РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Вишневский В.И. Археология Радонежской земли. Сергиев Посад, 2009. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://hotkovo.net.ru. Все права сохранены.
Археология в музее
Исследование археологических памятников и формирование коллекций древностей -
одно из направлений работы Сергиево-Посадского музея-заповедника - последние
четверть века осуществлялась постоянно археологической экспедицией музея.
Экспедиция стремилась систематически обследовать территорию района и
окрестностей, составляя возможно более полный свод археологических памятников и
формируя представительную археологическую коллекцию наиболее интересных находок.
В течение ряда лет с 1987 года усилиями археологов института археологии РАН и
Сергиево-Посадского музея-заповедника на р.Дубна было выявлено и исследовано
несколько десятков новых поселений каменного века. Музейная коллекция
мезолитических древностей, ядро которой составляют находки со стоянки Замостье
2, среди которых многочисленные произведения первобытного искусства, является
самой представительной в Московской области.
В 1984-1998 гг. было исследовано укрепленное поселение раннего железного века и
раннего средневековья на р.Веле у с.Кикино (III-VIII вв.), позднего этапа
дьяковской культуры, оставленное племенами финно-угров и балтов, в большой
площадью. При этом были раскопаны и реконструированы не только жилища, но и
оборонительные сооружения.
В 1996-2007 гг. у д.Ратьково, на р.Дубна были открыты остатки «домика мёртвых»
с захоронениями по обряду кремации - редкий погребальный комплекс
позднедьяковской культуры (VI-IX вв.) на территории Волго-Окского междуречья,
давший богатый материал по реконструкции погребального обряда и костюма
финно-угров и балтов раннего средневековья. Постоянные наблюдения за земляными
работами в Троице-Сергиевой Лавре дали новые сведения о древней застройке,
хозяйстве монастыря и, особенно, об истории монастырского средневекового
некрополя. Сегодня коллекция надгробных плит Троице-Сергиева монастыря - самое
крупное музейное собрание, в составе которой - древнейшая (1480 год)
датированная надгробная надпись в Московской земле.
Археологическая экспедиция
Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника (Загорская
археологическая экспедиция - ЗАРЭ) была создана при историческом отделе и с
августа 1984 года проводит археологические исследования на территории
Московской области и прилегающих регионов (руководитель - В.И. Вишневский).
Флаг загорской археологической экспедиции |
|
Участники раскопок кикинского городища: слева Ю.Н. Палагин, справа В.И. Вишневский, 1984 г. |
|
Цели экспедиции: обследование археологических памятников района и прилежащих
территорий, проведение спасательных археологических работ, формирование
собрания археологической коллекции музея и создание археологических экспозиций.
С 1990 года в музее существует археологический сектор, а затем -
археологический отдел. Полевые работы экспедиции проводятся силами сотрудников
археологического отдела музея ( А.Е. Бушев, М.А. Овчинников, М.В. Лозовский,
О.В. Лозовская, В.В. Щербаков, Т.Н. Новоселова, А.А. Климов) и школьников -
членов клуба «Юный археолог», работающего при музее с 1983 года. Неоценимую
помощь в работе экспедиции оказывали педагоги: Ю.Н.Палагин, Н.М.Бухонов, И.П.
Перова, О.Б.Карпов, С.А. Иванов, Н.В. Лящук, Е.В. Козлова, Е.В. Видная, отец
Димитрий (православный центр «Пересвет»).
За период работы экспедиции была обследована разведками большая часть района
(открыто более 100 новых памятников), раскопками были изучены: городище, посад
и могильник средневекового города Радонежа, Кикинское городище раннежелезного
века на р.Веле, Хотьковский монастырь, селище и древнерусский курганный
могильник у с.Веськово на Плещеевом озере, стоянки каменного века Замостье-2 и
Окаёмово-18 на реке Дубне, Кузьминский средневековый могильник, Максимковское
селище раннежелезнго века на реке Клязьме, городище, посад и могильник
средневекового города Вышегорода-на-Яхроме, средневековое селище Николо-Перевоз
на реке Дубне, Кузьминский курганный могильник, Воскресенский монастырь на
р.Рассоловке, Ратьковский финно-угорский раннесредневековый могильник на реке
Дубне, посад средневекового Переславля-Залесского, Троице-Сергиева лавра.
Расчистка погребения 16 в. Радонеж, 1989 г. |
|
Участники раскопок кикинского городища: Макаров, Щербаков, Вишневский, Новоселова, Климов, Магарамов. 1998 г. |
|
Археологи Бушуев и Овчинников. Кикинское городище. 1992г. |
|
Участники раскопок поселений Николо-Перевоз на р. Дубна. 1993 г. |
|
Археологи музея ведут работу в сотрудничестве с экспедициями Института
археологии РАН, Переславского музея-заповедника. На основе коллекций собранных
экспедицией создана археологическая экспозиция музея (1998), организованы
выставки: «Древний Радонеж» (1988-1991), «Древности земли Залеской» (1992-1993)
(Сергиево-Посадский музей-заповедник), «Древние охотники и рыболовы Русской
равнины» (музей «Malgre-tout (г. Тренё, Бельгия (1996)), Музей доистории
Иль-де-Франс, г.Немур, Франция (1997), «Зверь и человек. Произведения древнего
искусства Евразии» (2002) (Государственный Эрмитаж).
Неолитические стоянки долины реки Дубны
Стоянка Замостье-2, расположенная в Сергиево-Посадском районе Московской
области, в пойме реки Дубны, является одним из базовых многослойных памятников
каменного века на территории Русской равнины. Отложения общей мощностью более 3 м. содержат остатки поселений охотников-рыболовов позднего мезолита и неолита. Стоянка
исследовалась экспедицией Института археологии АН РАН в 1989-1991 гг. и
экспедицией музея в 1995 и 1997 гг. Находки стоянки содержат, благодаря
уникальным условиям залегания в торфе, изделия из дерева и кости эпохи мезолита.
Раскопки стоянки Замостье-2, 1998 г. |
|
Особенно разнообразны орудия из рога и кости: наконечники стрел, копий,
гарпуны, остроги, рыболовные крючки, топоры, мотыги. Чрезвычайно разнообразны
формы наконечников стрел из кости. На рыбу и зверя охотились с костяными
многозубными острогами и гарпунами, применяли костяные цельные и составные
рыболовные крючки. На стоянках у д.Замостье в устье р.Сулать, где культурный
слой находится под водой, сохраняются деревянные вещи: колья, части лодок,
саней, весла, лопаты, копья, стрелы, муфты для крепления каменных топоров,
части сосудов, скульптуры животных.
Орнаментированные костяные орудия стоянки Замостье-2 |
|
Принципиально новыми для мезолита по технике изготовления были так называемые
мезолитические вкладышевые орудия со стоянок Замостье-2 и Самотовино-1. Это
костяные кинжалы, имеющие на боковых сторонах прорезанные пазы с кремневыми
лезвиями-«вкладышами». Со стоянок Замостье-2 и Самотовино-2 происходят другие
составные орудия: каменные топоры и тёсла, которые крепились к рукояти с
помощью роговых или деревянных муфт. Особую категорию находок, которая выделяет
каменного века стоянки на р.Дубне, среди других памятников, являются предметы
искусства. В первую очередь, это большая серия амулетов-«чуринг» -
орнаментированных галек.
Сосуды льяловской культуры. Неолит. Стоянка Замостье 2 |
|
Похожие орнаментированные камни и деревянные дощечки у коренных австралийцев
являлись одновременно амулетами и вместилищами душ мужчин-охотников.
Уникальными являются находки скульптурных изображений голов лося с отверстием
для насадки на рукоять. Горбинка на носу, глаза и уши лося выполнены очень
реалистично, одно из изображений украшено по боковым сторонам геометрическим
орнаментом. Эти предметы, очевидно, были священными жезлами шаманов или
племенных вождей.
Со стоянки Замостье 2 происходит значительное количество неолитических
керамических сосудов, покрытых ковром зонального орнамента, состоявшим из рядов
круглых ямок, нанесенных белемнитом, (так называемым «чертовым пальцем»),
«гребенок», нанесенных зубчатым камушком, отпечатков других штампов, среди
которых могли быть и ноготь, и конец птичьей косточки насечек, линий.
Кинжалы с кремниевыми вкладышами. Мезолит. Стоянка Замостье 2 и Самотовино 1 |
|
С 1992 года коллекция Замостья-2 передана в СПГИХМЗ и экспонировались на двух
выставках в СПГИХМЗ («Древности земли Залесской», 1992,1993), на выставках
«Древние охотники и рыболовы Русской равнины» в музее «Мальгре-Ту» (Бельгия,
1996) и музее Доистории Иль-де-Франс (Франция, 1997), на выставке «Зверь и
человек. Произведения древнего искусства Евразии» (Госэрмитаж, 2002).
Орнаментированная галька 'чуринга'. Мезолит. Стоянка Замостье 2 |
|
Дно сосуда верхневолжской культуры. Ранний Неолит. Стоянка Замостье 2 |
|
На базе исследования стоянки Замостье-2 и её коллекции была проведена в СПГИХМЗ
Международная археологическая конференция «Каменный век Европейских равнин»
(1997, материалы конференции изданы музеем в сборнике «Каменный век Европейских
равнин», 2001).
Кикинское городище
Кикинское городище (на р. Веле у с. Кикино Дмитровского района) исследовано
раскопками в 1984-87, 1991-92, 1995-1998 гг. Памятник относится к позднему
этапу дьяковской культуры - племенам родственных летописным мере и муроме - и
датируется III-VIII вв. н.э.
Кикинское городище являлось центром группы племён финно-угров и балтов и
выполняло функции крепости-убежища, центра ремёсел, места собраний. Раскопками
вскрыто 880 м кв., причем исследованы большой площадью здесь были не только
жилища, но и оборонительные сооружения на валу и склонах.
Орнаментированный камень (Амулет?) |
|
На городище обнаружены остатки семи длинных (7-8 м) больше-семейных домов. Дома были наземными столбовыми, иногда заглубленными в землю, с открытыми
каменными очагами и, вероятно, с двускатными крышами. Раскопки остатков вала на
Кикинском городище показали, что с напольной стороны укрепления представляли
собой три ряда частокола из толстых брёвен, пространство между которыми было
засыпано землей. В течение четырех веков они четыре раза сжигались, затем вновь
отстраивались. По краю площадки найдены следы от столбов деревянной стены из
массивных брёвен. Такая же стена была устроена у подножия городища. На вскрытой
площади, помимо жилищ обнаружены следы металлургического производства: шлаки,
фрагменты глиняных сопел
трубок; для нагнетания воздуха в домницу, керамических пробок для горнов,
керамические льячки для розлива бронзы, литейные формочки, и, наконец, сами
металлические изделия. Из первого местного железа делались топоры, ножи,
кресала, шилья, рыболовные крючки, пряжки. Из бронзы, поступавшей путями
товарообмена с Урала, изготавливали только украшения: перстни, браслеты,
бляшки-нашивки, височные кольца (их крепили на головную повязку), застежки-сюльгамы
для плащей, и конечно, фрагменты серёг и брошей-подвесок с
привесками-колокольчиками - детали одежды финских женщин, где «шумящая» бронза
играла важную роль.
Кикинское городище. Укрепления и жилища. Реконструкция. |
|
Керамическое производство обеспечивало древних финно-угров посудой:
плоскодонные горшки (до 20 литров объёма), миски, миниатюрные сосуды, грубо
слепленные из глины с примесью крупной дресвы. Наиболее древняя керамика имеет
так называемую «сетчатую» поверхность - следы выколачивания стенок особыми
колотушками. Характерными находками для дьяковских поселений являются
вылепленные из глины так называемые «грузики дьякова типа» . Они, как правило,
конической формы, с зубчатыми краями, в центре - сквозной канал. Среди грузиков
трудно найти два одинаковых. Иногда поверхность их покрывают орнаментацией, и
даже какими-то загадочными рисунками.
Железные и костяные орудия. |
|
Бронзовые украшения. |
|
Лепной сосуд с сетчатой поверхностью |
|
Раскопки Кикинского городища. 1987 г. |
|
В конце VII - начале VIII вв. под влиянием притока новых групп финно-язычного
населения из бассейна Средней Оки в Волго-Клязьминском междуречье образуется
мерянская этническая общность», а затем с X-XI вв. шло растворение мери и
других древних финнов в среде славян. Именно смешение славян и финнов, по
мнению выдающегося историка В.О.Ключевского, создало великоросса, сформировав
его антропологический тип, своеобразие народных верований и национальный
характер.
Ратьковский финно-угорский могильник
Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000,
2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник VI - IX вв. на городище у
д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега
р. Дубна. Одной из загадок дьяковской культуры является отсутствие у неё
могильников - в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно
только два. Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших
помещали в наземных сооружениях - «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике
были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3
до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики
мёртвых».Всего собрано 1202 предмета (из них 196 - оплавленные бронзовые вещи),
а также фрагменты керамической посуды.
Шумящие подвески |
|
Раскопки (вскрыто о 476 кв.м.) позволили реконструировать погребальный обряд.
Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей
и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи
концентрируются вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в
верхних слоях заполнения ямам или рядом с ними. В заполнениях трех ям собраны
тысячи обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха,
проса) и куски спекшихся обугленными зёрен - остатки какого-то блюда, вроде,
каши, связанного с «тризной» - поминальной трапезой.
Реконструкция костюма женщины. |
|
Судя по находкам на Ратьковском городище, обычаи приготовления поминальной
трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны и для славян (канун, коливо,
кутья, кисель) и для местного финно-угорского населения. По-видимому,
воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у дославянского
населения центральной части Восточной Европы, является образ «бабы-яги костяной
ноги» и «избушки на курьих ножках».
Литейные формы |
|
В сказках подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сюжетах
баба-яга существо не русское, противопоставляющее себя русским. Стремление
бабы-яги - символа смерти - изжарить героя сказки, можно рассматривать как
обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения. Для мужских
погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В
женских погребениях: шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения,
в том числе шумящие подвески.
Раскопки Ратьковского могильника. 2006 г. |
|
Украшения из бронзы составляют подавляющую часть находок из погребений Ратьковского
могильника. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских и
балтеких женщин - при движении бронзовые обереги издавали звон - магическое
средство для изгнания «злых сил».
Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту
эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских
финнов - мери, муромы, мари, мордвы сопровождаются принадлежностями литья.
Разборка ямы с остатками тризны |
|
Погребальный сосуд с остатками кремации |
|
Литейные формочки изготавливали из мягких пород камня. На аккуратных
прямоугольных брусках вырезаны ровные тонкие бороздки или круглые ямки для
отливки шариков зерни, тонких проволочек и других мелких деталей ювелирных
украшений: колечек, звеньев, треугольных зернёных подвесок.
Веськовский курганный могильник
В 1988 году экспедиция музея совместно с Волго-Окской экспедицией Института
археологии АН СССР проводил раскопки Веськовского курганного могильника XII
века на берегу Плещеева озера. Раскопками были вскрыты погребения, курганные
насыпи которых были распаханы, и именно это «спасло» Веськовский могильник от
раскопок графа А.С.Уварова в середине XIX века. Погребения славян содержали
погребальный инвентарь, в котором особенно важны височные кольца, поскольку
каждое племя имело свой отличительный тип колец. У смоленских кривичей,
заселившие территорию Верхнего Поволжья (в том числе и нашего района), женщины
украшали свои головные повязки простыми кольцами, связанными из серебряной
проволоки. Женские погребения в курганах обычно богаты находками - это в первую
очередь, украшения и детали костюма. Помимо височных колец, это - перстни,
браслеты, которыми прихватывали длинные рукава рубахи, бронзовые гривны (шейные
обручи) и бубенчики, бусы из цветного стекла, сердолика и горного хрусталя. В
изножье помещались глиняные горшки. В мужских погребениях находим железные
пряжки от поясов, инструменты и оружие - ножи, топоры, кресала.
Реконструция костюма женщины-славянки. |
|
Раскопки Веськовского курганного могильника. 1988 г. |
|
Вышегород-на-Яхроме
Разведкой экспедиции Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1993 году была
исследована долина р. Яхромы, где располагался древний волостной центр -
Вышегород. Было произведено дополнительное исследование городища Вышгорода - на
нём обнаружен слой позднедьяковского времени - середины - второй половины 1
тыс., что подтверждает наблюдения о том, что на территории северного
Подмосковья центры древнерусской администрации топографически совпадали с
центрами родоплеменной структуры местного позднедьяковского/мерянского
населения, а древнерусские крепости возникали на месте укрепленных племенных
центров финно-угров. Рядом с детинцем был открыт обширный посад Вышегорода и
его некрополи: курганный XII-XIII вв. и грунтовый XIV-XVI вв., а также 4 древнерусских
селища.
Погребение с сосудом-'елейницей'. Начало XVI в. |
|
Белокаменное надгробие конца XV в. |
|
Извлечение надгробий. 1993 г. |
|
Радонеж
Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми
славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных
рубежах Московского княжества, затем - центром целой исторической области.
Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем
Троицкий монастырь.
Миниатюра 'Кормление медведя', лицевое житие Сергия Радонежского. XVI в. |
|
Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше,
чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя
среди находок в Радонеже - это бронзовая поясная подвеска в виде медведя,
найденная на Радонежском городище.
Бронзовая подвеска-медведь. VII-VIII вв. |
|
Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским
племенем меря -предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как
известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий
Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог
быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа. Существование
в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей
подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям
построек Радонежского посада XIV—XV вв. найдены фрагменты образцы московской
керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на
горловине и столовые миски, а
также глиняные пряслица, кузнечные изделия - сложные, т. н. цилиндрические
замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла,
молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из
Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка.
Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне
специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических
игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки,
коньки-погремушки, покрытые белым ангобом.
Радонеж. Реконструкция Г.В. Борисевича |
|
Раскопками исследовалось Радонежское городище - остатки городского детинца,
построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце -
князе Владимире Андреевиче
Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился
торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится
центром небольшого удельного княжества.
Раскопки посада Радонежа. 1985 г. |
|
Городище - треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в
древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.
Бронзовые кресты. XV-XVII вв. |
|
Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей
оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был
искусственно сужен прокопанным с юга рвом.
На треугольном периметре стен располагались две башни - воротная, у входа на
городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел
вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол -
бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были
укреплены заостренные колья - «частик».
>Юго-западная сена Радонежской крепости (реконструкция). |
|
Троице-Сергиева лавра
Работы на территории Троице-Сергиевой лавры за последние 25 лет дали новые
сведения о древней застройке, водоснабжении, хозяйстве монастыря и, особенно,
об истории монастырского средневекового некрополя.
Некрополь
Монастырское кладбище - одно из древнейших в Московской земле, ведет свое
начало с конца XIV вв. от гробницы основателя обители - преподобного Сергия
Радонежского. В XV в. здесь погребены преподобный Никон Радонежский, Симеон и
Андрей Радонежские, сыновья Серпуховского князя Владимира Андреевича (Храброго)
(1425). В XV-XVII вв. на монастырском кладбище были захоронены представители
царских семей: Мария Владимировна Старицкая, двоюродная племянница Ивана
Грозного - ливонская королевна (вдовадатского принца Магнуса), цари Борис и
Федор, а также Мария и Ксения Годуновы (1605, 1622), глава первого ополчения
Прокопий Ляпунов (1611), первый генералиссимус А.С.Шеин (1700), а также
известных княжеских и боярских фамилий, представители монашеской братии ТСЛ,
архимандриты и настоятели ТСЛ, московские митрополиты и патриархи.
Извлечение средневековых надгробий. 1985 г. |
|
В 1985-2002 г. Экспедицией музея в процессе археологического надзора за
вертикальной планировкой монастыря экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника
был собран ценный материал по стратиграфии монастыря и десятки надгробий
монахов монастыря и знатных вкладчиков с монастырского средневекового кладбища:
у Успенского собора, Духовской церкви, Никоновской церкви, у Митрополичьих
покоев, под зданием Трапезной и рядом: князей Оболенских (Кашиных), Голицыных,
Глинских, Заболоцких, Телятевские, Ростовских, Велико-Гагиных, бояр: Плещеевых,
Нагих, Волынских, Путятиных, Злобиных, Сукиных, Головкиных, Юхновых, Яновых,
Сабуровых, Бутурлиных, Воронцовых.
Надгробие дьяка Василия Беды. 1480 г. |
|
В собрание музея поступило более двух сотен белокаменных средневековых надгробий.
На сегодняшний день коллекция надгробных плит ТСМ самое крупное музейное
собрание, обладающее самой древней датированной надгробной надписью (1480 год).
В 2003-2008 гг. исследования продолжаются совместно с Подмосковной экспедицией
ИА РАН, когда было проведено комплексное исследование некрополя, в том числе и
погребального обряда, в результате чего были зафиксированы погребения с
«каменными подушками», собрана коллекция керамических ритуальных сосудов
XVI-XVII вв. (так называемых «слезниц»), пополнена коллекция средневековых
белокаменных плит.
Раскопки монастырского некрополя. 2001 г. |
|
Наблюдение за земляными работами у Звонковой башки. 1987 г. |
|
Надгробие Феодорита-книгохранителя. 1528 г. |
|
Раскопки монастырского некрополя. 2001 г. |
|
Изразцы
Наиболее древние - «красные» изразцы XVII в. производившиеся в самом монастыре.
Впервые находки «красных» изразцов произведенных в Троицком монастыре в
середине XVII века, были сделаны в реке Вондюге, близ Соляной башни Т. В.
Николаевой в 1954 году. Сюжеты «красных» изразцов, помимо растительного
орнамента, связаны с символикой царской власти средневековой России: двухглавый
орёл, единорог, грифон, лев. Значительная серия таких изразцов была найдена в
2003 году Подмосковной экспедицией РАН у здания Трапезной, где в XVI-XVII вв.
располагались царицыны палаты.
Расписной изразец XVIII в. |
|
Расписные изразцы второй половины XVIII века представлены изразцами с синей
росписью Аналогичные изразцы, но с многоцветной росписью сохранились на двух
печах в Троице-Сергиевой лавре, одна - в Митрополичьих покоях, другая - в
Петровской палате Царских Чертогов.
Расписной изразец XVIII в. |
|
'Красные' изразцы. XVII в. |
|
Большая часть расписных изразцов XVIII века найдена за Больничными палатами и
может быть связана с печами, находящимися в этих палатах и не сохранившихся до
наших дней. На изразцах росписи - с изображением пышных ваз с цветами и
букетов, человеческих фигур, собак, птиц. На одном из них богиня-воительница.
Аналогичные изразцы сохранились на четырех печах XVIII века в Царских Чертогах
и Митрополичьих покоях Троице -Сергиевой Лавры.
Расписной изразец первой половины XVIII в. |
|
В.И. Вишневский у дубового колодца XVI в. |
|
Древнее хозяйство монастыря
У колокольни, на месте, где в средневековье находились монастырские поварня и
трапезная, были обнаружены постройки и следы хозяйственной жизни. На большой
глубине был найден деревянный колодец, выдолбленный из целой дубовой колоды, с
дощатым дном. В нижнюю часть колодца врезалась оплетенная берестой деревянная
труба, идущая со стороны Царских покоев, где ещё в XVIII в. находился т.н.
Писаревский пруд.
Выгребная яма XVI в. |
|
В другое отверстие была вставлена деревянная труба длиной 98 см, забитая пробкой.
В непотревоженном слое кухонных отбросов трапезной XVI-XVII вв. собрано громадное
количество рыбьих костей и чешуи, причем ихтиологами выявлено 15 видов рыб:
осетр, белуга, севрюга, стерлядь, щука, сом, судак, окунь, лещ, лосось,
белорыбица, плотва, сазан, таймень, карась, составлявших монастырское меню.
Здесь же были найдены и остатки кухонной утвари: красноглиняные горшки с
втулками для ручек и кувшины, деревянные поделки, напоминающие ножи.
Переславль-Залесский
Объединенная экспедиция Сергиево-Посадского и Переславль-Залесского
музеев-заповедников проводила в 2002-2007 годах разведочные и спасательные
работы более чем в 50-ти местах зоны охраны культурного слоя древнерусского
города Переславля-Залесского.
Красный изразец XVII в. |
|
Были уточнены границы распространения культурного слоя, выявлено его наличие в
Никольском монастыре, в подмонастырских слободах Горицкого, Федоровского,
Никитского монастырей, Борисоглебской слободы. Полное исследование всей площади
было проведено на участке будущего строительства газовой котельной, внутри
земляного вала XII века.
Рыболовные грузила XVI в. из гончарного горна |
|
Раскопом площадью 140 кв.м был вскрыт участок культурного слоя в
северо-восточной части древнего Переславля. В результате было выяснено, что в
XVI века здесь находился глинобитный гончарный горн, диаметром 2м, рухнувший в
процессе обжига, котором гончары единовременно обжигали 40 крупных корчаг и
более сотни керамических грузил для рыболовных сетей. Зафиксированы были также
остатки домов купца Чечелева, середины- второй половины XVIII века - кирпичные
фундаменты, развалы изразцовых печей, фрагменты керамической и фарфоровой
посуды (в том числе и английской), предметы быта: ножи, оселки, вилки, топоры,
замки, светцы, ножницы для снятия нагара со свечей, голландские курительные
трубки, сапожные и конские подковы, пуговицы. В XVI1I-XIX вв. здесь
располагалось красильное производство, от которого остались мусорная яма со
слоями краски, фрагментами стеклянных и поливных керамических бутылей, а также
керамических плошек для размешивания красок.
Фрагменты каменной иконки и стеклянных браслетов XII в. |
|
В центральной части города был исследован культурный слой XI-XIII вв. с
находками фрагментов браслетов из цветного стекла, пряслиц из розового шифера,
цилиндрических замков и ключей. Были обнаружены также стетаитовая резная иконка
византийского производства и каменная фигурка человека с бородой в конической
шапке, имеющая черты сходства с известными идолами языческой Руси.
Корчага XVI в. из гончарного горна |
|
Раскопки в Переславле-Залесском. 2004 г. |
|
Гончарный горн XVI в. |
|
Каменная фигурка идола XII в. |
|
Археологи-исследователи Радонежья
Археологические исследования в Северо-Восточном Подмосковье имеют давнюю
историческую традицию.
Доленга-Ходаковский (1784-1825 гг.) |
|
Первым был польский историк, археолог, этнограф, фольклорист Зориан
Доленга-Ходаковской. В 1821 г. он совершил путешествие по России, посетил
Троице-Сергиеву лавру, осмотрел реликвии Сергия Радонежского, побывал в с.
Городок, урочище Белые Боги, где когда-то находилось языческое капище.
Ю.Г. Гендуне (1863-1909 гг.) |
|
В 1901 г. в Радонеже побывала первая русская женщина-профессиональный археолог
Юлия Густавовна Гендуне, окончившая Петербургский археологический институт.
Здесь она сняла план Радонежского городища и определила памятник, как крепость
позднего средневековья, а также сообщила сведения о распаханной близ Радонежа
группе курганов, «под которыми попадались человеческие кости и украшения».
Н.П. Милонов (1896-1975 гг.) |
|
Первые раскопки в Радонеже были проведены краеведом, этнографом, археологом
Николаем Петровичем Милоновым - научным сотрудником Сергиевского (Загорского)
историко-краеведческого музея, затем - сотрудником Музея игрушки. В 1929-1933
гг. под его руководством им было вскрыто на Радонежском городище и на посаде
Радонежа около 800 кв.м, но, к сожалению, почти вся полученная коллекция была
утрачена.
О.Н. Бадер (1903-1980 гг.) |
|
В 1922 г. археологом Б.С.Жуковым были раскопаны два древнерусских кургана у
д.Псарёво на р.Веле. В 1930 г. Отто Николаевич Бадер, один из крупнейших
археологов СССР руководил раскопками фатьяновского могильника уд. Кузьмино в
долине р. Дубна.
И.З. Птицын (1909-1942 гг.) |
|
Первые раскопки на территории Троице-Сергиевой лавры были организованы молодыми
археологами, учениками видного археолога А.В. Арциховского - Иваном Захаровичем
Птицыным и Иваном Георгиевичем Ерёминым, которые в 1939 г. будучи еще студентами 4 курса, были назначены директором и учёным секретарём Загорского
музея. Начавшиеся раскопки были прерваны войной.
И.Г. Еремин (1908-1981 гг.) |
|
В 1953-57 гг. Татьяна Васильевна Николаева, автор фундаментальных трудов по
древнерусской коллекции музея, проводила наблюдения за земляными работами в
Лавре, в результате которых было положено начало уникальной коллекции
средневековых белокаменных надгробий Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Т.В. Николаева (1921-1984 гг.) |
|
Археологические экспедиции
Сергиево-Посадского государственного историко-художественного
музея-заповедника.
География проведения археологических исследований Сергиево-Посадского музея-заповедника |
|
Хроника:
1984 Радонеж, Хотьковский монастырь, Кикинское городище
1985 Кикинское городище Радонежское селище Трои не-Сергиева лавра
1986 Кикинское городите Радонежское селище
1987 Кикинское городище Троице-Cepf исва лавра
1988 Радонежское городище Могильник у с.Веськово
1989 Радонежский могильник
1990 Радонежский могильник Кузьминский могильник
Стоянка каменного века Окаёмово-18
1991 Кикинское городище
1992 Кикинское городите
1993 Николо-Перевоз
Вышегород-на-Яхроме, г. Дмитров Максимковское селище в г.Королев Московской
области
1994 Воскресенский монастырь на Рассоловке (Куньеме), Кузьминский могильник
Максимковское селище в Г.Королёв Московской области.
1995 Кикинское городище, Стоянка Замостье-2
1996 Кикинское городище
1997 Кикинское городище
1998 Кикинское городище Стоянка Замостье-2
1999 Ратьковский могильник
2000 Ратьковский могильник Стоянка Замостье-2
2001 Троице-Сергиева Лавра
2002 Ратьковский могильник Троице-Сергиева Лавра Переславль-Залесский
2003 Переславль-Залесский
2004 Переславль-Залесский
2005 Переславль-Залесский
2006 Ратьковский могильник, Переславль-Залесский
2007 Ратьковский могильник, Переславль-Залесский
2008 Воскресенский монастырь на Перемойке
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский