РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Векслер А.Г. Палаты
Натальи Кирилловны в Московском Кремле (опыт реконструкции по документам и
археологическим данным). В кн.: Древности Московского Кремля. Материалы и исследования
по археологии СССР. Материалы и исследования по археологии Москвы, т. IV, №
Размещение электронной версии
материала в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология
России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
А.Г. Векслер
Палаты Натальи Кирилловны в Московском Кремле
(опыт реконструкции по документам и археологическим данным)
стр.193
Хоромы Натальи Кирилловны, урожденной
Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича, упоминаются в кремлевских
документах с
Отдельные палаты для Натальи
Кирилловны были выстроены на заднем Государевом дворе — к северу от теремов —
через два года после рождения Петра. Этот внутренний двор ограничивали терема,
палаты Сытного и Кормового дворцов, Хлебный дворец и хоромы царевен,
примыкавшие к Патриаршему дому. Вскоре после окончания постройки над палатами
надстраиваются «верхние новые хоромы» 4 — непосредственно для
царевича Петра. И, наконец, в
При больших кремлевских пожарах
палаты Натальи Кирилловны неоднократно сгорали. В
Весьма недолго простоявшие палаты Натальи Кирилловны остались вне поля зрения историков архитектуры. Это объясняется и чрезвычай-
стр.195
ной скудностью письменных данных.
Документы Приказа каменных дел были неизвестны; предполагают, что они погибли
во время пожара 1737г.8, поэтому чертежи и подрядные записи о
строительстве не сохранились. На кремлевских планах была лишь отмечена
планировка каменного подклета полуразрушенного здания перед самым его сносом —
в
Эти планы — нижнего, среднего и верхнего «житья» всего комплекса Большого дворца — опубликованы Забелиным9. Местонахождение подлинника этого плана в настоящее время неизвестно. В Отделе рисунка Гос. Эрмитажа нами изучены точные копии плана, сделанные в том же масштабе. На копиях имеются подписи авторов — архитекторов князя Дм. Ухтомского и Ал. Евлашева10.
В
В раскопе II оказалось шесть белокаменных кладок, а остальная площадь раскопа была почти полностью занята примыкавшей к ним кирпичной вымосткой (рис. 2).
1) Остатки белокаменного столба имели
направление СBB — ЮЗЗ. Кладка состояла из вытянутого на
2) Кладка прямоугольная,
ориентированная на ЮВ — СЗ. Размеры: ЮВ — СЗ -
стр.196
(30 X 12 X
3) Прямоугольная кладка имела такую
же ориентировку, как и кладка 2. Размеры: ЮВ — СЗ —
4) Белокаменный столб аналогичен по
форме, ориентировке, размеру и способу кладки кладке 3, но сохранился на
большую высоту (рис. 3). Уцелела верхняя плоскость: в бело каменную кладку были
включены кирпичи размером 30 X 12 X
5) Кладка в направлении ЮВ — СЗ; она
примыкала к кладкам 2 и 3 и была связана с ними известковым раствором. Она
состояла из белокаменных плит (70 X 34 X 30, 50 X X 30 X 25, 30 X 30 X
стр.197
пича (30—31 X 14 X
6) Кладка, шедшая в длину в
направлении ССЗ — ЮЮВ на 7,
К описанным белокаменным кладкам на
глубине 204—289 см вплотную примыкала кирпичная вымостка. Кирпич размером
30(31) X 13(12) X X 7(7,5) см был уложен на ребре и ориентирован длинной
стороной ЮЗ — СВ. Вымостка хорошо сохранилась и насчитывала 203 ряда кирпичей
на известковом растворе. В северной части раскопа, между кладками 4 и 5,
кирпичный пол отсутствовал. В разрыве по северной и южной его границам были
расчищены обугленные бревна диаметром около
В раскопе I, находившемся в
Южный ленточный фундамент имел ширину
стр.198
женных на известковом растворе.
Пространство между этими рядами заполняли обломки белого камня и кирпича, залитые
известью. В глубину фундамент имел три ряда кладки из квадратов, положенных в
перевязку на известковом растворе, а ниже шла забутовка из грубо обработанных
глыб белого камня и мелких кирпичных обломков. В северной части этого же
раскопа в том же направлении проходил другой фундамент шириной 3,00—3,20 м. Он
был сложен из необработанных глыб белого камня, положенных на глине. Каменная
часть фундамента покоилась на вбитых в грунт дубовых сваях диаметром 20—25 см,
длиной около
Выше кирпичных вымосток в раскопе I
была открыта горизонтальная белокаменная вымостка (на участке площадью 1,44X1,3
м). Эта дворовая вымостка отмечена в документах: в
Южный край этой вымостки и
зафиксирован в раскопе. Белокаменные хорошо отесанные плиты — лещади — имели
размеры: 72 X 65 X 20, 69 X 71, 5 X 14, 71 X 30 X
При определении места найденных
белокаменных фундаментов археологические обмерные планы были совмещены в одном
масштабе с планом нижнего «житья» палат Натальи Кирилловны
При раскопках на кирпичном полу подвалов и белокаменных кладках фундаментов были найдены разнообразные детали и материалы строительства: профилированный и резной камень, фасонный кирпич и керамические плитки, черепица и слюда от оконниц, муравленые и полихромные изразцы, оставшиеся от развала палат Натальи Кирилловны.
Это малоизвестное здание не отражено ни в одном старом рисунке. Нет его и ни на одной реконструкции Кремля. Поэтому после обработки археологических материалов, ознакомления с публикациями и архивными данными явилась мысль попытаться восстановить облик здания, создать графическую реконструкцию восточного фасада палат (рис. 4) и
стр.199
портала. В этой работе вместе с автором настоящей статьи (начальником раскопа II Кремлевской экспедиции) участвовали также сотрудники Кремлевской археологической экспедиции — архитекторы-реставраторы центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР С. С. Кравченко и И. В. Ильенко.
Кроме археологических находок и
чертежей
стр.200
вописные работы. Большинство этих документов издано И. Е. Забелиным 14, В. Есиповым15, А. Викторовым 16. С некоторыми документами мы ознакомились в фондах ЦГАДА.
В строительстве здания сказалось известное предубеждение против долгого житья в каменных палатах. В древности, при отсутствии центрального отопления, деревянное жилье было, естественно, здоровее. И для Натальи Кирилловны были сооружены деревянные хоромы «на каменных стенах и столбах» 17. Деревянные жилые покои в составе каменных зданий характерны для Руси XVII в. Мейерберг, побывав в Москве в 1661—1662 гг., писал: «Только несколько лет тому назад многие из них стали строить себе дома из кирпича, либо из тщеславия, либо для того, чтобы безопаснее жить в них от очень частых пожаров. Со всем тем строят себе спальни из сосновых бревен, а для связи прошивают их мхом, говоря, что известка всегда имеет вредное свойство для здоровья, что и правда»18. К концу XVII в. устройство жилых надстроек из дерева над каменными плитами, в связи с опасностью пожаров, царским указом было строжайше запрещено: «...а на полатном строенье, ныне и впредь деревянного хоромного строения отнюдь никому не делать ни которыми делы»19.
Палаты Натальи Кирилловны были одним из последних зданий XVII в. такого вида. Это было пятиэтажное здание, в котором два этажа были каменными и три — деревянными (нижний каменный этаж выходил лишь на западную сторону—см, рис. 4, разрез I—I, план по II—II).
Для реконструкции каменных и
деревянных частей здания использовались разные методы. При восста новлении
каменного основания палат важнейшую роль сыграли чертежи
Планов верхних деревянных этажей не
сохранилось. План верха был восстановлен нами по размерам сукон, устилавших пол
в каждой комнате царицы и ее сына. Так, в
стр.201
имели одинаковую ширину и располагались
друг за другом, начиная от сеней. Общую длину комнат Петра можно восстановить,
расположив между комнатами поперечник стены толщиной
Над комнатами Петра располагались «верхние чердаки» Натальи Кирилловны. Пол этих помещений устилался сукном зеленого цвета, на окнах висели темно-зеленые завесы.
Высота чердаков определялась высотой крыш, а последняя в свою очередь — шириной помещений, которые перекрывались. Живописная композиция помещений деревянных зданий XVII в. находила свое логическое завершение и в устройстве кровель. Эти закономерности прослежены историками архитектуры 22. Форма крыш на реконструкции представлена в соответствии с планом перекрываемых помещений (особо учитывались аналогии крыш дворца в Коломенском). Крыши палат были выкрашены в зеленый цвет и украшены деревянными резными гребнями. На кровле хором и на башенка крыльца, как и на всех кровлях Теремов, стояли прапора из белого железа, расписанные красками и золотом.
Стены деревянных брусяных хором обшивались тесом, в сенях — с обеих сторон.
Окна палат Натальи Кирилловны с обеих
сторон здания украшали резные наличники с «гзымсы и каптели» 23, т.
е. с карнизом и капителями. В окна были вставлены фигурные «кругчатые»
слюдяные окончины с переплетами из белого железа и украшенные живописью.
Живописцу Ивану Салтанову в
Переходы и площадки ограждались
балясником «из доброго липового лесу» с точеными балясинами высотой в
Наличники окон и цоколь первого каменного этажа восточного фасада палат представлены на реконструк-
стр.202
ции в соответствии с археологическими данными (элементы их почти все найдены при раскопках и лишь для некоторых недостающих детален использованы одновременные аналогии — окна трапезной Новодевичьего монастыря и келий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря).
В ансамбле существенную роль играла
домовая церковь Петра и Павла, построенная на столбах и сводах нижних этажей в
Вплотную к церкви примыкала палатка с
сенями, из сеней кверху вела винтовая каменная лестница. Свод церкви опирался в
западной своей части на поперечную стенку, отделявшую церковь от трапезной, а в
восточной части — на два четырехгранных столба (размеры церкви внутри: длина с
алтарем —11,54 м, ширина —
К востоку от алтаря на том же ярусе
была расположена площадка с висячим садом (размеры: длина —
стр.203
китин лил доски, покрывал ими своды и
прочно запаивал стыки28, На подготовленную таким образом площадку
была насыпана просеянная земля толщиной аршин с четвертью (
стр.204
грушевых. К зиме их закрывали рядными
рогожами и войлоком. Б
Для реконструкции портала была использована археологическая находка — резной белый камень, оказавшийся в южном ленточном фундаменте, в раскопе I (рис. 5). Камень был заложен туда при перестройке здания, а размер и резьба на камне полностью соответствуют имеющимся данным об этом портале. Остальные детали реконструкции портала — профилированный ка мень цоколя, профилированный кир-
стр.205
пич с бусинами и др.— найдены в развале палат (рис. 6). Декор портала близок резным окнам южной стороны Грановитой палаты (конца XVII в.). Мастерски резаны грозди винограда, листья аканфа — эти мотивы «фряжской рези» характерны для прикладного искусства второй половины XVII в. Совершенно подобная резьба, но по дереву с позолотой имелась в алтаре церкви Николо-Угрешскою монастыря 30. Та ковы же керамические колонны от наличников Главной аптеки31. Белокаменная резьба в палатах Натальи Кирилловны была ярко раскрашена красной и синей краской.
Самая северная часть здания па реконструкции — начало «Порто-мойных палат» и переход к Светличной лестнице. К югу же от палат Натальи Кирилловны шли переходы к Теремному дворцу, а за ними — хозяйственные помещения.
стр.206
Под церковью была Судейская палата — домашняя администрация царицы — там сидели судьи и было «место судейское», «обитое красным сукном» 32, и три Казенных палаты, где хранились царицына казна (платья и драгоценные уборы). Под хоромами, в самом нижнем ярусе, который выходил лишь на запад, находились Мастерская палата царицы и три палаты, где жили старцы «государевы богомольцы» (нищие) длиной каждая в 6 сажен, шириной в 2 сажени. Опоры этого яруса и оказались в раскопках.
Таковы были нижние — служебные этажи.
При археологических раскопках
Интересен комплекс из семи обломков
многоцветных изразцов, имеющих зеленовато-бирюзовый фон. Изразцы, по-видимому,
были изготовлены в одно и то же время по одному заказу. Два обломка при этом
являлись составными частями изразца 9 (см. рис. 7). Для реконструирования его
был найден и использован аналогичный по рисунку и расцветке изразец, но
оттиснутый в другой форме (размер его—25Х24Х
Представляет интерес обломок
ценинного изразца 1. На нем легкий стилизованный орнамент. Фон зеленовато-бирюзовый,
рельеф желтый га коричневый. Это скругленный городок от обогревателя («ценинной
трубы»). В брусяных хоромах царицы Натальи Кирилловны, безусловно, стояли
«ценинные трубы», а топки их размещались в печах нижних: служебных этажей
(размеры изразца: длина—22,5 см, высота —10 см). Кроме городка (рис. 7, 1) от
этой ценинной трубы нет никаких других изразцов. Аналогичные обогреватели
сохранились в церкви с. Алек-сеевского, куда они были перенесены из Путевого
дворца царя Алексея Михайловича. Один из них обмерен И. Г. Сахаровой и
опубликован 36. Изразец 2 (см. таблицу) также представляет собой
обломок городка, но от четырехугольной печи. Это многоцветный ценинный изразец
со стилизованным растительным и геометрическим орнаментом (размер — 19 X
стр.208
изразца — 20,6 X
Печной изразец начала XVIII в.37
(размеры — 22,5 X
Таким образом, большинство типов изразцов в палатах Натальи Кирилловны имеют широкие московские аналогии и, значит, для царицыных палат приобретались обычно московские изразцы. Весьма распростра нен также в московском производстве мотив изразца с гвоздикой (рис. 7, 8). Встречаются как полихромные, так и муравленые изразцы этого вида. Такой муравленый изразец, например, был отмечен при археологических наблюдениях на строительстве метро38. Нами просмотрено несколько аналогий полихромных изразцов из музея в с. Коломенском. Несмотря на чрезвычайную стилистическую близость, все они отличаются друг от друга формой розеток и другими мелкими деталями. Изразцы полиостью соответствуют кремлевскому по цвету. Однако кремлевский изразец отличается от них тем, что имеет по сторонам остатки от половинок розеток разного рисунка. Этот изразец (рис. 7, 8) имеет необычную румпу: с одной стороны, румпа образует прямой угол с краем изразца и является как бы подставкой, на которой стоял изразец. Можно предположить, что изразец с такой румпой стоял между «ножками» печи, на заднем плане. Изразец этот прямой, и, следовательно, печь была прямоугольная, а не круглая. Привлечение документов показало, что самое вероятное местоположение ценинной печи с такими изразцами — средний этаж — Мастерская палата, где впоследствии «сидели судьи». Именно для этого помещения архитектором И. В. Ильенко по нашим материалам была сделана графическая реконструкция печи (рис. 8). Печь изображена с торцовой стороны. Нижний ярус «каменного житья» был разобран в середине XVIII в., и фундаментов печи, естественно, не сохранилось. Поэтому размеры печи приняты минимальные на основании изучения аналогий. Ширина торцовой части взята по размерам фундаментов печей Андроникова и Новодевичьего монастырей, а также
стр.209
по раскладке самих изразцов (ширина
фундамента печи Настоятельского корпуса Андроникова монастыря—1,66 м, ширина
фундамента печи из палат Софьи в Новодевичьем монастыре —
Печь примыкала к стене, в которой был расположен камин, отсюда и осуществлялась загрузка печи топливом. Для облицовки печи использован: изразец с гвоздикой (рис. 7, 8), который поставлен между «ножками» печи. Этот же изразец являлся, видимо, основным кафелем, которым стенка печи была облицована как в нижней, так и в верхней части. При этом, поскольку на изразце было два вида розеток, они чередовались в шахматном порядке. Менее вероятно, хотя также допустимо, другое расположение, при котором изразец 8 стоял бы между «ножками», а выше были изразцы с другими розетками и без чередования, или же низ — из одних розеток, а верх — из других. Для остальных элементов печи — «ножек», карнизов, валиков, фризов — взяты близкие по стилю изразцы последней четверти XVII в. Для завершения печи использован кремлевский городок, который чрезвычайно подходит по цвету поливы.
Расцветка изразцовой печи, как и
обогревателя,— зеленовато-бирюзовый фон и желтые с коричневым рельефом —
сочеталась с убранством комнат Натальи Кирилловны. Оформлению интерьера в то
время придавалось немалое значение, и, безусловно, внутренний «шатерный наряд»
палат был увязан с цветом из разцовой печи. Это подтверждается документами. В
Таким образом, хоромы Натальи Кирилловны были оформлены в не-
стр.210
ярких коричневых и зеленых тонах, что по тогдашним понятиям наиболее подходило к положению вдовствующей царицы.
С печью и полом гармонически
сочеталась роспись палат. В
С этими палатами связано раннее
детство Петра — до
Потехи «Петрова полка», можно полагать, сопровождались немалым шумом. «Робятки» колотили в потешные барабаны, пробивая их насквозь (эти барабаны постоянно приходилось чинить в Оружейной палате48), они дудели на деревянных дудках и, конечно, свистали в свистульки, одна из которых и обнаружена раскопками.
Особый интерес представляет находка в развале палат (раскоп 2) обломка гладкого белого камня с каким-то чертежом (рис. 10).
Древнейшие русские чертежи на камне и керамике — «вавилоны» — со всей полнотой изучены академиком Б. А. Рыбаковым49. Среди них исследователь различает архитектурные, игральные и «символы зодческой мудрости». Г. Ф. Корзухина склонна считать все наскоро нацарапанные «вавилоны» игральными досками50. На кремлевском чертеже семь близких по размеру прямоугольников, четыре из которых — чередующиеся — пересечены диагоналями. Чертеж мог бы быть сочтен планом сооружения, в котором перечеркнутые прямоугольники означали бы крестовые своды, а четыре — циркульные. Однако ни одного соору-
стр.211
жения подобного плана и Кремле в это время не известно и гораздо естественнее другое объяснение — игральная доска. Для таких, не дошедших до нас игр, как тавлеи, саки, бирки, леки, судя по их описанию51, доска не подходит. Но годилась она и для игры в шашки — древнейшие шашки имели иные доски (иногда шашки идентифицируют с леками) 52. Правильная форма клеток и их чередование на чертеже не могут не привести к заключению, что перед нами обломок шахматной доски53. Вторая половина XVII в.— это время широкого распространения шахмат в Москве. Я. Рейтенфельс, побывав здесь в 70-е годы, рассказывал, что почти все время дети и старики на улицах и площадях Москвы играют в шахматы54. О популярности шахмат свидетельствует и наличие специальных мастеров токарей — «шахматников», делавших шахматные фигуры55. Эти деревянные и костяные фигурки довольно часто встречаются при раскопках средневековых слоев в русских городах; доски же археологами не были найдены ни разу.
Вполне возможно, что именно каменщики, строившие палаты, процарапав гладкую плиту известняка, играли на ней наспех сделанными фигурами, а затем импровизированную доску пустили в кладку.
В процессе исследования все полнее представляются нам палаты царицы — это интересное здание со сложным планом, без правильности и симметрии. Многоэтажные палаты с шатрами, крыльцом, гульбищем, садом, декоративным убранством, полихромными резными украшениями, со сложной обработкой дверных оконных проемов были весьма живописно скомпонованы. Красочное нарядное здание органически вписывалось в ансамбль Теремов.
Архитектура — светская, красочная — характерна для декоративного стиля второй половины XVII в. Здесь нет еще той пышности и изощренности форм, которые вскоре выльются в «нарышкинское барокко».
До нас не дошло имя зодчего, руководившего постройкой палат, но тем более ценны сохранившиеся в росписях «за рукой путного ключ-пика» Федора Геева имена плотников Никиты Перфильева, Нефеда Гаврилова, Василия Степанова, делавших наличники «со гзымзы и каптели»,— т. е. творцов резного декора палат 56. Общая композиция палат напоминает Коломенский дворец, однако это, безусловно, оригинальное, художественно-интересное произведение — еще один пример творчества московских зодчих XVII в.
Сноски
1 П. Е. Забелин. Дворец московских царей до Петра I.
«Москвитянин», 1849, ч. III, кн. 2, стр. 90.
2 Ф. Рихтер. Памятники русского зодчества, тетрадь 2.
Теремной дворец. М., 1853, стр. 26.
3 «Деяния Петра Великого», ч. I. M., 1788, стр. 145.
4 И. Е. Забелин. О детстве Петра Великого. Опыты изучения
русских древностей и истории, ч. I. M., 1872, стр. 148.
5 И. Е. Забелин. Дворец московских царей до Петра I.
«Москвитянин», ч. II, кн. 7, стр. 131.
6 ЦГАДА, ф. архива Московской оружейной палаты, д.
7 И. Е. Забелин. Домашний быт русских ца рей в XVI—XVII вв.,
т. I, ч. 1, изд.
8 П. Иванов. Описание Государственного архива старых дел. М.,
1850, стр. 14; А. И. Сперанский. Очерки по истории Приказа
каменных дел Московского государства. М., 1930, стр. 8О.
9 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 1 — приложен план среднего
этажа; там же, т. I, ч. 2, 1915 — приложены планы нижнего и верхнего этажей.
10 Государственный Эрмитаж, отдел Рисунка, рулон 4, № 12893—12895.
11 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 1,
прилож.: записки строительного дела, стр. 625.
12 С. П. Бартенев. Московский Кремль в старину и теперь, т.
I. М., 1.912, прилож.
13 Опубликованы: И. Е. Забелин. Материалы для истории,
археологии и статистики г. Москвы, ч.
14 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 1, прилож.
15 В. Есипов. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре
Великом, т. 1—2. М., 1872.
16 А. Викторов. Описание записных книг в бумагах старых
дворцовых приказов 1584— 1725 гг., вып.
17 Н. Скворцов. Археология и топография г. Москвы. М., 1913,
стр. 445.
18 А. Мейерберг. Путешествие в Московию. М., 1877,
стр. 60.
19 «Полное собрание законов Российской империи», т. II. СПб., 1830,
стр. 356, № 892 (указ. от 23 октября
20 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 1, стр. 676.
21 Там же.
22 И. Е. Забелин. Русское искусство. Черты
самобытности в древнем зодчестве. М., 1900; А. А. Потапов. Очерк
древнерусской гражданской архитектуры. М., 1902; А. А. Тиц. О
методах пропорционирования в русском гражданском зодчестве XVII в. «Научные
сообщения высшей школы.» М., 1958, № 3.
23 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч, 1, стр. 639.
24 Там же, т. I. ч. 2, стр. 200.
25Там же, т. I, ч. 1, стр. 637.
26 С. П. Бартенев. Большой Кремлевский дворец. Дворцовые
церкви и придворные соборы. М., 1916, стр. 129.
27 М. М. Богословский. Петр. I. Материалы к биографии, т. I.
M., 1940, стр. 66.
28 И. Е. Забелин. Московские сады в XVII столетии.
«Опыты изучения русских древностей и истории», ч.
29 И. Е. Забелин. Домашиий быт..., т. I, ч. 1, стр.
101.
30 Фонды филиала ГИМ. Коломенское, инв. № К 1875.
31 Там же, инв. № И 768.
32 И. Е. Забелин. Опись ветхости дворца
33 Приношу благодарность архитектору И. В. Ильенко, наблюдения
которой использованы при описании изразцов.
34 Фонды филиала ГИМ. Коломенское, инв. № И 99.
35 Там же, инв. № И 102.
36 Н. В. Воронов, И. Г. Сахарова. О датировке и
распространении некоторых типов московских изразцов. МИА, .№ 44, 1955, стр. 93.
37 М. Г. Рабинович. Гончарная слобода Москвы XVI—XVIII вв.
МИА, № 7, 1947, стр. 68.
38 А. Л. Монгайт. Московские изразцы. Архитектурные
памятники Москвы XVII— XVIII вв. М., 1948, стр. 76, рис. 11, стр. 77.
39 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 1, прилож.
Шатерничий наряд хором, стр. 676.
40 Там же, стр. 677.
41 Там же, стр. 679.
42 ЦГАДА, ф. архива Московской оружейной палаты, д.
43 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 1, стр. 711.
44 С. П. Бартенев. Большой Кремлевский дворец, стр. 130.
45 «Записки Крекшина», записки русских людей, изд. И. П.
Сахаровым. СПб., 1841, стр. 13.
46 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 2, стр. 210.
47 М. В. Фехнер. Глиняные игрушки московских гончаров. МИА, №
12, 1949, стр. 52— 56.
48 И. Е. Забелин. Домашний быт..., т. I, ч. 2, стр.
207, 208, примеч.
49 Б. А. Рыбаков. Русские системы мер длины XI—XV вв.
СЭ, 1959, № 1, стр. 91.
50 Г. Ф. Корзухина. Из истории игр на Руси. СA, 1963, № 4,
стр. 98.
51 А. Терещенко. Быт русского народа, ч. IV. СПб., стр. 78,
79 и др.
52 Г. Ф. Корзухина. Указ. соч., стр. 94, 95, 100.
53 Такая трактовка чертежа была полностью поддержана историком
шахмат И. М. Линдером.
54 Я. Рейтенфелъс. Сказания светлейшему герцогу тосканскому
Козьме Третьему о Московии. М., 1906, стр. 149.
55 М. П. Фабрициус. Кремль в Москве. М., 1883, стр. 130.
56 ЦГАДА, ф. архива Московской оружейной палаты, д.
Иллюстрации
Рис. 2. Общий вид подклета в процессе раскопок
Рис. 3. Остатки белокаменного столба 4, вид с юга
Рис. 4. Реконструкция палат Натальи Кирилловны (восточный фасад). 1 — общий
вид; 2 — разрез; 3 — план
Рис. 5. Резной камень портала
Рис. 6. Реконструкция портала
Pис. 7. Обломки изразцов (1—9)
Рис. 8. Реконструкция печи
Рис. 9. Свистулька-конек
Рис. 10. Чертеж на известняковой плите
-------------------------
стр.195
Рис. 1. План нижнего этажа Большого дворца
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский