РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Воронин Н.Н. К
характеристике архитектурных памятников Коломны времени Дмитрия Донского. В
кн.: Материалы и исследования по археологии СССР; Материалы и исследования по
археологии Москвы, т. II, №
Сканирование печатного материала и
размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.archeologia.ru («Археология
России»). Все права сохранены.
Иллюстрации приведены в конце текста.
Н.Н. Воронин
К характеристике архитектурных памятников Коломны
времени Дмитрия Донского
стр.217
Коломна — один из важнейших древних
городов северо-восточной Руси — справедливо привлекла за последние десятилетия
большое внимание исследователей — историков искусства и археологов. В 1928—1929
гг. вышли работы А. И. Некрасова, в которых автор выдвинул мысль, что в
основе перестроенных в позднейшее время Успенского собора и Воскресенской
церкви в Коломенском кремле сохранились белокаменные стены древнейших зданий,
построенных в эпоху Дмитрия Ивановича Донского.1 В
Все эти новые определения до того почти неизвестных памятников Коломны, казалось, выдвигали перед наукой перспективу большого теоретического интереса. Коломна XII— XIV вв. становилась центром не меньшего историко-художественного значения, чем сама Москва, и развитие «раннемосковского» зодчества, представленное до того памятниками Звенигорода и Троице-Сергиевской лавры, могло получить более широкое освещение.
Однако уже при выходе в свет названных историко-архитектурных работ появились законные сомнения как в правильности анализа и исследования самих памятников, так и в справедливости их хронологических определений.
Особенно большое недоумение вызвала
названная работа А. И. Некрасова, характеризуемая откровенным
формализмом, удивительным обилием чисто фактических ошибок, небрежностью в
использовании литературы и источников, а главное — тенденциозной и произвольной
«исторической» концепцией развития московского зодчества XIV в., в котором было
«открыто» «белорусское влияние», определившее якобы облик московского
Успенского собора
I
Присматриваясь к сведениям о времени Дмитрия Донского, можно легко убедиться, что как объекты, так и географическое размещение строительства подчинены подготовке к решающей борьбе с татарами. В 1366— 1367 гг. строится белокаменная крепость
стр.218
Москвы, ее кремль — крупнейшее инженерное
сооружение Руси XIV в.6 По периферии Москвы создается кольцо
монастырей, являющихся как бы вспомогательными «фортами» обороны столицы. Между
дорогами на Коломну и Серпухов основывается Симонов монастырь (до
Перерыв в постройке Симонова монастыря объясняется надвигающимся решающим 1380 годом и подготовкой к Куликовской битве. Но это не перерыв строительства вообще, а перенос его в другие, важнейшие, с военной и политической точки зрения, центры — в города на Оке. Стратегический треугольник — Москва, Коломна, Серпухов — запечатлен в образной строфе «Задонщины»:
«на Москве кони ржут,
трубы трубят на Коломне,
бубны бьют в Серпугове,
звенит слава по всей земле Руской,
столт стязи у Дону великого на брезе...»10
Через Коломну вел к Непрядве свою рать князь Дмитрий, из Серпухова шла рать князя Владимира Андреевича.
В Серпухове и Коломне мы наблюдаем картину строительства, в общем аналогичную той, какую мы видели в самой Москве второй половины XIV в.
Соратник Дмитрия Ивановича, князь
Владимир Андреевич, строит в
Важно отметить и другую сторону этого
монастырского строительства — его идеологическую роль. По данным позднего
источника, во Владычном монастыре около
Подобную же картину мы наблюдаем и в
Коломне. Она играла в истории XIV в. более значительную роль, чем Серпухов.
Попав в начале века окончательно во владение Московского княжества, она
становится его важнейшим экономическим и стратегическим центром, как крупный
рынок хлеба с рязанского «низа» и передаточный пункт товаров, идущих на юг и
запад, но главным образом как крепость, запирающая вход в Москву-реку с Оки.18
Сведений о новых укреплениях Коломны во второй половине XIV в. нет; видимо, ее
старый рубленый кремль был вполне надежен. Князь Дмитрий Иванович, шедший на
Куликово поле, был встречен коломенским епископом «в башне городовой» или «во
вратах градных».19 Во второй половине XIV в. под Коломной возникают
два монастыря. Около
стр.219
стырь.20 Повидимому, около того же времени на противоположном берегу Москвы-реки перед городом создается Бобренев монастырь, наименование которого легенда возводит к имени героя Куликова поля, волынца Дмитрия Боброка.21 Расположение этих монастырей свидетельствует об определенном стратегическом расчете, и их справедливо называют «сторожами Коломны», по аналогии с монастырями — «сторожами Москвы». 22 Источники указывают, что в Голутвине монастыре учеником Сергия, Григорием, был построен каменный храм.23 Менее достоверны сведения о постройке каменного храма в Бобреневом монастыре. 24
Все эти данные по Серпухову и Коломне, в сопоставлении с сокращением строительства в самой Москве, показывают, что в процессе подготовки к решительной схватке с Ордой, наряду с военно-инженерным строительством в городах по Оке, большое внимание уделялось сооружению новых монастырей и каменных храмов в ближайшем тылу будущей борьбы. Перенос каменного церковного строительства на юг, за счет самой Москвы, был, очевидно, не случайным явлением, но планомерным мероприятием московского правительства и церкви, направленным на поднятие идейного осмысления борьбы с Ордой как борьбы христианства с «погаными».
Значение Коломны в середине XIV в.
находит отражение в открытии около
Все изложенное показывает, какой первостепенный интерес для истории русского зодчества имеет точное установление хотя бы остатков памятников времени Дмитрия Донского в Коломне.
II
Древний храм Иоанна Предтечи в с. Городище под Коломной (рис. 1) был введен в литературу более ста лет назад известным «палеологом 40-х годов» Н. Иванчиным-Писаревым. Он писал: «Храм, без всякого сомнения, стоял еще за несколько столетий до Междуцарственной невзгоды (событий начала XVII в.— Н. В.): он построен из белого камня и, по преданию, существует около семи веков,— итак мог быть построен Всеволодом Великим. Все ручается за его глубокую древность: грубая массивность всего здания, составленного из неправильно тесаных камней, скрепленных цементом, как строились первые храмы в России... Замечательно высеченное на наружной стене, при входной северной двери, изображение дракона. Этот храм претерпел некоторые поновления...»30 Тот же автор пустил в научное обращение и только что упомянутый рельеф Городищенской церкви, названный им изображением «дракона или грифона». Справедливо указав на связь этого рельефа с владимиро-суздальской пластикой, он склонился, однако, к фантастической гипотезе о том, что это изображение «дракона» принадлежало татарам, оставившим его «в память их владычества на стене храма каменного...» Отсюда пошла «народная» версия у местных жителей, что камень является «печатью Батыя».31
стр.221
С тех пор памятник не привлекал
внимания исследователей до
Одновременно, под руководством А.
В. Арциховского была сделана попытка археологически определить возраст нижней
белокаменной части городищенской церкви. В раскопе около юго-восточного угла
здания «на глубине
Вслед за Некрасовым, он считал этот рельеф изображением барса — зверя великокняжеского владимирского герба,34 и признавал близость данного изображения, по трактовке туловища и хвоста, грифону на стене церкви Покрова на Нерли. Вторым аргументом ранней датировки памятника, по мнению автора, являлось прохождение в 80-х годах XII в. мимо Коломны войск владимирского князя Всеволода III, когда якобы и мог быть сооружен здесь маленький белокаменный храм!
Сомнения в сохранении «древних частей XII в.» в существующем памятнике возбуждала прежде всего его целостность и согласованность плана с конструкцией здания снизу доверху; бесстолпность храма и трехлопастное очертание алтарной части не позволяли согласиться и с ранней датой самого плана (рис. 1а).35 Сказанное требовало окончательного разрешения этих сомнений путем новых археологических разведок оснований здания и выяснения наличия или отсутствия следов двух строительных периодов — раннего и позднего.
Шурф № 1 (площадью 2.5X2.5 м) был
заложен на расстоянии
С уровня
Шурф № 2 (площадью 1.5X2.5 м) примыкал симметрично южному, перпендикулярно к северной стене храма, к северо-восточному углу здания. Здесь следы позднейшего ремонта
стр.222
и перекрытия храма лежат несколько
выше (
Изложенные данные позволяют придти к следующим выводам. Современный храм в Городище построен единовременно заново на рубеже XV—XVI вв. Остатки строительных слоев в южном раскопе и единство кладки стены свидетельствуют об этом; возможно, что храм строился два сезона, о чем позволяет догадываться прослойка песка и глины, разделяющая эти слои, но, может быть, это, как говорилось выше, прослойка выброса из котлованов внутренних частей здания. По всей вероятности, храм построен в самом начале XVI в., что соответствует формам его верха и типичному для этой поры кровельному материалу — лощеной черепице.38 Во всяком случае, легенда о принадлежности низа здания чуть ли не XII в. опровергается полностью.
Остается вопрос о происхождении
резного камня. Рельеф (рис. 2) высечен на поверхности правильно обтесанного
блока плотного известняка (размер по лицевой стороне 44 X
Откуда происходит этот рельеф и какова его дата? Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены около северной двери, тождествен раствору кладки самой стены.40 Следовательно, он вставлен при постройке храма в начале XVI в. Но едва ли он был и сделан в это время. В архитектуре XV—XVI вв. неизвестны подобные звериные изображения, есть лишь сведения о скульптурах религиозного содержания, каковы, например, изваяния Георгия на Спасских воротах Московского кремля или несохранившиеся скульптурные изображения богородицы и Ивана Богослова на башне Коломенского кремля.41 Интерес к фигурам животных в архитектурной декорации возникает вновь лишь в XVII в. (например, резные медальоны в ширинках церкви Воскресения на Дебре в Костроме или коники проездных ворот Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.42
стр.223
Следовательно, остается предположить, что рассматриваемый рельеф принадлежал какой-то белокаменной церкви, построенной в самой Коломне или на Городище где-то под ней в XIV в. В свете приведенных выше данных о переносе каменного строительства во второй половине XIV в. в Коломну и Серпухов это предположение может не вызывать особых сомнений. Весьма вероятно, что этот храм был именно на Городище —владении Коломенской епископии. Среди первых коломенских епископов мы находим двух выходцев из монастырей старой Владимирской земли: епископ Филимон (около 1360—1375) был, как полагают, из Горицкого монастыря в Переславле-Залесском, епископ Павел (1389 - 1392)—из владимирского Рождественского монастыря.43 Существенно напомнить, что в это время и сам Дмитрий Донской и его жена Евдокия суздальская проявляют большое внимание к древним храмам Еладимира; известны их вклады во владимирский Рождественский монастырь, а богато украшенный резным камнем Дмитриевский собор становится объектом особых забот княжеской власти.44 Все это может объяснить и запоздалое появление в убранстве исчезнувшего белокаменного храма XIV в. под Коломной отдельных резных камней.
III
Интересующие нас памятники самой
Коломны — Воскресенская церковь и Успенский собор— перестроены в XVII—XVIII
вв., поэтому естественно начать с той общей картины кремлевского ансамбля,
которую дает Павел Алеппский, посетивший Коломну в августе
Порядок описания зданий Павлом Алеппским точно соответствует пути от главных Пятницких ворот кремля. Сначала входящий видит Никольскую церковь, стоящую и теперь на старом месте, затем справа — Воскресенскую церковь на государевом дворе; между ней и Успенским собором стояла вторая церковь Николы (Зарайского). Далее Павел Алеппский дает подробное наружное и внутреннее описание Успенского собора, к которому мы обратимся позже, и, в заключение, отмечает, что «крыша как этой (соборной.— Н.В.) церкви, так и всех вышеупомянутых церквей (т. е. в том числе и Воскресенской.— Н. В.) походит на кедровую шишку или артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше кругом купола — очень красивое устройство».46
Так выглядел ансамбль каменных храмов кремля в середине XVII в. В представлении Павла Алеппского он объединялся в нечто целое сходством венчающих частей. Но у нас нет уверенности, что это древние здания XIV в., а не более поздней поры. Так, например, церковь Николы, описанная Павлом Алеппским первой, оказалась памятником первой половины XVI в. Как показали исследования архитектора Е. В. Михайловского Никольской церкви в Кремле, неузнаваемо перестроенной в XIX в., она сохранила основной массив храма — типа Трифона в Напрудной в Москве или рассмотренной выше церкви на Городище под Коломной, с сомкнутым сводом, с распалубками и трехлопастным завершением фасадов.47 Поэтому было естественно предположить, что и другие храмы — Успенский собор и Воскресенская церковь — могли быть перестроены в XVI в., например, при строительстве каменного кремля в Коломне, в каком виде их и описал Павел Алеппский.
С этим мы обращаемся к рассмотрению всех данных сначала о Воскресенской церкви.
Еоскресенская церковь, как мы
говорили, не имеет точно установленной источниками ранней даты. Однако местное
предание связывает именно с ней венчание князя Дмитрия Ивановича с княжной
Евдокией в
стр.224
княжеское место». Столбы, по его сведениям, были уничтожены в XVIII в. «для возвышения и расширения храма».48 Некрасов также полагал, что к моменту венчания Донского Воскресенская церковь была каменным придворным храмом, построенным московскими князьями на княжеском дворе вскоре после присоединения Коломны к Москве, где-либо в середине XIV в.49 В летописи нет никаких указаний на постройку Воскресенской церкви в это время, но выше мы видели, что многие каменные постройки второй половины XIV в. прошли мимо внимания летописца, и их дата устанавливается на основании внелетописных источников. Постройка же в это время каменного храма в Коломенском кремле более чем вероятна.
Некоторым основанием для этого предположения может служить и белокаменный подклет Воскресенской церкви, построенной в своей верхней части из кирпича XVIII в. (размер кирпича 29X14X7 см); квадры белого камня стен и столбов подклета чисто тесаны, высота камня колеблется в пределах 19—30 см, длина — 26—36 см. Своды подклета кирпичные (рис. 3). Сама по себе белокаменная кладка нижних частей здания отнюдь не является показателем сохранения в нем остатков древнейшей постройки XIV в. Это в особенности относится к Коломне, лежащей по соседству с известняковыми выходами в берегах Оки, которыми строительство пользуется и в настоящее время. Однако Некрасов справедливо указал на необычность для храмов XVIII в. плана подклета церкви (рис. 4—1), представляющего правильный квадрат с тремя апсидами на востоке и удивительно точной расстановкой четырех квадратных столбов, создающей кратность угловых, боковых и центральной ячеек 2X2, 2X3, 3 X 3.50 Далее Некрасов указывает, что подклет. по его мнению, полностью сохранил кладку XIV в., за исключением сводов, переложенных из кирпича; сохранились и старый цоколь и часть выше цоколя, несущая основания старых узких лопаток, и «тонкие тяги» меж апсид, «помещенные на четырехугольных тумбах». Эти тяги автор сопоставляет с тягами меж апсид звенигородского Успенского собора, а далее предполагает «наружный пояс посредине стены» и ступенчатые своды перекрытия храма.51 Последнее предположение связано с указанием Павла Алеппского, что Воскресенская церковь, подобно Успенскому собору, имела удивившую иноземца форму перекрытия, образно сопоставленную с «артишоком» или «кедровой шишкой». Павел Алеппский весьма кратко указал также, что Воскресенская церковь была «больше и лучше» церкви Николы — бесстолпного храма начала XVI в.
Уже при внимательном внешнем осмотре надземных частей здания отпадают некоторые из отмеченных Некрасовым наблюдений. Тяги меж апсид сложены вновь из кирпича и никак не могут быть повторением старых форм и «напоминать» Звенигородский собор. Профиль цоколя, который Некрасов определяет то как
стр.225
«аттический»,52 то как
«чередование простых двух косяков и двух круглых тяг»,53 иной: это
выкружка, четвертной вал, полочка и четвертной вал, переходящий в плинт. Весь
цоколь вытесан заново и принадлежит храму XVIII в. Точно так же и поднимающиеся
над ним сравнительно узкие лопатки не имеют отношения к подклетной части. Но на
ней имеются переложенные из гладко рашпилеванного белого камня (высота блока
Раскоп (1.5X4 м), заложенный у
северовосточного угла подклета, обнаружил следующую картину кладки (рис. 4—2).
Сразу под современной дневной поверхностью почвы в основании лопатки
положена целая грубо обработанная плита, выступающая в стороны к востоку и
западу. Ниже идут три ряда грубо обтесанных камней (по 0.28,
Возникает предположение, что он,
действительно, поставлен на старом фундаменте какого-то предшествующего более
древнего здания, благодаря чему и получилась столь непомерная глубина
заложения. Граница этого старого фундамента может быть определена по краю
верхнего ряда толстого камня, т. е. на уровне
Возможно и другое предположение: что в момент первоначального строительства храма, который был, как и теперь, с подклетом (об этом ниже), слой почвы был гораздо ниже и весь подклет был над землей, при этом его фундамент будет иметь нормальную глубину.
Раскоп около юго-восточной лопатки вскрыл иную картину, чем в первом. Здесь нет чередования трех масштабов камня, ряды кладки идут приблизительно в одном ритме, поверхность блоков гладко рашпилевана; но на том же уровне, как и на северо-восточном углу храма, начинается ступенчатое расширение фундамента из грубо обработанных блоков.
Стратиграфия примыкающего к зданию культурного слоя дает в обоих шурфах в общих чертах одинаковую картину (рис. 4—3: от стены идет, опускаясь наружу, один пласт строительного мусора из лома камня, кирпича и извести, связанный с сооружением существующей кирпичной церкви. Ниже, вплоть до материка, лежит совершенно перерытый могильными ямами черный перегной, в котором начисто стерта последовательность наслоений и культурных остатков. Однако существенно отметить разницу в характере строительных обломков в щебневом слое и в нижнем слое перегноя. В первом — кирпич тождествен материалу существующей церкви XVIII в. (29X14X7 см), а обломки камня преимущественно рашпилеванные. В слое перегноя кирпич (весь бывший в употреблении) иного размера (?11Х5 см), сближающийся с
стр.226
кирпичом арки подклетного входа
(24Х12Х X
Ясно, что сплошные могильные ямы разрушили бывший здесь до этого целый пласт первоначального строительства храма. Характер бусины таков, что она в равной мере может быть сравнена с бусинами порталов храмов как начала XV, так и XVI в. В слое строительства — большое количество обломков черной, лощеной черепицы с городчатым или треугольным концом, которая встречается в Коломне повсюду (раскопки в Коломенском кремле); нами она встречена и в раскопе и на сводах церкви на Городище начала XVI в., а также в раскопе около Успенского собора. Следовательно, Воскресенский храм до его перестройки в XVIII в. был еще в начале XVI в. покрыт, подобно всем коломенским памятникам, черепицей, имел белокаменные порталы с бусинами, был изначально двухэтажным, т. е. с подклетом. Самый храм был также четырехстолпным. Павел Алеппский добавляет, что он имел, как и прочие храмы, верх, «подобный артишоку».
К какому же времени может быть отнесена постройка первой белокаменной Воскресенской церкви? Она появилась, несомненно, не позже начала XVI в., о чем свидетельствует ее покрытие в это время лощеной черепицей. Писцовая книга Коломны 1577—1578 гг, описывает это здание так: «В городе ж на Коломне двор государя царя и великого князя, а на дворе у больших ворот церковь Воскресение господа бога спаса нашего Исуса Христа камена... Да в Воскресенье ж Христове придел Собор пресвятей богородицы... а под Воскресеньем полатка казенная, а в ней 3 котлы пивных медены изгорели, а у полатки двери железные...»54 Далее Писцовая книга весьма детально и живо описывает и весь комплекс княжеского двора с рядом отдельных зданий, связанных между собой переходами. В их числе интересно отметить наличие двух «чердаков» (чертогов) — дубового и «красного» на каменных «полатях».55 С «чертогами» был связан и белокаменный храм: «Да на государевом цареве и великого князя дворе хором: чердак на черном подклете 7 сажен, перед ним сени на столбех полсемы сажени, да от сеней к церкви к Воскресенью Христову переходы решотчаты обалились; а под ними ворота, затворы дощаты, по обе стороны решетки древяны...» 56
Комплекс двора мог возникнуть вместе с храмом или развиваться вокруг него в течение длительного периода. Он в равной мере характерен как для XVI в., так и для более ранней поры.
В XVI в. было два момента, подходящих
для его возникновения,— время перед походом Грозного на Казань через Коломну в
Таким образом, ясно, что как самый княжеский двор, так и его храм возникли до начала XVI в.
Приведенные выше данные писцовой
книги о сенях и переходах от государевых хором к храму говорят о
переходах к хорам дворцовой церкви: переходы были подняты высоко, так
как под ними помещались ворота. Уже в соборах Троице-Сергиева (1423) и
Саввина-Сторожевского (конец XIV в.) монастырей хоры исчезают. Воскресенская
церковь Коломны в этом отношении архаичнее их. Существенна и деталь храма,
сохраненная в описании Иванчина-Писарева до перестройки: в одном из его четырех
столбов было устроено «великокняжеское место» — это, видимо, ниша в столбе для
сиденья. Единственная известная нам аналогия — вероятно, подобная этой «печура»
в столбе придворной церкви Рождества богородицы в Московском кремле,
построенной в
стр.227
быть, в обстановке приближающихся боев с татарами за освобождение Руси от векового ига, за ее «воскрешение» и возрождение это посвящение имело символическое значение.58 Сказанное позволяет уверенно утверждать, что и писцовая книга 1577—1578 гг. и Павел Алеппский описывали действительно белокаменный храм Воскресения времени Донского. Это был четырехстолпный храм с подклетом, тремя апсидами и хорами в западной трети. Входы были обработаны в виде белокаменных порталов, с бусинами на колонках. Вход на хоры был непосредственно из дворца по высоким переходам. Верх храма, описанный Павлом Алеппским, представлял собой ступенчатую пирамиду; над закомарами фасадов были видны меньшие арки и за ними — кокошники в основании барабана.
IV
Успенский собор — единственный
памятник Коломны, постройка которого отмечена летописью. Впрочем, летопись
отметила даже не закладку храма, а его катастрофу: «В лето 6888 (1380). Падеся
на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный
великий князь Дмитрий».59 Не случись этого, может быть, и этот
памятник остался бы без упоминания летописца. Эта запись во всех списках
летописи предшествует повести о Куликовской битве. В некоторых вариантах текста
сообщение о крушении Коломенского собора стоит рядом с записью об освящении
собора Троицы в Серпухове. Особенно характерен в этом смысле текст
Симеоньевской летописи (древнейшей московской летописи
Успенский собор, видимо, был начат
постройкой не в
Успенский собор Коломны в его
современном виде принадлежит концу XVII в. Старый храм, описанный Павлом
Алеппским, был разобран в
Это — большой пятиглавый собор с
четырьмя мощными круглыми столбами. Его основное пространство почти квадратно
(продолговатость плана, показанная на чертеже Некрасова,— результат ошибки в обмерах
на
Наличие белокаменной кладки внизу, странное совпадение столбов с осью боковых порталов, расхождение столбов и наружных лопаток и другие черты, в частности «склонность храма к одноапсидности»,— дали Некрасову
стр.228
основание для предположения, что в основе памятника XVII в. лежат сохранившиеся фундаменты собора XIV в. Он предположил также, что столбы существующего храма стоят на новых местах, а первоначально здесь были три пары крестчатых столбов, размещение которых и было показано на чертеже Некрасова пунктиром. Далее он полагал, что в существующих порталах собора частично сохранились части старых.64
Уже при первом ознакомлении с
памятником утверждения Некрасова становятся, по меньшей мере, сомнительными.
Прежде всего самый характер белого камня, его очень точная теска (
Картина слоев в шурфе № 1 (рис. 56) значительно сложней, нежели у Воскресенской церкви; здесь нет могильных перекопов, но зато вся земля пронизана строительными остатками и прослойками строительного щебня.
Опишем сначала кладку основания апсиды. Под профилем цоколя идут четыре ряда хорошо тесаного камня; они ступенчато расширяются книзу, образуя уступы с нарастающим вылетом — 4—8—12 см. Ниже идет грубая нерегулярная кладка из плохо обработанных камней, с
стр.229
широкими швами, забитыми щебнем или мелкими клиньями. Существенно, что в числе этих камней — камни тесаные по лекалу: один из них явно от архивольта портала (полка с четверной выкружкой), второй — арочный (рис. 5б и 6).
В профилях шурфа читается следующая
стратиграфия, От уровня 1.0 до 1.60—1.80 м залегает мощный строительный пласт
битого кирпича и известкового щебня, вплотную подходящий к кладке фундамента
как раз при переходе от регулярной кладки из тесаного камня к грубой кладке
основания. На уровне
Существенны показания керамического материала. Во рву фундамента и даже под последним нижним рядом кладки встречены лощеная и тонкая белоглиняная керамика вместе с кирпичным щебнем. Это с совершенной ясностью показывает, что собор целиком выстроен заново, в новых, очевидно, рвах, и искать в его белокаменных нижних частях уцелевшие стены храма XIV в. не приходится. Но при постройке 1672—1682 гг. был, очевидно, использован пригодный камень этого древнего разобранного памятника,— в фундаменте мы отметили тесаные камни, например, от портала. Интересно, что и здесь, как и в слое у Воскресенской церкви и церкви на Городище, встречено много обломков серой лощеной черепицы начала XVI в. Очевидно, в связи со строительством кремлевских стен, были отремонтированы оба кремлевских храма.
Описанный выше выступ материка в
середине шурфа с слоем чисто белокаменного строительства показывает, что новый
кирпичный собор стоит на месте древнего. Керамика, собранная на этом участке и
по его склонам, близка «курганному» типу, но больше «красной средней» (XIV—XV
вв.), с параллельным линейным орнаментом; в числе находок — ручка большой
амфоры-корчаги. Очевидно, остаток строительного слоя собора XIV в. был прикрыт
сравнительно нетолстым культурным слоем XIV—XV вв., который, возможно,
перекрывала мостовая на уровне
Показания восточного шурфа об отсутствии под стенами существующего собора стен храма XIV в. сделали излишней дальнейшую наружную шурфовку, но показали совершенную необходимость разведки внутри собора.
Шурф № 2 внутри собора имел задачей
проверить: 1) не сохранились ли внутри, под чугунным современным полом, остатки
стен собора XIV в. и 2) есть ли под полом остатки предполагавшихся Некрасовым
первоначальных столбов. Для этой цели был выбран участок в северном нефе
собора, между солеей и северо-восточным круглым столбом. Шурф длиной
стр.230
Внутренний шурф дал следующую картину (рис. 7). Непосредственно под полом — прослойка новейшего мусора, просочившегося в щели плит. Встречаются мелкие куски штукатурки с фресковой росписью XVII в. Ниже — прослойки строительного мусора (известь, кирпич), перемешанного с землей. Под ним в северной половине раскопа следует слой земляного грунта с кусками извести, кирпича, обломками рашпилеванного камня и разнообразными фрагментами керамики, где, наряду с поздней белоглиняной, есть несколько фрагментов «курганной» и обломок ручки большой амфоры-корчаги. Создается впечатление, что это земля, вынутая при рытье рва для фундамента нового собора и попавшая частично на его внутреннюю площадь, причем естественно произошло смешение разнородных материалов из перекопанного городского слоя XII—XVII вв.
Под этим слоем земли лежит довольно
значительный пласт плотно слежавшихся отесков и обломков белого камня, частью с
затвердевшим на них связующим раствором; камень нерашпилеван, обработан
скарпелью; кирпичных обломков в этом слое вовсе нет, но попадаются обломки
фресковой росписи.70 Ниже на дне раскопа, на глубине 1.05—1.55 м лежат
тесаные и полуотесанные белые камни также со следами раствора, плотно связанные
слежавшейся известью; этот завал камня начинается отступя
В южной части раскопа против
существующего северо-восточного столба картина иная. Здесь под прослойками
строительства XVII в. идет насыпной мусорный песок с обломками кирпича, углем,
пятнами глины — вплоть до дна раскопа (
В южном обрезе раскопа выступил развал плохо обработанного белого камня, пересыпанный тем же мусорным песком; он не имеет следов раствора и, видимо, является неиспользованным камнем от строительства XVII в.71
Таким образом, разведки полностью подтвердили изложенные выше сомнения в справедливости наблюдений и гипотез Некрасова, которые оказались не имеющими ничего общего с действительностью. Существующее здание собора не имеет никакого отношения к первоначальному храму XIV о. Следовательно, это освобождает нас от необходимости пересматривать и опровергать всю аргументацию Некрасова, направленную на доказательство обратного. Вместе с тем рушится и вся крайне надуманная и антиисторическая рекон-
стр.231
струкция автором собора Донского, которую сам он оценил как «необыкновенно оригинальное архитектурное создание»,72 а мы определили бы как «произвольную фантазию» исследователя.
Тем не менее мы должны вновь пересмотреть описание собора Павла Алеппского, уже не связывая этот текст с существующим собором, но дополняя его другими источниками, которых Некрасов почему-то не привлек.
Павел Алеппский пишет: «Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трех сторон, соответственно трем ее дверям. Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны — работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах — позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два — над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви. Один из них во имя св. Димитрия; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стеклами...»73 Далее Павел Алеппский описывает амвон в центре собора, архиерейское место около южного столба и иконостас, удивившие его «тощие» свечи и, наконец, соборную колокольню. Затем он возвращается к описанию внешнего облика собора, частью уже цитированному выше. «Крыша как этой (соборной.— Я. В.) церкви, так и всех вышеупомянутых церквей походит на кедровую шишку или на артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть, нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше — кругом купола — очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этой церковью много склепов и подвалов. Над нартексом есть еще ярус, где помещается казнохранилище епископа...»74
Как и в отношении описания Павлом Алеппским Воскресенской церкви, можно усомниться, был ли перед его глазами Успенский собор, созданный Донским, или это была постройка, возникшая позже, например, в XVI в.?
Приведем в дополнение относящиеся к Успенскому собору и не использованные Некрасовым места из писцовой книги гор. Коломны 1577—1578 гг. Прежде всего храм здесь имеет очень существенный эпитег «Донской»: «В городе же на Коломне церковь соборная Успение пречистые богородицы Донская...» Это наименование поддерживалось именем главной «святыни» собора — иконы Донской богоматери, ставшей, после победы над татарами, вторым после Владимирской иконы богоматери национальным палладиумом Руси.75 Далее здесь упоминается придел Дмитрия, который называет и Павел Алеппский: «Да у церкви ж у Пречистые богородицы в приделе в Дмитреи Великом». Наконец, писцовая книга отмечает хоры с двумя приделами: «Да в соборной же церкви Пречистые богородицы придел Леонтей Ростовский чюдотворец на полатех... да... на полатех придел Никита великий...» 76
Из сопоставления данных Павла
Алеппского и писцовой книги 1577—1578 гг. с очевидностью явствует, что со
времени создания Донским и до
Это подтверждается и данными археологической разведки: в шурфе у алтаря собора был прослежен лишь один предшествующий постройке 1676—1682 гг. слой строительства из белого камня.
Теперь рассмотрим данные Писцовой книги 1577—1578 гг. и описания Павла Алеппского вместе, чтобы представить с возможной полнотой облик Успенского собора 1379—1382 гг.
Прежде всего возникает вопрос о типе
здания: был ли это небольшой четырехстолпный храм или большой шестистолпный
собор. Как показали наши разведки, он был меньше существующего, его северная
стена шла параллельно стене последнего на расстоянии
Следовательно, храм Донского был большим шестистолпным городским собором, пер-
стр.232
вым в XIV в. (московские соборы Ивана Калиты были четырехстолпными) и единственным во всем московском зодчестве XIV— XV вв. Характерно и само посвящение собора Успению как храма Калиты и как собора Андрея Боголюбского во Владимире. Но если собор Калиты, как доказано К. К. Романовым, 78 следовал «образцу» сравнительно небольшого Георгиевского собора 1230— 1234 гг. в Юрьеве-Польском и лишь своим посвящением указывал на преемство значения владимирского епископского и митрополичьего собора» то собор Донского в Коломне впервые ставил задачу приблизиться и к масштабам центрального памятника великокняжеского Владимира. Возможно, что к этой мысли толкало и наличие во враждебной Твери большого шестистолпного Спасского собора.
Успенский собор, по словам Павла Алеппского, имел в нижней части «склепы и подвалы», т. е. большой подклетный этаж. Его наличие установлено и нашей разведкой. На этом этаже поднимался самый храм, так что к его трем тесаным из белого камня перспективным порталам вели высокие лестницы, почему храм и показался Павлу Алеппскому «как бы висячим». Это был прием, уже известный русскому зодчеству XIII—XIV вв.— «высокие степени» перед входами имел тверской собор Спаса, построенный в 1284— 1290 гг.79 Вероятнее полагать, что подклет Коломенского собора был одноэтажным, хотя определенность указания, что церковь «приподнята на значительную высоту», может наводить на мысль и о двухэтажном подклете, какой, например, московские мастера сделали при перестройке в 30-х годах XV в. собора Чудова монастыря.80 Почти современный Успенскому собору храм Голутвина монастыря имел, по данным писцовой книги 1577— 1578 гг. и Павла Алеппского, подклеты, и к его трем входам также вели три лестницы.81 Подклет имела, как мы видели, и Воскресенская церковь в Коломне.
Далее Павел Алеппский указывает на наличие в соборе нартекса, а над ним «есть еще ярус, где помещается казнохранилище епископа». Писцовая книга упоминает «полати» с двумя приделами на них Леонтия и Никиты. Следовательно, западная четверть храма имела хоры, ставшие в XVII в. епископской ризницей. Возможно, что пространство под ними отделялось от помещения для молящихся суженными арочными проемами, что и дало
Павлу Алеппскому повод говорить о нартексе как особом помещении.
С востока к основному объему храма примыкали, скорее всего, три обычные алтарные апсиды. У нас нет решительно никаких оснований решать этот вопрос иначе: например, так, что средняя апсида была большой и высокой, а боковые — пониженными,82 тем более, что сам Павел Алеппский отмечает «обыкновенность» устройства тройного алтаря Коломенского собора («как обыкновенно все их церкви»). В апсиде диаконика и помещался придел патрона князя Дмитрия — «Димитрия великого».
С этим связан вопрос о размещении трех глав собора. Судя по описанию перекрытия его верха, где говорится о трех закомарах с каждой стороны храма, западное членение здания — его нартекс — было пониженным. Над ним и апсидами поднималась симметричная, квадратная в плане, основная часть храма. Над пересечением центральных нефов возвышалась большая глава. Две малые помещались, невидимому, над угловыми ячейками квадрата (это и будет, по П. Алеппскому, «над боковыми алтарями»), образуя асимметрическую композицию верха, повторение которой мы встретим позже во многих памятниках конца XV — начала XVI в. 83 Павел Алеппский особо отмечает, что все три главы были «снизу приподняты»; трудно решить, что следует разуметь под этим определением — выдвижение ли барабанов на особых постаментах или что-либо иное; но, во всяком случае, эта ремарка, очевидно, вновь подчеркивает вертикальную направленность композиции храма («церковь весьма величественна и высока»). Центральная глава была покрыта (в начале XVI в.) городчатой серой лощеной черепицей, которую Павел Алеппский принял за «четырехугольные резные из деревянных досок фигуры в виде крестов величиною с ладонь».
Наибольший интерес представляет приведенное выше описание Павлом Алеппским композиции перекрытия храма, которое, как и в Воскресенской церкви, представляло ступенчатую пирамиду, образованную вторым рядом закомар и кольцом кокошников в основании барабана большой главы. Если справедлива гипотеза П. Н. Максимова о воспроизведении в соборе Симонова монастыря 1543—1549 гг. системы покрытия его предшественника — собора 1379—1405 гг., то и Коломенский собор мог иметь аналогичную композицию перекрытия.84
Некоторым дополнением к описанию Павлом Алеппским верха Успенского собора слу-
стр.233
жит рисунок Коломны, приложенный к путешествию Олеария.85 Здесь панорама города представлена с северо-восточной стороны из-за Москвы-реки (ошибочно названа «Осса fluvius») и Коломенки, куда Кремль обращен фронтом от северо-восточной «наугольной — Свибловой стрельни» и далее на запад до Грановитой «Коломенской» башни. Среди многочисленных храмов (выделяются своей высотой—справа, в западной части Кремля, шатер церкви Брусенского монастыря, а слева — весьма странной формы верх Успенского собора (рис. 8).
Он обобщен в виде куполообразного покрытия с маленькой главкой наверху и тремя вытянутыми «закомарами». Эта форма, видимо, передает общее впечатление «приподнятого» ярусного завершения собора.
V
Коротко подведем итоги сделанным наблюдениям.
Коломна во второй половине XIV в.
действительно являлась центром большого каменного строительства, связанного с
выдающимся значением города в подготовке борьбы с Ордой. Можно предположить,
что первым каменным зданием был неизвестный по имени епископский храм, от
которого происходит рельеф церкви на Городище; однако это лишь домысел,
настаивать на котором нельзя. До
Судить с полной точностью об облике этих памятников мы не можем,— в них многое спорно; лишь сочетая показания письменных источников с данными очень ограниченных археологических разведок, нам удалось составить общее представление о первоначальном виде Воскресенской церкви и Успенского собора. Однако и эти неполные, «пунктирные» контуры исчезнувших зданий времени Донского позволяют сделать некоторые существенные выводы.
Воскресенская церковь принадлежит к древнему типу небольших придворных храмов, связывавшихся переходами с хоромами феодала. Успенский собор также органически примыкает к столь же древнему типу городских шестистолпных соборов, восходящих к «великой церкви» Киево-Печерской лавры XI в. Посредствующими звеньями являются владимиро-суздальское зодчество XII—XIII вв. и белокаменное строительство Ивана Калиты начала XIV в.
Наиболее типична Воскресенская церковь. Если допустить, что описанная писцами конца XVI в. топография зданий княжого двора с их белокаменными подклетами сохранила свои старые черты XIV в., то и «сени» и «переходы» от «чертогов» к дворцовому храму живо напомнят нам элементы дворцовых ансамблей в Боголюбове XII в. или в Ярославле XIV в.86 С этим традиционным ансамблем хорошо вяжется одноглавый четырехстолпный храм с хорами, отличный от своих предшественников XII в. лишь наличием подклетного этажа и своим ярусным пирамидальным верхом.
стр.234
Павел Алеппский особо отметил высокое
совершенство белокаменной техники Успенского собора (что, несомненно, относится
и к Воскресенской церкви). Кроме перспективных порталов, его внимание привлекли
окна, также, видимо, со сложной перспективной обработкой косяков, в числе
элементов которой были «отшлифованные тонкие колонны». Сам продолговатый
шестистолпный план собора и его общие размеры, как мы отмечали, напоминают
владимирский Успенский собор Андрея Боголюбского. Асимметрическое трехглавие
верха находит параллель в трехглавии Суздальского собора 1222—1225 гг. Под
«каймой скульптурной работы», опоясывавшей Коломенский собор, вполне
естественно разуметь, вероятно, тройной плоский орнаментальный пояс, какой был,
повидимому, уже в соборе Спаса на бору
Созданный «реконструкцией» Некрасова облик собора Донского, по собственному признанию автора, совершенно выпадал из связи с владимиро-московский линией развития зодчества. 89 Это и понятно, так как этот фантастический «научный призрак» слагался из сочетания черт храма XVII в. с данными Павла Алеппского о храме XIV в., почему и оказалось, что «куб (здания) слишком плотно расселся на земле».90 Уже это вопиющее противоречие данной «реконструкции» всему тому, что мы реально знаем о зодчестве XIV в., должно было бы заставить усомниться в ее реальности. Однако эта «реконструкция» стала краеугольным камнем столь же антинаучной «теории» «белорусского влияния» на московское зодчество XIV в. В действительности же, как мы видим, собор Коломны прочно стоит в русле развития московского зодчества XIV в., исходящего из владимиро-суздальской архитектурной традиции XII—XIII вв.91
Но памятники Коломны вскрывают не только черты традиции, сила и национальное значение которой понятны в условиях монгольского ига и борьбы с ним. Они содержат и много нового, ведущего вперед и связывающего их уже не с местной традицией владимирского северо-востока, но с исканиями национальных архитектурных форм общерусского значения. Речь идет о композиции верха здания, видимо сходной у дворцовой Воскресенской церкви и Успенского собора.
В своей обзорной статье я уже
конспективно изложил мое представление о зарождении начальных вариантов данной
композиции и ее развитии в XII—XVI вв.92 Ранние стадии этого
процесса документированы такими памятниками XII в., как собор полоцкого
Спасо-Евфросиниева монастыря и Троицкий собор в Пскове. Теперь к ним можно
прибавить храм Пятницы в Чернигове,93 дающий на рубеже XII—XIII вв.
чрезвычайно смелую композицию, как бы предвосхищающую решение верха собора
Андроникова монастыря в Москве (до
Естественно ожидать, что с
возрождением Руси в XIV в. мы встретимся и с дальнейшим развитием этой
общерусской архитектурной темы. Однако ее исходные «образцы» домонгольского
времени были теперь недоступны: Полоцк и Чернигов лежали в XIV в. за рубежами
Руси, и их памятники были, вероятно, забыты. Только Псковский собор конца XII
в. с его пониженным нартексом, притворами и трехлопастным постаментом под
главой, дожил до
стр.235
Как же развивался этот процесс в ранне-московском зодчестве?
Мы не знаем с достоверностью, каким
был верх Успенского собора Калиты
Их характерной особенностью были подклетные этажи. Вызванные к жизни практическими потребностями того тревожного и бурного времени и являясь «несгораемыми» хранилищами ценного имущества на случай пожаров, подклеты играли и весьма существенную композиционную роль. Основной объем храма значительно поднимался кверху, что усиливало впечатление его ступенчатого перекрытия. Высокие лестничные «всходы» к порталам как бы предваряют появление излюбленных позднейшим зодчеством XVI в. «гульбищ» — галлерей с их живописно расположенными лестницами.
Успенский собор имел пониженный нартекс, ступень которого подчеркивала возвышенность основного, квадратного в плане объема храма. Этой единственной чертой он и напоминал собор полоцкого Евфросиниева монастыря XII в. и псковский собор Троицы (в обоих его «редакциях» XII и XIV вв.).97 Композиция же венчающих частей была, как явствует из описания собора Павлом Алеппским и данных последующих памятников московского зодчества, отличной и от названных памятников домонгольского времени и от Псковского собора 1365—1367 гг.
Согласно гипотезе архитектора П. Н. Максимова, 98 к которой я полностью присоединяюсь, над закомарами фасадов сравнительно невысоко поднимались, отступая вглубь, закомары диагональных «сводов-крыш» и таких же, но несколько более приподнятых, «сводов-крыш» по осям архитектурного креста, а в основании барабана был положен венок чисто декоративных кокошников. Как и в отношении подклетов, можно сказать, что эта композиция верха решала одновременно практические и чисто художественные задачи; последними продиктованы «своды-крыши» архитектурного креста и пояс кокошников в основании барабана. Эта композиция была вполне своеобразной и отличалась от композиции верха с трехлопастным постаментом под барабаном (Полоцк, Псков XII в.), от динамического ярусного построения Пятницкой церкви в Чернигове XII—XIII вв. и от сложного и живописного решения задачи псковским мастером Кириллом в XIV в.
Самое существенное в этом отличии
состоит в том, что московская редакция этой архитектурной темы характеризуется
большей сдержанностью и спокойствием: ярус «закомар-крыш» совершенно не
нарушает целостности «кубического» объема крестовокупольного храма, кокошники в
подножии барабана являются его деталями, но не образуют особой ступени или
постамента. В целом композиция не столько усиливает динамику здания, сколько
служит как бы его торжественным увенчанием. Процесс переработки
крестовокупольной системы в московском зодчестве как бы затормаживается, а самый
образ храма приобретает иное звучание. Если Пятницкая церковь в Чернигове
предвосхищает композицию верха собора Андроникова монастыря в Москве (до
Весьма вероятно, что Воскресенская церковь Коломны имела более скромную редакцию верха того типа, который сохранен Успенским собором Звенигорода, т. е. только с диагональными «сводами-крышами» и кокошниками в основании барабана.
Охарактеризованные особенности московского варианта общерусского процесса выработки национальных архитектурных форм, начавшегося в домонгольское время и с новой силой продолжавшегося в пору возрождения Руси в XIV в. и борьбы с монголами, определяются, на наш взгляд, прочностью владимиро-суздальской традиции в культурном и политическом развитии Московского княжества. Каменное строительство остается, как и во Владимирской земле XII—XIII вв., в руках княжеской власти и церкви; политический строй развивается в сторону всемерного усиления власти великого князя, главы складывающейся феодальной монархий. Художественные идеалы, запечатленные, по воле «владимирских самовластцев» ХII в., гением владимирских зодчих в их белокаменных храмах, становятся как бы официальным художественным credo великокняжеской Москвы,
В подражании этим высоким «образцам» не только Символизируется преемственность политической традиции объединения Руси, но
стр.236
и незыблемость феодального могущества и верховной власти великого князя. Представительность, демонстративная величественность и строгая красота белокаменных соборов Владимира как нельзя более отвечают вкусам московской династии. Не случайно, что московские зодчие не только следуют этим «образцам», но и проводят, по приказу московского князя, первые «реставрации» владимиро-суздальских архитектурных реликвий. Самодовлеющая ценность образа незыблемого «кубического» массива храма, увенчанного тяжелой главой, остается еще господствующей в сознании строителей — князя и духовенства и их зодчих.
Первоначально, может быть, чисто практические соображения приводят к появлению диагональных сводов-крыш над угловыми сводами храма; в этом случае данное новшество служит лишь приспособлению обычной, старой системы позакомарного покрытия к физическим условиям русского климата. Но несомненно, что в этом шаге зодчих заложен и чисто художественный смысл, который уже вполне ясно раскрывается в композиции верха Успенского собора Коломны. Представляя ее в виде реконструированного П. Н. Максимовым верха Симонова собора, можно признать, что, в отличие от радикальных новшеств мастера Кирилла, ломающего самый «куб» храма, московские зодчие лишь как бы «накладывают» на него, не меняя его по существу, слабо поднимающиеся «своды-крыши», которые, так же как кокошники в основании барабана, являются лишь декорацией его поверхности. В общем облик храмового верха приобретает выражение церемониальной нарядности и праздничной торжественности; это как бы царственный венец, «корона».
Памятуя, что все эти новые явления в
архи тектуре Москвы рождаются в обстановке начавшейся борьбы с татарами, в
атмосфере огромного подъема народных сил и национального самосознания, можно
понять мотивы, определившие именно это, а не иное выражение архитектурного
образа. Коломенское строительство Донского — это демонстративное строительство
на «переднем крае» борьбы с татарами, Успенский собор строится буквально
накануне Куликовской битвы; для его постройки снимаются зодчие, начавшие
строить собор Симонова монастыря. Может быть, они переносят в Коломну и замысел
последнего, что подкрепляет с новой стороны гипотезу П. Н. Максимова о
родстве композиции верха обоих памятников.99 Рухнувший верх
Успенского собора, видимо, недостаточно продуманный с конструктивной стороны,
восстанавливается уже к
Едва ли случайно, что в Москве конца XIV — начала XV в. мысль зодчих снова обращается к творческой критике «образцов» и создает свои, навеянные новой борьбой с «погаными», монументальные творения; в литературе точно так же воскресает великий «образец» «Слова о полку Игореве», ложащийся в основу поэмы о Куликовской битве — «Задонщины». Связь этих фактов, несомненно, исторически закономерна. Их дальнейшее исследование, не сомневаюсь, шире раскроет и подтвердит картину древних истоков русской национальной художественной культуры.
В заключение несколько слов о пресловутом «белорусском влиянии» на Москву XIV в.
Собственно эта «теория» Некрасова не заслуживала бы разбора — столь очевидна ее историческая несообразность. Все изложенное выше достаточно ясно показывает действительный ход развития архитектуры в княжение Донского, его внутренние импульсы и связи с прошлым и будущим. По словам Некрасова, после монгольского разгрома и гибели Киева лишь в Белоруссии «сохранялась творческая работа в области искусства, передаваясь на восток и на север». 100 Однако, как известно, никаких памятников этой «творческой работы» XIII—XIV вв. в западных областях Руси, попавших в состав Литовского княжества, не существует, и Некрасов вынужден оперировать теми же памятниками XII в., о которых мы не раз говорили выше. Но эти памятники никак не могут определяться, как «белорусские» — это еще памятники разных школ древнерусского зодчества периода феодальной раздробленности. Следовательно, в XIII—XIV вв. не создалось в этих землях ничего, что можно было бы «передавать на восток и на север».
Суммируя основные черты стиля реконструированного им и, как мы видели, далекого от истины Успенского собора в Коломне, Некрасов указывал, что его «слагаемость масс напоминает западный романский принцип», а «противоречивая пространственная ориентировка» здания, когда абсиды «выскакивают (!—Н.В.) перпендикулярно из восточной стены храма, как хоры западной романской базилики из своего трансепта», также вела на Запад, при этом не XIV, а XI—XII вв.101 Следовательно, суть «белорусского влияния» состоит в передаче «отсталой» Руси все тех же «благотворных воздействий» «передовой» — западной культуры, которая в данном случае давала уже не то, чем жило в XIV в. архитектурное искусство, а некие «зады» романского прошлого. Извращенность этой концепции не требует комментариев. Тем более, что
стр.237
и сам памятник, созданный Донским, совсем не похож на «памятник», построенный фантазией исследователя.
По мнению Некрасова, Коломенский
собор Донского был «копией» Успенского собора Калиты.102 Отсюда
фантастические черты первого переносятся на второй, а тем самым «белорусское
влияние» оказывается у самого корня истории московского зодчества. Как
говорилось выше, московский Успенский собор
Московское зодчество времени Донского является творчески полнокровным и глубоко своеобразным искусством, образующим важнейшее звено в процессе сложения русского национального зодчества.
Сноски
-------------------------
стр.217
1А. И. Некрасов. Города Московской губернии. М., 1928, стр.
164—170; его же, Возникновение Московского искусства, I, М, 1929, стр. 11—39.
2Ю. П. Кивокурцев. Памятник домонгольской эпохи близ Коломны.
Тр. Кабинета истории материальной культуры I МГУ, вып. V, М., 1930, стр. 66—71.
3Н. П. Милонов. Историко-археологический очерк гор. Коломны.
Историко-археол. сб. НИИМКР. М., 1948, стр. 74—92.
4Основные выводы названной работы А. И. Некрасова были
повторены им в «Очерках по истории древнерусского зодчества», М., 1936, стр.
181—186.
5Исследование и археологические разведки памятников Коломны
проведены летом
-------------------------
стр.218
6ПСРЛ, т. XV (Рогож лет.), стр. 83—84.
7Н. А. Гейнеке. По Москве. М., 1917, стр. 355 сл
8ПСРЛ, т. XVIII, стр. 103; т. VIII, стр. 28.
9ПСРЛ, т. XVIII, стр. 151.
10В. П. Адрианова Перетц. Задонщина. Тр. отдела древнерусской
литературы, т. V, М. - Л., 1947, стр. 199.
11ПСРЛ, т VIII, стр . 21.
12П. Си меон. История Серпухова. М., 1880, стр. 25—26; В. А.
Рождественский. Историческое описание серпуховского Владычного монастыря.
М., 1886.
13П. Симеон. Указ. соч., стр. 26—27; ПСРЛ, т. VIII, стр. 21; т.
XVIII, стр. 114.
14«Сказание о зачале Владычня монастыря, что в Серпухове». Список
XVII в. Сб. отдела рукописей ГИМ. Синодальная библ., №
15«Слово о житии» Афанасия Высоцкого. Синодальная библ., №
16ПСРЛ, т. XVIII, стр. 129.
17П. Симеон. Указ. соч., стр. 30.
18О. П. Б улич. Коломна. М., 1928, стр 18—19.
19ПСРЛ, т. XI. стр. 54; Синопсис, СПб., 1807, стр. 147—148. Эти
укрепления были сожжены в 1438—1439 гг. ПСРЛ, т. VIII, стр. 107
-------------------------
стр.219
20ПСРЛ, т. VI, стр. 122.
21В. В. 3веринский. Материал для историко-топогр. исслед. о правосл.
монастырях в Российской империи, т. I, СПб., 1890, стр. 87, № 45.
22О. П. Булич. Указ. соч., стр. 12.
23Н. Тихонравов. Древние жития Сергия Радонежского. М., 1892, отд.
II, стр. 73—74, 101—102. Этот храм в общих словах описан а писцовой книге
Коломны 1577—1578 гг. (ПКМГ, т. I, ч. 1, стр 325— 326) и Павлом Алеппским
(Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., вып.
II, М., 1897, стр. 143). Н. Иванчин-Писарев отметил, что «в подвалах» нового
монастырского собора «еще видно место заложенного св. Сергием; небольшой
четырехугольный обвод из камней в виде фундамента. (Н. Иван чин-Писарев,.
Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1844, стр. 154). Мы не имели
возможности проверить эти данные путем раскопок.
24Каменный храм Бобренева монастыря описан впервые в писцовой книге
1577—1578 гг. (ПКМГ, т. I, ч. I, стр. 323 и 325).
25П. Строев. Списки иерархов... СПб., 1877, стр. 1029.
26ПСРЛ, т. VIII, стр. 14.
27ПСРЛ, т. VIII, стр. 31, П. Строев. Указ. соч., стр. 255.
28ПСРЛ, т. VIII, стр. 34 и 62.
29И. М. Карамзин. История государства Российского Изд.
Эйнерлинга, т. V, стр. 152.
30И. Иванчин-Писарев. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М.,
1844, стр. 133.
31Там же, стр. 133—134 и табл. VII.
-------------------------
стр.221
32Ю. П. Кивокурцев. Указ. соч.
33Там же, стр. 66 и 69.
34А. И. Некрасов. Города..., стр. 164—165.
35Чертежи церкви на Городище исполнены П. А. Раппопортом.
36Раскоп велся пластами по
37Под новой четырехскатной кровлей на сводах эта черепица местами
сохранилась in situ.
-------------------------
стр.222
38Л. А. Давид. Церковь Трифона в Напрудном. Архитектурные
памятники Москвы ХV-ХVII вв., М., 1947, стр. 33—54.
39Изображение единорога встречается в миниатюре Радзивилловской
летописи, рисующей поле битвы (л. 1916). Так как эти иллюстрации копируют
лицевой свод
40Состав раствора под рельефом: известь с примесью мелкозернистого
песка (51%), коллоидального кремнезема о окислами железа, кусочков стебля
осокового или злакового растения. Раствор кладки стены отличен лишь по
характеру органических включений: кусочков угля лиственной пароды. Анализ
лаборатории ИИМК.
41Н. Н. Соболев. Русский зодчий XV в. В. Д. Ермолин.
Старая Москва, вып. II, М., 1914; Н. Иванчин-Писарев. Указ. соч., стр. 137.
42Г. и В. Лукомские. Кострома. СПб., 1913, стр. 58; Н. Н. Воронин.
Переславль-Залесскйй, М., 1948.
-------------------------
стр.223
43П. Строев. Указ, соч., стр. 1029.
44В. Касаткин. Димитриевский собор. Владимир, 1914, стр. 13—14; Изв.
Археол. об-ва, т. IV, 1863, стр. 342.
45Павел Алеппский, вып. II, стр. 146.
46Там же, стр. 148—149.
47Приношу сердечную благодарность Е. В. Михайловскому за
разрешение сослаться на результат его исследования.
-------------------------
стр.224
48Н. Иванчин - Писарев. Указ. соч., стр.139.
49А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 37.
50Там же.
51Там же, стр. 36—37.
-------------------------
стр.225
52А. И. Некрасов. Города.., стр. 166.
53Его же. Возникновение. стр. 37.
-------------------------
стр.226
54ПКМГ, т. I, ч. 1, стр. 301, 303, 304.
55Там же, стр. 304-305.
56Там же, стр. 304. А. И. Некрасов почему-то не привлек
данных писцовой книги к своим заключениям о Воскресенской церкви.
57ПСРЛ, т. VIII, стр. 269, 271, 278.
-------------------------
стр.227
58Кремлевская церковь Рождества богородицы, построенная княгиней
Евдокией, сменила деревянную церковь Воскрешения Лазаря и имела придел,
посвященный этому празднику (Н. А. Скворцов. Археология и топография
Москвы. М., 1913, стр. 469). Любопытно, что московские воеводы, участвовавшие в
знаменитой Шелонской битве, поставили деревянный придал Воскресения у московского
Архангельского собора (ПСРЛ, т. VIII, стр. 165).
59ПСРЛ, т. VIII, стр. 34.
60ПСРЛ, т. XVIII, стр. 129.
61ПСРЛ, т. XXIII, стр. 125.
62ПСРЛ, т. VIII, стр. 62; т. XXI, под
63А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 14—20.
-------------------------
стр.228
64А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 29—32 и рис. 4.
65Ср. А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 22.
66Н. В. Султанов. Памятники древнего зодчества в Коломенском
и Бронницком уездах. Зодчий, 1883, стр. 50.
67А. И. Некрасов полагал, что «собор своим цоколем сплошь
ушел в землю», подобно московскому Успенскому собору, вросшему на
68Площадь шурфа:
-------------------------
стр.229
69Условия работы были здесь крайне неблагоприятны. Собор был почти
лишен света: большие окна были забиты щитами; рассеянный свет падал лишь из
некоторых окон главы и одного окна на южном фасаде. Под снятым чугунным полом
оказался еще промороженный строительный слой необычайной прочности, по
углублении раскопа стенки оттаивали и осыпались, увлекая за собой новые плиты
чугунного пола. Все это вызвало опасение обрушения солеи и заставило вести
работу возможно быстро. При этом по-
-------------------------
стр.230
70По определению Центр. рест. мастерских, эти фресковые фрагменты
могут восходить к XIV в.
71Сделать дополнительные шурфы внутри собора не представлялось
возможным по независящим от нас обстоятельствам.
-------------------------
стр.231
72А. И. Некрасов. Возникновение. стр. 27.
73Павел Алеппский, вып. II, стр. 147
74Там же, стр. 148—149
75Н. Иванчин-Писарев. Указ. соч., стр. 141—143; И. Э. Грабарь
Феофан Грек, стр. 17 (оттиск из «Казанского музейного вестника», 1922, № 1)
76ПКМГ, т. I, ч. 1, стр. 293, 297, 298.
77Изложенное совершенно лишает почвы и смысла рассуждения А. И. Некрасова
о «поперечно-ориентированном пространстве» собора XIV в. (Возникновение, стр.
25).
-------------------------
стр.232
78Доклад в секторе древнерусского зодчества ГАИМК в
79Н. Н. Воронин. Тверское зодчество XIII— XIV вв. ИОИФ, 1945,
№ 5, стр. 379.
80Двухэтажность подклета Чудова собора была вызвана его назначением
усыпальницы, тогда как собор Коломны этой функции не имел.
81ПКМГ, т. I, ч. 1, стр. 325—326; Павел Алеппский, вып. П, стр 143
82А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 23—24.
83А. И. Некрасов, считавший алтарную часть существующего
собора сохранившей конфигурацию XIV в., помещал малые главы над боковыми апсида
миприделами (Возникновение..., стр. 23).
84См. выше статью П. Н. Максимова.
-------------------------
стр.233
85А. Олеарий. Описание путешествия в Московию. СПб., 1906, стр. 352.
86Н. Н. Воронин. Основные вопросы реконструкции
Боголюбовского дворца, КСИИМК, вып. XI, М.—Л., 1945; Н. Серебрянский.
Древнерусские княжеские жития, М., 1915, стр. 91 (прилож.).
-------------------------
стр.234
87И. В. Рыльский. Архитектура Московского кремля. Русская
архитектура, М., 1940, стр. 42; см. также выше статью П. Н. Максимова.
88Ср. А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 23.
89Там же, стр. 32—35.
90Там же, стр. 35.
91Может быть, некоторым штрихом в характеристике отношения этого
времени к владимирской древности является посвящение приделов на хорах
Успенского собора Леонтию ростовскому и Никите переславскому.
92Н. Н. Воронин. У истоков русского национального зодчества.
Архитектура СССР, 1944, № 5; см. также нашу статью «Главнейшие этапы русского
зодчества X—XV столетий». ИОИФ, 1944, № 4, стр. 169—170.
93П. Д. Барановский. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове.
Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР, М.— Л., 1948.
94П. Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века, М., 1947.
95Н. Н. Воронин. Памятники владимиро-суздальского зодчества
XI—XIII вв. М., .1945, стр. 77—78.
96Об этом подробнее ом. в моей работе «У истоков русского
национального зодчества», ч. 1. Вышгород, Полоцк, Псков. Ежегодник Института
истории искусств, т. I, М,— Л., 1949.
-------------------------
стр.235
97Отметим здесь, что сопоставление описания Павлом Алеппским собора
Коломны с Троицким собором в Пскове могло бы дать основание для вывода о
подобном же размещении глав на соборе Донского. Как мы знаем из писцовой книги
1577—1578 гг., на его хорах было два придела, и указание Алеппского, что малые
купола размещаются «над обоими алтарями», можно было бы понимать как постановку
их на углах нартекса как в Пскове. Однако текст Алеппского очень точно
разделяет описание алтарной части и нартекса, и сказанное не более как догадка.
98См. выше статью П. Н. Максимова (стр. 214,216)
-------------------------
стр.236
99Весьма вероятно, что заложенный в
100А. И. Некрасов. Возникновение..., стр. 10.
101Там же, стр. 27
-------------------------
стр.237
102Там же, стр. 75.
Иллюстрации
Рис. 1. Церковь на городище под Коломной: а - план; б - западный профиль
раскопа I и кладка стены; 1 - культурный слой; 2 - перерытый слой; 3 - песок; 4
- глина; 5 - кирпичный щебень; 6 - известь и известняковый щебень; 7 - засыпь
рва; 8 - зола; 9 - уголь
Рис. 2. Резной камень из церкви на Городище
Рис. 3. Воскресенская церковь. Подклет
Рис. 4. Воскресенская церковь 1-план (схематический обмер); 2-разрез по
подклету и раскоп I; 3-западный профиль раскопа I. Условные обозначения см. при
рис. 1
Рис. 5. Успенский собор 1 — план (схематический обмер); 2 — раскоп у средней
апсиды (северный профиль) и кладка фундамента.
Рис. 6. Успенский собор. Деталь фундамента средней апсиды с частью архивольта
портала в кладке
Рис. 7. Успенский собор. Раскоп в северном нефе: а — план; в — профиль.
Условные обозначения см. при рис. 1
Рис. 8. Коломна по гравюре А. Олеария (деталь)
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский