РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Вдовиченко М.В. Троицкий собор в Пскове кон. XVII в. Тезисы доклада на шестой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII–первой половины XVIII вв. («Филевские чтения»). 20– 23 декабря 1999 г. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

М.В. Вдовиченко

Троицкий собор в Пскове кон. XVII в.

 

Собор, которому посвящено данное сообщение, является одним из самых своеобразных и малоизученных памятников конца XVII века. Его предыстория, насчитывающая более, чем шесть веков, включает в себя деревянный и два каменных храма XII и XIV вв. На месте разобранного в 1689-90 гг. предыдущего собора было начато строительство нового, обрушившегося недостроенным в 1691 г., после чего храм возводился еще восемь лет и был освящен в 1699 г. митрополитом Иосифом. Сохранилась переписка 1689 г. псковского митрополита Маркелла с Москвой, в которой он просит "указ учинить" о разборке старой церкви и возведении новой. В ответ ему велено "писать о старой соборной церкве", "учинить" ее чертеж и переслать в Москву. Этот чертеж сохранился и является уникальным архитектурным документом XVII в. В апреле 1689 г. "Великие Государи" указали новую соборную церковь построить "против чертежа, каков он (митрополит) к Москве прислал".

Троицкий собор принадлежит к типу больших шестистолпных храмов, хронологически замыкая их ряд в XVII в. На архитектуру собора оказали значительное влияние композиционные особенности предшествующего здания, что выделяет этот памятник среди сооружений шестистолпного типа, которые обычно строились по заранее задуманному плану и без соотнесения с более ранними постройками. В частности, шестистолпная плановая основа сооружения была дополнена галереями с двумя симметрично расположенными приделами у восточных углов четверика и высоким подклетом.

К архитектурным особенностям псковского собора можно отнести многосоставную объемную композицию; двухэтажные абсиды четверика и пониженные абсиды восточных приделов, вместе образующие пять алтарных полукружий; первоначальное деревянное пятиглавие храма, замененное позже на каменное; а также необычную общую высоту четверика, делающую собор одним из самых высоких сооружений в древнерусской архитектуре. Вертикализм является определяющим качеством и внутреннего пространства собора, удивляющего ритмом гигантских квадратных столбов, поддерживающих сложную систему подпружных арок, широкими окнами в два яруса и замечательным "нарышкинским" иконостасом рубежа XVII-XVIII вв. Композиция четверика показывает очевидное вольное обращение с самим типом здания: при сохранении иконографии шестистолпного храма пропорции и отдельные узлы изменяются так, что памятник ощущается как постройка какого-то абсолютно нового типа (заметим, что подобный эффект достигнут в одновременном псковскому Успенском соборе в Рязани).

Стилистика декоративного оформления фасадов и ордерные фрагменты интерьера однозначно причисляют Троицкий собор к памятникам нарышкинского барокко. Причем качество исполнения резьбы и набор декоративных элементов позволяют говорить об аналогиях со столичными храмами первоклассного уровня, порой придворного круга, такими как: ц.Воскресения в Кадашах, Петра и Павла у Яузских ворот, Михаила Архангела в Овчинниках, Преображенская надвратная церковь в Новодевичьем монастыре, Ризположения на Донской и др. Очевидные параллели с московским зодчеством определяются, возможно, пребыванием в Пскове Кирилла Алексеевича Нарышкина, бывшего в 1697-99 гг. псковским воеводой и имевшего возможность приглашать для отделки здания лучших московских мастеров.

Троицкий собор завершает развитие типа шестистолпного храма в XVII в. и представляет собой памятник епархиального строительства, ранее представленного такими соборами как Спасский в Нижнем Новгороде, Успенский в Ярославле, Преображенский в Холмогорах и собор в Рязани. Эти памятники второй половины XVII в. составляют отдельное архитектурное направление в отличие от царской линии в развитии шестистолпной типологии, а также строительства патриарха Никона.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский