РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Варенов А.Б. К вопросу о первоначальной застройке и благоустройстве Тульского Кремля (по материалам раскопок 1979–1980 гг.). В кн.: Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 61-65. Все права сохранены.
А.Б. Варенов
К вопросу о первоначальной застройке и
благоустройстве Тульского Кремля
(по материалам раскопок 1979–1980 гг.)
Древняя Тула, впервые упоминаемая русскими летописями под 1146 годом, давно привлекает внимание историков, архитекторов и археологов. Название города, по мнению лингвистов, происходит от диалектного «тула» – «приют», «прибежище», сродни глаголу «тулить» – прятать1.
Долгое время исследование Тулы происходило на историческом и архитектурно-историческом уровне благодаря расположению на территории города уникального памятника русского фортификационного зодчества XVI века – Тульского кремля2. Воскресенский летописный свод под 1509 годом сообщает о строительстве кремля: «Повелением великого князя Василия Ивановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето [т.е. 1514г. – А.В.] поставлен град камен». Строительство было закончено через 6 лет, в 1521 году3. В литературе долгое время обсуждался вопрос о характере застройки кремля. Свои предположения архитекторы В.В. Косточкин, В.В. Жилин, Н.Н. Годлевский и А.В. Воробьев делали на основе письменных источников и натурно-обмерочных работ. Однако без археологических исследований решение этого вопроса невозможно.
В довоенный период Тульский кремль подвергся раскопкам только один раз, в 1935 году, московским археологом К.Я. Виноградовым, который заложил 9 шурфов у крепостных стен между башнями «на Погребу» и Ивановской (Тайницкой). В результате исследований автор пришел к выводу, что внутри кремля слои ранее 1514–1521 годов отсутствуют4.
Основные работы по исследованию кремля развернулись в 1978–1980 годах в связи с разработкой проектов вертикальной планировки и благоустройства территории памятника, а также созданием музея деревянного зодчества. Руководитель проекта – ГАП А.В. Воробьев, при участии архитекторов М.В. Нащокиной, Л.А. Потапова, М.В. Енишерлова.
В 1978
году архитектурно-археологические работы в Тульском кремле производил археолог
НИПМ В.А. Буров, заложивший два раскопа (
В
1979–1980 годах работы в Туле продолжил автор настоящей статьи6.
Задачей исследований было выяснение стратиграфии, планировки и характера
благоустройства Тульского кремля. Работы производились в юго-восточной части
памятника, преимущественно на территории стадиона Тульского оружейного завода.
Были разбиты две стратиграфические траншеи и шурф на соборной площади (общая
площадь
Ил. 1. Тульский кремль. Схема
расположения археологических вскрытий
Раскопки
позволили уточнить стратиграфию памятника. Общая мощность культурных
напластований на исследованных участках –
Раскопом
I у стены,
неподалеку от башни «на Погребу», исследовалась территория, соответствующая,
согласно описи 1685 года, «осадному двору» М.Ф. Арсеньева (двор № 30 по
реконструкции В.В.Жилина)7. Вскрыта часть погибшей при пожаре жилой
постройки начала XVII века: основание печи из двухслойной кирпичной кладки,
впущенной в материк (кирпич, разложившийся под воздействием грунтовых вод,
размером 30x15x9 см), и подпечной ямы (длиной
Ил. 2. Фрагменты изразцов печи из построек усадьбы №30. Раскоп I
Раскоп II, расположенный поперек Большой
кремлевской улицы9, между Никитскими и Пятницкими воротами, был
заложен на беговой дорожке стадиона Тульского Оружейного завода в 1979 году и
закончен в 1980-м. Его целью было проследить изменение характера
благоустройства основной кремлевской магистрали. След ее до сих пор отчетливо
читается на поверхности по большей вытоптанности травы, чем на окружающих участках
стадиона (ил. 3). Раскоп выявил три периода разнохарактерного благоустройства
улицы: котлован разобранной в 1930-е годы булыжной мостовой, засыпанный песком
и гравием; деревянную мостовую середины XIX века (сохранился тлен трех
продольных лаг) шириной около
Ил. 3. Следы улицы на поле стадиона. Вид от Никитских ворот.
На дальнем плане – Раскоп II.
Из находок следует отметить половинную часть белокаменной пулелейки – «колупа» начала XVII века, орнаментированной с тыльной стороны контурным рисунком «древо жизни» с двумя конскими (оленьими?) фигурами под ним. Такой орнамент характерен для русской народной художественной вышивки XIX–начала XX веков10.
В шурфе на Соборной площади, к северо-востоку от перекрестка двух основных кремлевских улиц, под булыжной мостовой конца XIX века отрыты два кирпичных сводчатых склепа (ил. 4–5).
Ил. 4. Склеп.
Ил. 5. Склеп с погребением.
Размер кирпича 28x14x7 см. В одном из них в истлевшем деревянном гробовище было обнаружено мужское погребение (ил. 5) с бронзовым крестом-тельником конца XVII века. Крест имеет криновидные концы и украшен эмалью черного, желтого и зеленого цветов по лицевой стороне (ил. 6–7). Установлено, что склепы сооружены внутри первоначального каменного Успенского собора середины XVII века, на смену которому, после его разрушения в 1776 году, к юго-востоку от перекрестка был построен существующий ныне собор. Описание с обмерами древнейшего собора известно по писцовым книгам 1685–1686 годов: «В каменном городе соборная церковь Успения Пресвятые Богородицы, каменна с пятью главами строение великих государей, строенна после писцов, в церкви два столба, в пределе собор архистратига Гавриила, Тихона чудотворца...»11.
|
|
Ил. 6-7. Бронзовый крест-тельник с эмалью конца XVII в. Лицевая и оборотная сторона. |
Ил. 8. Фундамент Успенского собора XVI в.
До раскопок 1979 года представления об ориентации первоначального собора были предположительными. Под склепами нами была обнаружена фундаментная кладка из белокаменных плоских необработанных плит на светло-желтом глиняном растворе, которая, по всей видимости, принадлежит западной стене постройки (ил. 8).
Ориентация
фундамента (длина вскрытого участка
Ил. 9. Тульский кремль. Реконструкция уличной планировки.
Раскопки Тульского кремля 1979-1980 годов дали материалы, подтверждающие высказывавшиеся ранее догадки о регулярности его планировки и сооружении крепости на реке Упе по единому плану. Другие фортификационные объекты системы засечных полос в тульском порубежье повторяли принципы регулярной планировки, опробованные в Туле12.
______________________________________________________
1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1996. Т. IV. С. 117.
3. ПСРЛ. Т.
4. Виноградов К.Я. Отчет о раскопках в Тульском кремле, Коломне и Истринского могильника. Архив ИИМК РАН. Ф. I. Оп. I. Д. 79. Коллекция вещей из раскопок К.Я. Виноградова в Туле хранится в фонде археологии Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское».
5. Буров В.А. Раскопки в Тульском кремле // Археологические открытия 1978 года. М., 1979. С. 51.
6. Варенов А.Б. Исследование Тульского кремля // Археологические открытия 1980 года. М., 1981. С. 31.
7. Архив кафедры истории архитектуры и градостроительства МАрхИ. Жилин В.В. Из истории развития города Тулы и его укреплений. Рукопись. 1955.
8. Буров
В.А. Тульский кремль. Отчет об археологических раскопках в
9. Условное название автора (прим. ред.)
10. Варенов А.Б. Каменная орнаментированная пулелейка из Тульского кремля. РА. Работа в печати.
11. Тула. Материалы для истории города XVI–XVIII вв. М., 1884. С. 44.
12. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI–XVII вв. МИА. М., 1955. № 44. С. 183; Уклеин В.Н. От тульских засек до Красивой Мечи. Тула, 1976. С. 12-15.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский