РусАрх
|
Электронная научная
библиотека
по истории древнерусской
архитектуры
|
О БИБЛИОТЕКЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
НА СТРАНИЦУ АВТОРА
Источник: Вдовиченко М.В. Церковь Одигитрии в Вязьме. В
журн. «Проект-классика», № 11, 2004. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в
открытом доступе произведено: www.projectclassica.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.
М.В. Вдовиченко
Церковь Одигитрии в Вязьме
Церковь в
Троице-Голенищеве. Шатровый храм с двумя шатровыми приделами. 1640-е гг.
Владимирская церковь на
Божедомке в Ярославле. 1670-е гг. Не слишком умелое подражание москвичам
Придуманное, по всей видимости, в церкви Рождества в
Путинках, трехшатровое завершение четверика является производным от пятиглавого
бесстолпного храма. Для зодчих XVII в. увенчать церковь несколькими
миниатюрными главами или небольшими, чаще декоративными, шатриками суть
одинаковые решения, смысл которых в возможности вариации, в умножении
количества самих приемов. В бесстолпных храмах первой половины XVII в. в целях
создания камерного пространства с приближенным к молящемуся иконостасом
четверик вытягивается по оси север–юг. Продолговатый объем органичнее всего
завершить не пятью, а тремя (или двумя) поставленными в ряд главами. Кроме
многоглавого бесстолпного храма, в число прообразов церквей с тремя шатрами
попадают и шатровые храмы с двумя симметричными шатровыми же приделами, и
известные по средневековым планам ворота городских укреплений с двумя и тремя
невысокими шатрами, и многошатровое венчание собора Василия Блаженного.
Устройство верха церкви Одигитрии представляет собой промежуточный вариант в
переходе к широко распространенной композиции с глухими главами. Ее средний
барабан, выделенный размерами и высотой, как и центральная глава храма в
Никитниках, открыт во внутреннее пространство. Среди трехшатровых памятников
XVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди
пятиглавых и трехглавых посадских церквей такое решение – редкость.
Церковь Успения в
Алексеевском монастыре в Угличе. Придельные шатры сливаются с центральным.
1630-е гг.
Объемное построение вяземской церкви использует не только новаторские
приемы. Общая композиция с примкнувшими к четверику с флангов двумя
кубообразными приделами (трапезная в современном виде появилась только в XIX
в.), пятью абсидами, выстроенными по одной линии, известна и даже широко
распространена в годуновской архитектуре с конца XVI в.
Церковь Рождества в
Путинках в Москве. Рубеж 1640-х и 1650-х гг. На переднем плане – придел
Неопалимой Купины
Трехшатровый силуэт основной части церкви Рождества в Путинках
В целом схема украшения здания очень близка церкви Троицы в
Никитниках, но в ней выделяются особенности, позволяющие говорить о том, что
вяземский храм построен немного позднее. Арсенал декоративных форм и средств
церкви Одигитрии включает в себя практически все известные раннему периоду
узорочья элементы: как будто на ее фасадах зодчие демонстрировали отличное
знание современных им архитектурных украшений. Фасады четверика делятся
сдвоенными полуколонками, снабженными базами и капителями, на небольшие гладкие
прясла, сверху отсекаемые от горки кокошников широким выделенным антаблементом.
Членения антаблемента в русском прочтении – это архитрав в виде гладкой полочки
в обрамлении полувалов, фриз, состоящий из ширинок с каплеобразными нишками, и
сильно вынесенный карниз, сформированный несколькими профилями различных
сечений. Декорация верха здания, дробная, многорядная, насыщенная мелкими
деталями, демонстрирует, пожалуй, наивысшее достижение узорочья в умении
сокрыть архитектурную плоскость. Здесь каждая форма множится и повторяется
бессчетное количество раз. Трехрядная горка некрупных килевидных кокошников «в
перебежку» дополняется венцами еще более мелких кокошников в основании трех
восьмигранных барабанов. Сами горки повторяются в завершении обоих приделов,
где их венчают миниатюрные глухие главки на тонких барабанчиках. Декорация трех
основных барабанов и завершающих их острых шатров устроена по типу
конструктора: стандартные детали сочленяются друг с другом, образуя различные
конфигурации. Все детали происходят из декорации памятников 1640–1650-х гг.,
адаптировавших каталог маньеристических форм первых московско-кремлевских
зданий. Но в вяземском храме заметна усиленная тенденция дробления и умножения
форм: кокошники уменьшаются в размерах и их становится больше на каждом фасаде
(не 4, как ранее, а 7 по длинной стороне четверика), увеличивается количество
прясел на продольных стенах, а также измельчаются детали, украшающие верх
здания. Подобные процессы свойственны более поздней, развитой фазе стиля
узорочья, или завершающей стадии стиля Алексея Михайловича.
Цельный, оригинальный архитектурный образ, созданный в
вяземском храме Одигитрии, никогда не был повторен. Его пропорциональный строй
с исключительно гармоничным соотношением четверика, приделов, горки кокошников
и шатров и запоминающимся силуэтом остается уникальным явлением, хотя после
него и было возведено еще несколько трехшатровых храмов. Эта церковь,
возведенная в крохотном, разоренном войной бедном провинциальном монастыре,
оказывается чуть ли не самым блестящим шатровым памятником столичной
архитектуры времени царя Алексея Михайловича.
Избранная библиография:
Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание города Вязьмы и
уезда его // Памятная книжка Смоленской губернии на 1856 г. Смоленск, 1856. С.
29–89;
Макаревский А. Вяземский Свято-Предтечев монастырь // Памятная книжка
Смоленской губернии на 1859 г. Смоленск, 1859. С. 57–75;
Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 305–309;
Вяземские писцовые книги // Смоленские епархиальные ведомости. 1882. № 18–21;
Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в.
(включительно). М., 1890. С. 42, 110;
Краткое описание Вяземского Иоанновского Свято-Предтечева монастыря //
Смоленские епархиальные ведомости. 1896. № 10;
Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966. С. 86;
Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог. Кн. 1–2. М., 1987. С. 292–297;
Седов В.В. Церковь Георгия в Кожевниках в Муроме // Уваровские чтения – III.
Муром, 2001. С. 59;
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская
область. М., 2001. С. 333–334;
Седов В. Маньеризм первых Романовых // Проект Классика. IV – MMII. С. 137–143.
НА
СТРАНИЦУ АВТОРА
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Все
материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной
собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо
иной форме.
Любое использование материалов библиотеки
без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки
«РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей
Вольфгангович Заграевский