РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Вдовиченко М.В. Церковь Одигитрии в Вязьме. В журн. «Проект-классика», № 11, 2004. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.projectclassica.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

 

М.В. Вдовиченко
Церковь Одигитрии в Вязьме

Церковь в Троице-Голенищеве. Шатровый храм с двумя шатровыми приделами. 1640-е гг.

Владимирская церковь на Божедомке в Ярославле. 1670-е гг. Не слишком умелое подражание москвичам

 

Придуманное, по всей видимости, в церкви Рождества в Путинках, трехшатровое завершение четверика является производным от пятиглавого бесстолпного храма. Для зодчих XVII в. увенчать церковь несколькими миниатюрными главами или небольшими, чаще декоративными, шатриками суть одинаковые решения, смысл которых в возможности вариации, в умножении количества самих приемов. В бесстолпных храмах первой половины XVII в. в целях создания камерного пространства с приближенным к молящемуся иконостасом четверик вытягивается по оси север–юг. Продолговатый объем органичнее всего завершить не пятью, а тремя (или двумя) поставленными в ряд главами. Кроме многоглавого бесстолпного храма, в число прообразов церквей с тремя шатрами попадают и шатровые храмы с двумя симметричными шатровыми же приделами, и известные по средневековым планам ворота городских укреплений с двумя и тремя невысокими шатрами, и многошатровое венчание собора Василия Блаженного. Устройство верха церкви Одигитрии представляет собой промежуточный вариант в переходе к широко распространенной композиции с глухими главами. Ее средний барабан, выделенный размерами и высотой, как и центральная глава храма в Никитниках, открыт во внутреннее пространство. Среди трехшатровых памятников XVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трехглавых посадских церквей такое решение – редкость.

 

Церковь Успения в Алексеевском монастыре в Угличе. Придельные шатры сливаются с центральным. 1630-е гг.

 

Объемное построение вяземской церкви использует не только новаторские приемы. Общая композиция с примкнувшими к четверику с флангов двумя кубообразными приделами (трапезная в современном виде появилась только в XIX в.), пятью абсидами, выстроенными по одной линии, известна и даже широко распространена в годуновской архитектуре с конца XVI в.

 

Церковь Рождества в Путинках в Москве. Рубеж 1640-х и 1650-х гг. На переднем плане – придел Неопалимой Купины
Трехшатровый силуэт основной части церкви Рождества в Путинках

 

В целом схема украшения здания очень близка церкви Троицы в Никитниках, но в ней выделяются особенности, позволяющие говорить о том, что вяземский храм построен немного позднее. Арсенал декоративных форм и средств церкви Одигитрии включает в себя практически все известные раннему периоду узорочья элементы: как будто на ее фасадах зодчие демонстрировали отличное знание современных им архитектурных украшений. Фасады четверика делятся сдвоенными полуколонками, снабженными базами и капителями, на небольшие гладкие прясла, сверху отсекаемые от горки кокошников широким выделенным антаблементом. Членения антаблемента в русском прочтении – это архитрав в виде гладкой полочки в обрамлении полувалов, фриз, состоящий из ширинок с каплеобразными нишками, и сильно вынесенный карниз, сформированный несколькими профилями различных сечений. Декорация верха здания, дробная, многорядная, насыщенная мелкими деталями, демонстрирует, пожалуй, наивысшее достижение узорочья в умении сокрыть архитектурную плоскость. Здесь каждая форма множится и повторяется бессчетное количество раз. Трехрядная горка некрупных килевидных кокошников «в перебежку» дополняется венцами еще более мелких кокошников в основании трех восьмигранных барабанов. Сами горки повторяются в завершении обоих приделов, где их венчают миниатюрные глухие главки на тонких барабанчиках. Декорация трех основных барабанов и завершающих их острых шатров устроена по типу конструктора: стандартные детали сочленяются друг с другом, образуя различные конфигурации. Все детали происходят из декорации памятников 1640–1650-х гг., адаптировавших каталог маньеристических форм первых московско-кремлевских зданий. Но в вяземском храме заметна усиленная тенденция дробления и умножения форм: кокошники уменьшаются в размерах и их становится больше на каждом фасаде (не 4, как ранее, а 7 по длинной стороне четверика), увеличивается количество прясел на продольных стенах, а также измельчаются детали, украшающие верх здания. Подобные процессы свойственны более поздней, развитой фазе стиля узорочья, или завершающей стадии стиля Алексея Михайловича.

Цельный, оригинальный архитектурный образ, созданный в вяземском храме Одигитрии, никогда не был повторен. Его пропорциональный строй с исключительно гармоничным соотношением четверика, приделов, горки кокошников и шатров и запоминающимся силуэтом остается уникальным явлением, хотя после него и было возведено еще несколько трехшатровых храмов. Эта церковь, возведенная в крохотном, разоренном войной бедном провинциальном монастыре, оказывается чуть ли не самым блестящим шатровым памятником столичной архитектуры времени царя Алексея Михайловича.

Избранная библиография:
Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание города Вязьмы и уезда его // Памятная книжка Смоленской губернии на 1856 г. Смоленск, 1856. С. 29–89;
Макаревский А. Вяземский Свято-Предтечев монастырь // Памятная книжка Смоленской губернии на 1859 г. Смоленск, 1859. С. 57–75;
Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 305–309;
Вяземские писцовые книги // Смоленские епархиальные ведомости. 1882. № 18–21;
Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). М., 1890. С. 42, 110;
Краткое описание Вяземского Иоанновского Свято-Предтечева монастыря // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. № 10;
Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966. С. 86;
Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог. Кн. 1–2. М., 1987. С. 292–297;
Седов В.В. Церковь Георгия в Кожевниках в Муроме // Уваровские чтения – III. Муром, 2001. С. 59;
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М., 2001. С. 333–334;
Седов В. Маньеризм первых Романовых // Проект Классика. IV – MMII. С. 137–143.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский