроек лоджии, раскрыта западная паперть. Удалось
ликвидировать наклон церкви Зосимы и Савватия к востоку, причиной которого были
многочисленные рас-тесы в восточной части четверика и подклета и обнажение
подошв фундамента, возникшее в XVII—XIX вв. при
углублении подвалов.
Поврежденная безграмотными переделками, лишенная опоры разобранного
юго-западного крыльца, вся западная половина южного крыла Больничных палат
грозила обрушением. Для того, чтобы восстановить конструкции и декор первого
этажа, под второй этаж была подведена опорная временная конструкция из бревен и
брусьев, рассчитанная на перемещения и частичный демонтаж по ходу работ
отдельных опорных элементов. Попутно создавался проект реставрации,
определялись строительные этапы создания комплекса и архитектурные
контуры первоначальных одноэтажных палат. Был восстановлен
архитектурный декор, поврежденные и утраченные сводчатые перекрытия; над южным
крылом палат сооружена четырехскатная с гребнем на коньке кровля (реставрация
кровли над северным крылом не была завершена), а фасадам возвращена характерная
для XVII в. полихромная окраска: белые детали (наличники, карнизы, пилястры) на
красном поле. Побелка многоцветного комплекса палат, произведенная после
Неотложным объектом работ явились обветшавшие столбы гульбища Трапезной, судя
по их форме, материалу и исполнению — позднейшие, что подтверждали и архивные
документы.
Продольная трещина, проходившая через все здание Трапезной, побудила произвести
поверочный статический расчет устойчивости ее конструкций, выполненный в
Шурфы, заложенные в
В
Значительные по объему работы были выполнены по лаврской колокольне: почти
полностью заменен новыми блоками белокаменный цоколь с профилированным поясом,
имевший серьезные повреждения по всему периметру.
Успех реставрационных работ 1938—1950 гг. в значительной степени определило то,
что в одной организации были объединены научные исследования, проектирование и
выполнение работ в натуре, когда было возможно создание проектов реставрации в
ходе производства работ — метод, наиболее эффективный как в отношении
исторической достоверности, так и в отношении экономичности. Поэтому, несмотря
на сложные условия, когда древние здания, искаженные и конструктивно
ослабленные позднейшими перестройками, несколько десятилетий не
ремонтировались, когда, в особенности в военные и послевоенные годы, не хватало
материалов, транспорта и рабочих рук, в Троице-Сергиевой лавре удалось провести
сложные научно-реставрационные работы, спасшие выдающийся ансамбль памятников
от дальнейшего разрушения.
НА СТРАНИЦУ АВТОРА
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский